Образовательная среда образовательного учреждения: общая информация, особенности и требования
Содержание:
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Типы образовательной среды
Процесс развития личности так же необходимо изучать с учетом естественного окружения. При этом естественное окружение, существует и оказывает влияние на нескольких разны уровнях. Ури Бронфенбреннер выделяет четыре таких уровня:
1. Микросистема — «комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающее самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).
2. Мезосистема — совокупность влияющих друг на друга
микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой
группой сверстников.
3. Экзосистема — «расширение мезосистемы, охватывающее другие специальные структуры, как формальные, так и не формальные, которые сами не включают в себя развивающегося человека, но воздействуют на непосредственные условия, в которых человек оказывается».
4. Макросистема — «преобладающие институциональные паттерны культуры или субкультуры, такие, как экономическая. социальная, образовательная, правовая и политическая системы, конкретными проявлениями которых являются микро-, мезо- к экзосистемы».
В.И. Панов в своих трудах систематизировал модели образовательной среды.
- Эколого-личностная модель разработчик В.А. Ясвин.
- Комуникативно – ориентированная модель – В.В. Рубцов.
- Антрополого – психологическую модель — В.И. Слободчиков.
- Психодидактическая модель образовательной среды разработана коллективом авторов: .П.Лебедевой, В.А.Орловым В.А.Ясвиным и др.
- Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Человек в процессе обучения рассматривается в системе «человек – окружающая среда».
Описание и оценка эффективности
Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.
Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее
Новости
Размещение материлов (модулей) в системе Moodle «Открытая образовательная среда»
Уважаемые коллеги! Обращаем ваше внимание, что размещением материала (модулей) для очного и заочного обучения занимается Центр дистанционного образования (Пустовалова С.В.)
Размещением материала (модулей) для курсов повышения квалификации и переподготовки кадров — ФПКиПК (Дозморова Е.В.)
Дистанционное обучение |
|
Приветствуем Вас в системе дистанционного обучения Томского государственного педагогического университета.Учебные материалы, тесты и экзамены для реализации всех направлений дистанционного образования: очного, заочного, программ переподготовки, курсов повышения квалификации разработаны профессорами и доцентами нашего Университета, основаны на современных и эффективных методиках, научно обоснованы и полностью соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Пройдя обучение с использованием дистанционных технологий, Вы получите не только диплом о высшем образовании, диплом о переподготовке, свидетельство о повышении квалификации, но и глубокие современные знания. Чтобы получить современное образование на основе дистанционного подхода, нужно поступить в наш ВУЗ. Для обучения по программам заочного образования и программам переподготовки можно подать документы и начать обучение с любого месяца календарного года.Как учиться после поступления? В Вашем личном кабинете у Вас будет куратор, который поможет Вам в решении любых возникающих в процессе обучения проблем. Там же Вы найдете учебные материалы, тексты лекций, список литературы, которые нужно будет изучить, а также контрольные тесты, помогут Вам понять, насколько хорошо Вы усвоили знания и необходимые компетенции. Там же Вы сможете получить необходимые для учебы консультации и информацию. В результате обучения Вы успешно сдадите все зачеты и экзамены. Учеба в Университете – это большая и серьезная работа над Вашим образованием, которая позволит Вам стать настоящим профессионалом своего дела и подняться на следующую ступеньку Вашего совершенствования.Ждем Вас в ряды наших студентов и слушателей!Желаем успехов нашим студентам и слушателям! |
Курсы повышения квалификации с 3 марта по 23 марта |
|
Уважаемые коллеги – слушатели курсов повышения квалификации «Организация эффективного взаимодействия участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования». |
Публикации по теме:
- Манифест о цифровой образовательной среде;
- Ролик «Манифест о ЦОС» (9 минут);
- Изменение традиционной практики документооборота, освобождающее школы от большинства обязанностей оператора персональных данных;
- Письмо Минобрнауки РФ от 09.02.2015 №ПГ-МОН-75 о праве образовательной организации на выбор информационных систем;
- Нужен новый Контингент;
- Свой ЭЖ для своей песни;
- Мой ансамбль-Контингент;
- Справка о защите ПДн в ЭЖ;
- Единая и неделимая образовательная среда;
- Представления о региональной ИОС;
- Подборка всех публикаций по ИОС/ЦОС в блоге;
- Информатизация: за или против учителя?
Проектирование
Я. А. Коменский (чешский педагог) считал пространственно-предметную среду образовательного учреждения «приятным местом», в котором должны быть географические карты, исторические схемы, пространство для игр, сад для общения с природой.
Макаренко отмечал важность оснащения школ комплексом элементов:
- пособиями и мебелью;
- материалами и станками;
- декоративными элементами.
М
Монтессори первая уделила внимание пространственно-предметному компоненту образовательной среды как ключевому фактору личностного развития подрастающего поколения. Ею была сконструирована «подготовительная среда», побуждающая дошкольника и ученика младшего школьного возраста реализовывать индивидуальность посредством самостоятельной деятельности
Дидактический материал: рамки с гнездами разной формы и вкладышами для них, кубы-вкладыши, детская мебель — все эти устройства давали ребенку возможность самостоятельно находить ошибки при выполнении определенных упражнений, устранять их. Монтессори считала пространственно-предметную среду важнейшим элементом приобретения детьми многогранного сенсорного опыта. Благодаря самостоятельной деятельности ребята упорядочивают свои представления об окружающем мире, учатся понимать и любить природу.
Подготовительная среда, по мнению Монтессори, способствует осознанию ребенком возможностей для духовного и физического развития. Она помогает подрастающему поколению адаптироваться к требованиям социума. Монтессори предлагала педагогам выбирать упражнения, содержание которых соответствовало детским потребностям.
В пространственно-предметный компонент образовательной среды включают:
- архитектуру здания школы;
- уровень открытости (закрытости) элементов внутреннего дизайна;
- пространственную структуру и размер помещений;
- простоту трансформации;
- возможность перемещений для субъектов.
В. В. Давыдов, Л. Б. Переверзев, В. А. Петровский выделили основные требования, которые предъявляются к интегрированной среде, без которой невозможно всестороннее развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- содержание различных элементов, без которых невозможна оптимизация интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых компонентов деятельности;
- логичность, взаимосвязь отдельных элементов;
- управляемость (возможность корректировки и педагогом, и ребенком);
- индивидуальность.
Благодаря сложности структуры, пространственно-предметная образовательная среда способствует развитию каждого субъекта.
В подобной среде субъекты не только отыскивают, но и конструируют художественную, познавательную, сенсорную, моторную, игровую активности.
Подведем итоги
В настоящее время в отечественном образовании происходит существенное реформирование, направленное на повышение качества самообразования школьников
Среди условий, необходимых для успешного процесса реформ, важное место занимает формирование образовательной среды. В дошкольном учреждении должны использоваться материалы и инвентарь, соответствующие индивидуальным возрастным особенностям малышей
В рамках современных тенденций развития дошкольного отечественного воспитания допускаются разнообразные варианты развивающей предметно-пространственной среды, если они учитывают гендерную специфику, не противоречат здоровьесберегающим технологиям.
Целью создания такой среды является обеспечение условий, необходимых для коррекции отклонений в развитии дошкольников, становления индивидуальности каждого малыша. Личностно-ориентированный подход, используемый в современной педагогике, обеспечивает доверие ребенка к окружающему миру, способствует укреплению психологического здоровья. Образовательная среда позволяет совершенствовать личностную культуру, обеспечивает саморазвитие каждого ребенка.
Благодаря оптимальным условиям, создаваемым в дошкольных и школьных учебных заведениях, знания, умения, навыки рассматриваются в виде средств развития личности. Наставник учитывает точку зрения ребенка, не игнорирует его эмоции, чувства, потребности. Только при сотрудничестве возможно становление каждого ребенка, формирование позитивного отношения к учебной деятельности.
Предметная среда должна быть информативной, в полной мере удовлетворять потребность детей в приобретении новых качеств. Ребенок, который максимально вовлечен в урочную и внеурочную деятельность, получает возможность в полной мере раскрыть все свои таланты. Современная школа — это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. От того, насколько рационально организована учебная и внеурочная деятельность, зависит конечный результат — гармоничное развитие подрастающего поколения.