Основные научные отрасли педагогики: описание и особенности

2. Причины нарушений развития

   План лекции   1. Классификация нарушений в развитии человека по причинам, которые их вызывают.   2. Причины эндогенных и экзогенных нарушений.   3. Нарушения вследствие органических расстройств.   4. Нарушения вследствие функциональных расстройств.   5. Причины врождённых нарушений.   6. Причины приобретенных нарушений и нарушения социального характера.
    Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают, выделяют несколько групп.   По источнику происхождения нарушения:   1. Эндогенные (внутренние) – возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (проблемы, связанные с генетикой).   2. Экзогенные (внешние) – возникающие по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания).   По структуре дефекта:   3. Органические – поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), т. е. вследствие органических нарушений в организме.   4. Функциональные – расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.   По времени возникновения отклонения:   5. Врождённые – вследствие заболевания матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.   6. Приобретённые – вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнатальных) поражений организма ребёнка.   По способу возникновения:   7. Социальные – неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.   8. Стихийные – несчастные случаи.   9. Наследственные.   Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше группу причин нарушений развития.   1. Причины эндогенны1х нарушений. Инфекционные болезни НС (менингит, воспаление мозговых оболочек, энцефалит – воспаление головного мозга), как следствие: ЗПР, задержка моторного развития, двигательной активности.   Инфекционные заболевания: корь, свинка, скарлатина, пневмония, отит – нарушение слуха, выраженные физиологические патологии, отсутствие органов, изменение строения отдельных органов.   2. Причины экзогенны1х нарушений. Черепно-мозговые травмы (сотрясение, ушиб, сдавление мозга, повреждения мозговой оболочки) – патологии движений, психики, интеллекта.   3. Нарушения вследствие органических расстройств.   Умственная отсталость, глухота, ДЦП, логоневроз, расстройство голоса, брадилалия (медленная речь), дислалия (расстройство речи), алалия (утрата речи), афазия, дисграфия, дислексия, аутизм.   4. Нарушения вследствие функциональны1х расстройств. ЗПР, логоневроз, ринолалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротические реакции, минимальная мозговая дисфункция.   5. Причины врождённы1х нарушений:   Последствия заболеваний матери:   • токсоплазмоз (паразитарное заболевание) – поражения НС, органов слуха, зрения, физическое и психическое недоразвитие – олигофрения, гидро-, микроцефалия;   • врождённая краснуха – поражение зрения, двигательные нарушения;   • внутриутробные инфекции НС – гидро-, микроцефалия, параличи, парезы;   • несовместимость резус-фактора крови матери и плода – мозговые поражения, нарушения слуха;   • химические вещества и радиоактивные излучения, влияющие на общее развитие плода.   Наследственные генетические поражения:   • нарушение хромосомных наборов родителей – формы олигофрении (синдром Дауна), формы глухоты, слепоты;   • алкоголизм, наркомания – врожденные аномалии, уродства.   6. Причины приобретённых нарушений:   1) Природовые нарушения:   • асфиксия (кислородная недостаточность) – общее недоразвитие;   • внутричерепная родовая травма – ДЦП, нарушение моторного развития ребёнка.   2) Послеродовые нарушения:   • инфекционные болезни НС: менингит – гидроцефалия, глухота, ЗПР; энцефалит – задержка моторного развития; полиомиелит – ограничение двигательной способности, параличи, парезы; грипп, корь – поражения НС;   • черепно-мозговые травмы – патология движений и психики, параличи, глухота, слепота, нарушение памяти, речи, интеллекта.   7. Нарушения социального характера. ЗПР, неврозы, социальная запущенность, невропатия, недостатки характера.

Терминология

Среди основных понятий специальной педагогики и психологии выделяют:

  • дефект;
  • норма;
  • компенсация;
  • реабилитация;
  • аномальные дети;
  • коррекция;
  • дизонтогенез;
  • социализация;
  • условия получения образования.

Подробно проанализируем эти термины. Термин «норма» (в переводе с латинского языка означает руководящее начало) применяют для характеристики здоровья либо болезни. С нормой сравнивают интеллектуальное, психоэмоциональное, физиологическое состояние ребенка, участвующего в диагностике.

Патология рассматривается как отклонение от стандартного уровня развития. Психологи выделяют патологию интеллектуального и физиологического развития, а также отклонения от норм поведения в обществе. Девиантным поведением называют систему поступков либо отдельный поступок, которые противоречат общепринятым правилам и нормам. В современной психологии выделяют несколько разновидностей норм:

  • идеальный образец;
  • физиологическая норма;
  • статический образец;
  • индивидуальная норма.

Помимо физиологических отклонений в развитии, часто у детей наблюдаются поведенческие патологии. Они проявляются в нестабильности межличностных отношений, обидчивости, неудовлетворенности, низкой самооценке, неприятии самого себя.

Дефект – это физический либо психический недостаток, который вызывает нарушения полноценного развития ребенка. Выделяют его первичные и вторичные признаки. При наличии у ребенка дефекта одной из функций происходит затруднение нормальной работы организма, возникают психологические проблемы, замедляется интеллектуальное развитие. Развитие ребенка при дефекте одной из функций происходит только при наличии определенных обстоятельств. Воздействие дефекта является двойственным. Из-за него возникают нарушения в нормальной работе организма, но при этом усиленно развиваются другие функции, компенсирующие появившийся недостаток. Психолог Л. С. Выготский говорил о том, что минус от дефекта постепенно превращается в плюс компенсации. В настоящее время различают два вида дефектов:

  • Первичные включают в себя общие и частные нарушения функционирования центральной нервной системы, проявляющиеся в задержке развития. Первичный эффект вызван повреждением анализаторов, отделов центральной нервной системы.
  • Вторичные развиваются по мере взросления ребенка, имеющего нарушения психофизиологического развития, если социальному окружению не удается компенсировать такие проблемы. Вторичный дефект предполагает неполную развитость высших психических функций из-за первичных отклонений в развитии. Например, если ребенок имеет проблемы со слухом, у него плохо развита речь и мышление.

Возникают вторичные дефекты по разным механизмам. Чаще всего недоразвиты функции, которые тесно связаны с первичным дефектом. В дошкольном возрасте происходит формирование произвольной моторики в сенситивный период. Если в это время появляются разнообразные повреждения: травмы черепа, менингиты, возможно появление задержек в нормальном развитии, у ребенка формируется двигательная расторможенность. Чем больше взаимосвязь между вторичным отклонением и первичным дефектом, тем труднее выполнять коррекцию.

Предметные области специальной педагогики и другие науки

Науки можно объединить в отдельные блоки:

  1. Медицинский: анатомия, психиатрия, физиология, невропатология и пр.. Взаимодействие медицинской и педагогической составляющей позволяет получить полномасштабное видение проблемы. Состояние психического и физического состояния ребенка в процессе обучения очень важны для своевременной корректировки учебно-воспитательного процесса.

  2. Гуманитарный: психология, социология, философия. Психологические аспекты в сочетании с философией позволят установить между педагогом и воспитанником эмоциональную связь. Обеспечат адекватное восприятие ребенком окружающего мира, необходимости учиться и развиваться. Социология в совокупности с остальными науками блока способствует адаптации в обществе, стимулирует самореализацию.
  3. Педагогический: методика преподавания, принципы общей педагогики. Основой служит общая педагогика, в которую внесены изменения и дополнения с учетом специфики науки.
  4. Лингвистика, психолингвистика. Изучение языка, развитие устной и письменной речи, мышления является одним из основных направлений коррекционного образования. Развивает межличностное общение, расширяет кругозор.

Педагогика тесно связана с различными науками, специальная педагогика – не исключение.

3.1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины

   Каждая наука имеет собственный понятийный аппарат, свою терминологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины. Совокупность знаний специальной педагогики и специальной психологии формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки. Отправной точкой в построении понятийного аппарата названных отраслей знаний стали этиология и симптоматика. Накопленные знания закреплялись в научных понятиях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», «аномалия», «дефект», «слабоумный», «глухонемой», «тугоухий», «слепой» и др. С развитием психологии в специальную педагогику приходят психологические понятия и термины, которые тоже часто по своей сути являются «диагнозными», например «дети с ЗПР». При отсутствии собственно педагогических названий того или иного педагогического феномена медицинские и психологические термины приживались в понятийном поле специальной педагогики; для педагогов утрачивался их диагнозный, негативный в социокультурном контексте смысл. Каждый исторический период прибавлял свои понятия под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологии, психологии, социологии), меняя устаревшие новыми, формируя основу теории специальной педагогики и специальной психологии. Как показывает история развития науки, особую остроту понятийно-терминологические проблемы приобретают в периоды ее становления или «революционного» развития. Именно в это время возникает огромная потребность в достижении чистоты и точности научного языка.   В настоящее время педагогическая терминология в области специального образования переживает именно такой период: имеет место беспорядочное использование терминов из смежных областей знания, а также терминов, которые уже не отражают во всей полноте сущности обозначаемых предметов и явлений. Многие отрасли знания, смежные со специальной педагогикой, имеют сегодня свой устоявшийся понятийно-терминологический аппарат, которым пользуются в общении между собой специалисты данной предметной области (например, врачи, психологи, школьные администраторы). Известно, что каждая научная область один и тот же объект или явление обозначает своим термином. Перенос термина одной научной сферы в терминологический аппарат другой для обозначения одного и того же объекта нередко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный термин теряет свой информационный, сущностный смысл применительно к той научной сфере, в которую он перенесен.   Специалисты проводят сегодня научный анализ того понятийно-терминологического наследия, которым обладает специальное образование. Они ищут пути преодоления существующего барьера между отечественным понятийным языком и понятийным языком мирового педагогического сообщества, учитывая включение России в международные интеграционные процессы в области образования. Путь к упорядочению понятийно-терминологического аппарата специальной педагогики лежит через осмысление следующего:    ряд используемых понятий постепенно перестает вмещать новый опыт, неизбежно накапливающийся с развитием специального образования и смежных отраслей знания, требуется смена терминов на основе обсуждения и договоренности в научном сообществе;    новые факты и явления могут приходить в специальную педагогику с теми обозначениями, которые они уже получили в других смежных со специальной педагогикой отраслях знания;    задачей специальной педагогики является в этом случае нахождение собственных педагогических терминов, которые бы отражали специфическую образовательную сущность данного объекта или явления;    в связи с этим можно говорить об объективном существовании параллельной терминологии в специальной педагогике и смежных с ней предметных областях;    употребление того или иного термина должно соответствовать проблемно-предметному контексту (т. е. тому, к какой предметной сфере эта проблема относится).

Принципы обследования детей с проблемами в развитии

Эти отрасли психологии и педагогики функционируют на основании принципов:

  • комплексное изучение ребенка;
  • динамическое обследование ребенка;
  • целостность и системность обучения, выявление первичного дефекта и вторичного нарушения;
  • качественно-количественный подход в процессе анализа данных, которые были получены в ходе психолого-педагогической диагностики.

Для того чтобы перечисленные выше принципы реализовывались в полном объеме, была создана психологическая служба в отрасли современной педагогики, направленная на диагностическую, профилактическую, коррекционную, развивающую, диагностическую, реабилитационную деятельность с личностью. В настоящее время актуален следующий подход: после диагностики отбора выполняется анализ специфических параметров развития психического развития ребенка.

Цели психологического сопровождения

Проанализируем научные отрасли педагогики, касающейся развития детей с отклонениями. Среди целей их специального сопровождения выделяют:

  • поиск дисбаланса между уровнем развития и обучающей методикой таких детей;
  • учет индивидуальных способностей ребят с аномалиями при разработке специальных развивающих и обучающих программ;
  • поиск и разработка максимально благоприятных условий для социальной адаптации и интеграции детей с аномалиями;
  • создание педагогических и социальных программ, которые способствуют профессиональному самоопределению таких школьников.

Основные отрасли педагогики имеют научную базу, определенную терминологию, понятийный аппарат. Специальная педагогика направлена на абилитацию и реабилитацию детей, компенсацию и коррекцию недостатков посредством педагогических средств. Именно эта отрасль педагогики отвечает за формирование самооценки, адекватного социального поведения, развитие чувства собственного достоинства. В результате работы педагогов и психологов у детей, имеющих серьезные физические и психологические отклонения в развитии, не должно возникать проблем с социализацией и интеграцией в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector