Общение и деятельность. роль общения в профессиональной деятельности. общение как способ коммуникации
Содержание:
- Общение и коммуникация
- Формы коммуникационного действия
- Помехи в общении
- Стили и классификация
- Психологическая характеристика общения
- Представления о развитии общения
- Правила коммуникации
- Манипулятивное общение: технологии, цели, примеры. Психология общения
- Соблюдая простые правила
- Особенности коммуникативных процессов
- Привлечение внимания
Общение и коммуникация
Степень важности коммуникации трудно описать словами. Она нужна везде: в повседневной жизни, в общественной деятельности, на работе
От степени ее эффективности порой зависит успех всего начинания. Если коммуникация хорошо выстроена, вероятность появления конфликтных и некомфортных ситуаций между людьми сводится к минимуму.
Однако коммуникация и общение – это не одно и то же. Часто эти понятия используют как синонимы, хотя, если углубиться в саму их суть, станет ясно, что между ними существуют различия. Коммуникация представляет собой любые взаимодействия двух составляющих, главной функцией которых является обмен информацией. Если рассматривать общение в качестве потока информации, то можно сказать, что общение – способ коммуникации. Однако в широком смысле слова это сложный многофункциональный процесс, в результате которого происходит не только обмен информационными данными, но и влияние одного человека на другого.
Формы коммуникационного действия
Основная статья: Виды коммуникации
— единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:
- Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
- Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
- Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[источник не указан 2147 дней].
Подражание
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.
За подражанием стоят разные психологические механизмы:
- в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
- в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
- в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
- в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.
Помехи в общении
Во всех моделях описывающих процесс общения, для описания помех в декодировке сообщения посланного по каналу общения применяется термин «шум». Существуют разные типы шумов:
Шум окружающей среды
Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорителями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство.
Физиологический шум
Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения (например, глухота или слепота).
Смысловой шум (семантический барьер)
Шум, происходящий от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим сообщение. Например, слово «трава» может означать определённую форму растений, а может иметь сленговое значение — марихуана.
Синтаксический шум
Ошибки в грамматике или синтаксисе могут сильно затруднять общение. Как правило, от этого типа шума страдают люди, передающие сообщение на неродном для себя языке.
Культурный шум (социально-культурный барьер)
Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений. Общение между представителями разных культур может быть затрудненно взаимонепониманием связанным с использованием кодов, подходящих лишь к конкретной культуре. В качестве примеров можно привести пожелание «счастливого рождества» обращённое к человеку, не являющемуся христианином.
Психологический шум
Настроение принимающего сообщение может способствовать эффективному общению или, наоборот, затруднять его. Сильный гнев или печаль мешают сфокусироваться на приёме сообщения. Между «донором» и «реципиентом» информации могут возникать коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения:
- Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
- Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
- Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств.
- Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
- Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.
Психологические расстройства, как, например, аутизм, могут затруднять общение до уровня, когда оно перестаёт быть возможным.
Стили и классификация
Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.
Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.
Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.
Психологическая характеристика общения
Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели (рис. 3).
Функции общения
Эмотивная
Информационная
Контактная
Координационная
Побудительная
Возбуждение в партнере нужных эмоциональ-ных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний
Обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.
Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности
Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности
Стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий
Понимания
Адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний
Установления отношений
Оказания
влияния
Осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид
Изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.
Рис. 3. Функции общения
Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.
Представления о развитии общения
Филогенетическое развитие общения
Филогенез — историческое формирование группы организмов, в данном случае — развитие человеческого общества.
Согласно мнению М. Томаселло (англ.)русск. , американского психолога и специалиста по изучению коммуникации и кооперации, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.
Онтогенетическое развитие общения
Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.
Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.
До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения.
Правила коммуникации
Значение общения проявляется в возможности обмениваться идеями, информацией, эмоциями и формировать представление о себе. Успеха в этой области можно достичь, если следовать общепринятым правилам коммуникации.
Во-первых, нужно обратить внимание на пунктуальность, без нее сложно построить какие-либо отношения
Очень важно всегда отвечать за свои слова, выполнять в срок обещанные задания. Ведь общение – это не только кратковременный «пинг-понг в слова», а планомерное и целенаправленное создание благоприятного образа
Согласитесь, никто не станет слушать «пустомелю», который никогда не отвечает за свои слова
Ведь общение – это не только кратковременный «пинг-понг в слова», а планомерное и целенаправленное создание благоприятного образа. Согласитесь, никто не станет слушать «пустомелю», который никогда не отвечает за свои слова.
Во-вторых, излишняя болтливость портит имидж. Человек должен различать не только плохую и хорошую информацию, но общедоступную и конфиденциальную. Нужно обладать минимальным тактом, чтобы понять, какие сообщения можно бесконечно передавать из уст в уста, а какие лучше намертво похоронить на задворках памяти.
В-третьих, нужно быть доброжелательным. Вежливость, хорошие манеры и положительный настрой никто не отменял в XXI веке. Эти качества располагают собеседников к человеку, и общение становится более открытым. Если коммуникатор будет проявлять излишнюю эмоциональность или скрытность, он только оттолкнет от себя собеседников. Психологи уже давно заметили, что если люди наблюдают за спором, то они наверняка примут сторону того, кто держится более спокойно. Не зря говорят, что в спокойствии сила. Вывод только один: если доброжелательно подавать информацию и вежливо отвечать на вопросы, то не придется прилагать дополнительных усилий, чтобы убедить окружающих в своей правоте, а ведь в этом зачастую и состоит основная цель общения.
Манипулятивное общение: технологии, цели, примеры. Психология общения
Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект … незавершенного действия бумеранга новизны ореола
11. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (возрастной, половой, профессиональной) без достаточного осознания различий между ними – это … стереотипизация абстракция проецирование
12. Манипулирующее воздействие проявляется в … использовании человека в корыстных целях демонстрации своей позиции в покровительственном отношении к человеку
13. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это … эмпатия рефлексия экспрессивность
14. На формирование аттракции оказывают наибольшее влияние: совместная деятельность все ответы верны «помогающее поведение» сходство характеристик общающихся сходство ситуации, в которой находятся партнеры
15. Перцептивная сторона общения включает в себя … проявление тревожности демонстрацию креативного поведения процесс формирования образа другого человека
16. Человеческая речь характеризуется: наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции определенной логикой построения фраз возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях все ответы верны
17. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры. смысловые эмоциональные физические
18. Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс … идентификации эмпатии рефлексии
19. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением. личностным деловым ролевым
20. Существенный признак внушения: некритическое восприятие информации недоверие критичность
21. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это … психическое заражение конформность убеждение подражание
22. Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это … убеждение психическое заражение эмпатия
23. Преодоление всех без исключения барьеров общения – это соблюдение следующих условий: понимание целей партнера все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения знание индивидуальных особенностей партнера
24. Формы реализации делового общения оперативка переговоры брифинг совещаниябеседа видеоконференция
25. Французская пословица гласит, что умение сказать человеку то, что он сам о себе думает – это … комплимент лесть критика
26. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение. примитивное закрытое ролевое открытое
27. Последовательность этапов делового общения: установление контактавыявление мотивов общениявзаимодействиезавершение общения
Соблюдая простые правила
Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь положительные свойства и черты характера, будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения
Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту
Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:
- будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
- помните, уважения достоин каждый;
- проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
- не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
- развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.
Особенности коммуникативных процессов
При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них. При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение. Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.
Главная цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).
Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.
В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:
- половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
- темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
- возраст;
- социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
- физические различия;
- состояние здоровья;
- ценностные ориентации.
Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:
- физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
- функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
- речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
- отношения между объектом восприятия и субъектом;
Привлечение внимания
В процессе коммуникации люди часто сталкиваются с барьерами общения
Каждому индивиду важно, чтобы его слушали и слышали, поэтому крайне необходимо удерживать внимание реципиентов. Первое, с чем сталкивается человек в процессе общения – проблема с привлечением внимания. Решить ее можно используя такие приемы общения:
Решить ее можно используя такие приемы общения:
«Нейтральная фраза». Человек может произнести фразу, никак не связанную с основной темой беседы, но ценную для присутствующих. «Завлечение». Говорящему стоит очень тихо и непонятно произнести фразу, это заставит окружающих прислушаться к его словам. «Зрительный контакт»
Если пристально глядеть на человека, то его внимание будет полностью сосредоточено. Когда человек избегает взгляда, он дает понять, что не желает вступать в контакт
Барьеры в общении могут быть представлены в виде шума, освещения или желания реципиента поскорее вступить в беседу, поэтому нужно научиться «изолировать» собеседника от этих факторов.