Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки

Как определить цель исследования – 3 простых способа

Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.

Существует три надежных способа определить цель научной статьи:

Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.

Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.

Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.

Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.

О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.

Полезные советы

Старайтесь концентрироваться исключительно на интересующей вас теме, а не хвататься сразу за несколько вопросов и изучать их в общих чертах. Таким образом, вы избежите бесцельных экспериментов и сможете более детально раскрыть выбранную тему.
Строго следуйте правилам оформления НИР. Лучше всего стараться их соблюдать уже при создании черновой работы. 
Не пренебрегайте консультациями с научным руководителем. Помните, что этот человек обладает огромнейшим опытом в написании подобных работ, соответственно, он сможет дать вам много ценных советов и направит в нужное русло.
Внимательно отслеживайте источники, из которых черпаете информацию для своей исследовательской работы. Некоторые научные отрасли очень быстро развиваются. Может так случиться, что даже материалы статьи, датированной этим годом, уже будут являться устаревшими или недостоверными. Использование подобной информации не останется незамеченным и плохо отразится на оценке вашей работы.
Частое использование специализированной терминологии очень приветствуется в рамках написания научной работы. Соблюдение научного стиля и отменное владение научным языком положительно отразится на мнении о вас комиссии.

После написания работы непременно проверьте ее на грамматические и стилистические ошибки

Также обратите внимание на логический порядок и последовательность выражения мыслей, касающихся порядка проведения исследования.
Не откладывайте написание работы на потом. Если вы быстро справились с первой поставленной задачей, это не значит, что весь проект будет таким легким

Кроме того, за пару недель еще ни у кого не получалось написать что-то стоящее.
Для написания хорошей и по-настоящему ценной работы понадобится примерно пару семестров. Отличные идеи приходят в результате многократных обсуждений с преподавателем или однокурсниками. Также приличное количество времени понадобится на разбор неудачных или бессмысленных экспериментов.

Правила оформления

Правила оформления НИР устанавливаются ГОСТом 7.32–2001:

  • Отчет печатают на листах формата А4. Размер А3 допускается для больших иллюстрации или таблиц в приложениях.
  • Шрифт – исключительно черный. Полужирное начертание запрещено. Размер (кегль) – 12 или больше, интервал между строками полуторный.
  • Верхние и нижние поля страницы – по 20 мм, левое – 30 мм (под переплет), правое – 10 мм.
  • Внизу, по центру страницы должен быть проставлен ее номер. Нумерация в документе сквозная.
  • Номера глав и разделов обозначаются арабскими цифрами. Подразделы нумеруются двумя цифрами: номер соответствующего раздела и порядковый номер подраздела.

    Пример:

    Раздел 1.

    Подраздел 1.1.

    Подраздел 1.2

    И так далее.

  • Все формулы пишутся с новой строки. Расшифровка символов приводится ниже.
  • Ссылки на источники нумеруются в соответствии с их порядковым номером, в списке литературы.

Это основные требования к оформлению студенческих научно-исследовательских работ (к которым по большому счету относятся и курсовые). Но при написании любой НИР, в том числе и более серьезной (например, дипломной работы бакалавра, диссертации магистра или аспиранта) нужно обязательно руководствоваться указаниями методичек.

Образец титульного листа НИР

На рисунке представлен образец заполнения титульного листа в соответствии со стандартом ГОСТ 7.32–2001.

Итак, все НИР проводятся и оформляются по единому стандарту. Сначала нужно изучить предметную область, спланировать цели и поставить задачи, затем – пояснить, что уже сделано по теме и как проведенные изыскания дополняют имеющиеся данные. Важный пункт – практическое применение и его результативность. Научно-исследовательская работа студентов – это поэтапная подготовка к написанию диплома бакалавра, магистра, а затем и кандидатской и докторской диссертаций.

Этапы подготовки к НИР

Для написания качественной НИР необходимо составить детальный план. Он поможет постепенно и последовательно приблизиться к главной цели исследования. Следует выделить следующие этапы подготовки к написанию исследовательской работы:

  1. Обдумайте общую направленность исследования и определитесь с темой.
  2. Изложите научную гипотезу, которая требует проверки и теоретического обоснования. Идея может быть как новой и актуальной, так и старой, являющейся повторением чьего-либо исследования. В последнем случае ваша цель будет заключаться в проведении новых экспериментов, сравнении различных методик с более углубленным анализом литературы по данной теме. Другими словами, научный проект обязан раскрывать уникальную тему или предлагать взглянуть по-новому на существующую проблематику. 
  3. Соберите информацию о предмете исследования. Есть два способа собрать данные: эмпирический и по вторичным источникам. В первом случае проводим эксперименты и фиксируем свои наблюдения. Также обращаемся к материалам по выбранной теме, написанным признанными экспертами и изучаем их. Во втором случае следует провести тщательный анализ сайтов, книг, журналов и других источников, которые содержат полезный материал, связанный с вашей темой.
  4. После сбора и изучения всех источников составьте приблизительный план действий согласно поставленной цели и доступным средствам. Сделайте также список вопросов и дайте по три варианта ответов на каждый из них. Обсудите наиболее удачные решения с научным руководителем. 
  5. Начинайте исследование согласно выбранной методике. Выполнив все ранее намеченные действия от начала и до конца, проанализируйте результат и обсудите его с руководителем.

Что такое цель и задачи исследования?

Цель и задачи исследования – это два обязательных пункта при написании любой научной работы. При написании введения в курсовой работе или дипломе цель и задачи следует отразить в нем. Если введения в научной работе не предполагается, например, это статья или эссе, то цель и задачи должны быть расположены в первых абзацах, опережать их может только актуальность.

Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, а задачи – алгоритм достижения данной цели. Уже при описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы.

Что касается задач исследования, то каждая из них в совокупности с другими должна привести к достижению ожидаемого результата. Самым простым способом определить задачи исследования – это переписать параграфы из плана работы. Такой вариант нередко устраивает преподавателей, однако если при написании курсовой работы или диплома вас призывают не путать задачи с содержанием работы – будет лучше, если вы уложитесь в 1-2 теоретические задачи «изучить литературу, понятия, проанализировать ситуацию», а остальные задачи сделаете более конкретными. Это может быть разработка и проверка методов решения проблемы, поиск и формулировка новой гипотезы, выбор методов исследования и т. д.

Главное, чтобы получившийся список действий был не просто автоматическим перечнем заданий, выполненных студентом, но и являлся руководством к действию. То есть нужно стремиться к тому, чтобы результаты исследования можно было применить на практике – использовать на производстве, разрешить сложную экономическую ситуацию и т. д.

Структура НИР

Согласно ГОСТу 7.32–2001 все отчеты по проведению НИР включают в себя:

  1. Титульный лист – на этой странице пишется название вуза, тема работы, имена студента, научного руководителя.
  2. Оглавление – перечисляются названия всех частей и разделов отчета с указанием номера страниц.
  3. Реферат – должен содержать обзор литературы и описание приложений. Обязательно надо изложить цель, указать объект изучения, применяемые методы, текущую степень внедрения (для прикладных исследований) и ее эффективность, а также перспективы разработки темы.
  4. Введение.
  5. Основная часть.
  6. Заключение.
  7. Библиография – перечисление литературы, использованной в работе. В список включаются книги и другие печатные издания, а также ссылки на интернет-ресурсы, к которым обращался автор. Составляется, как правило, в алфавитном порядке.
  8. Приложения – в разделе могут содержаться протоколы опытов и исследований, графики, диаграммы, карты, таблицы, расчеты, прочая вспомогательная документация.

Введение

Во вступлении описывается предметная область, актуальность, новизна выбранной темы, цели и задачи НИР. Рекомендуемый объем вводной части – 10 % от всей работы. Примерный план введения:

  • значение темы исследования для предметной области;
  • анализ существующих исследований;
  • новизна;
  • указание предмета и объекта исследования;
  • формулирование целей, задач, основной гипотезы;
  • описание всех применяемых способов сбора и анализа данных;
  • обзор использованных источников.

Основная часть

Объем основной части составляет примерно 60–70 % всей работы. Обычно она занимает около 20–40 листов А4. Текст разбивается на главы и параграфы, содержание которых должно передавать ход исследования.

В следующих главах поисковых работ могут быть проанализированы уже проведенные другими авторами исследования, уточнены формулировки, перечислены существующие методики и подходы, оценены перспективы развития направления и так далее. В прикладных работах нужно дать подробную характеристику изучаемого объекта, описать предлагаемые решения, обосновать их эффективность.

Для каждого раздела нужно сделать краткие выводы. Компактные таблицы, схемы, графики, рисунки и другие вспомогательные элементы можно включить в основной текст, большие – надо вынести в приложения.

Заключение

Рекомендуемый объем – примерно 5–10 % от всего текста. В нем подводится итог работы, перечисляются результаты решения поставленных задач, описывается их научная или практическая ценность, даются рекомендации по применению.

Научно-исследовательская деятельность во внеучебное время

К этой разновидности относится участие в:

  • научно-практических конференциях;
  • научных кружках;
  • студенческих бюро.

Рассмотрим каждый тип такой деятельности более подробно.

Научные кружки

Это один из самых популярных типов научно-исследовательской деятельности в российских вузах. В большинстве случаев руководителями таких кружков становятся непосредственно преподаватели вузов.

Их деятельность нацелена на изучение проблем, связанных с гуманитарными, общественными или прикладными науками. Результатом работы научных кружков становится изучение и глубокий анализ реальных документов и научных работ, проведение деловых игр с распределением ролей, которые были бы максимально приближены к реальной ситуации в обществе.

Научно-практические конференции

Эта разновидность научно-практической деятельности подразумевает не только подготовку докладов, исследующих теоретические стороны вопроса, но также активное участие студентов в обсуждении реальных проблем практического характера.

В рамках таких конференций предполагается выступление перед аудиторией, в том числе значительной, что способствует развитию ораторского мастерства.

Крупные студенческие конференции проводятся во всех без исключения отечественных вузах. На них рассматриваются важные общественные и научные проблемы, вероятные разновидности их решения. График проведения этих конференций определяется вузами самостоятельно, как и их непосредственная тематика.

Лучшие работы, представленные аудитории, публикуются в научных сборниках, могут оплачиваться, становятся началом формирования портфолио для последующей защиты кандидатской диссертации.

Студенческие бюро

Это направление научно-исследовательской деятельности, распространенное в вузах, имеющих экономическую направленность. Их еще называют технико-экономическими бюро или бюро экономического анализа.

В этом случае работа ведется в тесном контакте с конкретными предприятиями, работающими в секторе реального производства. Студенты под руководством преподавателей осуществляют анализ их деятельности, предлагая различные варианты решения существующих на предприятии проблем.

Эта разновидность студенческой научно-исследовательской деятельности, как и остальные, ведет к развитию творческого потенциала учащихся, повышению уровня их подготовки.

Что такое цель исследования

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически

В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.

Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.

Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:

  1. Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
  2. Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
  3. Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.

Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».

Приведем несколько примеров:

Публикации работ победителей и лауреатов конкурса

Победители и лауреаты конкурса НИРС нередко публикуют свои работы в российских и зарубежных научных изданиях или участвуют со своими докладами в авторитетных международных конференциях.

  • Захаров А.А. «Виртуальные инструменты повышения эффективности труда в государственных организациях. (The virtual tools for work efficiency increasing of public organizations)» в книге «Совершенствование публичного управления в России».
  • Соколова А.Д. «Cluster Analysis of Facial Video Data in Video Surveillance Systems Using Deep Learning (Упорядочивание данных в системах видеонаблюдения на основе технологий глубокого обучения)» в книге «Computational Aspects and Applications in Large-Scale Networks. Springer Proceedings in Mathematics & Statistics».
  • Богомазова Л.В. «Экономический кризис в российских СМИ: конструирование и деконструирование проблем» в журнале «Экономическая социология» 2019. Т. 20. № 1. С. 123-147.
  • Таранцова П.Д. «Построение регулярных выражений по логам событий» (Constructing Regular Expressions from Real-life Event Logs)  в сборнике докладов конференции «Analysis of Images, Social Networks and Texts. 7th International Conference AIST 2018».
  • Гадецкий А.В. «Conditional generators of words definitions» в сборнике докладов конференции «Proceedings of the 56th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics».
  • Космидис Е.А. «Адаптация детей мигрантов в школах Москвы и МО : опыт частной инициативы» в журнале «Демографическое обозрение» 2017. Т. 4. С. 80-109.
  • Богомазова Л.В. «Конструирование образа экономического кризиса 2014 года в российских онлайн-изданиях: сравнительный анализ» в журнале «Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2018. Т. 127. № 3-4. С. 162-173.»
  • Аверьянова Ю.В. «Эмпирический анализ факторов конкурентоспособности российских экспортеров в обрабатывающих отраслях» в журнале «Экономическая политика». 2018. Т. 13. № 6. С. 102-121.
  • Василенок Н.А. «What drives the private provision of security: evidence from Russian regions» в препринте Economics. EC. Высшая школа экономики, 2018. No. WP BRP 197/EC/2018.
  • Марков Ю.А. «Real-world objects are not stored in bound representations in visual working memory» в журнале Journal of Vision. 2018. Vol. 18. No. 10. P. 700-700.
  • Селезнева З.В. «Исследование реплицируемости агрегированных внешних кредитных оценок с помощью публичной информации» в препринте Financial Economics. FE. Высшая школа экономики, 2018. No. 71.
  • Рожкова К.В. «Вознаграждается ли знание иностранного языка на российском рынке труда?» в журнале Вопросы экономики. 2019. № 6. С. 122-141. 
  • Шунин Т.М.

План научной работы

Перед тем как приступить к исследованию темы, надо составить план, который отразит основные этапы НИР:

  1. Постановка задачи.
  2. Анализ уже проведенных работ по выбранной теме.
  3. Конкретизация направления. Отобранные материалы изучаются более глубоко. Это нужно, чтобы сформировать, описать, оценить все возможные пути решения поставленной на первом этапе задачи и определиться, какой из них будет применяться в работе, при этом надо научно обосновать выбор.
  4. Проведение эмпирических или теоретических исследований. Они состоят из: разработки гипотез, моделирования ситуации, научного обоснования методик, эксперимента, получения и обобщения данных.
  5. Оценка результата, выводы, перспективы. На этом этапе анализируются все предыдущие шаги, обобщаются полученные данные, выявляется полнота решения задач, а также делается прогноз дальнейшего изучения темы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector