Статья 210. основные направления государственной политики в области охраны труда
Содержание:
- Какие органы осуществляют управление охраной труда в РФ
- Результаты специальной оценки условий труда
- Другой комментарий к статье 210 ТК РФ
- Другой комментарий к Ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации
- Регулирующая документация
- Принципы госполитики в области охраны труда
- Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда.
- Направления государственной политики в области охраны труда
- Функциональная подсистема управления охраной труда.
- 1.doc
Какие органы осуществляют управление охраной труда в РФ
Надзорная и контролирующая деятельность в нашей стране осуществляется специализированной службой — инспекцией по охране труда. Этот орган осуществляет плановые и внеплановые проверки компаний на предмет соблюдения закона, отвечают на обращения граждан и разрешают споры между субъектами трудовых отношений, а также проверяют документацию организации на предмет соответствия установленным нормативам о безопасной деятельности и определяют, как относиться к тому или иному локальному акту.
Кроме того, государственные органы наделены полномочиями по вынесению административного наказания при выявлении нарушений, а также предписаний об устранении выявленных недочетов.
Важно! При этом служащие должны внимательно относиться к своим обязанностям, назвать рабочему при обращении все нормы актов, которые нарушены в его отношении, а также обеспечить всестороннее рассмотрение обращения и изложить свои требования нарушителям
Основные требования по соблюдению режима безопасности на производстве
Результаты специальной оценки условий труда
Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда
Таблица 1
Наименование |
Количество рабочих мест и численность работников. занятых на этих рабочих местах |
Количество рабочих мест и численность занятых на них работников по классам (подклассам) условий труда из числа рабочих мест, указанных в графе 3 (единиц) |
|||||||
всего |
в том числе на которых проведена специальная оценка условий труда |
Класс 1 |
Класс 2 |
Класс 3 |
Класс 4 |
||||
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Рабочие места (ед.) |
35 |
27 |
25 |
2 |
|||||
Работники, занятые на рабочих местах (чел.) |
48 |
41 |
36 |
5 |
|||||
из них женщин |
8 |
8 |
8 |
||||||
из них лиц в возрасте до 18 лет |
|||||||||
из них инвалидов |
1 |
Таблица 2
Индивидуальный номер рабочего места |
Профессия / должность / специальность работника |
Класс (подкласс) условий труда |
1 |
Генеральный директор |
2 |
2 |
Заместитель генерального директора |
2 |
3 |
Главный инженер |
2 |
4 |
Главный бухгалтер |
2 |
5 |
Заместитель главного бухгалтера |
2 |
6 |
Бухгалтер |
2 |
7 |
Заместитель генерального директора по развитию |
2 |
8 |
Ведущий специалист коммерческого отдела |
2 |
9 |
Специалист по маркетингу |
2 |
10 |
Начальник ПТО |
2 |
11 |
Инженер ПТО |
2 |
12 |
Ведущий инженер-сметчик |
2 |
13 |
Инженер по охране труда |
2 |
14 |
Начальник отдела кадров |
2 |
15 |
Юрисконсульт |
2 |
16 |
Заместитель генерального директора по производству |
2 |
17 |
Электросварщик ручной сварки |
3.1 |
18 |
Производитель работ |
2 |
19 |
Мастер строительных и монтажных работ |
2 |
20 |
Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций |
2 |
21 |
Бетонщик |
3.1 |
22 |
Водитель автомобиля |
2 |
23 |
Водитель автомобиля |
2 |
24 |
Водитель автомобиля |
2 |
25 |
Мастер участка инженерных сетей |
2 |
26 |
Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации |
2 |
27 |
Электромонтажник |
2 |
Перечень мероприятий по улучшению условий труда
Наименование рабочего места |
Наименование мероприятия |
Цель мероприятия |
17. Электросварщик ручной сварки |
Учитывая вредные условия труда сохранить за работником право на льготы и спец.питание (молоко). |
Снижение вредного воздействия химического фактора |
21. Бетонщик |
Предусмотреть возможность механизации и автоматизации трудоемких процессов. Соблюдать режим труда и отдыха. |
Снижение вредного воздействия тяжести |
Гигиеническая политика
Руководство ООО «ТПМ» считает санитарно-гигиенические условия в организации неотъемлемой частью своей деятельности и уделяет пристальное внимание обеспечению гигиенической безопасности. Цель: непрерывное улучшение санитарно-гигиенических условий на рабочих местах в целях минимизации техногенной нагрузки на окружающую среду и работников организации
Цель: непрерывное улучшение санитарно-гигиенических условий на рабочих местах в целях минимизации техногенной нагрузки на окружающую среду и работников организации.
Основные направления гигиенической политики ООО «ТПМ»:
соответствие требованиям Российского законодательства по санитарно-гигиеническим нормам и правилам, постоянный контроль и анализ новых требований и своевременное реагирование на их изменение;
своевременное осведомление персонала организации в области гигиены и обеспечение должного уровня понимания важности этих аспектов;
использование в процессе труда материалов, сырья, продукции только с санитарно-гигиеническими паспортами, сертификатами и иными документами подтверждающими их качество;
применение производственного оборудования и технологии обеспечивающих гигиеническую безопасность в соответствии с мировыми стандартами;
обеспечение гигиенически безопасных условий в процессе выполнения работ.
соблюдение всеми сотрудниками организации гигиенических нормативов и нормативно-правовых актов по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия;
своевременное выполнение противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
организация предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
своевременный контроль качества питьевой воды;
обеспечение работников организации сертифицированными спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, моющими средствами;
организация оптимального гигиенического режима в офисе организации.
Руководство ООО «ТПМ» берет на себя ответственность за реализацию гигиенической политики и ее актуализацию при изменении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Другой комментарий к статье 210 ТК РФ
Комментируемая статья закрепляет основные направления государственной политики в области охраны труда.
Государственную политику в области охраны труда можно определить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по охране труда, систему мер организационного, правового, научного, информационного и иного характера, направленных на улучшение и развитие системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Исходя из нормативного определения охраны труда, указанное в ст.210 ТК РФ в качестве направления обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является скорее целью государственной политики в области охраны труда.
Такое направление, как принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда является средством реализации государственной политики в данной области, достижения цели мероприятий охраны труда. Именно путем принятия нормативных правовых актов государство регулирует общественные отношения.
Прочие направления государственной политики в области охраны труда, предусмотренные комментируемой статьей, можно разделить на две основные группы:
— направления, предусматривающие нормативное регулирование определенных отношений;
— направления, представляющие практическую реализацию функций государственных органов.
Государственная политика в области охраны труда направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Другой комментарий к Ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Статья 210 ТК, установив основные направления государственной политики в области охраны труда, тем самым определила принципы института охраны труда, которые можно разделить на три группы.
Во-первых, это принципы формирования единого общегосударственного правового механизма регулирования отношений в сфере охраны труда: принятие и реализация федерального и регионального законодательства об охране труда, а также специальных многоуровневых программ улучшения условий и охраны труда; организация и обеспечение государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, государственной статистической отчетности об условиях труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, функционирование единой информационной системы охраны труда.
Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, дополнительно установили следующие новые принципы данной группы: государственная экспертиза условий труда, установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников, координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности.
Во-вторых, принципы экономической государственной политики в области охраны труда: участие государства в финансировании мероприятий по охране труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда; разработка и внедрение безопасных технических средств и технологий; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования.
В-третьих, принципы организации охраны труда: подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда.
2. Закрепленные в статье направления государственной политики в области охраны труда реализуются согласованными действиями социальных партнеров на всех уровнях социального партнерства в сфере труда. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 гг. в разд. V «Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность» предусматривает такие совместные мероприятия, как совершенствование системы медико-социальной защиты и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, системы компенсаций за неблагоприятные условия труда с учетом показателей вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, а также экономической заинтересованности работников и работодателей, системы аттестации рабочих мест по условиям труда, системы статистического учета и отчетности производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и трудопотерь вследствие временной и стойкой утраты трудоспособности на основе требований и рекомендаций МОТ.
Регулирующая документация
Регулирующая документация на предприятии представлена в виде локальных нормативных актов. Такие акты имеют форму регламентов, распоряжений и приказов и издаются в соответствии с государственными законами. Задача таких актов состоит в конкретизации норм права и принципов деятельности по охране труда в отдельно взятом предприятии. Необходимый перечень документов определяется руководством учреждения и утверждает приоритет безопасности при осуществлении различных работ.
В итоге реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается за счет неукоснительного соблюдения всеми сторонами правоотношений требований и норм законодательства. Работник, как и работодатель должны придерживаться в своей работе принципом обеспечения безопасной работы компании в целом и избегания нанесения вреда себе и иным лицам.
Принципы госполитики в области охраны труда
Регулирование правоотношений в сфере обеспечения надзора и контроля режима работы осуществляется главным образом федеральным законодательством. Закон устанавливает нормативные требования ко всем организациям, вне зависимости от сферы их деятельности и организационно-правовой формы существования. Главным документом в этой сфере является трудовой Кодекс РФ. Обеспечивать безопасный и стабильный режим работы призваны и соответствующие госорганы. При этом отраслевое и локальное законотворчество в обязательном порядке придерживается принципов, установленных в регламентированных актах.
Схематичное изображение основ политика государства в области обеспечения безопасности производства
Трудовая деятельность в организации является для государства приоритетной как в сфере нормотворчества, так и в части контроля за деятельностью различных компаний. Во главу угла ставится жизнь и здоровье граждан, а сохранность имущества идет после обеспечения безопасности рабочих предприятия. Главными принципами в реализации охраны безопасности являются:
- Недопущение вреда жизни и здоровью граждан в процессе их деятельности. Каждая сторона правоотношений, как рабочий, так и руководство предприятия должны руководствоваться данный принципом;
- Недопущение техногенных, чрезвычайных или нештатных ситуаций в компании, вне зависимости от направленности ее деятельности;
- Сохранение производственных мощностей при возникновении внештатных ситуаций;
- Реализация рабочего процесса в безопасных условиях, снижение рисков получения травм даже при травмоопасных работах.
Важно! Соблюдение принципов госполитики строго контролируется надзорными государственными органами и в случае выявления нарушений в отношении ответственных лиц следуют различные виды наказаний
Нормативное регулирование в области охраны труда
Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда.
Данную подсистему представляют Министерство труда и социального развития РФ как орган, ведающий вопросами охраны труда, и Межведомственная комиссия по охране труда, утверждаемая Правительством РФ. Задачи и функции Минтруда России и Межведомственной комиссии в области государственного управления охраной труда предусмотрены в Положениях об этих органах, которые также утверждаются Правительством РФ.
Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении о Министерстве, они практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса:
На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минтруд осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;
- разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;
- представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
- разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;
- разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;
- организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;
- разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
- проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
- представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
- организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;
- разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
Те же функции выполняют органы по труду субъектов федерации или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.
Кроме перечисленных функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России
Основная Задача межведомственной комиссии по охране труда – это координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.
Направления государственной политики в области охраны труда
Работа государства в лице инспекционных органов заключаются в общем сбережении и сохранении здоровья и жизни граждан, а также исполнении общегосударственных норм регулирования в сфере безопасной работы. Основные направления государственной политики в области охраны труда подразделяются на:
- Обеспечение нормального рабочего режима на всех предприятиях и организациях, в части соблюдения норм законодательства о безопасной трудовой организации и деятельности;
- Проверка документации и властных актов компаний на предмет соответствия требованиям безопасности и вынесение представлений в случае выявления нарушений;
- Проведение следственных действий при возникновении нарушений, которые приводят к нештатным или чрезвычайным ситуациям;
- Надзор за исполнением предписаний государственных органов.
Важно! Такие направления деятельности связаны не только с государственной инспекцией по труду. Межведомственное взаимодействие, особенно, при наличии техногенных или чрезвычайных ситуаций позволяет значительно повысить общую эффективность работ по устранению негативных последствий и недопущению дальнейших разрушений или нанесению вреда гражданам
Осуществление контроля со стороны государства в лице государственной инспекции по охране труда
Формирование однообразной и единой базы нормативных актов является одним из приоритетных направлений деятельности. Создание такой базы позволяет обеспечивать надзор в сфере исполнения, а также обеспечивает повышение уровня безопасности в смежных отраслях производства.
Единая нормативная база значительно минимизирует риски, связанные как с нарушениями правил техники безопасности, так и техногенными катастрофами.
Соблюдение требований по безопасности со стороны работников предприятия
Связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда
Защита прав работника при осуществлении своей трудовой функции представляется самым приоритетным направлением деятельности структур в целом. Право на труд, как и безопасность жизнедеятельности, закреплены в Конституции РФ. Инспекция в своей работе должна строго придерживаться исполнения норм законодательства и не допускать нарушений в трудовой сфере в отношении рабочих.
Связанные с организацией охраны труда и международным сотрудничеством
Межгосударственное взаимодействие в сфере работы довольно распространено. В стране множество совместных предприятий, которые осуществляют деятельность связанную с экспортом или иным взаимодействием с иностранными копаниями.
При этом, находясь на территории РФ такие компании в обязательном порядке должны соблюдать порядок и регламенты соблюдения труда, которые приняты на территории России.
Функциональная подсистема управления охраной труда.
Большое количество федеральных министерств и ведомств, так или иначе, связано с реализацией Государственных функций по управлению охраной труда в Российской федерации. Так Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда. Министерство финансов РФ участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование. Министерство здравоохранения РФ (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда. Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда. Министерство образования РФ организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области охраны труда, организует работу по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства. Государственный комитет РФ по статистике организует государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией. Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
К функциональной подсистеме можно отнести также ряд ведомств таких как Госгортехнадзор или Госатомнадзор основными функциями, которых в области охраны труда является надзор и контроль.
1.doc
6
Тема 7 Управление охраной труда. Основные направления государственной политики в области охраны трудаАттестация рабочих мест по условиям труда^ 1 Система государственного управления охраной труда^ Федеральная инспекция труда^ Государственный санитарно — эпидемиологический надзор РФ^ Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор)^ Государственный пожарный надзор^ Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности ^ 2 Система охраны труда на предприятияхслужба охраны труда.комиссии или комитеты по охране труда, ^ 3 Аттестация рабочих мест по условиям трудагигиеническая классификацияаттестация рабочих мест по условиям труда.^ Аттестация рабочих мест по условиям труда санитарный паспорт рабочего места. ^ 4 Планирование и финансирование мероприятий по охране труданоменклатура мероприятий по охране труда.^ 5 Медицинские осмотры отдельных категорий работников, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов^ Тема 8 Требования охраны труда. Организация охраны труда. Производственный травматизм и расследование несчастных случаев. Обучение и аттестация работников по безопасному ведению работ и охране труда^ 1 Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны трудасанаторно-курортного лечениясредствами индивидуальной защиты.выдача лечебно-профилактического питания и молока.санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.дополнительные гарантии охраны труда^ 2 Производственный травматизм, учет и расследованиенесчастных случаев на производствеПроизводственный травматизм^ Производственная травма^ Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве ^ Действие Положения распространяется на:^ Работодатель или лицо, им уполномоченное, ^ Профессиональным заболеванием управленческих решенийТехнические ^ Монографический метод ^ Топографический метод Статистический метод ^ 3 Обучение и аттестация работников по безопасному ведению работ и охране труда^ Вводный инструктаж: ^ Инструктаж на рабочем месте (первичный) ^ Периодический (повторный) инструктаж: ^ Внеплановый инструктаж: ^ Текущий инструктаж: инструкции по охране трудакурсовое обучение^ Профессиональный отбор —^ 4 Ответственность работодателей и работников на нарушение требований охраны труда,
6
Поиск по сайту: