Как адаптировать не говорящих детей

«Потенциальные тренеры – самые разные специалисты»

Что представляет собой обучение тренеров в ЦЛП?

Мы ведем курсы с 2013 года и за это время обучили около трехсот специалистов со всей России и из стран СНГ. В группах обычно не больше 12 человек, потому что материал мы даем не только лекционный, но и практический, и нам нужно, чтобы за два дня человек смог прочувствовать выполнение жестов основного словаря.

Потенциальные тренеры – широкий спектр специалистов. Это не только логопеды, дефектологи, психологи, но и врачи, а также те, кто занимается спортом с детьми с особенностями или учит с ними иностранные языки. И, конечно, родители. В последней группе у меня учились муж с женой из города Снежинска Челябинской области. На практическом занятии на примере их сына мы составили план введения языковой программы Макатон в жизнь семьи. Хочется отметить, что порой специалисты приезжают учиться Макатону не по направлению из школы, а по собственной инициативе.

Не все из тех, кто прошел обучение, стали активными распространителями по разным причинам. Кто-то учился из любопытства, кто-то – только для того, чтобы работать с собственным ребенком. Они не имеют права давать полный объем и обучать тренеров, но прийти в класс и дать необходимые понятия могут.

Большая часть наших учеников осваивала первый уровень. А прошлой осенью мы адаптировали и впервые провели продвинутый тренинг языковой программы – для людей, уже имеющих опыт работы с языковой программой и нуждающихся в большем объеме понятий. В этом тренинге очень много основано на ревизии и саморевизии. Можно проверить себя. Для продвинутого тренинга мы просили прислать эссе тех, кто хотел поучаствовать. И в некоторых было написано: «Я 6 лет назад прошла обучение и с тех пор проконсультировала порядка 1000 семей».

Какие еще организации активно используют и продвигают Макатон?

Например, один из старейших партнеров ЦЛП – Диаконический центр «Прикосновение» в Оренбурге. Его директор Наталья Калиман одной из первых нашла средства и пригласила нас к себе. С тех пор они добились больших успехов, много используют языковую программу, записывают видео, планируют развиваться, прошли тренинг продвинутого уровня. «Пространство общения» в Москве, «Дорогою добра» в Кирове – у нас много прекрасных коллег.

Кроме того, за последние три года одним из главных сподвижников альтернативной дополнительной коммуникации в России стала «Социальная школа Каритас». Например, она принимает участие в организации международной научно-практической конференции «Альтернативная и дополнительная коммуникация». 28-30 марта она прошла в Санкт-Петербурге в четвертый раз. Мы провели там мастер-класс. Было очень приятно на этой конференции встретить тех, кто у нас учился и практикует.

Надо сказать, что в российские регионы Макатон привез Патрик Сансон. Это один из участников разработки и адаптации Макатона во Франции, возглавляющий центр для подростков с эмоционально-волевыми трудностями и нарушениями поведения под Парижем. Во время его поездки по России очень много людей приходило его слушать. Патрик рассказывал, как практически по щелчку пальца меняется качество жизни, когда появляется средство коммуникации в самых сложных случаях. А вскоре на русский язык перевели и издали его книжку «Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми». Недавно Патрик приезжал в Москву, мы были очень рады увидеться и подарили ему сборник «Особый ребенок», изданный Центром лечебной педагогики, со статьей о работе Макатона в России.

Сначала жест, потом слово

Екатерина Лебедева показывает жест «кошка»

— Кто был первым русским ребенком, выучившим Макатон?

— Нашему первому макатонянину Глебу сейчас около 20 лет. У него сложный генетический синдром, с раннего детства занимался в ЦЛП, сейчас ходит в другую организацию. Десятилетним мальчиком он хотел и любил общаться, но не складывалось: ни один из методов, которые пробовали с ним педагоги, ему не подходил. Благодаря Макатону Глеб начал общаться жестами – получилось. Из-за моторных трудностей его жесты понимает очень узкий круг людей, но, вдохновленный успехом в жестовом диалоге, Глеб начал пользоваться карточками и сейчас они для него — главный способ коммуникации.

— Есть распространенное опасение: не бросит ли человек попытки овладеть звучащей речью, если научить его жестам и символам?

— Да, есть стереотип, что нужно бороться за звучащую речь. Однако сейчас очень много работ доказывает, что это заблуждение. При обычном развитии жесты появляются раньше, чем звучащие слова. Когда накапливается критическое количество звучащих слов, жесты перестают быть нужны, потому что звучащая речь удобнее. Однажды к нам в Центр пришла девушка-подросток с синдромом Дауна. Она почти не говорила, знала очень небольшое количество слов и звуков. Родители сначала просто хотели попасть к логопеду. Мы начали заниматься Макатоном. И в какой-то момент в семье поняли, что их дочь начала пытаться говорить слово «туалет» после того, как научилась показывать жест. Спустя время жест стал не нужен, а звучащее слово осталось.

ABA

АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Направление поведенческой терапии — АВА ищет взаимосвязь между поведением и влияющими на него факторами в окружающей среде, с тем, чтобы, изменяя данные факторы, изменить поведение.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

Для АВА абсолютно не важно как называется то или иное поведение – «эхолалия», «галлюцинации», «симптом аутизма», или как-нибудь      еще. Главное — это то, что поведение существует — его можно измерить (частоту, продолжительность, латентность), описать, и определить какие факторы его вызывают и усиливают

После этого попытаться изменить эти факторы, и посмотреть, что получится. 

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются.

АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются.

New initiatives and aspirations

Longer term we are working on a range of new and exciting initiatives; from online booking where you will be able to register and pay for Tutors run courses to offering a self-service templating, where you will be able to develop your own Makaton forms and materials. We will be rolling out new and exciting online and face to face refresher training and practice sessions, so you can feel more confident using Makaton more fluently.

Finally following your feedback we are working with a range of third-party providers to better link the Makaton language programme with existing online and app-based provision, with the aim of making Makaton one of the best integrated language programmes.

Общаться – важнее, чем правильно выговаривать звуки

Есть распространенный стереотип – что человек перестанет пытаться освоить звучащую речь, если научится жестам и символам. Однако у любого ребенка жесты появляются раньше слов, а с развитием звучащей речи постепенно уходят из обращения, потому что разговаривать удобнее. То же самое показывают все крупные исследования в этой области.

В России многие специалисты и родители не понимают важности развития коммуникации у людей с особенностями и ставят звучащую речь на первое место. Из-за этого многие дети и взрослые с нарушениями развития могут оказаться в очень трудной ситуации, когда собственная коммуникация не развивается, а работа ведется в основном над правильным произношением звуков

Современный подход к работе с людьми с нарушениями, которые не начинают говорить сами, подразумевает использование всех доступных средств коммуникации (речи, жестов, картинок, технических средств и др.). Это позволяет развивать и понимание речи, и способность сообщать о себе («я хочу…», «дай мне…», «мне не нравится…», «мне плохо, потому что…»).

Определенные сложности с применением «Макатона» в России могут быть связаны с тем, что пока пользователей этой программы не очень много. Если в Польше родители могут переводить ребенка в другой детский сад, точно зная, что «Макатон» там тоже будет, то у нас в стране им пользуются далеко не во всех учреждениях (в Москве это, например, центр лечебной педагогики «Особое детство», центр «Пространство общения», Свято-Софийский социальный дом и другие). Именно поэтому команда по развитию программы видит своей долгосрочной задачей работу над ее широким распространением. Это позволит людям с нарушениями развития поменять учебную организацию или даже переехать в другой регион – и по-прежнему быть понятыми.

Метод дополнительной коммуникации

Коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов).

Идея альтернативных средств коммуникации очень проста – человек с любыми нарушениями нуждается в том, чтобы общаться и влиять на мир, устанавливать связи между реальностью и ее обозначением любыми способами.

Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для общения с другими людьми. 

Существуют различные средства альтернативной коммуникации, включая: — Система PECS — коммуникационная система обмена картинками  — Жестовый язык (например, язык «Макатон») — Коммуникационные книги  — Коммуникационные устройства с синтезатором речи 

Кроме этого, можно совмещать и комбинировать системы коммуникации. Всегда можно начать с одного типа коммуникативной системы, наиболее подходящей для ребенка, и в дальнейшем, по мере того, как ребенок приобретает дополнительные навыки, ввести другой тип.

