Ексд — руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
Содержание:
- Ты в ответе за все, ты — директор
- Гарант безопасности
- Любой директор — немного Змей-Горыныч
- Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия
- Ограничения на занятие должности руководителя образовательной организации
- Конституционно-правовое положение образовательного учреждения
- Обязанности директора школы
- Ответственность директора школы
- Личностные качества директора школы
- Глава 1. Организация и руководство образовательным учреждением в современных условиях
- Проба в теории и на деле
- Педагог, психолог, правовед… хозяин
Ты в ответе за все, ты — директор
Возвращаясь к главной теме, необходимо в первую очередь выяснить, в чьих интересах устанавливаются приведенные гарантии против самовольного поведения директора по каждому основанию.
Условие увольнения директора за действия, повлекшие причинение вреда здоровью обучающихся или работников, направлено на защиту права детей и работников школы на безопасную среду, и в первую очередь — при организации питания. Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания — кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.
Здесь необходимо отметить, что многие регионы, в том числе и московский, отказались от приготовления пищи в школьных столовых и перешли на внешние контрактные поставки. Теперь ответственность за качество еды фактически полностью зависит от подрядной организации.
Эта организация, в свою очередь, должна обеспечивать: наличие СанПиН 2.4.5.2409-08; выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками предприятия; должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования; наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья школьников; прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек у каждого работника; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на ОРЗ и другие документы, в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08); проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации и многие другие санитарные и гигиенические требования и пр.
Кто же на самом деле контролирует качество и безопасность питания детей в школе? И какие должностные лица какой организации обязаны обеспечивать такой контроль?
По первому вопросу — безусловно, поставляющая питание организация, но только до факта поставки питания в школу. В школе же, в соответствии с п. 14.4 СанПиН 2.4.5.2409-08, за организацией питания должны следить медицинские работники. В зону их контроля входит качество поступающих продуктов и правильность их закладки.
Гарант безопасности
Камнем преткновения и причиной различных перекосов управления является условие для увольнения директора школы в случае необеспечения или ненадлежащего обеспечения безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода детей, их содержания. Сюда же относится нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора, повлекшее возникновение пожаров (возгораний): с одной стороны, в обязанности директора входит создание условий для физического развития детей, а с другой стороны, именно развивающие спортивные комплексы и являются источником опасности для жизни и здоровья, как и объектами пристального внимания контролирующих органов. Недалек в прошлом пример, когда именно демонтаж спортивного комплекса в целях заботы о здоровье детей и повлек увольнение директора московской школы (правда, формально совсем по другой причине). Размытость формулировки, ее неконкретность всегда несет правовую неопределенность для всех участников правоотношений, особенно в образовании и особенно в период реформ.
Любой директор — немного Змей-Горыныч
По данным ВШЭ, только 5% сегодняшних директоров школ учились когда-либо на управленцев; во всех остальных случаях директора «воспитали в собственном коллективе»; он начал как педагог, затем взял на себя ряд административных функций, дорос до завуча и, наконец, до директора. На пути он осваивает три роли, которые затем должен совмещать в себе, выполняя обязанности директора:
- педагог | знает изнутри всю учительскую «кухню», управляет образовательными программами и помогает внедрять новые образовательные технологии;
- администратор | руководит процессами и следит за выполнением процедур, регламентов, устава и т. д.;
- руководитель | возглавляет коллектив, следит за уровнем боевого духа и мотивации педагогов, является представителем, «лицом» школы во внешнем мире — перед государством, родителями и всем профессиональным сообществом.
В результате серии интервью с директорами наиболее успешных российских школ исследователи выяснили, какими ценностями они руководствуются в своей работе. Общее ядро составили шесть ценностей: образовательное лидерство, профессионализм, развитие, решительность, партнерство, гуманизм. Причем первые три, как показал онлайн-опрос широкой педагогической аудитории, были признаны лидирующими.
Если сопоставить все шесть ценностей с каждой из трех ролей директора школы, мы получим матрицу из 18 компетентностей. На стыке каждой роли и каждой ценности оказывается одна из ключевых черт успешного руководителя образовательной организации. Получившаяся модель достаточно проста, чтобы каждый директор школы мог «прокатать» себя по всей матрице и провести грамотную самооценку.
Пример результата самооценки директора на основании модели компетентностей
Л | Образовательное лидерство; РА | Развитие; ПР | Профессионализм; РЕ | Решительность; ПА | Партнерство; Г | Гуманизм
- Сопоставив три получившиеся фигуры по площади, мы можем определить, в какой из трех ролей директор школы чувствует себя наиболее уверенно; кто он больше — учитель или администратор, администратор или руководитель.
- Рассмотрев расположение фигуры на графике, мы выясняем, какие ценности в данной роли являются доминирующими: скажем, в роли педагога ты смелый и решительный гуманист, которому при этом не хватает лидерства и саморазвития. При этом как администратор ты высоко себя оцениваешь по уровню лидерства и профессионализма, а вот как руководителю тебе этих черт не хватает, и т. д.
В ближайшем будущем исследователи разработают специальные тесты, которые позволят директору школы раскрыть свои основные черты через объективные суждения, кейсы и решения. Тогда респондент сможет получить ответ в виде наглядной диаграммы, а возможно, и в виде рекомендации по самосовершенствованию. Пройти тесты можно будет в любое время на специализированном сайте — как сейчас проходят IQ-тесты.
При оценке руководителя по каждой из трех ролей составляется отдельная диаграмма. В углах каждого из шестигранников — шесть базовых ценностей руководителя. В результате теста мы получим данные, по которым сможем построить фигуры, характеризующие компетентности руководителя в рамках каждой роли; они являются источником разнообразной информации о компетентностях руководителей.
В результате у нас появляется возможность делать мгновенные социологические портреты директора школы, видеть контрасты, противоречия и «перекосы», связанные с совмещением разных ролей, и быстро готовить план по корректировке: чему нужно пойти учиться прямо сейчас? На какие моменты в работе нужно обратить больше внимания? Как добиться более гармоничного и профессионального руководства?
Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия
В полной версии матрицы каждая компетентность представлена в виде набора индикаторов — патернов поведения, в которых вы можете узнать себя и оценить степень самореализации в каждой составляющей целостного образа эффективного директора школы. Для примера приведем индикаторы по двум позициям матрицы:
- директор-руководитель как лидер образования:
- ставит сложные, но достижимые цели учителям и мотивирует на высокие результаты;
- вовлекает и мотивирует родителей и учащихся для достижения высоких образовательных результатов;
- подбирает и развивает эффективную команду педагогов;
- демонстрирует сотрудникам уверенность в успехе;
- директор-педагог, обеспечивающий развитие школы:
- собирает и обсуждает сведения о современных образовательных технологиях и методиках и применяет их на практике;
- запрашивает мнение учителей и учеников для получения новых знаний;
- служит ролевой моделью личностного развития и зрелых поступков;
- вовлекает сообщество в обсуждение идей о будущем школы.
Ограничения на занятие должности руководителя образовательной организации
Для руководителя организации установлены ограничения. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством (ч. 3 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
К педагогической деятельности не допускаются лица (ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ):
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления:
- против жизни и здоровья;
- свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);
- половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- семьи и несовершеннолетних;
- здоровья населения и общественной нравственности;
- основ конституционного строя и безопасности государства;
- мира и безопасности человечества;
- общественной безопасности.
Исключение — случаи, которые предусмотрены частью 3 статьи 331 Трудового кодекса РФ.
К педагогической деятельности могут быть допущены при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, о допуске их к педагогической деятельности:
- лица из числа указанных в абзаце 3 части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести;
- и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Исключение — преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Даже если совершено преступление небольшой тяжести из данной категории преступлений — запрет продолжает действовать и получить разрешение не получится.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце 3 части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Дополнительное ограничение установлено для лиц, которые уже имеют основное место работы. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству (ч. 5 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Конституционно-правовое положение образовательного учреждения
В ст. 43 Конституции РФ четко прописано содержание и полное значение данного статуса. На законодательном уровне предусмотрено для каждого право на образование. При получении образования любого из выбранных уровней, в данной норме нет ограничений, значение не имеет даже типовой вид образовательного учреждения. В п. 2 ст. 43 гарантируется бесплатность и общедоступность образования, только для дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, если будут соблюдены условия получения образования в некоммерческом, либо лицензированном, то есть государственном образовательном учреждение. В этом пункте четко прописаны типы образовательных учреждений и определен изначально собственник имущества учреждения, они же и в дополнение определены в ст. 11.1 и п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» и в утверждаемых Правительством РФ отдельных положениях. Так же на законодательном уровне вместе с тем возможно получение высшего бесплатно образования, на основе конкурсного отбора, в государственных либо некоммерческих образовательных учреждениях. Для различных видов образования и самообразования государство гарантирует поддержку, причем со всех сторон.
В полной мере можно сказать, что для образовательного заведения конституционно-правовые отношения является субъектом. При получении образования гражданину гарантируется непосредственная реализация конституционных прав. Из-за «хронического недофинансирования» с каждым годом всё больше разрастается проблема образования и в общей сложности, образовательных заведений. В ст. 43 Конституции РФ зафиксированы принципы декларативного характера, что приводит к частым дискуссиям со стороны правительства. Стоит целая проблема, а не вытеснят ли коммерческие учреждения, своим правом на платное образование, бесплатное обучение? Ведь это может способствовать снижению интересов государства, в области образовательных прав граждан, а в дальнейшем и вытеснению бесплатного образования, которое предусмотрено на законодательном уровне и гарантированно Конституцией РФ и законом об образовании . Несомненно, нужно контролировать сохранение принципа в получении бесплатного образования и стремиться соблюдать принцип конституционализма на всех ступенях и звеньях образовательной системы.
Обязанности директора школы
Обязанностей у руководителя школы много. Вот перечень самых основных:
- Согласование всех нормативных актов внутри учебного заведения, таких как составление графика по календарю, разработка учебного плана, подготовка устава школы и правил ее внутреннего распорядка, ведение всей необходимой отчетности и документации и др.
- Управление кадрами, кадровое согласование с учредителями, выставление на пост исполняющего обязанности заместителя директора в школе кого-либо из сотрудников школы.
- Непосредственное слежение за исполнением всех обязательств со стороны сотрудников учебного заведения.
- Составление перечня обязанностей сотрудников всех занимаемых в школе постов, а также обеспечение необходимых условий для их продвижения по карьерной лестнице.
- Утверждение всех расписаний уроков для учеников и графиков работы для сотрудников школы, предоставление отпусков и распределение рабочей нагрузки персонала.
- Государственная регистрация образовательной организации, обеспечение получения необходимых лицензий, аккредитация школы и аттестация ее сотрудников.
- Контроль бюджета и всех статей дохода и расхода.
- Предоставление учредителям и огласка для общественности сводки данных о бюджете и статьях дохода и расхода.
- Отчетность о состоянии учебного и материального хранилища, ведение архивов для соответствующей документации.
- Назначение отдельных лиц, ответственных за охрану на всей территории школы.
- Незамедлительное сообщение о любых несчастных случаях, в которых задействованы ученики школы на ее территории.
- Также к должностным обязанностям директора школы относится проведение инструктажа (в частности об охране труда) для всех новых сотрудников и тех, кому он понадобился уже во время исполнения служебных обязанностей.
- Отчетность о них.
- Немедленная остановка рабочего процесса в случае появления условий, содержащих опасность для здоровья или жизни людей, находящихся на территории школы.
Как видите, функциональные обязанности директора школы – это внушительный список, состоящий из достаточно сложных пунктов. Если вы претендуете на данный пост, еще раз пройдитесь по ним и подумайте, сможете ли вы выполнить все на должном уровне. Исполнение обязанностей директора школы – это не для всех. Здесь необходимы профессиональные навыки.
Ответственность директора школы
Если директор школы не выполняет предписанные ему обязанности согласно правилам и уставу школы, он может столкнуться с дисциплинарными взысканиями вплоть до увольнения с должности, так как имеет место нарушение прямых трудовых обязанностей. Также он может быть лишен своего поста в случае, если случилось не соответствующее правовым актам воспитание ребенка, в том числе с применением физической силы или психического давления. Другие аморальные поступки того же толка также повлекут за собой увольнение согласно закону “Об образовании”.
Административная ответственность грозит директору учебного заведения в том случае, если он нарушил правила пожарной и технической безопасности или санитарные и гигиенические нормы, а также охрану труда. Если им, помимо всего прочего, был нанесен тяжелый вред материальному содержимому образовательной организации или кому-либо из сотрудников школы, он также может понести серьезную материальную ответственность.
Личностные качества директора школы
Директор – это сложная, ответственная профессия, требующая определенных личностных качеств. Директор школы должен:
-
обладать организаторскими способностями и аналитическим складом ума;
-
знать психологию, педагогику, управление деятельностью сотрудников организации;
-
владеть грамотной устной и письменной речью;
-
иметь развитые коммуникативные способности;
-
быть требовательным, справедливым, стрессоустойчивым.
Директор выполняет множество задач, справиться с которыми может только ответственный, целеустремленный человек с развитыми лидерскими качествами и способен найти выход практически из любой ситуации.
Глава 1. Организация и руководство образовательным учреждением в современных условиях
1.1 Личностные качества и стиль управления современного руководителя
Особое место в теории управления и организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Основной принцип управления — единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель — лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.
В самом общем виде можно определить те требования, которым соответствует руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.
На основе общего анализа исследований психологов в области менеджмента, все качества, которыми должен обладать современный руководитель, можно разделить на пять групп:
Проба в теории и на деле
Кто осуществляет снятие пробы и можно ли проводить выдачу блюд без нее? Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы.
Оценка качества блюд проводится бракеражной комиссией по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пищу готовили). В составе комиссии не менее трех человек: медицинский работник, работник пищеблока и представитель администрации школы. Результат регистрируется в журнале бракеража готовой кулинарной продукции в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке.
Из требований следует, что если за качество отвечает поставляющая организация, то за ее приемку в школе — администрация, которая обязана обеспечить своего представителя на снятие пробы.
Как это обеспечивается на деле? Фактически — никак. Питание доставляется автомобильным транспортом в поточном порядке согласно расписанию маршрута. Представитель школы расписывается в товарно-сопроводительных документах, и на этом все. Есть ли в том вина директора? Очевидно, что нет. Однако если качество питания имеет последствия, ответственность все равно ляжет на директора. Справедливо ли это? Вряд ли. Но имеем что имеем просто потому, что переход на контрактную систему абсолютно не привел к фактическому разделению юридической ответственности.
С целью контроля за соблюдением технологического процесса от каждой партии приготовленных блюд отбирается суточная проба. Отбор осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору проб СанПиН 2.4.5.2409-08. Контроль правильности отбора и условий хранения суточных проб осуществляет медицинский работник. В свете новых условий положения требования СанПиН безусловно трактуются в сторону ответственности школы, но могут быть нивелированы заключенным договором с поставщиком питания.
Должен ли медработник проводить осмотр сотрудников пищеблока? Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08, ежедневно перед началом работы медицинский работник проводит осмотр сотрудников организации общественного питания школы на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин и катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра перед началом рабочей смены заносятся в журнал здоровья в соответствии с рекомендуемой формой.
То есть, согласно требованиям СанПиН, работники пищеблока школы, осуществляющие раздачу и разогрев пищи, обязаны проходить внутренний медицинский контроль, а школа обязана обеспечить ведение контрольной документации. Как соблюдаются эти правила на деле в школах, попавших под «оптимизацию» медицинского персонала? Опять же — никак. Поскольку в школах, перешедших на оптимизационную схему медицинского сопровождения, штатный медработник фактически отсутствует. Следовательно, последняя линия контроля остается на поставляющей организации.
Педагог, психолог, правовед… хозяин
Даже поверхностный анализ возможных причин увольнения директора позволяет сделать вывод, что положение директора школы в сфере защиты его прав весьма незавидное, а учитывая максимальное повышение компетенций в области права родительского сообщества, — весьма зависимое. История показывает яркие примеры значительного влияния родительского сообщества, от которого уже не отмахнуться, как на решения директора, так и на движение образовательных реформ, на переднем фланге которых опять же — директор.
Реалии настоящего времени таковы, что директору школы приходится быть не только «хозяином», но и педагогом, и психологом, и… правоведом с крепким нравственным стержнем, ибо настало время вести диалог не только с работодателем, но и с родителями и с детьми. И если в первом случае это скорее монолог государственных требований, то с родителями это полноценный диалог именно о детях — их обучении, воспитании, развитии, безопасности, в самом широком понимании, и условиях, создаваемых директором по реальному запросу, а не «по разнарядке».
Ну а уж когда выступают с требованиями дети — это безусловная победа развития воспитательной работы школы. Ребенок, понимающий, что ему необходимо, могущий свое требование обосновать и заявляющий об этом вслух, — уже гражданин со сформированным самосознанием. И в этом случае речь идет об исполнении школой не госзадания уже, а ее государственной миссии по формированию гармоничной и социализированной личности.
Развитие демократического самосознания детей через ученические институты самоуправления, прямой и честный контакт с родительским сообществом, проведение не только «обучательной», но и воспитательной линии в развитии школы. Именно так можно обозначить пути, с помощью которых дети легко и заинтересованно войдут и в новые образовательные требования, и в цифровые технологии. Перед нами объективно реальные инструменты управления и взаимодействия развивающегося и современного директора школы, и это уже не про «по хозяйству», а по закону человеческого развития; налаживание мостов взаимопонимания с детьми и родителями, формирование конкурентоспособного будущего страны — миссия, а не «менеджерство» и единственная действенная защита от всех причин увольнений.