Туристская инфраструктура: определение, создание, формирование и развитие
Содержание:
- Введение
- Территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности
- Инженерная инфраструктура
- Основные функции
- Специализированные заведения
- Туроператоры
- Элементы функционально–планировочной структуры
- ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА КУЛЬТУРНОЙ, НАУЧНОЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ, ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Больше с каждым годом
- Состав инфраструктуры туризма
- Позади — Мадрид и Вена
- Транспортная инфраструктура
- СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ. НЕОБХОДИМОСТЬ В НОВЫХ ФОРМАХ ТУРИЗМА
- Оценка современного состояния туристской инфраструктуры региона
- Состав инфраструктуры туризма
Введение
Мировая туристская индустрия сегодня переживает переломный момент. В большинстве стран происходит трансформация представлений людей о путешествиях, которые все больше воспринимаются как необходимый атрибут жизни. Этому способствует также интенсивный рост скорости обращения информации и доступности транспортных услуг. Происходящие перемены позволяют сделать вывод о том, что в долгосрочной перспективе туризм будет развиваться высокими темпами независимо от экономической и геополитической конъюнктуры .
Несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры, можно отметить, что туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост. Особенно активно развивается выездной туризм. Так, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), расходы на международные туристические поездки россиян ежегодно увеличиваются: если в 2010 году этот показатель составлял 26,6 млрд. долларов, то в 2012 году – уже 42,8 млрд. долларов (увеличение на 61 %). С экономической точки зрения стремительное развитие выездного международного туризма свидетельствует о вывозе капитала и валютных сбережений граждан за рубеж. В современных условиях такая «расточительность» недопустима, особенно при наличии туристического, культурно-исторического и рекреационного потенциала. Таким образом, для российской экономики приобретает острую актуальность проблема развития внутреннего туризма.
Развитие регионального туризма находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая либо выступает сдерживающим фактором развития отрасли, либо определяет его положительную динамику. Вместе с тем для большинства регионов России инфраструктурные проблемы становятся основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.
В большинстве регионов туристской инфраструктуре присущи такие черты, как: старение объектов, недостаточное финансирование, нехватка мощностей в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Кроме того, имеет место высокий износ инженерных сетей, плохое состояние автомобильных и железных дорог, слабое развитие транспортных маршрутов и придорожного сервиса. Особую озабоченность вызывают проблемы в сфере услуг: низкая квалификация обслуживающего персонала, несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам, слабый учет потребностей туристов.
Целью
данного исследования стала разработка методики комплексной оценки региональной туристской инфраструктуры и обоснование направлений ее развития.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи
:
– исследованы теоретико-методологические основы развития туристской инфраструктуры;
– обобщены и проанализированы имеющиеся методики оценки туристской инфраструктуры, разработана авторская методика ее оценки;
– оценен уровень развития туристской инфраструктуры регионов СЗФО;
– предложены направления и комплексные меры развития региональной туристской инфраструктуры.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования туристской инфраструктуры. Информационной базой исследования послужили периодические издания и интернет-ресурсы, данные Федеральной службы государственной статистики и Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, нормативно-правовые акты в сфере туризма. Методические подходы к исследованию базировались на комплексном анализе туристской инфраструктуры, также использовались такие научные методы, как сравнение, анализ, обобщение, графические и табличные приемы обработки информации.
Результаты исследования могут быть полезны региональным органам власти при формировании программных документов, направленных на развитие сферы туризма, и принятии управленческих решений.
Территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности
Территория объекта культурного наследия — земли историко–культурного назначения, исторически и функционально связанные с объектом культурного наследия, граница, режим охраны и использования которых установлены с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном федеральным законодательством.
Охранные зоны объектов культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.
Заповедные зоны — территория со строгий режим регулирования застройки, предусматривающий сохранение и восстановление своеобразия и ценностных параметров традиционного городского ландшафта, а также обеспечения оптимальной взаимосвязи современных построек с исторической градостроительной средой.
Зоны строгого регулирования застройки — территория со строгим режимом градостроительного регулирования, предусматривающим сохранение, восстановление и обеспечение оптимального восприятия объектов градостроительного наследия — заповедных территорий, а также прилегающей ценной градостроительной среды в структуре городского ландшафта.
Зоны регулирования застройки — территория с режимом градостроительного регулирования, который обеспечивает сохранение общей композиционной роли памятников истории и культуры в городском ландшафте и осуществляется методами реконструкции и нового строительства с регулированием высотных параметров проектируемых зданий.
Зоны охраняемого ландшафта — территория со строгим режимом градостроительного регулирования, предусматривающим обеспечение оптимального взаимодействия природного и антропогенного ландшафта.
Зоны охраняемого культурного слоя — территория с режим содержания который предусматривает проведение охранных археологических раскопок с целью исследования, консервации и музеефикации историко–археологических памятников, а также осуществление археологических наблюдений с целью изучения культурного слоя и выявления историко–археологических памятников.
Водоохранные зоны — границы территорий, примыкающих к акваториям естественных и искусственных водных объектов.
Прибрежные защитные полосы — границы территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации вводятся дополнительные ограничения природопользования.
Береговая полоса — границы территорий вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенных для общего пользования.
Природные и озелененные территории — территории города Москвы, в пределах которых расположены природно–антропогенные объекты.
Особо охраняемые природных территорий — границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые на прилегающих к особо охраняемым природным территориям участках земли и водного пространства.
Санитарно–защитные зоны — границы территорий между границами промплощадки и территориями жилой застройки, ландшафтно — рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Технические зоны поземных магистральных инженерных коммуникаций — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций.
Технические зоны ВЛЭП — границы территорий, предназначенных и используемых для строительства и эксплуатации ВЛЭП.
Промышленные зоны — часть территории города Москвы в пределах установленных границ, сформированная в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы о порядке формирования границ промышленных зон, правилами землепользования и застройки города Москвы.
Инженерная инфраструктура
Объекты инженерной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие объекты жилищно–гражданского и производственного назначения, централизованными системами водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.
Линейные объекты инженерной инфраструктуры и городского коммунального хозяйства — сети водоснабжения, канализации, дождевой канализации, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, телефонизации и связи.
Сооружения инженерной инфраструктуры:
- Водопроводные сооружения;
- Канализационные сооружения;
- Сооружения дождевой канализации;
- Сооружения теплоснабжения;
- Сооружения электроснабжения;
- Сооружения газоснабжения;
- Сооружения телефонной связи;
- Сооружения почтовой связи;
- Сооружения телевизионной сети;
- Сооружения объектов проводного вещания.
Основные функции
Вам будет интересно:Социальные контакты — это… Определение, сущность, основные виды
При рассмотрении понятия туристской инфраструктуры становится очевидным, что она представляет собой одну из частей инфраструктуры всего региона. Находясь в составе этого обширного комплекса, она призвана выполнять ряд определенных функций.
Среди них — обеспечивающая, интеграционная и регулирующая. Что характерно для каждой из них?
Обеспечивающая функция инфраструктуры туристских объектов заключена в создании необходимых условий, способствующих организации обслуживания отдыхающих.
Интеграционная служит для создания и дальнейшего поддержания связей между предприятиями данной сферы, а также для формирования в регионе туристских комплексов.
Регулирующая функция для туристской инфраструктуры является самой важной. С ее помощью создаются новые рабочие места, оказывается влияние на спрос потребителей, развиваются отрасли, которые производят предметы потребления, а также происходит содействие росту финансовых поступлений в бюджет в форме налогов.
В рамках этих функций туристская инфраструктура способствует следующему:
- упорядочивает и ускоряет товарооборот, остро реагируя на малейшие колебания рынка;
- обеспечивает взаимные связи между продавцами и покупателями товаров, а также и тех и других с финансовыми компаниями – собственниками денежного капитала;
- с помощью системы договоров позволяет сформировать деловые отношения на организационно-правовой основе;
- обеспечивает государственное регулирование с одновременной поддержкой организованного движения турпродукта;
- осуществляет юридический и финансовый контроль над перемещением финансовых и товарных потоков;
- оказывает аудиторские, консалтинговые, инновационные, маркетинговые и информационные услуги, используя при этом различные институты инфраструктуры туристического рынка.
Специализированные заведения
Помимо гостиниц в туристскую инфраструктуру входят и другие средства размещения путешественников. К ним относят меблированные комнаты и пансионы, а также иные объекты, обладающие номерным фондом и предоставляющие определенные обязательные услуги.
Существуют также специализированные заведения для обслуживания отдыхающих, в которых номеров нет. Исходной единицей для них служит коллективная спальня или жилище. В таких заведениях предоставляется место для ночлега, но при этом функция, касающаяся размещения туристов, не является для них основной. Это оздоровительные учреждения (реабилитационные центры и санатории), общественный транспорт с оборудованными в нем спальными местами (суда, поезда), а также конгресс-центры, проводящие на своей базе конференции, симпозиумы и прочие мероприятия с размещением участников.
В перечень иных коллективных средств туристской инфраструктуры входят комплексы домов, гостиницы квартирного типа, а также бунгало. В них помимо ночевки клиенту предоставляется минимальный перечень услуг.
Туроператоры
В туристическом бизнесе существуют фирмы-организаторы перемещений путешественников. Это предприятия-туроператоры и турагенты.
Первые из них являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с формированием, продвижением и реализацией конечного продукта данной сферы. Они формируют туры, составляя упорядоченную и взаимоувязанную по срокам, согласованную по качеству и стоимости последовательность услуг и работ. При этом производится заключение договоров на бронирование мест, их резервирование и предоставление. Туроператоры играют немаловажную роль в туризме, ведь в их задачу входит пакетирование различных услуг.
Элементы функционально–планировочной структуры
Функциональные зоны — зоны, для которых Генеральным планом города Москвы установлены функциональное назначение, типы и виды функционально–планировочных образований, которые могут быть образованы в пределах таких зон, и (или) иные параметры планируемого развития таких зон (зоны жилого, общественно–делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения).
Функционально–планировочные образования — территории жилого, общественно–делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения, в пределах которых в соответствии с региональными нормативами формируются системы объектов транспортного обслуживания, инженерного обеспечения, социальной инфраструктуры, территорий общего пользования, необходимых для организации комплексного жизнеобеспечения и обслуживания территорий таких функционально–планировочных образований и связанного с ними населения.
Территориальные зоны — жилые, общественно–деловые, производственные, в том числе промышленные, зоны, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения и иные зоны, границы которых определяются правилами землепользования и застройки в границах функционально–планировочных образований, линейных объектов, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий объектов капитального строительства федерального, регионального значения и для которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты и (или) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Подзоны территориальных зон — территория в территориальных зонах с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Общественные пространства — сооружения в виде имеющих наружные ограждения наружные ограждающие конструкции пешеходных улиц, площадей, пешеходных зон, галереи, пассажи, атриумы, иные сооружения, а также части сооружений и зданий, специально предназначенные для посещения неограниченным кругом лиц.
Объекты благоустройства территориия — объекты, создаваемые в целях обеспечения безопасности, комфорта и художественного облика городской среды.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА КУЛЬТУРНОЙ, НАУЧНОЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ, ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными целями создания таких центров являются разработка и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам истории, культуры и искусства древних обществ и цивилизаций, их роли и места в мировом историческом процессе, а также их влияния на современный мир.
Однако деятельность таких центров не ограничивается только человеческой историей и культурой. Общение с природой, ее изучение, а также решение проблем взаимоотношения природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде также могут и должны входить в сферу деятельности такого центра. В целом можно сказать, что одной из основных целей таких учреждений должна быть экологизация жизни человека в самом широком смысле этого слова.
Бережное отношение к природе, любовь к ней, грамотное экологическое поведение человека стали необходимым условием для выживания человечества на нашей прекрасной планете. Приобщение к природе дает возможность приобщить человека к гуманности, здравому смыслу, красоте, гармонии с природой и с самим собой.
Слово «экология» происходит от греческих слов oikos – «дом» и logos – «понятие, учение». Экология в широком смысле этого слова – знание о среде обитания, в которой живет человек: от ближайшего окружения до масштабов Вселенной и знание о себе.
Вряд ли наша жизнь может быть здоровой и гармоничной без сохранения природного и культурного наследия
Очень важно знакомить человека с самого раннего детства с Домом, в котором он живет. Но сколько бы информации ни запоминали люди, при отсутствии тонкого чувствования и восприятия мира, без любви к этому миру во всех его проявлениях эти знания не станут созидательными
Современные проблемы взаимоотношений человека с самим собой, себе подобными и с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Работа по созданию комплексных центровпредполагает активизацию и внедрение новых форм сотрудничества с государственными и общественными организациями, музеями, научно-исследовательскими центрами и частными лицами. Использование этих форм, а также новых технологий, в том числе и информационных, не толькообеспечит выход на принципиально новый уровень культурно-просветительской, образовательной, экспозиционно-выставочной, туристической деятельности, позволит создать рекреационную зону принципиально нового типа, будет способствовать расширению аудитории, но и сделает центр весьма перспективным ресурсным источником с практически неограниченными возможностями.
Больше с каждым годом
Количество туристов, приезжающих посмотреть на московские достопримечательности, растёт с каждым годом. В 2011-м сюда приехали 15,35 миллиона туристов, а в 2015-м эта цифра увеличилась до 17,1 миллиона человек. Ожидается, что эти показатели будут расти и дальше — в 2016 году город готовится принять 17,5 миллиона человек, в следующем — 18,4, а в 2018-м — 19,5 миллиона.
Особенно привлекательными для туристов стали фестивали «Золотая осень», «Путешествие в Рождество», «Времена и эпохи», «Спасская башня», «Круг света» и другие. Многие приезжают на эти праздники специально, и фестивальные площадки уже включают в туристические маршруты. «Круг света», например, в прошлом году посетили семь миллионов человек — благодаря этому фестиваль попал в Книгу рекордов Гиннеса.
Для удобства и комфорта гостей из других стран в столице трудятся свыше двух тысяч гидов-переводчиков. Послушать экскурсии можно на 25 иностранных языках.
В прошлом году гости столицы потратили около 457 миллиардов рублей, эта сумма на 11,5 процента больше, чем в 2014-м. Таким образом, гостиничный бизнес по итогам 2015 года внёс в бюджет Москвы более 3,6 миллиарда рублей. В среднем турист тратит в Москве примерно четыре с половиной тысячи рублей в день. Шопинг-туристы тратят больше — около восьми тысяч.
Состав инфраструктуры туризма
Из всех объектов, работа которых связана со сферой обслуживания путешественников, можно выделить два элемента. Первым элементом туристской инфраструктуры является индустрия гостеприимства. Сюда входят предприятия, которые предоставляют услуги по размещению отдыхающих и их питанию.
Второй элемент туристской инфраструктуры представлен трехуровневой системой. Рассмотрим ее подробнее.
На первом уровне этой системы находится производственная инфраструктура. В нее входят действующие здания и сооружения, транспортные сети и системы, которые непосредственно не относятся к продукту данной сферы, но в то же время их наличие необходимо для предоставления услуг путешественникам. Это связь и транспорт, коммунальное хозяйство и энергетика, безопасность, страхование и финансы.
На втором и третьем уровнях туристской инфраструктуры находятся организации и предприятия, деятельность которых непосредственно влияет на формирование конечного турпродукта. Что они представляют собой?
Во второй уровень включены предприятия, которые производят типичные для путешественников продукты. Результатом их деятельности являются товары для отдыха и средства передвижения, сувениры и экскурсионные услуги, организация досуга, выдача виз и т.д.
На третьем уровне находятся предприятия, которые производят нетипичные продукты, а также услуги для данной сферы. Это одежда для туризма и отдыха, косметические средства, фототовары, лекарства. Из услуг выделяют медицинские, парикмахерские, культурно-просветительские.
Таким образом, на первом уровне инфраструктуры туристской отрасли находится группа предприятий первичного турпродукта. На втором и третьем — вторичного.
Позади — Мадрид и Вена
В сентябре в Москве состоялась церемония вручения премии Business Traveller Awards. Российскую столицу признали лучшим городом делового и событийного туризма в номинации «Направление». В этой категории также были представлены Париж, Барселона, Мадрид, Вена, Иерусалим, Абу-Даби, Санкт-Петербург.
По версии крупнейшего портала о путешествиях TripAdvisor Москва занимает второе место в Европе и пятое в мире среди развивающихся туристических направлений.
Помимо прочего, Москва находится на четвёртом месте в рейтинге самых популярных городов мира по общему количеству снимков от пользователей «Инстаграма». Первые места заняли Париж, Лондон и Нью-Йорк.
Транспортная инфраструктура
Входящие в нее объекты являются одним из составных элементов индустрии туризма. Транспортная туристская инфраструктура представляет собой совокупность транспортных организаций, которые занимаются перевозками путешественников.
Существующая в каждой стране система формируется с использованием следующего:
- животных – собак, ослов, лошадей, верблюдов, слонов;
- механических наземных средств – велосипедов, автомобилей, автобусов, поездов;
- воздушных средств перемещения;
- водного транспорта – лодок, плотов, морских и речных надводных судов.
Исходя из этапов выполняемой работы выделяют:
- трансфер, представляющий собой доставку туристов к отелю от вокзала или терминала аэропорта и аналогично назад по окончании тура;
- перевозки к месту назначения на дальние расстояния;
- перевозки во время выполнения железнодорожных и автобусных туров;
- перевозки грузового типа для шопинг-туров.
Стоит отметить, что развитие туризма напрямую зависит от развития транспорта. Оно имеет место, как правило, с появлением более скоростных, комфортабельных и безопасных средств передвижения.
СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ. НЕОБХОДИМОСТЬ В НОВЫХ ФОРМАХ ТУРИЗМА
Состояние туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма – перечень причин можно продолжать долго. Нам представляется, что основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран.
Реализация новых целей туризма делает необходимым не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и поиск новых, более эффективных форм работы.
Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма и всех связанных с ним сфер деятельности является создание центров на базе памятников природы, истории и культуры. Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. В зарубежных странах накоплен богатый опыт создания таких объектов (музеев под открытым небом). В последние годы такие музеефицированные комплексы, как центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности, начали создаваться и в России. В их состав могут входить как подлинные, так и реконструированные археологические, исторические и этнографические группы объектов. К ним относятся разнообразные жилища, хозяйственные и производственные постройки, святилища и культовые места, торговые площади, фортификационные сооружения, пристани и т. п. Конкретные примеры и образцы идей или воплощенных в реальной жизни проектов приведены ниже.
Такие природно-историко-культурные центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов региона, где они расположены, которая позволит модернизировать существующую в регионе инфраструктуру туризма и культуры.
Оценка современного состояния туристской инфраструктуры региона
В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма занимает Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия . Въездной туристский поток в СЗФО в 2012 году составил около 14 млн. посетителей (рис. 4). При этом лидерами по объему туристского потока на протяжении последних лет являются Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Однако в последние годы туризм активно развивается в Новгородской и Псковской областях, о чем свидетельствует рост показателя объема туристских услуг в 3 и 2 раза соответственно (табл. 3).
Рис. 4. Туристский поток в регионах СЗФО в 2012 году,
тыс. чел.
По-прежнему самыми востребованными в регионах Северо-Западного федерального округа являются следующие виды туризма: культурно-познавательный, активный, лечебно-оздоровительный, деловой. Высокая доля культурно-познавательного туризма (от 35 до 67 %) отмечается в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областях, что объясняется высоким историко-культурным потенциалом этих регионов.
Таблица 3. Объем туристских услуг, оказанных населению на территории субъектов Северо-Западного федерального округа в 2009–2012 гг.,
млн. руб.
Тем не менее при достаточно хороших условиях для реализации туристского потенциала регионов в сфере туризма имеется ряд проблем. Прежде всего, они связаны с отсутствием эффективно действующей туристской инфраструктуры. Для оценки уровня ее развития в регионах СЗФО воспользуемся представленной выше методикой.
Для этого, прежде всего, рассчитаем индексы состояния и развития структурных элементов туристской инфраструктуры регионов.
Транспортная инфраструктура
Итоги расчетов показали (приложение 1), что хорошей транспортной обеспеченностью характеризуется г. Санкт-Петербург (I 1 = 801). Далее со значительным разрывом следуют Псковская область (I 1 = 439) и другие регионы округа. Наименьшие значения показателя развития транспортной инфраструктуры наблюдаются в республиках Карелия (I 1 = 141) и Коми (I 1 = 245).
Основные проблемы
В регионах наблюдается несоответствие темпов развития автомобильных дорог устойчивому росту автомобилизации, старение основных фондов транспортной инфраструктуры и их неэффективное использование. Весомым фактором, сдерживающим развитие туристской транспортной инфраструктуры, выступает недостаток придорожной инфраструктуры. В большинстве регионов СЗФО данный сектор слабо развит. Существует острая необходимость создания мест для отдыха водителей и пассажиров (питание, ночлег и кратковременный отдых в пути), кемпингов для автомобилистов и др.
Для большинства регионов России, как и СЗФО, актуальна проблема недостаточного технологического уровня развития транспортных систем. Именно в транспортной инфраструктуре очевидно существенное отставание в применении современных транспортных технологий и в информатизации транспорта .
Не теряют своей остроты такие проблемы, как низкий уровень развития речного и воздушного транспорта, непостоянство качества предоставления транспортных услуг, несоответствие сети автомобильных дорог потребностям движения (как по пропускной способности, так и по техническому состоянию), высокие тарифы транспортных предприятий, недостаток высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы, плохое состояние автовокзалов и железнодорожных вокзалов и др.
Информационно-коммуникационная инфраструктура
Развитие массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для эффективной туристской деятельности. Большую роль играют современные электронные средства информации: создание информационных туристических порталов в сети Интернет, информационных туристских центров и терминалов на основных туристических маршрутах и т. д.
Анализ индекса информационно-коммуникационной инфраструктуры (приложение 2) позволяет сделать вывод о том, что лидирующее положение по уровню развития данного структурного элемента занимает город Санкт-Петербург (I 2 = 1000). Значение индекса у всех регионов достаточно высокое и варьируется в диапазоне от 629 до 1000.
Основные проблемы
1) отсталость технического и технологического оборудования, отсутствие в необходимом количестве современных телекоммуникационных технологий и средств информатизации;
Состав инфраструктуры туризма
Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.
Из всех объектов, работа которых связана со сферой обслуживания путешественников, можно выделить два элемента. Первым элементом туристской инфраструктуры является индустрия гостеприимства. Сюда входят предприятия, которые предоставляют услуги по размещению отдыхающих и их питанию.
Вам будет интересно:Протекторат — это форма отношений между государствами
Второй элемент туристской инфраструктуры представлен трехуровневой системой. Рассмотрим ее подробнее.
На первом уровне этой системы находится производственная инфраструктура. В нее входят действующие здания и сооружения, транспортные сети и системы, которые непосредственно не относятся к продукту данной сферы, но в то же время их наличие необходимо для предоставления услуг путешественникам. Это связь и транспорт, коммунальное хозяйство и энергетика, безопасность, страхование и финансы.
На втором и третьем уровнях туристской инфраструктуры находятся организации и предприятия, деятельность которых непосредственно влияет на формирование конечного турпродукта. Что они представляют собой?
Во второй уровень включены предприятия, которые производят типичные для путешественников продукты. Результатом их деятельности являются товары для отдыха и средства передвижения, сувениры и экскурсионные услуги, организация досуга, выдача виз и т.д.
На третьем уровне находятся предприятия, которые производят нетипичные продукты, а также услуги для данной сферы. Это одежда для туризма и отдыха, косметические средства, фототовары, лекарства. Из услуг выделяют медицинские, парикмахерские, культурно-просветительские.
Таким образом, на первом уровне инфраструктуры туристской отрасли находится группа предприятий первичного турпродукта. На втором и третьем – вторичного.