Использование знаковой системы Макатон в коррекционной педагогике

Елена Новгородская Использование знаковой системы Макатон в коррекционной педагогике

Детям с ограниченными возможностями, необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности.

Они должны быть включены в общую систему образования. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т. е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Умение общаться — один из самых важных навыков, которые нам нужны в жизни. Почти все, что мы делаем, включает в себя общение; повседневные проблемы, такие как обучение в школе, просить еду и напитки, решать задачи, заводить друзей и веселиться. Все это зависит от нашей способности общаться друг с другом.

В мировой практике в специальном обучении известны разнообразные альтернативные системы и средства коммуникации. Одной из таких систем является знаковая система Макатон, целью этой программы является — облегчить социальное взаимодействие и обеспечить возможность людям с множественными нарушениями и с серьезными проблемами в коммуникации сообщать о своих потребностях и выражать себя.

Макатон представляет собой две взаимосвязанные части,которые служат компенсирующими средствами для экспрессивной и импрессивной речи: словарь жестовой речи (9 уровней) и словарь пиктограмм, соответствующих жестам.

У каждого ребенка, в работе с которым используют эту систему, имеется свой словарь-каталог рисунков, соответствующий его речевому развитию. Все картинки являются отдельными и располагаются в файловой книге (блокнот, папка, тетрадь, как разрезная азбука в кассе букв. Это дает возможность не только называть слова, но и составлять из них предложения, сообщать о своих желаниях, учиться делать выбор осознанно. Для быстрого и удобного поиска нужного слова-картинки по темам файловая книга имеет цветные страницы. Детям с нарушениями мелкой моторики целесообразно картинки с тыльной стороны снабдить липучками, чтобы во время занятий они надежно фиксировались на рабочей поверхности, а не падали на пол.

Данная система берет свое начало в работе с детьми с врожденной глухотой и слепотой

Однако было установлено, что такого рода общение и обучение важно не только для слепоглухих, но и при работе с детьми, имеющими другие серьезные функциональные недостатки, и может быть использовано при всяком виде образования

Метод «PECS»

PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.

PECS – это альтернативный способ коммуникации ребенка с другими людьми. Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует, когда он не может это сделать с помощью слов (речи).

 Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то      получить или сделать. Одна из целей начальных этапов работы по системе PECS — научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо      , используя карточки с изображениями.

 Следует сказать, что использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его — благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.

Хотя стратегия PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалии, а также для людей с нечленораздельной речью или людей с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов.

Кинезиотерапия

Кинезиотерапия — (kinesitherapia – в переводе с греческого: kinesis — движение, therapia — лечение) — дословно «лечение движением».

Кинезотерапия включает в себя методики, способствующие расслаблению спазмированных мышц, подготовки их к активному движению, и методики, способствующие развитию движений, формированию отсутствующих двигательных навыков.

Главная роль кинезотерапии принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребенка, которые при многократном повторении оставляют более значительный след, чем пассивные движения и массаж. В работе с детьми отдаю предпочтение активным формам кинезотерапии: ЛФК, игротерапия. Весь метод построен на «ручной работе» то есть на непосредственном контакте рук кинезиотерапевта с телом пациента.

Эрготерапия

Сегодня эрготерапия – это специальность, которая основывается на научно доказанных фактах о том, что целенаправленная, имеющая для человека смысл активность (деятельность) помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные, психические).

Эрготерапия направлена на максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества. 

Деятельность в эрготерапии – непосредственное средство реабилитации и в то же время – инструмент диагностики и цель реабилитации. Главная цель – достижение максимально возможной самостоятельности ребенка в его действиях.

Эрготерапевт стремится улучшить возможности человека жить полноценной жизнью в соответствии с его желаниями и потребностями в контексте окружающей его физической, социальной и культурной среды

Так, если для самого ребенка с двигательными нарушениями и его родителей в настоящее время очень важно, чтобы он был мобильным в пределах своего дома, то и учить его перемещаться в инвалидной коляске мы будем не где-нибудь      , а дома

Метод Лаутеслагера

 Метод Лаутеслагера основан на знании особенностей развития детей с синдромом Дауна и включает в себя методики обследования уровня развития основных двигательных навыков ребенка и составления программы дальнейших занятий с ним.

Он используется в работе с детьми от 3х месяцев до 3-4 лет и состоит из циклов занятий. Каждый цикл включает в себя пять основных компонентов:

  1. Тестирование с обязательным ведением видеозаписи.
  2. Анализ видеоматериалов, определение уровня количественной и качественной оценки уровня двигательных навыков.
  3. Определение дальнейших целей и составление для родителей программы содействия двигательному развитию ребенка.
  4. Реализация программы силами родителей при консультативной поддержке специалиста.
  5. Повторное тестирование, которое одновременно является итогом данного цикла и началом следующего.

Основной принцип организации занятий по методу П. Лаутеслагера предполагает активную позицию родителей. Родители – главные люди в жизни ребенка, именно они обеспечивают и уход за ним, и его обучение.

Работа с ребенком предусматривает взаимодействие с малышом, а не воздействие на него. Значительное место в методике занимают способы предупреждения и коррекции отклонений в двигательном развитии малыша.

Программа, составленная по данной методике, предполагает сведение к минимуму специальных занятий, поскольку бóльшая часть упражнений отлично вписывается в повседневную жизнь семьи.

Слова, жесты и картинки

«Макатон» – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и картинки-символы. Ее разработала в 1970-х годах британский логопед и дефектолог Маргарет Уокер для взрослых с нарушениями развития, живущих в интернате. Впоследствии «Макатон» был адаптирован для детей и взрослых с различными нарушениями развития, людей с речевыми расстройствами, пожилых людей с деменцией и последствиями инсульта. Сейчас программу используют более чем в 50 странах мира, включая Польшу, Индию, Кувейт и Японию. В Россию «Макатон» пришел в 2008 году благодаря центру лечебной педагогики «Особое детство».

Для множества людей с тяжелыми коммуникативными и интеллектуальными нарушениями «Макатон» стал голосом, который позволяет им общаться с окружающими и участвовать в жизни семьи и общества. В этой программе речь всегда используется совместно с жестами и символами, и это позволяет наладить общение в самых разных ситуациях.

Люди, у которых нет речи или она неразборчива, могут использовать жесты. Символы (напечатанные на карточках или нарисованные от руки) помогают «говорить» тем, кто не может жестикулировать, а также позволяют людям, которые говорят отдельные слова, выстраивать полные предложения. Модальности можно комбинировать: например, человек может понимать собеседника благодаря жестам, сопровождающим речь, а сам для общения использовать символы.

Кроме того, благодаря «Макатону» можно донести важную и актуальную информацию. Например, во время пандемии вышел буклет о том, как объяснить людям с трудностями коммуникации, что такое коронавирус. Его подготовила команда Центра лечебной педагогики по развитию и адаптации программы «Макатон» в России.

Методика Монтессори-терапии

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.

Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. При этом маленькому ученику предоставляется максимум свободы – он может сам выбрать темп обучения и развития, материалы, темы, занятия, которые интересны конкретно ему.

«Люблю», «хочу», «еще»

— Британский и русский словари отличаются?

— В британском около 450 понятий. В русском почти 500 – из-за социокультурных причин. Нам повезло, что новых понятий, совсем незнакомых британским экспертам, создавать почти не пришлось, кроме «бани и «печи». С баней они раньше не сталкивались, только с сауной и хаммамом. К счастью, Макатон уже много лет существует в Польше, и, если возникали вопросы, британцы апеллировали к польскому опыту. Основной словарь –очень большое количество понятий, охватывающих все стороны жизни.

— А абстрактные понятия в словаре есть?

— «Люблю», «хочу», «еще». Для них, если говорить о символах, выработаны правила изображения понятий пространства и времени. Например, для «еще» британские дизайнеры нарисовали емкость, в которую указывают стрелочки. Мне кажется, это очень здорово. Еще я люблю идею, что время – вертикальная линия. Если солнышко посредине – это сегодня. Соответственно, есть вчера и есть завтра.

— Расскажите про жесты.

— Жесты мы согласовывали с экспертами РЖЯ. Они очень много времени с нами провели, подбирая варианты, упрощая что-то. Дело в том, что мы в ЦЛП всегда руководствуемся нейропсихологическим подходом. И с этой точки зрения в РЖЯ есть очень сложные жесты – например, состоящие из нескольких жестов («микроволновая печь») или выполняющиеся двумя руками. Русский жестовый все-таки очень богатый язык, больше ста диалектов. В результате отдельные жесты пришлось позаимствовать из других жестовых языков. Например, «сок», который в русском жестовом показывается дактилем – то есть побуквенно. Для наших ребят это было бы непосильной задачей. Анна Кибрик выделила жест «сок» из одного из латиноамериканских жестовых языков, и мы используем его с согласия экспертов по РЖЯ – Анны Комаровой и Татьяны Давиденко.

— А символы?

— Они все международные. База символов хранится в Британии, есть дизайнер, который этим занимается. Когда нам нужно было нарисовать печь и баню, Татьяна Бондарь, одна из ведущих участниц нашей команды, села и рисовала, а потом мы это все между собой согласовывали. Так что эти два символа стопроцентно были разработаны для нас. Есть символы, которые скомбинировали из уже имеющегося, но тоже специально для нас. Например, «бутерброд», который похож на наш привычный бутерброд.

Среди организаций, которые активно используют и продвигают Макатон, — «Пространство общения» в Москве, «Дорогою добра» в Кирове, один из старейших партнеров ЦЛП, Диаконический центр «Прикосновение» в Оренбурге, Свято-Софийский cоциальный дом. В последние три года одним из главных сподвижников альтернативной дополнительной коммуникации в России стала «Социальная школа Каритас». Из государственных учреждений — ЦССВ «Кунцевский» (Москва).

Русские – среди самых быстрых в мире

— Как получилось, что Макатон в России стал распространять именно Центр лечебной педагогики?

— В каждой стране фонд The Makaton Charity выбирал из желающих организацию, которая им кажется самой надежной. Кроме того, сам ЦЛП был очень заинтересован в Макатоне. Когда я 18 лет назад пришла в ЦЛП, Анна Львовна Битова сразу сказала: «У тебя неплохой английский, и ты любишь на нем общаться. Может быть, ты бы не побоялась учиться в Великобритании такой штуке?». Я согласилась.

Для адаптации языковой программы и на обучение тренеров нужны были очень большие деньги, но мы смогли получить грант и тут же подали заявку. К этому моменту создательница Макатона Маргарет Уокер собиралась уходить на пенсию. «Моя мечта сбывается, – сказала она. – Русскоязычное пространство – одно из самых больших. Сделаем Макатон русскоязычным, и я могу отдыхать». Первые два раза она приезжала сама нам рассказывать, что такое Макатон и как к нему подступиться.

У нас собралась команда, и мы на добровольных началах включились в работу. С 2008 по 2012 годы активно шла адаптация, мы составляли словарь основных понятий. Очень волновались, думали, что делаем все долго, на что Маргарет Уокер сказала: «Вы зря так переживаете, вы среди самых быстрых в мире». За четыре года основной словарь не делал никто. Причем он включает важные категории и для детей, и для подростков, и для взрослых. Условно говоря, есть «кукла», а есть «пиво». В 2012 году мы с Анной Кибрик поехали в Великобританию и прошли обучение.

What’s new?

The new website provides a range of additional functionality, including easier access to free resources and downloads, including current and back copies of Sign of the Week. The website offers improved self-service, with the ability to track your relationship with the Charity, download invoices, and where appropriate pay by Purchase Order, together with enhanced searching to help you find local and online training in your area.

Later in the month, we will be launching our new Makaton membership scheme, open to the public. The membership scheme will for the first time offer users direct access into the Makaton Library and MakaChat social area. The Makaton Library enables users to search our database of signs, symbols, and videos. MakaChat provides a Charity-approved facility to contact and ask questions to our team of experienced tutor ambassadors.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector