Сравнительное правоведение — это… введение, функции понятие и развитие данного направления юридической науки

Классификация

Сравнительное правоведение может использоваться как в отношении действующих норм, так и существовавших ранее. Сопоставление однотипных положений, отраслей, институтов, событий, имевших место в разные периоды, именуют диахрональным. Но чаще всего в качестве предмета исследования выступают действующие юридические системы и их элементы. В этом случае говорят о синхронном сравнении. В практике и теории также различают сферы анализа. На макроуровне проводятся сравнительные исследования в пределах правовых семей или систем. Микросфера предполагает изучение норм, институтов, категорий.

Проблемы дисциплины

Между тем, теория «влияний» начинает вызывать сомнения, когда компаративисты стремятся представить ее в качестве единственно допустимой перспективы изучения. Сравнительное литературоведение, базирующееся на законах диалога и представлении о филологической дисциплине как о «круговороте общения», опирается на равноценность статусов источника и адресата художественной информации. Понятия «влияние» и «воздействие» связываются с мнением отправителя сведений. В термине «восприятие» учитывается перспектива получателя. При этом возникает открытый, двусторонний, неоконченный и незавершимый процесс. В этой связи наиболее корректным считается термин «литературные связи». Он был предложен Дюришиным, Жирмунским, Неупокоевой и прочими учеными. Это понятие указывает на диалогическую природу сравнительного литературоведения.

Школы компаративистики

Московская школа лингвистической компаративистики (материал из Википедии)
Пожалуй, это единственная в мире школа, занимающаяся реконструкцией ностратического праязыка
и сопоставлением языков с очень далёким родством.

Главная >
Лингвистика :

Компаративистика :

Классификация языков |
Глоттохронология |
Макрокомпаративистика
Школы удаленных сравнений |

Глоттогенез |
Протоязыки
(см. их словари) |
Мировой праязык
(см. протокорни) |

Книги по компаративистике |
Авторские наблюдения

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)

Ключевые слова для поиска сведений о компаративистике и глоттохронологии:

На русском языке: сравнительно-историческое языкознание, компаративистика, методы сравнительного анализа родственных языков,
установление языкового родства, реконструкция праязыка, восстановление языка-предка, древние изоглоссы,
глоттохронология, список Сводеша-Яхонтова, время распада макросемьи, генетическое языковедение, стословный список базовой лексики;

На английском языке: comparativistics, glottochronology, proto-language.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.

Пишите письма
().

Страница обновлена 09.08.2020

Как появилась и развивалась дисциплина в нашей стране?

Сравнительное правоведение в России появилось еще в начале XX века, тогда исследованием иностранного законодательства занимались такие видные ученые, как Н. Коркунов, П. Виноградов, Г. Шершеневич. На протяжении длительного времени данная дисциплина рассматривалась в качестве прикладной к другим разделам юриспруденции. Ее формирование как отдельного научного направления началось только после распада Советского Союза, поскольку все идеологические установки, существовавшие ранее, не позволяли производить полноценный обмен правовым опытом между государствами. Все исследования, проводившиеся тогда, не имели никакого практического значения, однако теоретические работы активно печатались в периодике того времени.

Исследователи отмечают, что на фоне зарубежного сравнительного правоведения попытки наших ученых проводить исследования в данной области в начале 1990-х годов выглядели достаточно нелепо. Только в начале 2000 годов, после большого количества проведенных наблюдений в области юриспруденции, удалось сформировать учебные программы по этой дисциплине и вообще превратить ее в полноценное научное направление. На текущий момент студенты могут изучать юридическую компаративистику в НИИ Академии Генпрокуратуры РФ, Институте государства и права РАН, а также в институте законодательства при Правительстве РФ. Основная работа по исследованиям в данной области на текущий момент ведется на территории европейских государств и стран СНГ.

Что изучает компаративистика?

Сравнение, сопоставление относят к числу самых общих категорий, используемых в культуре и жизни. В своих поздних пояснениях к «Методологии гуманитарных дисциплин» М. Бахтин указывал на то, что текст может жить только при соприкосновении с другим контекстом. Он считал, что именно в точке контакта происходит приобщение их к диалогу. Она и выступает в качестве основного предмета сравнительного литературоведения. Компаративистика – это важнейший метод понимания сути текста. В рамках творчества метод сравнения приводит к возникновению переносных значений. Они связаны с символизацией и метафоризацией. Многие авторы отмечают, что компаративистика – это общедисциплинарный метод, заключающий в себе один из ключевых мотивов мышления человека. Принцип сравнения достаточно широко применяется при исследовании социальных процессов. В частности, его используют при анализе педагогических, общественных, политологических, международно-правовых явлений. Компаративистика изучает, например, взаимодействие разнообразных видов искусства с литературой.

Какова структура юридической компаративистики?

Классификацию данного научного направления сформировал Х. Бехруз, по его мнению, система сравнительного правоведения состоит из трех составляющих: прагматической, теоретической и методологической. Первая представляет собой раздел, направленный на формирование того, как можно применить найденные отличия юридических актов на практике и добиться максимально эффективного результата.

Теоретическая составляющая в юридической компаративистике представляет собой совокупность положений, имеющих отношение к содержанию дисциплины, ее целям, механизмам проведения аналитической работы. Она является наиболее интересной именно с точки зрения проведения научных исследований, поскольку в ней постоянно происходят новые открытия, позволяющие провести четкую дифференциацию существующих институтов. С точки зрения методологии она представляет собой учение о способах проведения анализа, а также о том, как эти алгоритмы могут быть использованы в других дисциплинах.

Если рассматривать учебную систему сравнительного правоведения, она делится на две части – общую и особенную. Первая преимущественно состоит из изучения исторических проблем, которые помешали активному развитию правовых институтов. Параллельно с этим активно исследуются актуальные возможности данного научного направления, а также обмена опытом между различными государствами.

С помощью особой части можно исследовать многочисленные правовые явления, встречающиеся в различных системах, в том числе и тех, что уже прекратили свое существование. Нормы права в данном случае подвергаются серьезному анализу, при этом изучаются даже отдельные отрасли дисциплины, которые могут помочь выработать единые принципы работы для всех нынешних институтов.

Почему ученые ведут споры о ее происхождении?

Введение в сравнительное правоведение всегда начинается с истории дисциплины. И здесь ученые расходятся во мнениях, поскольку не могут определиться с тем, откуда следует вести отсчет ее существования. Согласно одной теории, она появилась еще в античности, поскольку именно тогда появились законодательные акты, регламентирующие проведение тех или иных операций, а также описывающие жизнь населения тех времен. В качестве доказательств ученые приводят факт существования римского права, на основе которого в дальнейшем было организовано большое количество правовых систем.

По их мнению, исследователи эпохи Просвещения и Возрождения также имели представление о компаративистике в праве, поскольку формировали свои реформы, опираясь на существующие доктрины соседних государств. Во Франции родоначальником данной науки называют Монтескье, в Англии – Бэкона, а в Германии – Лейбница. Каждый из этих научных деятелей оставил значительный след в юриспруденции, однако определиться с тем, кто именно был первым, достаточно сложно.

Вторая теория о развитии сравнительного правоведения подразумевает, что данная наука появилась во второй половине XIX века. Ее последователи связывают это с организацией во Франции специализированного сообщества, которое сопоставляло существующие законодательные базы, это произошло в 1869 году. По некоторым предположениям, это произошло даже в 1900 году, когда был сформирован и проведен Международный конгресс, посвященный проблемам исследования сравнительного права.

Такая разница в подходе к истории дисциплины появилась из-за отсутствия ее четкой формулировки, и каждый ученый в итоге имеет собственное ее понимание. Если рассматривать ее в качестве способа изучения права, то вполне справедливо искать истоки в античности. А если рассматривать юридическую компаративистику в качестве самостоятельной науки, вполне логично утверждать, что она появилась именно в XIX веке, когда осуществлялось становление правовых систем государств того времени.

Значение

Компаративистика в правоведении призвана обеспечить обновление науки и выработку нового национального и международного юридического института, соответствующего современным условиям. Сравнительный анализ необходим для раскрытия тенденций развития систем, возможностей и пределов заимствования достижений других культур, путей сохранения собственных традиций, норм и ценностей. Компаративистика позволяет преодолеть сформировавшееся представление о развитии правовой сферы. На базе сравнительного анализа должна совершенствоваться общественная общетеоретическая, профессиональная подготовка специалистов. Получаемые знания должны позволять юристам действовать как в рамках национальной системы, так и в пределах международной интегративной структуры. Эти задачи могут быть выполнены только посредством комплексного подхода к проблеме. Необходим качественный пересмотр существующих направлений исследования науки

Немаловажное значение имеет и зарубежный опыт применения сравнительного правоведения

Куда поступить для изучения дисциплины?

Если вам интересно данное научное направление, обратите свое внимание на Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. Это учебное заведение является крупнейшим многопрофильным центром, специализирующимся на проведении исследований в различных областях юриспруденции

Именно здесь осуществляется разработка проектов, которые в дальнейшем превращаются в федеральные законы, обязательные к исполнению. Это становится возможным после проведения аналитической работы по экспертным заключениям, материалам, законодательным актам, и прочим нормативным документам, сформированным как в России, так и за рубежом.

Параллельно с этим специалисты института достаточно часто принимают участие в работе крупнейших организаций Европы: Европейского суда по правам человека, различных комиссиях при ООН, ГРЕКО и т. д. Данное учебное заведение отличается от всех прочих тем, что здесь активно ведется научная работа в малоизученных областях правовой материи

Следует обратить внимание на то, что в Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ можно поступить только в том случае, если вы планируете заканчивать магистратуру и аспирантуру, т. е

уже имеете высшее образование в области юриспруденции.

Поступить в данное учебное заведение достаточно сложно, если вы хотите обучаться там бесплатно, придется очень сильно постараться. Ежегодно выделяется всего лишь 10 бюджетных мест, которые доступны студентам, успешно сдавшим экзамены и готовым обучаться очно. Тем, кто не готов уделять большое количество времени получению образования, будет немного проще — ежегодно институт предоставляет 15 мест на бюджетной основе для заочного обучения. Особой популярностью в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве пользуются аспирантура, где за 50 бесплатных мест ежегодно разворачивается по-настоящему нешуточная борьба.

Если поступить бесплатно не удалось, аспирант-очник может заплатить 120 тысяч рублей за год обучения, что может серьезно ударить по карману. Заочнику для обучения в аспирантуре придется ежегодно платить 90 тысяч, что тоже немало. Чтобы получить ответы на все интересующие вопросы, вы можете обратиться в приемную комиссию учебного заведения по адресу Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  •  1. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М.: Изд-во Ак.Наук СССР, 1962.
  •  2. Перетрухин В. Сравнительно-исторический метод изучения языков и основы генеалогической их классификации. Тюмень, 1960.
  •  3. Кодухов В.И. Методы лингвистического анализа. Лекции по курсу «Введение в языкознание». Л., 1963.
  •  4. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования. Изд-во Моск-го универс-та, 1963.
  •  5. Фрумкина Р.М. Статистические методы изучения лексики. М.; Изд-во «Наука», 1964.
  •  6. Щерба Л.В. Избарнные работы по языкознанию и фонетике. Том 1. Изд-во Ленингр.Ун-та, 1958.
  •  7. Щерба Л.В. , Матусович М.И. Русско-Французский словарь: 50000 слов — 12-е изд. Москва «Русский язык», 1988.
  •  8. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.»Иностр.яз.» — 2-е изд. М.: Просвещение, 1989.
  •  9. Гак В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Рус.яз., 1988.
  •  10. Аракин В.Д., Уайзер Г.М., Фололекина С.К. Словарь наиболее употребительных слов английского языка 3250 слов, 3-е изд , испр. и доп. М.: Рус.яз., 1981.
  •  11. Реформацкий А.А. Введение в языковедение под ред. Виноградова В.А. М.: Аспект — пресс, 1998.
  •  12. Реформацкий А.А. Лингвистика и поэтика М.: Наука, 1987.
  •  13. Вопросы описания лексико-семантической системы языка. Научная конференция. Москва, 1971.
  •  14. Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка М.: Изд-во Ак.Наук СССР, 1960.
  •  15. Ярцева В.Н. О сопоставительном методе изучения языков ж-л Филол.науки, 1960. — №1.
  •  16. Серебренников Б.А. Всякое ли сопоставление полезно? Рус.яз. в нац.шк., 1957. — №2.
  •  17. под ред. Гак В.Г. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 25. М.: Прогресс, 1989.
  •  18. Аракин В.Д. Сопоставительная типология скандинавских языков. М.: Высш. шк., 1984.
  •  19. Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М.: Изд-во «Наука», 1981.
  •  20. Гак В.Г., Ройзенблит Е.Б. Очерки по сопоставительному изучению французского и русского языков. М.: Высш.шк., 1965.
  •  21. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. М.: «Междунар. отношения», 1977.

Как проводятся сопоставления?

В качестве объекта сравнительного правоведения можно использовать любое явление в одном государстве, которые можно сопоставить с аналогичными в других. Каждое из них появляется не случайно постоянно находится в процессе изменения. Исследователь в данном случае обязательно должен ставить перед собой обязательно цели изучения, которые должны соответствовать его правовым потребностям. Если объекты и цели были поставлены правильно, можно будет легко выбрать наиболее эффективные методики работы с ними.

Существует целый ряд особенностей, которые могут помочь определить, что является объектом сравнительного правоведения. К ним относятся те, что требуют постоянного изучения и проведения над ними серьезной аналитической работы. Некоторые из них периодически могут требовать дополнительного научного исследования, которое будет зависеть от того, какие цели ставит перед собой наблюдатель. Существуют объекты, которые достаточно трудно выявить, чтобы сделать это, ученым необходимо приложить целый ряд серьезных усилий. Часть из них существует в тесной взаимосвязи друг с другом, таким образом, исследуя один объект, обязательно приходится изучать и другой.

Некоторые ученые считают, что существует два вида подобных объектов, наиболее частотными из них являются правовые реальности. Каждая из них представляет собой текущее состояние правовой сферы изучаемого государства, а также ее изменения. Сюда можно отнести: процессы, направленные на развитие государства, установление политического режима, формирование законодательной сферы, улучшение состояние судов и органов внутренних дел и т. д. Зачастую при изучении подобного объекта исследование проводится и над понятием государства, хотя оно затрагивается здесь лишь косвенно.

Ко второму виду следует относить те вопросы, которые сигнализируют о принадлежности того или иного явления к группе правовых систем. Если исследователь занимается изучением юридических актов разных стран, применяя при этом сравнительный метод, он сможет выделить целый ряд определенных правовых семей, куда входит большое количество схожих систем. Такая совокупность может появиться в результате общности институтов, понятийного аппарата, исторического формирования, структуры и многих других параметров. У каждой правовой семьи есть определенные признаки: идеологические взгляды, отношение граждан к юридической сфере, природа формирования местных институтов, а также их роль в контроле за соблюдением текущего режима.

Какое влияние компаративистика оказала на науку?

Несмотря на то что сравнительное правоведение — это достаточно молодая дисциплина, она уже оказывает значительное влияние на научное сообщество. Благодаря ей возникла юридическая география мира, занимающаяся исследованием правил распространения тех или иных правовых институтов, а также их дальнейшего развития. Ее активное развитие становится возможным из-за постоянной обширной работы исследователей-компаративистов, некоторые из которых считают, что географию уже давно пора выделить в отдельное научное направление.

Следует отличать понятие сравнительного правоведения от термина “правовая география”, первое занимается разработкой инструментов для сравнения правовых институтов, а вторая должна изобразить границы действия правовых семей на карте мира. Графическая демонстрация должна вмещать в себя не только современное состояние той или иной совокупности, но и исторические отрезки времени, актуальные для нее. Первые идеи использовать географические карты для изучения правовых систем принадлежат Аристотелю, который в свое время пытался провести анализ греческих полисов и соседствующих с ними варварских угодий.

В чем заключается функционал дисциплины?

Функции сравнительного правоведения достаточно разнообразны, и каждая из них требует отдельного рассмотрения в рамках изучения всей научной дисциплины. Главная из них — онтологическая, которая заключается в необходимости объяснить процессы жизнедеятельности, характерные для жителей различных государств, находящихся под воздействием тех или иных институтов права. Она характерна абсолютно для всех гуманитарных дисциплин, поскольку отражает потребность человека объяснить существование окружающей среды.

Еще одна функция — эвристическая, она заключается в потребности каждого человека находить истину. Адаптируя ее к правоведению, можно сделать вывод о том, что она нужна для выявления закономерностей существования различных государств, а также для понимания того, когда и каким образом начали появляться отличия между ними. Нельзя забывать и о прогностической функции, которую можно рассматривать как средство для предвидения дальнейших перспектив существования данной дисциплины. Подобное прогнозирование становится возможным при выявлении закономерностей, по которым развивается социум в отдельно взятом государстве.

Сравнительное правоведение и международное право — два взаимозависимых друг от друга юридических направления, явным свидетельством этого является методологическая функция. С ее помощью можно сформировать универсальный язык, который будут использовать практикующие юристы всего мира для оценки явлений и процессов в данной среде. С помощью идеологической миссии можно создать единый и фундаментальный подход для дальнейшего развития правовой дисциплины внутри каждого государства.

С помощью сравнительного права можно создать политический курс той или иной страны, которого она будет придерживаться на протяжении определенного времени. Таким образом оказывается серьезное влияние на социальную систему государства, которое в дальнейшем может быть скорректировано в зависимости от того, куда будет двигаться правительство. Параллельно с этим, благодаря научно-прикладной функции, исследователи способны разработать целый ряд рекомендаций для дальнейшего развития политической системы и решения возникающих перед правительством задач.

История компаративистики

Ещё в 1781 г. Иоганн Кристоф Аделунг (1732–1806 гг.) сформулировал
критерии разных степеней родства языков.
«Если в двух языках в целом, за небольшими исключениями, совпадают корневые слова,
словоизменительные и словообразовательные средства, а различия наблюдаются
лишь в вокализме… и в родственных согласных, то эти языки всего лишь диалекты друг друга…
Если в словоизменительных и словообразовательных средствах наблюдаются заметные различия,
то это лишь родственные языки…
Совершенно разные типы словопроизводства и словоизменения и заметные различия в корнях
и их значениях создают более или менее разные языки».

Возникновение сравнительно-исторического языкознания в 10—30-е гг. 19 в.
связано с именами основателей индоевропеистики
Ф. Боппа и Р. Раска, и германиста Я. Гримма.
Гримм и немецкий учёный индоевропеист-этимолог А. Потт заложили основы
сравнительно-исторической фонетики как фундамента сравнительно-исторического языкознания.

Первые серьёзные попытки праязыковой реконструкции предприняты в середине 19 в. А. Шлейхером.
Строгая методика доказательной реконструкции фактов дописьменной истории языков
(и прежде всего реконструкции фонем) разработана в последней четверти 19 в.
(в индоевропеистике — в работах К. Вернера, младограмматиков
во главе с К. Бругманом, Ф. Соссюра и др.).

Эта методика лежит в основе и современных сравнительно-исторического языкознания;
в последние десятилетия она обогащается новыми исследовательских приёмами,
относящимися к области внутренней реконструкции, системной реконструкции лексики, фонетики и пр.,
использованию достижений смежных дисциплин (особенно фонологии,
лингвистической типологии, этимологии).

Кроме изучения индоевропейского родства и исследования германских языков,
наиболее успешно развивавшимися областями сравнительно-исторического языкознания со 2-й половине 19 в.
были славистика,
балтистика, романистика, иранистика, кельтология,
индология,
семитология.

В 1-й половине 20 в., помимо этих областей, широкое развитие получило
сравнительно-историческое исследование других групп индоевропейских языков,
уральское языкознание (особенно финно-угроведение), тюркология, монголистика.
Круг языков, подвергающихся успешному сравнительно-историческому изучению, постоянно расширяется
(тунгусо-маньчжурские,
дравидийские,
картвельские,
китайско-тибетские,
австронезийские,
австроазиатские языки,
семито-хамитские языки Африки,
языки банту,
многие группы индейских языков и другие).

Развивается исследование далёкого родства языков (ностратические
языки, макросемьи языков Америки, Африки, Океании)
.

Результаты исследований по сравнительно-историческому языкознанию
лежат в основе генеалогической классификации языков,
составляют научную базу этимологии
и лингвистической палеонтологии [палеолингвистики],
предоставляют в распоряжение историков лингвистическую информацию об этногенезе народов,
о дописьменных периодах их истории, о культуре и взаимных контактах народов древности.

В результате развития сравнительно-исторического языкознания в значительной степени воссоздана
история многих языковых семей и групп (индоевропейских,
семитских,
уральских и других),
что углубляет временную перспективу языкознания и даёт материал для исторической типологии языков.

В  19 — начале 20 в. сравнительно-историческое языкознание развивалось преимущественно
в Германии, Австро-Венгрии и скандинавских странах.
Исследования по сравнительно-историческому языкознанию широко проводятся в СССР
(славянские и другие индо-европейские языки,
уральские, алтайские, кавказские, семито-хамитские и другие языки),
в США (языки индоевропейской семьи, индейские и другие),
Западной Европе (преимущественно индоевропейские и восточные языки,
в Финляндии и Швеции — также уральские и алтайские языки),
в Венгрии (уральские и алтайские языки).
Исследования по славистике и индоевропеистике ведутся в Польше, Югославии и Болгарии,
по славистике и восточным языкам — в Чехословакии.
Начинает развиваться сравнительно-историческое языкознание в Японии, Индии, Израиле, Австралии (языки соответствующих регионов).

( Обзор для энциклопедии составил А. Б. Долгопольский ).

Исследования ученых

Лихачев изучал древнерусскую литературу во взаимодействии с изобразительным искусством. При этом академик подчеркивал, что «взаимное проникновение» стало следствием их внутренней структуры. Михайлов исследовал «музыкальность» в литературе. Под ней автор понимал тенденцию компоновать материал по более высокому закону, чем закон самого материала. Литературные произведения он видел лирически преобразованными. Компаративистика – это наука, позволяющая выявить специфику различных видов искусства. Их взаимодействие имеет разные уровни. В преображенной форме «музыкальность» и «живописность» включаются в структуру литературы. А «художественность» произведений, наоборот, проникает в ноты. В результате выявляются одновременно непохожесть видов искусств и их родство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector