Юрий савченков: возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). учебник для вузов
Ткани
Основные группы тканей. Различают четыре основное группы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную (цвет. табл.I).
Эпителиальные, или покровные, ткани как бы одевают все наружные и внутренние поверхности тела. Их клетки плотно примыкают друг к другу. Между ними можно обнаружить мостики из цитоплазмы, благодаря которым клетки в своей деятельности тесно связаны друг с другом. Эпителиальной тканью образован верхний слой кожи, который играет защитную роль, предохраняя организм от механических, химических и других внешних воздействий. Эпителий кожи состоит из нескольких слоев клеток. Однослойный эпителий выстилает брюшную и грудную полости, покрывает снаружи внутренние органы (желудок, почки и т. п.). Из эпителиальной ткани состоит слизистая оболочка, покрывающая изнутри полость рта, дыхательную трубку, пищевод, желудок, кишки и дру?лс. 1, Форма строения нейронов:
Л — общая схема строения нейрона; Б — клетка из коры мозжечка, Я — афферентный нейрон; Г—пирамидная клетка из коры больших полушарий/ — тело нейрона, 2 — ядро, S — дендриты. 4 — аксон, 5 — миелиновая оболочка гие органы. Некоторые клетки этой оболочки вырабатывают и выделяют слизь, отсюда и название самой оболочки. Железистые клетки, основная функция которых — выработка и выделение тех или иных веществ, также относятся к эпителиальной ткани. Группы таких клеток могут образовывать железы — органы, вырабатывающие определенного состава сок. По протоку, т. е. по трубочке, сок выделяется из железы.
Соединительные, или опорные, ткани развиваются из среднего зародышевого листка и входят в состав почти всех органов тела. Слой соединительной ткани, находящийся в коже, обусловливает ее эластичность, а под кожей служит местом отложения жира. Из соединительной гкани состоят сухожилия, мышцы и связки, соединяющие кости скелета между собой. Хрящи и кости также представляют собой сильно измененную соединительную ткань. Клетки соединительной ткани не гфилегают друг к другу. Они погружены в межклеточное вещество, составляющее основную массу ткани.
По своему происхождению мышечная ткань находится в близком родстве с соединительной. За редкими исключениями она развивается из среднего зародышевого листка. Мышечная ткань на всякое раздражение (электричеством, кислотой, уколом) отвечает укорочением, сокращением. Способность сокращаться, или сократимость,— основное свойство мышечной ткани. На долю этой ткани приходится больше трети веса тела. Из нее состоят мышцы не только скелетные, но и внутренних органов, например желудка, кишок, мочевого пузыря.
Мышцы внутренних органов называются гладкими. Они состоят из сильно вытянутых клеток, длина которых не превышает 0,1— 0,2 мм, а поперечник измеряется всего лишь несколькими микронами, т е. тысячными долями миллиметра. Внутри клеток в продольном направлении расположены тончайшие нити, или фибрил-лы, которые под влиянием раздражения медленно укорачиваются, вызывая тем самым сокращение всей клетки. Мышцы скелета по сравнению с гладкими имеют более сложное строение, высокую возбудимость и гораздо быстрее сокращаются.
Основное свойство нервной ткани—проведение возбуждения Большинство нервных клеток имеет несколько коротких ветвящих ся отростков — дендритов, и один длинный — аксон. Нервная клетка со всеми ее отростками называется нейроном (рис. 1). Длинные отростки, окруженные оболочкой, называются нервными волокнами. Многие волокна имеют плотную оболочку, состоящую из миелина. Нервы состоят из пучков нервных волокон.
Ткани человеческого тела чрезвычайно разнообразны. Это объясняется тем, что в процессе длительного и сложного развития первичные ткани специализируются и превращаются в разнообразные ткани взрослого организма. Изменение и усложнение тканей происходит не только в период зародышевой жизни человека, но и долгое время после рождения.
Общий обзор скелета человека
Значение двигательного аппарата. К двигательному ап-парату, или костно-мышечной системе, относятся скелет и скелетные мышцы. Скедет.— это твердый остов, от которого, зависит фо-ма тела. Он состоит более чем из 200 костей. Большинство костей соединено друг с Другом подвижно, а потому их взаимное положение может менятьсяРункцйи мышц — закреплять отдельные части скелета в определенном положении или изменять это положение, т. е. производить движение. Обычно своими концами мышцы при нрепляются к .двум соседним косздм, причем вокруг каждого пo:
движного соединения костей находится несколько мышц, что позволяет разнообразить движения. Мышцы — активная, рабочая часть двигательного аппарата, а кости — его пассивная часть.
Движения человаьа крайне о.аадйобразныитош1ы. Выполнение движений, а также поддержание тела в определенном положении и сохранение равновесия обеспечивается точной и строго согласованной работой большого количества мышц.
Дальше >>> |
Оглавление
«Возрастная анатомия и физиология»
Основные разделы книги: Закономерности онтогенетического… Развитие регуляторных систем… Анализаторы. Гигиена органов…
- Возрастная анатомия и физиология
-
Тема 1. Закономерности роста и развития детского организма
- 1.1. Основные закономерности роста и развития 22.24 Кб
- 1.2. Возрастная периодизация 4.26 Кб
- 1.3. Акселерация роста и развития 6.42 Кб
- 1.4. Возрастные анатомо-физиологические особенности 4.26 Кб
- 1.5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе 8.83 Кб
- 1.6. Гигиенические основы режима дня учащихся 8.29 Кб
-
Тема 2. Влияние наследственности и среды на развитие детского организма
- 2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития 4.37 Кб
- 2.2. Человек и растения 2.97 Кб
- 2.3. Человек и животные 1.76 Кб
- 2.4. Влияние вирусов на организм человека 4.3 Кб
- 2.5. Гигиена одежды и обуви 12.13 Кб
-
Тема 3. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата
- 3.1. Особенности функций и строения опорно-двигательного аппарата 16.79 Кб
- 3.2. Виды и функциональные особенности мышечной ткани детей и подростков 11.61 Кб
- 3.3. Рост и работа мышц 24.28 Кб
- 3.4. Роль мышечных движений в развитии организма 11.22 Кб
- 3.5. Особенности роста костей черепа 5.43 Кб
- 3.6. Рост позвоночника. Позвоночник взрослого и ребенка 5.86 Кб
- 3.7. Развитие грудной клетки 5.53 Кб
- 3.8. Особенности развития таза и нижних конечностей. Скелет нижних конечностей 4.35 Кб
- 3.9. Развитие костей верхних конечностей 3.83 Кб
- 3.10. Влияние мебели на осанку. Гигиенические требования к оборудованию школы 2.85 Кб
-
Тема 4. Развитие регуляторных систем организма
- 4.1. Значение и функциональная деятельность элементов нервной системы 4.42 Кб
- 4.2. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона 2.98 Кб
- 4.3. Свойства импульсов возбуждения в центральной нервной системе. Биоэлектрические явления 8.68 Кб
- 4.4. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе 1.07 Кб
- 4.5. Строение и функционирование спинного мозга 4.89 Кб
- 4.6. Строение и функционирование головного мозга 17.3 Кб
- 4.7. Функции вегетативного отдела нервной системы 5.69 Кб
- 4.8. Эндокринные железы. Их взаимосвязь и функции 31.75 Кб
- 4.9. Развитие половых органов ребенка. Период полового созревания 4.75 Кб
-
Тема 5. Анализаторы. Гигиена органов зрения и слуха
- 5.1. Понятие об анализаторах 7.05 Кб
- 5.2. Органы зрения. Строение глаза 6.64 Кб
- 5.3. Световая и цветовая чувствительность. Световоспринимающая функция 3.46 Кб
- 5.4. Световой режим в учебных заведениях 4.83 Кб
- 5.5. Слуховой анализатор 9.3 Кб
- 5.6. Вестибулярный аппарат 1.59 Кб
-
Тема 6. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
- 6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга 9.29 Кб
- 6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов 7.09 Кб
- 6.3. Торможение условных рефлексов 2.53 Кб
- 6.4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий 2.82 Кб
- 6.5. Первая и вторая сигнальные системы 3.5 Кб
- 6.6. Типы высшей нервной деятельности 3.06 Кб
-
Тема 7. Возрастные особенности крови и кровообращения
- 7.1. Общая характеристика крови 5.17 Кб
- 7.2. Форменные элементы крови 7.78 Кб
- 7.3. Кровообращение 2.13 Кб
- 7.4. Сердце: строение и возрастные изменения 5.89 Кб
-
Тема 8. Возрастные особенности органов дыхания
- 8.1. Строение органов дыхания и голосового аппарата 6.29 Кб
- 8.2. Дыхательные движения. Акты вдоха и выдоха 6.88 Кб
- 8.3. Газообмен в легких 4.44 Кб
- 8.4. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений 6.47 Кб
-
Тема 9. Возрастные особенности пищеварения
- 9.1. Строение пищеварительного канала 4.77 Кб
- 9.2. Процесс пищеварения 10.24 Кб
-
Тема 10. Возрастные особенности обмена веществ и энергии
- 10.1. Характеристика обменных процессов 5.47 Кб
- 10.2. Основные формы обмена веществ в организме 25.11 Кб
- 10.3. Возрастные особенности энергетического обмена 2.82 Кб
- Тема 11. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- Принятые сокращения
- Список использованной литературы
- Оглавление книги