Коммуникативная сторона общения
Содержание:
- Понятие и виды общения
- Как определяется уровень общения
- Общение – процесс сложный и многоступенчатый
- Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии
- Особенности процессов массовой коммуникации. Социальное давление и феномен конформизма
- Факторы и основные стили поведения
- Функции коммуникации
- Функции и виды общения
- Коммуникация как часть общения
- Функция общения №3: Эффективно-коммуникативная
Понятие и виды общения
Понятие общения в психологии обозначает форму деятельности, реализуемой между индивидами, которые являются равноправными партнерами по коммуникациям, приводящей к появлению психического взаимодействия.
Понятие общения предполагает обмен сообщениями, восприятии и понимании товарищами по разговору друг друга. Субъектами коммуникаций являются люди. Хотя общение и характерно для всех живых существ, однако только лишь на уровне индивида коммуникационный процесс является осознанным, т.е. связанным речевыми и невербальными актами. Субъект, транслирующий информацию, имеет название коммуникатор, а получающий ее называется реципиентом.
В коммуникативных взаимодействиях можно выделить целый ряд аспектов: суть, задача, средства. Суть коммуникаций лежит в сведениях, которые при межличностных контактах передаются от одной живой сущности другой. Такие сведения могут транслировать информацию об эмоциональном настрое, об условиях внешней среды.
Задача общения должна отвечать на вопрос – с какой целью существо вступает в процесс общения. Такие цели могут быть довольно разнообразными и представлять собой инструменты удовлетворения социокультурных, созидательных, когнитивных, эстетических, нравственных и других потребностей.
Инструментами общения являются способы шифрования, трансляции, преобразования и декодирования сообщений, которые передаются в ходе коммуникационных взаимодействий от одного создания другому. Шифровка сообщений – это так называемый прием передачи данных. Информация между индивидами передается при помощи речи, органов чувств и других систем знаков, письменности, технических механизмов записи и сохранения данных.
К коммуникационным взаимодействиям относят такие виды общения, как терапевтическое, межличностное, прямое и опосредованное, групповое и межгрупповое, массовое, интимное и криминогенное, доверительное и конфликтное, деловое и личное, ненасильственное.
Как определяется уровень общения
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого между ними происходит обмен информацией аффективно-оценочного или познавательного характера. Общение регулирует совместную деятельность и делает возможным относительно мирное сосуществование людей.
Считается, что момент возникновения речи совпадает с появлением у древних людей такого чувства как радость. Действительно, общение способно приносить огромную радость. Словами можно поддержать, помочь, договориться, выразить любовь и другие положительные чувства и намерения. Но не всякое общение приятно. Точно также, общаясь, люди ссорятся, выражают неприязнь, лгут, жестоко критикуют, унижают и прочее.
Общение чрезвычайно многообразно. Выделяют множество его видов, стилей, типов и уровней.
Уровень общения определяют такие составляющие:
- Способность выражать мысли. Чтобы уметь гладко, последовательно и понятно высказываться, нужно обладать богатым словарным запасом. Наличие в речи слов-паразитов, длинных пауз и нецензурной брани говорит о слабо развитой способности ясно изъясняться.
Пополнить словарный запас совсем не сложно, достаточно лишь больше читать и чаще общаться с людьми, разговаривающими грамотно.
Подход к общению
Важно не просто выражать мысли словами, но и обращать внимание на то, понимает ли значение произносимых слов собеседник. Стиль и манеру нужно подстраивать так, чтобы они были уместны
От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она вообще воспринята
Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности.
Темп речи. В одних случаях уместнее говорить быстро, в других – медленно. Оптимальный вариант – говорить размеренно, ровно, в среднем темпе, так, чтобы все слова были ясно слышны, то есть произносить в среднем 2 слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь получится более красивой.
Общение – процесс сложный и многоступенчатый
Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.
Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную. Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.
Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.
Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии
Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей.
Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности.
Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга.
Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Как вы уже знаете из статьи, про правильную постановку целей, каждая цель делится на задачи, чтобы было понятнее, как её реализовывать.
Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения. Затем идёт непосредственно само взаимодействие, и завершающим является, конечно же, сам результат общих усилий.
Особенности процессов массовой коммуникации. Социальное давление и феномен конформизма
Массовые коммуникации — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию через средства массовой информации большим сегментам населения одновременно. Основные психологические характеристики массовой коммуникации.
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:
- Интерес, подражание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов.
- Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание.
- Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией.
- Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.
- Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК).
- Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки.
- Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях.
- Формирование слухов с определенными целями.
- Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).
Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.
Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы
Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом
Конфо́рмизм — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Существуют две основных причины, по которым люди проявляют конформизм.
1. это происходит в ситуациях, когда данных, которые человек имеет об окружающем мире, недостаточно для принятия решения. Или можно сказать проще — человек не знает, что и как нужно делать. Когда информации из предметного мира недостаточно, мы начинаем ориентироваться на косвенную информацию из мира социального.
2. другой вид конформного поведения имеет иные основания и следствия. Речь идет о нормативном влиянии группы, которому индивид подчиняется, чтобы получить социальное поощрение или избежать наказания. Социально-психологические эксперименты, направленные на изучение конформизма, демонстрируют значение фактора нормативных влияний.
Факторы и основные стили поведения
Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта, а именно:
- Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
- Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
- Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.
Каждый из нас периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что в какой-то позиции «зависает», что предполагает больше вреда, чем пользы. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детишек брать на себя роль взрослого. Встречали таких не по годам развитых, серьёзных детей, лишённых детства?
Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших братиках и сёстрах, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.
Функции коммуникации
Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.
Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.
Функции и виды общения
Функции общения в психологии бывают следующими:
- Инструментальная – способ социальных взаимоотношений, направленный на получение и передачу информации, необходимой для выполнения определенных действий в каждой конкретной ситуации. Такое общение не направлено на получение удовлетворения от контакта, а используется как процесс обмена некими сведениями.
- Трансляционная – используется для передачи точных приемов деятельности, выражения мнения и оценки того или иного события либо явления.
- Интегративная – средство коммуникации и объединения партнеров в процессе совместной деятельности.
- Информационная – служит для восприятия и трансляции информации.
- Контактная – необходима для установления связей в условиях взаимной готовности партнеров общения к обмену сведениями.
- Осмысления – включает в себя не только восприятие информации, но и ее понимание всеми участниками акта общения.
- Амотивная – пробуждение у партнера требуемого эмоционального отклика на передаваемые сведения, изменение уже имеющихся чувств и состояний.
- Познавательная – помогает аккумулировать информацию в процессе общения с людьми, способствует установлению взаимопонимания в социальной группе, компенсирует недостаток знаний у некоторых членов сообщества.
- Общественно-психологического отклика – проявляется в том, что информация, воспринятая и обработанная одним членом социальной группы, становится средством взаимовлияния и взаимообмена со всей группой.
- Регулятивная – оказывает прямое или косвенное влияние на мировоззрение, самооценку и поведение всех членов данного социального сообщества. Позволяет согласовывать совместную деятельность, координирует и направляет действия всех участников.
- Социализирующая – позволяет партнерам освоить приемлемые коммуникативные навыки и умения, способствующие эффективному взаимодействию с другими людьми как внутри социальной группы, так и вне ее.
- Управленческая – позволяет изменять направление деятельности одного или нескольких людей в сторону, нужную лидеру группы.
Управленческая функция общения
- Перцептивная – межличностное оценивание и понимание партнера, его поведения и психологических характеристик (эмоции, способности, мысли, цели и мотивы).
Все функции могут быть реализованы в определенных видах общения, которые подразделяются в зависимости от:
- количества участников (групповые и индивидуальные);
- способа общения (вербальные или невербальные);
- расстояния между партнерами (контактные и дистанционные);
- условий общения (официальные и неофициальные).
Коммуникация как часть общения
Коммуникация, как один из аспектов общения, являет собой процесс обмена информацией
Важно усвоить не только чем общение отличается от коммуникации, но и разницу между коммуникацией и другими составляющими общения. В отличие от взаимодействия, она несет чисто теоретический характер, без практических действий и поступков, влияя на взгляды оппонента и мотивируя его к определенной активности
И, в отличие от взаимовосприятия, она не включает в себя субъективных ощущений индивида, хотя может влиять на взаимовосприятие, а также способ и окраска коммуницирования могут изменяться в зависимости от взаимовосприятия. Можно сказать, что коммуницирование – это способ непосредственного влияния людей друг на друга.
Важно понимать, что здесь имеется в виду именно процесс взаимного обмена информацией, который ведет к оптимизации совместной деятельности. Для успешного коммуницирования все участники должны иметь общий свод символов и понятий, быть взаимозаинтересованными, а также сосредоточенными на усвоении и принятии информации
К средствам коммуникации можно отнести устную и письменную речь, невербальное взаимодействие.
Функция общения №3: Эффективно-коммуникативная
Она заключается в восприятии и понимании человека, с которым происходит общение. Эта функция крепко связана с эмоциональной сферой человека, ведь именно общение явно доминирует в ней. Эмоции и чувства проявляются именно в процессе коммуникации, что в дальнейшем либо способствует сближению людей, либо подталкивает их к сохранению, а то и к увеличению, дистанции. Несомненно, в нашем обществе роль общения не только не становится менее заметной, но и усиливает свое влияние. Сейчас уже ясно, что общения является сложным и многогранным процессом, который ведет к установлению связей между людьми. Именно установление связи дает возможность реализации совместной деятельности, которая позволяет достигать значительных успехов.
Однако стоит помнить, что любое сближение имеет свои определенные границы, через которые не рекомендуется переступать. Ведь даже самые близкие люди все равно представляют собой отдельные личности со своими мыслями и устремлениями.
Именно из-за этого любые контакты одного человека с другим нередко сталкиваются с трудностями, причем это касается и общения всего двух людей, и больших групп. Но весь секрет в том, что все эти проблемы решить можно исключительно в процессе общения.