Статья 210. основные направления государственной политики в области охраны труда

Какие органы осуществляют управление охраной труда в РФ

Надзорная и контролирующая деятельность в нашей стране осуществляется специализированной службой — инспекцией по охране труда. Этот орган осуществляет плановые и внеплановые проверки компаний на предмет соблюдения закона, отвечают на обращения граждан и разрешают споры между субъектами трудовых отношений, а также проверяют документацию организации на предмет соответствия установленным нормативам о безопасной деятельности и определяют, как относиться к тому или иному локальному акту.

Кроме того, государственные органы наделены полномочиями по вынесению административного наказания при выявлении нарушений, а также предписаний об устранении выявленных недочетов.

Важно! При этом служащие должны внимательно относиться к своим обязанностям, назвать рабочему при обращении все нормы актов, которые нарушены в его отношении, а также обеспечить всестороннее рассмотрение обращения и изложить свои требования нарушителям

Основные требования по соблюдению режима безопасности на производстве

Результаты специальной оценки условий труда

Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда

Таблица 1

Наименование

Количество рабочих мест и численность работников. занятых на этих рабочих местах

Количество рабочих мест и численность занятых на них работников по классам (подклассам) условий труда из числа рабочих мест, указанных в графе 3 (единиц)

всего

в том числе на которых проведена специальная оценка условий труда

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Класс 4

3.1

3.2

3.3

3.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рабочие места (ед.)

35

27

25

2

Работники, занятые на рабочих местах (чел.)

48

41

36

5

из них женщин

8

8

8

из них лиц в возрасте до 18 лет

из них инвалидов

1

Таблица 2

Индивидуальный номер рабочего места

Профессия / должность / специальность работника

Класс (подкласс) условий труда

1

Генеральный директор

2

2

Заместитель генерального директора

2

3

Главный инженер

2

4

Главный бухгалтер

2

5

Заместитель главного бухгалтера

2

6

Бухгалтер

2

7

Заместитель генерального директора по развитию

2

8

Ведущий специалист коммерческого отдела

2

9

Специалист по маркетингу

2

10

Начальник ПТО

2

11

Инженер ПТО

2

12

Ведущий инженер-сметчик

2

13

Инженер по охране труда

2

14

Начальник отдела кадров

2

15

Юрисконсульт

2

16

Заместитель генерального директора по производству

2

17

Электросварщик ручной сварки

3.1

18

Производитель работ

2

19

Мастер строительных и монтажных работ

2

20

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций

2

21

Бетонщик

3.1

22

Водитель автомобиля

2

23

Водитель автомобиля

2

24

Водитель автомобиля

2

25

Мастер участка инженерных сетей

2

26

Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации

2

27

Электромонтажник

2

Перечень мероприятий по улучшению условий труда

Наименование рабочего места

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

17. Электросварщик ручной сварки

Учитывая вредные условия труда сохранить за работником право на льготы и спец.питание (молоко).

Снижение вредного воздействия химического фактора

21. Бетонщик

Предусмотреть возможность механизации и автоматизации трудоемких процессов. Соблюдать режим труда и отдыха.

Снижение вредного воздействия тяжести

Гигиеническая политика

Руководство ООО «ТПМ» считает санитарно-гигиенические условия в организации неотъемлемой частью своей деятельности и уделяет пристальное внимание обеспечению гигиенической безопасности. Цель: непрерывное улучшение санитарно-гигиенических условий на рабочих местах в целях минимизации техногенной нагрузки на окружающую среду и работников организации

Цель: непрерывное улучшение санитарно-гигиенических условий на рабочих местах в целях минимизации техногенной нагрузки на окружающую среду и работников организации.

Основные направления гигиенической политики ООО «ТПМ»:

соответствие требованиям Российского законодательства по санитарно-гигиеническим нормам и правилам, постоянный контроль и анализ новых требований и своевременное реагирование на их изменение;

своевременное осведомление персонала организации в области гигиены и обеспечение должного уровня понимания важности этих аспектов;

использование в процессе труда материалов, сырья, продукции только с санитарно-гигиеническими паспортами, сертификатами и иными документами подтверждающими их качество;

применение производственного оборудования и технологии обеспечивающих гигиеническую безопасность в соответствии с мировыми стандартами;

обеспечение гигиенически безопасных условий в процессе выполнения работ.

соблюдение всеми сотрудниками организации гигиенических нормативов и нормативно-правовых актов по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия;

своевременное выполнение противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

организация предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;

своевременный контроль качества питьевой воды;

обеспечение работников организации сертифицированными спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, моющими средствами;

организация оптимального гигиенического режима в офисе организации.

Руководство ООО «ТПМ» берет на себя ответственность за реализацию гигиенической политики и ее актуализацию при изменении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Другой комментарий к статье 210 ТК РФ

Комментируемая статья закрепляет основные направления государственной политики в области охраны труда.

Государственную политику в области охраны труда можно определить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по охране труда, систему мер организационного, правового, научного, информационного и иного характера, направленных на улучшение и развитие системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Исходя из нормативного определения охраны труда, указанное в ст.210 ТК РФ в качестве направления обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является скорее целью государственной политики в области охраны труда.

Такое направление, как принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда является средством реализации государственной политики в данной области, достижения цели мероприятий охраны труда. Именно путем принятия нормативных правовых актов государство регулирует общественные отношения.

Прочие направления государственной политики в области охраны труда, предусмотренные комментируемой статьей, можно разделить на две основные группы:
— направления, предусматривающие нормативное регулирование определенных отношений;
— направления, представляющие практическую реализацию функций государственных органов.

Государственная политика в области охраны труда направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Другой комментарий к Ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 210 ТК, установив основные направления государственной политики в области охраны труда, тем самым определила принципы института охраны труда, которые можно разделить на три группы.

Во-первых, это принципы формирования единого общегосударственного правового механизма регулирования отношений в сфере охраны труда: принятие и реализация федерального и регионального законодательства об охране труда, а также специальных многоуровневых программ улучшения условий и охраны труда; организация и обеспечение государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, государственной статистической отчетности об условиях труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, функционирование единой информационной системы охраны труда.

Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, дополнительно установили следующие новые принципы данной группы: государственная экспертиза условий труда, установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников, координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности.

Во-вторых, принципы экономической государственной политики в области охраны труда: участие государства в финансировании мероприятий по охране труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда; разработка и внедрение безопасных технических средств и технологий; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования.

В-третьих, принципы организации охраны труда: подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда.

2. Закрепленные в статье направления государственной политики в области охраны труда реализуются согласованными действиями социальных партнеров на всех уровнях социального партнерства в сфере труда. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 гг. в разд. V «Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность» предусматривает такие совместные мероприятия, как совершенствование системы медико-социальной защиты и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, системы компенсаций за неблагоприятные условия труда с учетом показателей вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, а также экономической заинтересованности работников и работодателей, системы аттестации рабочих мест по условиям труда, системы статистического учета и отчетности производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и трудопотерь вследствие временной и стойкой утраты трудоспособности на основе требований и рекомендаций МОТ.

Регулирующая документация

Регулирующая документация на предприятии представлена в виде локальных нормативных актов. Такие акты имеют форму регламентов, распоряжений и приказов и издаются в соответствии с государственными законами.  Задача таких актов состоит в конкретизации норм права и принципов деятельности по охране труда в отдельно взятом предприятии. Необходимый перечень документов определяется руководством учреждения и утверждает приоритет безопасности при осуществлении различных работ.

В итоге реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается за счет неукоснительного соблюдения всеми сторонами правоотношений требований и норм законодательства. Работник, как и работодатель должны придерживаться в своей работе принципом обеспечения безопасной работы компании в целом и избегания нанесения вреда себе и иным лицам.

Принципы госполитики в области охраны труда

Регулирование правоотношений в сфере обеспечения надзора и контроля режима работы осуществляется главным образом федеральным законодательством. Закон устанавливает нормативные требования ко всем организациям, вне зависимости от сферы их деятельности и организационно-правовой формы существования. Главным документом в этой сфере является трудовой Кодекс РФ. Обеспечивать безопасный и стабильный режим работы призваны и соответствующие госорганы. При этом отраслевое и локальное законотворчество в обязательном порядке придерживается принципов, установленных в регламентированных актах.

Схематичное изображение основ политика государства в области обеспечения безопасности производства

Трудовая деятельность в организации является для государства приоритетной как в сфере нормотворчества, так и в части контроля за деятельностью различных компаний. Во главу угла ставится жизнь и здоровье граждан, а сохранность имущества идет после обеспечения безопасности рабочих предприятия. Главными принципами в реализации охраны безопасности являются:

  • Недопущение вреда жизни и здоровью граждан в процессе их деятельности. Каждая сторона правоотношений, как рабочий, так и руководство предприятия должны руководствоваться данный принципом;
  • Недопущение техногенных, чрезвычайных или нештатных ситуаций в компании, вне зависимости от направленности ее деятельности;
  • Сохранение производственных мощностей при возникновении внештатных ситуаций;
  • Реализация рабочего процесса в безопасных условиях, снижение рисков получения травм даже при травмоопасных работах.

Важно! Соблюдение принципов госполитики строго контролируется надзорными государственными органами и в случае выявления нарушений в отношении ответственных лиц следуют различные виды наказаний

Нормативное регулирование в области охраны труда

Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда.

Данную подсистему представляют Министерство труда и социального развития РФ как орган, ведающий вопросами охраны труда, и Межведомственная комиссия по охране труда, утверждаемая Правительством РФ. Задачи и функции Минтруда России и Межведомственной комиссии в области государственного управления охраной труда предусмотрены в Положениях об этих органах, которые также утверждаются Правительством РФ.

Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении о Министерстве, они практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса:

На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минтруд осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;

  • разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;
  • представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
  • разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;
  • организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;
  • разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
  • организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;

Те же функции выполняют органы по труду субъектов федерации или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.

Кроме перечисленных функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России

Основная Задача межведомственной комиссии по охране труда – это координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Направления государственной политики в области охраны труда

Работа государства в лице инспекционных органов заключаются в общем сбережении и сохранении здоровья и жизни граждан, а также исполнении общегосударственных норм регулирования в сфере безопасной работы. Основные направления государственной политики в области охраны труда подразделяются на:

  • Обеспечение нормального рабочего режима на всех предприятиях и организациях, в части соблюдения норм законодательства о безопасной трудовой организации и деятельности;
  • Проверка документации и властных актов компаний на предмет соответствия требованиям безопасности и вынесение представлений в случае выявления нарушений;
  • Проведение следственных действий при возникновении нарушений, которые приводят к нештатным или чрезвычайным ситуациям;
  • Надзор за исполнением предписаний государственных органов.

Важно! Такие направления деятельности связаны не только с государственной инспекцией по труду. Межведомственное взаимодействие, особенно, при наличии техногенных или чрезвычайных ситуаций позволяет значительно повысить общую эффективность работ по устранению негативных последствий и недопущению дальнейших разрушений или нанесению вреда гражданам

Осуществление контроля со стороны государства в лице государственной инспекции по охране труда

Формирование однообразной и единой базы нормативных актов является одним из приоритетных направлений деятельности. Создание такой базы позволяет обеспечивать надзор в сфере исполнения, а также обеспечивает повышение уровня безопасности в смежных отраслях производства.

Единая нормативная база значительно минимизирует риски, связанные как с нарушениями правил техники безопасности, так и техногенными катастрофами.

Соблюдение требований по безопасности со стороны работников предприятия

Связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда

Защита прав работника при осуществлении своей трудовой функции представляется самым приоритетным направлением деятельности структур в целом. Право на труд, как и безопасность жизнедеятельности, закреплены в Конституции РФ. Инспекция в своей работе должна строго придерживаться исполнения норм законодательства и не допускать нарушений в трудовой сфере в отношении рабочих.

Связанные с организацией охраны труда и международным сотрудничеством

Межгосударственное взаимодействие в сфере работы довольно распространено. В стране множество совместных предприятий, которые осуществляют деятельность связанную с экспортом или иным взаимодействием с иностранными копаниями.

При этом, находясь на территории РФ такие компании в обязательном порядке должны соблюдать порядок и регламенты соблюдения труда, которые приняты на территории России.

Функциональная подсистема управления охраной труда.

Большое количество федеральных министерств и ведомств, так или иначе, связано с реализацией Государственных функций по управлению охраной труда в Российской федерации. Так Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда. Министерство финансов РФ участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование. Министерство здравоохранения РФ (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда. Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда. Министерство образования РФ организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области охраны труда, организует работу по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства. Государственный комитет РФ по статистике организует государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией. Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К функциональной подсистеме можно отнести также ряд ведомств таких как Госгортехнадзор или Госатомнадзор основными функциями, которых в области охраны труда является надзор и контроль.

1.doc

          6    

Тема 7 Управление охраной труда. Основные направления государственной политики в области охраны трудаАттестация рабочих мест по условиям труда^ 1 Система государственного управления охраной труда^ Федеральная инспекция труда^ Государственный санитарно — эпидемиологический надзор РФ^ Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор)^ Государственный пожарный надзор^ Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности ^ 2 Система охраны труда на предприятияхслужба охраны труда.комиссии или комитеты по охране труда, ^ 3 Аттестация рабочих мест по условиям трудагигиеническая классификацияаттестация рабочих мест по условиям труда.^ Аттестация рабочих мест по условиям труда санитарный паспорт рабочего места. ^ 4 Планирование и финансирование мероприятий по охране труданоменклатура мероприятий по охране труда.^ 5 Медицинские осмотры отдельных категорий работников, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов^ Тема 8 Требования охраны труда. Организация охраны труда. Производственный травматизм и расследование несчастных случаев. Обучение и аттестация работников по безопасному ведению работ и охране труда^ 1 Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны трудасанаторно-курортного лечениясредствами индивидуальной защиты.выдача лечебно-профилактического питания и молока.санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.дополнительные гарантии охраны труда^ 2 Производственный травматизм, учет и расследованиенесчастных случаев на производствеПроизводственный травматизм^ Производственная травма^ Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве ^ Действие Положения распространяется на:^ Работодатель или лицо, им уполномоченное, ^ Профессиональным заболеванием управленческих решенийТехнические ^ Монографический метод ^ Топографический метод Статистический метод ^ 3 Обучение и аттестация работников по безопасному ведению работ и охране труда^ Вводный инструктаж: ^ Инструктаж на рабочем месте (первичный) ^ Периодический (повторный) инструктаж: ^ Внеплановый инструктаж: ^ Текущий инструктаж: инструкции по охране трудакурсовое обучение^ Профессиональный отбор —^ 4 Ответственность работодателей и работников на нарушение требований охраны труда,
          6    

Поиск по сайту:  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector