Аутистический спектр у детей. расстройства аутистического спектра
Содержание:
Альтернативная медицина
Поскольку расстройство спектра аутизма невозможно излечить, многие родители ищут альтернативные или дополнительные методы лечения, но эти методы лечения мало или вообще не показывают, чтобы показать, что они эффективны. Вы могли бы непреднамеренно усилить негативное поведение. И некоторые альтернативные методы лечения потенциально опасны.
Поговорите с врачом вашего ребенка о научных доказательствах любой терапии, которую вы рассматриваете для своего ребенка.
Примеры дополнительных и альтернативных методов лечения, которые могут принести некоторую выгоду при использовании в сочетании с методами, основанными на фактических данных, включают:
- Творческая терапия. Некоторые родители предпочитают дополнять образовательное и медицинское вмешательство арт-терапией или музыкальной терапией, которая фокусируется на снижении чувствительности ребенка к касанию или звуку. Эти методы лечения могут принести пользу при использовании вместе с другими методами лечения.
- Сенсорная терапия. Эти методы лечения основаны на недоказанной теории, согласно которой люди с расстройством спектра аутизма имеют сенсорное расстройство обработки, которое вызывает проблемы, переносящие или обрабатывающие сенсорную информацию, такую как прикосновение, баланс и слух. Терапевты используют кисти, сжимают игрушки, батуты и другие материалы, чтобы стимулировать эти чувства. Исследования не показали, что эти методы лечения эффективны, но возможно, что они могут принести пользу при использовании вместе с другими методами лечения.
- Массаж. Хотя массаж может быть расслабляющим, недостаточно данных, чтобы определить, улучшает ли он симптомы расстройства аутистического спектра.
- Pet или конная терапия. Домашние животные могут обеспечить общение и отдых, но необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, улучшает ли взаимодействие с животными симптомы расстройства аутистического спектра.
Некоторые дополнительные и альтернативные методы лечения не могут быть вредными, но нет никаких доказательств того, что они полезны. Некоторые из них могут также включать значительные финансовые затраты и быть сложными в реализации. Примеры этих методов лечения включают:
- Специальные диеты. Нет никаких доказательств того, что специальные диеты являются эффективным средством лечения расстройства спектра аутизма. А для растущих детей ограничительные диеты могут привести к дефициту питания. Если вы решите провести ограничительную диету, поработайте с зарегистрированным диетологом, чтобы создать подходящий план питания для вашего ребенка.
- Витаминные добавки и пробиотики. Хотя это и не является вредным при использовании в нормальных количествах, нет никаких доказательств того, что они полезны для симптомов расстройства спектра аутизма, а добавки могут быть дорогими. Поговорите со своим врачом о витаминах и других добавках и соответствующей дозировке для вашего ребенка.
- Иглоукалывание. Эта терапия была использована с целью улучшения симптомов нарушения спектра аутизма, но эффективность акупунктуры не подтверждается исследованиями.
Некоторые дополнительные и альтернативные методы лечения не имеют доказательств того, что они полезны, и они потенциально опасны. Примеры дополнительных и альтернативных методов лечения, которые не рекомендуются при расстройстве спектра аутизма, включают:
- Хелатная терапия. Это лечение, как говорят, удаляет ртуть и другие тяжелые металлы из организма, но нет никакой известной связи с расстройством спектра аутизма. Хелатотерапия для расстройства спектра аутизма не подтверждается данными исследований и может быть очень опасной. В некоторых случаях дети, лечившиеся хелаторной терапией, умерли.
- Гипербарическая обработка кислородом. Гипербарический кислород – это лечение, которое включает дыхание кислорода внутри камеры под давлением. Было показано, что это лечение не является эффективным при лечении симптомов нарушения спектра аутизма и не одобрено Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) для этого использования.
- Внутривенные иммуноглобулины (ВВИГ) вливания. Нет никаких доказательств того, что использование инфузий IVIG улучшает расстройство спектра аутизма, и FDA не одобряло продукцию иммуноглобулина для этого использования.
Проявление РАС в дошкольном возрасте
Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:
- Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.
- Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка — отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение «я»: о себе они говорят во втором и третьем лице.
Моторика — нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием
Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).
Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками
Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.
Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они «индиго». А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.
Медикаменты и их побочные эффекты
Ниже мы собрали информацию о наиболее частых назначениях для перечисленных чертах у детей с РАС: чего можно добиться и какие побочные эффекты случаются.
Гиперактивность
Риталин и Концерта – наиболее частые назначения при расстройствах гиперактивного спектра. Имеется ряд медицинских исследований, по результатам которых с помощью этих препаратов достигались хорошие результаты и у детей с РАС (при параллельном наличие гиперактивности).
Основной побочный эффект этих препаратов – снижение аппетита. В итоге дети не набирают вес согласно возрастной норме или даже теряют его.
Другие побочные эффекты:
- Тики
- Усиление стереотипий
- Увеличение тревожности
- Увеличение гиперактивности
Тревожность и навязчивые движения
Ингибиторы обратного захвата серотонина (ИОЗС) могут существенно помочь в снижении тревожности. Одновременно эти же медикаменты снижают тягу к навязчивыми ритуалам.
Частые побочные эффекты:
- Диспепсические явления (тошнота и болезненность в животе)
- Проблемы со сном
- Повышение раздражительности
Для подростков и взрослых с РАС существует и ещё один риск – сексуальная дисфункция.
Некоторые психиатры и учёные утверждают о связи приёма ИОЗС с ростом суицидальных попыток и глубоких депрессивных состояний. Если этот побочный эффект неминуем в вашем случае, то он проявится уже в первые 2 недели приёма препарата
И здесь важно пристальное внимание к состоянию ребёнка
Тики
У детей с РАС часто бывают тики – резкие порывистые повторяющиеся движения, которые ребенок не может контролировать. Тики обычно происходят на лице и плечах, иногда они проявляются в виде навязчивых гортанных звуков или постоянного откашливания.
У некоторых детей тики проявляются очень сильно, и мешают нормальной жизни ребенка. Если подобное происходит с вашим малышом, стоит задуматься об использовании лекарственных средств.
Тики купируются несколькими препаратами, включая нейролептики и клонидин. Клонидин также помогает смягчить проявления гиперактивного поведения.
Побочные действия нейролептиков включают в себя:
- Набор веса
- Слюнотечение
- Сонливость или повышенная утомляемость
Клонидин также приводит к сонливости у детей. У некоторых из них он даже вызывает падение кровяного давления или снижение пульса. Его передозировка очень опасна, поэтому этот препарат необходимо хранить в недоступном детям месте.
Агрессия к себе и другим
Дети с РАС могут вести себя очень агрессивно по отношению к другим людям. Иногда они ломают или даже разбивают в дребезги отдельные предметы. Такие дети могут повредить и самим себе: они могут биться головой о стены или стучать по своему телу кулаками.
Препарат Рисперидон может применяться для смягчения проявлений подобного поведения. Он относится к лекарственной группе атипичных нейролептиков.
У некоторых детей атипичные нейролептики вызывают серьезные побочные явления. К наиболее частым из них можно отнести:
- Существенный набор веса
- Утомляемость и сонливость
- Слюнотечение
Среди достаточно редких побочных явлений можно выделить:
- Неподвижность, негибкость рук или ног, или же неконтролируемые порывистые движения конечностей
- Изменения в уровне гормона пролактина, которые часто приводят к развитию груди и началу лактации
- Изменения в работе печени, в количестве жира в тканях, в уровне сахара в крови.
Проблематичный сон
Ключевые проблемы детей с РАС в рамках здоровья сна – сложное засыпание, неглубокий прерывистый сон и частые просыпания среди ночи.
Существует гормон мелатонин, который способствует естественному и быстрому засыпанию. В норме он продуцируется шишковидной железой в мозгу человека в ответ на наступление темноты. Этот препарат прописывают аутичным детям с расстройствами сна.
Однако в данной истории о вроде бы максимально естественном средстве не обходится без ложки дёгтя. При приёме мелатонина у ребёнка могут возникать головные боли и общее недомогание с тошнотой, особенно если приём мелатонина осуществлён за некоторое время перед отходом ко сну. А взрослые люди, принимающие мелатонин, нередко отмечают общую «помятость» на следующий день после сна с мелатонином, принятым на ночь.
Судорожные припадки
До 1/3 людей с РАС страдают от судорожных припадков. У некоторых из них эти припадки сильно выражены и случаются достаточно часто.
Эта проблема поддается лечению при помощи средств против эпилепсии. Существует множество таких препаратов, их выбор определяется типом припадков, и тем, какие другие лекарственные средства принимает ребенок.
Побочные действия этих медикаментов разнятся от препарата к препарату. Чаще всего это сонливость, проблемы с пищеварением и изменения в поведении. Более подробную информацию можно получить у лечащего врача.
Симптоматика РАС
Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:
- ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
- трудности при кормлении грудью;
- с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы «сквозь» людей;
- дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
- малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
- при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.
Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз «аутизм», потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:
- монотонные движения;
- отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
- если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
- малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
- ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
- длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.
Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм?
У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.
Перспективы детей с РАС
Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.
Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.
Подготовка к назначению
Медицинский работник вашего ребенка будет искать проблемы с развитием при регулярных проверках. Упомяните о любых проблемах, которые вы испытываете во время вашего назначения. Если ваш ребенок проявляет какие-либо признаки расстройства спектра аутизма, вас, скорее всего, направят к специалисту, который лечит детей с расстройством для оценки.
Приведите члена семьи или друга с собой на встречу, если это возможно, чтобы помочь вам запомнить информацию и эмоциональную поддержку.
Вот некоторая информация, которая поможет вам подготовиться к встрече.
Что ты можешь сделать
Перед назначением ребенка составите список:
- Любые лекарства, включая витамины, травы и безрецептурные лекарства, которые принимает ваш ребенок, и их дозы.
- Любые проблемы, которые вы испытываете о развитии и поведении вашего ребенка.
- Когда ваш ребенок начал говорить и достигал основных этапов развития. Если у вашего ребенка есть братья и сестры, также делитесь информацией о том, когда они достигли своих вех.
- Описание того, как ваш ребенок играет и взаимодействует с другими детьми, братьями и сестрами и родителями.
- Вопросы, чтобы попросить врача вашего ребенка максимально использовать ваше время.
Кроме того, может быть полезно принести:
- Заметки о любых наблюдениях от других взрослых и лиц, осуществляющих уход, таких как няни, родственники и учителя. Если ваш ребенок был оценен другими специалистами здравоохранения или ранним вмешательством или школьной программой, принесите эту оценку.
- Запись основных этапов развития для вашего ребенка, таких как детская книга или календарь для детей, если таковая имеется.
- Видео необычного поведения или движений вашего ребенка, если оно у вас есть.
Вопросы, задаваемые врачом вашего ребенка, могут включать:
- Почему, по-вашему, у моего ребенка (или нет) есть расстройство спектра аутизма?
- Есть ли способ подтвердить диагноз?
- Если у моего ребенка есть расстройство спектра аутизма, есть ли способ сказать, насколько он суровый?
- Какие изменения я могу ожидать от своего ребенка с течением времени?
- Какая специальная терапия или уход за детьми занимаются расстройством спектра аутизма?
- Сколько и какой регулярной медицинской помощи будет нужен мой ребенок?
- Какая поддержка доступна семьям детей с расстройством спектра аутизма?
- Как я могу узнать больше о расстройстве спектра аутизма?
Не стесняйтесь задавать другие вопросы во время вашего назначения.
Чего ожидать от врача вашего ребенка
Врач вашего ребенка, скорее всего, задаст вам ряд вопросов. Будьте готовы ответить на них, чтобы зарезервировать время, чтобы пройти все пункты, на которые вы хотите сосредоточиться. Ваш врач может спросить:
- Какое конкретное поведение вызвало ваш визит сегодня?
- Когда вы впервые заметили эти симптомы у своего ребенка? Кто-нибудь заметил признаки?
- Были ли эти поведения постоянными или случайными?
- Есть ли у вашего ребенка какие-либо другие симптомы, которые могут показаться не связанными с расстройством спектра аутизма, например с проблемами желудка?
- Кажется, что-то улучшает симптомы вашего ребенка?
- Что, если что-то, кажется, ухудшает симптомы?
- Когда ваш ребенок начал сканирование? Ходить? Скажите его или ее первое слово?
- Каковы некоторые из любимых занятий вашего ребенка?
- Как ваш ребенок взаимодействует с вами, братьями и сестрами и другими детьми? Ваш ребенок проявляет интерес к другим, вступает в контакт, улыбается или хочет играть с другими?
- Есть ли у вашего ребенка семейная история расстройства спектра аутизма, языковой задержки, синдрома Ретта, обсессивно-компульсивного расстройства или тревожности или других расстройств настроения?
- Каков план обучения вашего ребенка? Какие услуги он получает через школу?
Деятельность ВОЗ
ВОЗ и ее партнеры признают необходимость укрепления возможностей стран содействовать оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех лиц с нарушениями аутистического спектра. Усилия сосредоточены на том, чтобы:
- содействовать укреплению приверженности стран и международной информационно-разъяснительной работе в отношении аутизма;
- обеспечивать руководящие принципы относительно разработки мер политики и планов действий по решению проблемы РАС в более широких рамках обеспечения психического здоровья и помощи инвалидам;
- способствовать получению фактических данных об эффективных и масштабируемых стратегиях оценки и лечения РАС и других нарушений развития.
ВОЗ, в консультации с экспертами, ассоциациями родителей и организациями гражданского общества, разработала программу обучения родителей, которая в настоящее время тестируется на местах.
Программа обучения для родителей и других лиц, осуществляющих уход за детьми с нарушениями развития — на английском языке
Источники
(1) Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun; 5(3): 160–179.
(2) Wakefield’s affair: 12 years of uncertainty whereas no link between autism and MMR vaccine has been proved. Maisonneuve H, Floret D. Presse Med. 2012 Sep; French (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22748860).
(3) Lancet retracts Wakefield’s MMR paper. Dyer C. BMJ 2010;340:c696. 2 February 2010 (https://www.bmj.com/content/340/bmj.c696.long).
Нарушения в поведении
Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.
- Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
- Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
- Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
- Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
- Часто многократно взмахивает руками
- Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
- Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
- Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
- Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
- Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
- Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет
Цели и задачи курса
Целью курса является формирование специалиста, владеющего современными технологиями психокоррекционной работы с детьми с РАС, способного анализировать поведение таких детей и на основе полученной информации разрабатывать стратегии обучения и коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа даст ответы на вопросы:
- Что такое РАС?
- Как реализуется психолого-педагогическое сопровождение образования детей с данным расстройством?
- Какие программы вмешательств применимы в работе с детьми с РАС?
- Что такое прикладной анализ поведения, как его проводить и как использовать полученные результаты анализа?
- Какие методы коррекции поведения детей с РАС существуют?
- Какие варианты обучения согласно ФГОС допустимы при работе с данной категорией учащихся?
- Как реализуется инклюзивное обучение детей с расстройствами аутистического спектра?
- Какие требования к адаптивным основным программам обучения и условия их освоения определены ФГОС для детей с РАС?
- Как педагог может содействовать безопасности ребёнка с РАС и улучшению его взаимоотношений с членами семьи?
Результат обучения:
- Вы подготовлены к продуктивной работе с детьми с РАС: понимаете их психологические особенности, владеете методиками и приёмами психолого-педагогической работы с ними;
- Вы в одинаковой мере подготовлены как для работы в системе инклюзивного, интегрированного образования, так и для семейного воспитания детей с расстройством здоровья. При этом вы способны обеспечить безопасность своих учащихся и содействовать улучшению семейного микроклимата в домах детей с РАС;
- Вы обучены работать согласно ФГОС по адаптивным программам, определённым именно этим повсеместно принятым сегодня стандартом.
Право детей с расстройствами аутистического спектра на качественное образование защищено законодательно новой редакцией Федерального закона «Об образовании» и ФГОС. Поэтому специалисты с соответствующей подготовкой – одни из самых востребованных сегодня. Также, согласно исследованиям Института проблем инклюзивного образования, существенно возросло число детей с РАС – 7,8% в 2014 году относительно 4% в 2012 (из общего числа детей с ОВЗ). Такой рост количества детей с РАС обусловил острую потребность в подготовленных педагогах, и потребность эта будет сохраняться с тенденцией к росту в ближайшие несколько лет.