Академия гуманной педагогики шалвы амонашвили

Основная задача

Она заключается в пробуждении у воспитанника тяги к самостоятельности и самопознанию.

Гуманистический подход в педагогике — это процесс воспитания гуманного, позитивно настроенного к миру человека, который способен делать свободный, осмысленный, ответственный выбор во всех областях социальной и культурной жизни.

Самым ответственным компонентом педагогического процесса является предлагающее объяснение. Суть его заключается в пояснении учащимся правомерности, оснований, психологической и моральной корректности процедур и методов обучения и воспитания.

Гуманистический подход в педагогике — это пояснение педагогом любого вопроса, заданного ребенком, без ущемлений и оскорблений его личности.

Учителю!

Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя – это спасательный отряд судеб детей.

Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей.

Раз стал учителем – будь героем. Все равно трудишься.

Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей – как они на вас смотрят, что они о вас думают.

Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания.

Мудрость учителя – направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление.

Учитель! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее.

В каждом ребенке надо видеть явление.

Любите детей. Хотя бы мысленно.

Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.

Что такое гуманная педагогика?

Гуманная педагогика – это живая, духовная педагогика. Она принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона.

Гуманная педагогика – образ жизни на принципах любви, добра и красоты, раскрывающий в человеке все самое лучшее; это творение вокруг себя красоты и гармонии через творение красоты и гармонии внутри себя.

Понятие «гуманная педагогика» в полной мере относится к педагогической классике, от Квинтилиана до Сухомлинского. Незыблемым первоисточником для гуманной педагогики, как и всего классического педагогического наследия, являются духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. Все российские и европейские классики педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии.

Гуманная педагогика отличается от авторитарной педагогики тем, что в основу образования и воспитания личности она кладет понятие «духовности», нравственного развития личности.

В качестве цели гуманно-личностного образовательного процесса ставится облик Благородного Человека.

В основу гуманной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них:

  • признаётся реальность, действительность Высшего Мира (Творца, Бога, Высшей Силы, Логоса, Абсолюта);
  • признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному совершенствованию и восхождению;
  • земная жизнь принимается как отрезок пути вечного совершенствования и восхождения души человека.

Из этих допущений делаются выводы о сути ребёнка (человека):

  • каждый ребёнок (человек) есть явление в нашей земной жизни;
  • каждый ребёнок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;
  • в каждом ребёнке заключена неогранченная энергия его духа.

Эти допущения и выводы из них составляют духовно-философскую основу гуманной педагогики. Их развёрнутое содержание впитывает в себя в качестве источников Святые Писания основных религий, духовно-философские учения (Бердяев, Соловьёв, Флоренский, Ильин, Рерих, Мамардашвили, Никандров и другие), классические педагогические учения.

Гуманная педагогика ведёт ученика по пути развития и совершенствования своего духовного мира, по пути осознания своего предназначения и понимания суровости долга, по пути умножения добра и любви на Земле. Личностью мыслится тот, кто ищет в себе смысл своей возвышенной души и служит ей преданно.

Проблемы отметок.

«Стыд и срам учителю, который ставит двойку ученику. Ведь это ремень, который он вкладывает в руки родителей» – Сухомлинский.

Отметки – как наркотики. От них зависит положение ребенка в семье.

Ребенка приучают к отметкам – он стремится не к знаниям, а к отметкам. Снижается самооценочная деятельность ребенка, критическое отношение к себе. А это – негативные элементы воспитания. Необходимо воспитывать оценочные суждения (нравится стихотворение или нет, не хочешь сдавать контрольную работу – не сдавай и т.д.). «Дайте ребенку идти от успеха к успеху. Успехи окрыляют. Похвала поможет ребенку преодолеть самого себя» – Сухомлинский.

Об авторитаризме современной педагогики.

Современная педагогика ограничена и ограничивает проявления детей.

Спросим себя об отстающих и неуспевающих учениках: «Все ли мы сделали по отношению к ним?»

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется – второстепенное.

В некоторых школах приём детей осуществляется методом отбора через тестирование. Это порочный путь, путь посягательства на права ребенка, своеобразная педагогическая сегрегация, нарушение этических норм. Все это непременно отзовется в обществе нежелательными последствиями.

Нельзя одаренных детей отлучать от жизни, изолировать. Нельзя создавать школы для одаренных детей. Одаренность надо беречь в той среде, в какой она возникла.

Гений, если это гений, состоится в любых условиях, ибо это его задача (миссия) в жизни (вспомним Ломоносова).

Диктатура – разрушительная сила.

Субъективный авторитаризм – силовой подход, который господствует сейчас на современных уроках.

Авторитарный учитель бомбардирует ученика огромным количеством мелких вопросов. Допрашивает. А что сложнее: уметь отвечать на вопросы или уметь их ставить?

Современная педагогика не любит шалунов. Следовательно, она вырождается.

Методики выхолащивают педагогику. Наступает время, когда методики должны возвыситься до педагогики.

Необходимо изменить личность учителя. Учитель должен быть героем.

Законы мысли.

§ Мысль есть детище духа. Следовательно, она бессмертна.
§ Рожденная человеком мысль становится абсолютно независимой от него, самостоятельной.
§ Мысли объединяются в сообщества себе подобных (по закону притяжения).
§ Мозг человека – генератор мыслей.
§ Мысль каждого человека – продукт его духовности.
§ Мыслями наполнена ноосфера пространства.
§ Будущие знания хранятся в ноосфере. Они уже рядом с нами, но пока не доступны нам. Мы не умеем и не готовы их принять (дети и спички). Понимали это физики Эйнштейн и Сахаров – сожгли часть своих рукописей.
§ Рожденная мысль возвращается к своему породителю, усиленная своими подругами (не рой яму другому — сам в неё попадешь, и т.д.).
§ Мысль – явление вне времени и пространства..
§ Мысль мгновенно оказывается там, куда направлена.
§ Забота о своих сегодняшних мыслях есть забота о будущих поколениях.
§ Добрая речь взрослых – есть первопричина развития добрых мыслей в ребенке.
§ Поэтому учитель обязан заселять духовный мир ребенка светлыми образами, светлыми мыслями.

Допущения.

Допущение — это путь создания и развития новых идей.

Любая мысль (идея) развивается только тогда, когда снимаются запреты. Например, плоскостная геометрия Евклида была по-новому осознана и сформулирована Лобачевским. В результате возникла геометрия Лобачевского. Причем, открытие было столь значительным, что откликнулось в других науках.

В Гуманной педагогике существуют допущения, позволяющие вносить новые, важные идеи в привычные педагогические концепции.

1. «Я допускаю, что Высший Мир существует» – говорит Ш. А. Амонашвили. Не только мистики и религиозные деятели, но и крупные ученые разделяли эту точку зрения. Так думали А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Павлов, К. Циолковский.
И далее следующие допущения.
2. Следовательно, реально существует душа.
3. Душа бессмертна и имеет силу движения к совершенствованию.
4. Земная жизнь – это возможность для восхождения души.
5. В течение жизни душа каждого человека должна утончиться и возвыситься. Хотя бы немного.

Все классики педагогики излагали эти истины. Кто-то прямо, кто-то в подтексте. Макаренко в письме Горькому пишет: «Все помешаны на материализме, и все забыли, что у человека есть душа». С учетом этих допущений – каждый ребенок в этой жизни – уникальное явление.

Тело – это только временная форма, в которой живет душа. Каждый ребенок пришел в этот мир со своей собственной миссией, своей собственной уникальной судьбой.

Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился – подарок Бога. То, с чем я умру – мой подарок Богу».

Пушкин не случайность, а воплощение величайшего духа с особой миссией. Пушкин – это веха в истории русского народа. Каждый народ имеет свои вехи. Нет простых людей.

У каждого своя миссия.

Мы рождаемся друг для друга.

Как, например, родилась няня Арина Родионовна, чтобы подготовить путь для Пушкина. Это её миссия. Плоды моей миссии пригодятся другим. А если моя миссия не состоится? А кто-то уже родился и ждет этих плодов?

В людях сильных голос духа слышен чувствами самого человека. Так, например, Вернадский писал: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое. Я – пророк. Я чувствую в себе голос, чувствую в себе Сократа». Чайковский: «Я хочу делать так, как меня влечет призвание».

Однако не все люди чувствуют голос своего призвания, голос своего духа. Поэтому, задача учителя – помочь ребенку осознать себя.

Ребенок – это союз души и тела, союз неба и земли, их единство и целостность. Чем шире наши допущения, тем шире наше сознание, тем больше наши дела.

Принципы гуманистической педагогики

Гуманизм в педагогике не преследует цель установления определенной авторитарной идеологии, а наоборот стремится помочь ученику стать более независимым. Это делает его и более ответственным при решении жизненных проблем.

Ценность подобного воспитания состоит в том, что учитель и ученик проводят совместную работу по определению методов самоорганизации и самопознания.

Гуманистическая педагогика направлена прежде всего на самореализацию каждого ученика

Педагогика при этом реализует следующие принципы:

  1. Непредвзятость, объективность и научность процесса обучения и воспитания. На деле это означает, что учитель должен быть максимально непредвзятым при передаче или обсуждении информации. Иначе будет нарушено хрупкое равновесие идей свободы и равенства, а, следовательно, и возможности на самореализацию каждого ученика. Конечно, подобного достичь почти невозможно. На любого человека влияют так или иначе приходящие извне события, но тем не менее педагог должен быть максимально отстранен от пристрастий и штампов, быть объективным и меньше поддаваться идеологическим эмоциям.
  2. Побуждение к самодетерминации и саморегуляции воспитательных процессов, главная цель которых — вызвать в ученике тягу к самопознанию, саморазвитию, самооценке, самокоррекции и так далее. На практике это означает, что педагог раскрывает ученику методы и технологии работы над собой, а также способы оценки эффективности культурной и социальной жизни.
  3. Предлагающие объяснения, которые задают грани моральной и этической правомерности методов процесса познания. Ученик должен понимать, почему он делает выбор в пользу этой идеи или технологии, зачем ему это нужно, какие цели он преследует и так далее. 

Ответы на данные вопросы не должны ущемлять свободу выбора, унижать его достоинства или унижать самопознания личности. И уж тем более при этом не должно быть педагогического произвола и анархии.

Каждый человек живет в обществе, которое обязывает его сохранять этические, моральные и социальные требования.

Обучаемый не должен ставить себя выше этих норм, так как на них зиждется сохранение любой государственности.

Описанные выше принципы являются метамировоззренческими, то есть носят общечеловеческий характер, выходя за грани конкретного мировоззрения.

Основное предназначение

Одной из своих основных задач гуманистическая педагогика считает преодоление мелких проблем, концентрацию внимания ребенка на серьезных и актуальных вопросах. Те несущественные проблемы, которые появляются из-за недостаточности понимания какого-то явления, утраты этических норм, могут быть упущены при традиционной методике образования. Гуманистическое воспитание ориентируется не только на простую передачу информации, но и на ее детальную проработку на эмоциональном уровне.

В процессе проведения различных занятий, отработки универсальных навыков в рамках лабораторных практикумов, школьники осознают значимость личности, Педагог в рамках подобной концепции выступает в качестве наставника – тьютора. Он помогает воспитаннику выстраивать собственную образовательную и развивающую траекторию.

Для того чтобы выявлять творческие и интеллектуальные способности и возможности, педагоги совместно с психологами организуют диагностическую работу, направленную на выявление одаренности.

Педагогические аксиомы.

Доброта воспитывается добротою.

Любовь воспитывается любовью.

Радость воспитывается радостью.

Благородство воспитывается благородством.

Личность воспитывается личностью.

Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.

Воображение ничто в сравнении с жизнью.

Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.

Жизнь это шанс – не упусти его.

Жизнь это красота – удивляйся ей.

Жизнь это мечта – осуществи её.

Жизнь это тайна – разгадай её.

Жизнь это трагедия – выдержи её.

Жизнь это приключение – решись на него. Жизнь это жизнь – спаси её.

Дети не готовится к жизни – они в ней живут.

Обучение

Дистанционный курс

Программа рассчитана на родителей, учителей, воспитателей, педагогов, психологов, руководителей школ, методистов. Объем программы 120 часов (52 лекционных, 72 практических).  Дорогие коллеги, уважаемые родители и все наши единомышленники! Набор в группу «Апрель-2020» объявляется закрытым! Если вы подали заявку, ожидайте ответа куратора курса и появления 1й темы в личном кабинете на сайте.Следующий набор на Дистанционный курс гуманной педагогики будет открыт 20

подробнее

Высшая школа Амонашвили

Набор в Высшую школу учеников Амонашвили открыт. Программа школы предусматривает освоение философии жизни и духовного мира человека, психологии согласия, ценностей классической педагогики, теорию и практику Гуманного подхода и общения, воспитания и обучения детей в семье и школе, опыт распространения идей гуманной педагогики через разные виды деятельности. Завершившие Высшую школу станут дипломированными специалистами в области основ

подробнее

Реализация программ

Для школ и детских садов

Ш.А.Амонашвили и П.Ш.Амонашвили разработали образец авторской программы «Школа Жизни». Она рекомендована Координационным Советом МЦГП. На ее основе вы можете разработать авторские программы для своих школ и образовательных учреждений.

подробнее

Видео с прошедших семинаров

Ежегодно Шалва Александрович и Паата Амонашвили проводят свыше 20 очных выездных мероприятий гуманной педагогики – семинары, встречи, обучающие курсы, Международные и региональные Чтения гуманной педагогики. Здесь мы предлагаем вашему вниманию видео с этих мероприятий.

смотреть видео с прошедших семинаров

Гуманистическая педагогика в России

Первые зачатки гуманизма появились в России еще в 18 веке.

Ломоносов был великим просветителем-гуманистом

Наиболее яркими её представителями были М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев.

Они высказывали идеи о превосходстве морали и нравственности над разумом.

Слова были пропитаны свободой и стремлением к восстановлению гуманного порядка, который считали естественным.

Но это были только первые ростки, которые еще не имели сильного влияния на рядовую жизнь обывателей.

Широкое развитие идей гуманизма произошло благодаря тайным сектам, а именно масонству.

Старые порядки к 19 веку уже окончательно ушли в небытие и потребовались новые духовные взгляды. Созданные масонством доктрины и околонаучная литература основались на ценности человеческой жизни и смысле её бытия.

К началу 20 века произошел новый толчок развития гуманизма. В его основе лежали труды М. Хайдеггера.

Экзистенциализм, отцом которого он являлся, провозглашал, что сущность человека лежит за пределами социальной предопределенности, при этом в личности происходит бесконечное внутреннее оспаривание.

Эта философия ставила перед собой простую цель — помочь человеку морально выжить в условиях двух мировых войн и колоссальных социальных преобразований.

Один из ярких представителей гуманистической педагогики наших времен — Сухомлинский

Имеет гуманистическая педагогика представителей и сегодня. Среди них можно отметить Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, В.А.Мухину и многих других.

Эти ученые, писатели и педагоги пропагандируют мягкость в межличностных отношениях, сострадание, милосердие, но прежде всего терпимость к инакомыслящим.

Идеи гуманизма способствовали развитию научно-технического прогресса, внесли большой вклад в искусство, открыли дорогу к просвещению.

Гуманизм стал основой расцвета эпохи Возрождения. Искусство было проникнуто его идеями.

Гармонически развитый человек являлся идеалом того времени. Эта личность должна быть свободна, и над ней не может быть никакой опеки. У человека не должно быть препятствий, которые мешают чувствовать и думать, как хочется.

При этом у современных ученных нет однозначного представления о характере и особенностях ренессансного гуманизма, как и о временных отрезках его существования и развития.

Но нет сомнений в том, что гуманизм являлся главной идеей культуры данных эпох, его неотделимой частью.

Появившийся в искусстве, гуманизм способствовал экономическому буму, развитию наук, социальной революции и равенству перед законом.

Гуманизм прошел много этапов модификации не только в Италии, но и во всем мире. Он оказал свое благотворное влияние на многие сферы современной жизни, навсегда изменив представления человечества как о самом себе в целом, так и о значимости отдельной личности.

В этом видео вы увидите доклад одного из современных гуманистов о педагогике:

Развитие гуманистической педагогики

Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.

По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.

Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.

Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.

Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.

Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.

Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.

Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка

Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.

Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.

Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.

Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.

Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.

Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.

Основные задачи гуманистической педагогики

В настоящее время педагоги считают, что этого недостаточно для достижения главной цели гуманистической педагогики.

Есть большая разница между полученными знаниями и повседневными привычками человека.

Теоретические ценности нужно уметь реализовывать в практической жизни индивида. Гуманистическое воспитание имеет определенную дуальность.

С одной стороны, человек должен обладать определенными моральными принципами по отношению к себе и окружающему его обществу.

С другой индивид должен обладать критическим этическим познанием себя, других людей и физического мира. Иначе можно увязнуть в решении псевдопроблем, которые не имеют смысловой ценности для человека и человечества в целом.

На что же направлена современная гуманистическая педагогика?

На что направлена гуманистическая педагогика?

Современная наука о воспитании ставит перед собой задачу установить согласие между личностью и её мировоззрением, имеющимися знаниями и применением их в повседневной жизни человека.

Этическая сторона воспитания призвана укрепить гармонию между духовными основами жизни человека и его поступками.

На практике такое воспитание позволяет развить уникальность и самобытность каждого ученика, на которые не влияют политические и социальные условия.

При возникновении же нестандартных ситуаций его это не поставит в тупик и не лишит творческого отношения к жизни.

Человек реализует себя и свою жизнь по собственному усмотрению, то есть занимается самореализацией, не мешая при этом другим личностям искать свой путь.

Самореализация помогает осуществить на практике теоретические идеи свободы и равенства.

Поняв ценность и важность каждой личности, человек не допускает рост напряженности в межличностных отношениях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector