Ексд — заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
Содержание:
- Последствия от несоответствия
- Профстандарт 2020 года
- Необходимость и принятие
- Комментарии к должности
- Требования к руководителю и его правовой статус
- Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
- Профстандарты: что делать директору колледжа?
- Должностная инструкция зам.директора по УВР
- В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?
- Утверждён ли профстандарт руководителя образовательной организации?
- Зачем нужен профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
- Когда утвержден профстандарт педагога
- Профессиональные характеристики для заместителей руководителя
- Описание и характеристика функций
- Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?
- ЕКСД — Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
- В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?
- Обзор документа
Последствия от несоответствия
В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия, которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:
- Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
- В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
- При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.
Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.
Профстандарт 2020 года
Профстандарт педагога — список требований, предъявляемых к квалификации учителя или воспитателя, на основании которых работник получает право осуществлять свои обязанности. Утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. В 2020 году документ определяет следующие требования к кандидату и его деятельности:
- наличие высшего или средне-профессионального образования, учителям-предметикам желательно иметь образование по профилю, по которому они преподают (Письмо от 28 марта 2020 г. № ТС-817/08);
- отсутствие факторов в биографии преподавателя, которые могут угрожать жизни, здоровью и развитию школьников (например, психологическое нездоровье кандидата, наличие судимости и пр.).
Необходимость и принятие
Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года. Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.
В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы:
- Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
- Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
- Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
- Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
- Способствование развитию российского образования.
- Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
- Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Требования к руководителю и его правовой статус
Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие:
- Иметь высшее образование.
- Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
- Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
- При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
- Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
- Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения. Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе (части) осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательного учреждения. Осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного учреждения. Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения. Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций. Принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Готовит отчет учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории образовательного учреждения. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Профстандарты: что делать директору колледжа?
В профстандарт «Управление профессиональной образовательной организацией» входят две обобщённо-трудовые функции: руководство ПОО и управление образовательными программами.
Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в единого квалификационного справочника, утвержденного .
При разработке проекта профстандарта сотрудники ФИРО руководствовались итогами анализа деятельности ПОО и требованиями органов исполнительной власти, регулирующих учреждения СПО.
Исходя из пожеланий чиновников, в трудовой функционал руководителя колледжа вошла задача развития профессиональной образовательной организации. – Что в первую очередь хочется от руководства профессиональной образовательной организации, так это видеть перспективу – выстраивать планы развития, стратегии развития и так далее, – пояснил Владимир Блинов.
Руководители ПОО обладают седьмым уровнем квалификации, и выполнение всех трудовых функций требует этого уровня квалификации.
Всех, кроме одной – трудовая функция «Управление ресурсами ПОО», которая относится к шестому уровню квалификации.
Должностная инструкция зам.директора по УВР
195.3 ТК РФ тот или иной профстандарт является обязательным только в том случае, когда о необходимости его соблюдения сказано в определенном законе. Например, профстандарт «Бухгалтер» обязателен, так как его соблюдать требует Закон о бухучете.
Что же касается руководителей компании, то ни ГК РФ, ни Законы об ООО и АО не содержат положений, которые бы говорили о необходимости соответствия директоров обществ профстандарту.
Поэтому разработанный Минтрудом документ носит рекомендательный характер для руководства организаций. Каждая компания вправе самостоятельно решать, использовать ли его для описания трудовых обязанностей того или иного директора в своих локальных актах.
В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?
Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:
- Если это прямо предусмотрено законом.
- Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.
Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.
ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2020 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018) Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов
Утверждён ли профстандарт руководителя образовательной организации?
В этом случае дети всецело полагаются на взрослых, на их авторитет для приобретения знаний. В этом случае дети всецело полагаются на взрослых, на их авторитет для приобретения знаний. Учитель старается передать знания детям, находящимся в классе. Однако сегодня данный вид обучения не подходит даже для детей.
А что же тогда подходит — вы спросите? Всё просто, нужно всего лишь следить за последними новостями про обучения в 2020 году не только в России, но и за рубежом. Так как материал который вы будете читать, на самомо деле носит огромный информационный повод применения его в своих целях в обучении, не только для детей, но и взрослых.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Зачем нужен профессиональный стандарт руководителя образовательной организации
Профстандарт руководителя образовательного учреждения являет собой официальный документ, в котором будут подниматься вопросы, касающиеся уровня квалификационной подготовки, ключевых обязанностей и трудовых функций, которыми должны владеть все лица, возглавляющие соответствующее учреждение.
Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.
На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2017 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.
Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2016 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.
Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.
По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.
Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта. Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.
Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано
Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.
Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:
- Квалификационные навыки руководителей будут повышены, что непременно скажется на качестве управления образовательным заведением в положительном русле.
- Все образовательные организации будут находится под неусыпным контролем государства, что поможет оперативно решать проблемы, возникающие в данной отрасли, и препятствовать возникновению критических ситуаций.
- Российское образование будет стремительно развиваться по всем направлениям.
- Квалифицированный руководитель сможет существенно увеличить качественный показатель образования, добившись максимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Профессиональный стандарт руководителя
Когда утвержден профстандарт педагога
Профстандарт — специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и даже личностным качествам работника. А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.
Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам. В 2020 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда). Попутно разрабатывали и другие профстандарты для работников сферы образования.
На сегодняшний день актуальны профессиональные стандарты:
- педагога дополнительного образования;
- педагога-психолога;
- педагога (воспитателя, учителя);
- специалиста в области воспитания;
- педагога профессионального обучения и профессионального образования.
Вопрос: Зачем вообще нужен профстандарт? Работа педагога во многом творческая, а учителя со стажем разбираются в практической стороне вопроса гораздо лучше, чем чиновники и эксперты со стороны. Что полезного даст переход на новые, еще более строгие, а с точки зрения многих учителей — еще и трудновыполнимые стандарты? Ответ эксперта: Чем активнее внедряются профстандарты, тем чаще приходится слышать такие вопросы и сталкиваться с негативной реакцией на нововведения. Прежде чем давать неодобрительную оценку, следует вспомнить о целевом назначении профессиональных стандартов — обеспечении высокого качества педагогического образования и общем повышении уровня преподавания. Задача профстандарта — не установить предельно жесткий регламент и тем самым загнать учителя в еще более строгие рамки, а мотивировать его постоянно обучаться и повышать уровень профессиональных навыков, заблаговременно подготовить к нововведениям в сфере образования. К тому же общенациональный стандарт разрешено дополнять региональными требованиями с учетом демографических, социальных и культурных особенностей конкретного региона
Профессиональные характеристики для заместителей руководителя
соответственно и под названиями «Об утверждении макета…» и «Об утверждении квалификационных уровней…»;
- приказной документ Минтруда РФ, принятый «Об утверждении методрекомендаций по разработке…», который не нуждался в осуществлении регистрационных процедур государственного характера;
- письмо министерства образования и науки, принадлежащего РФ, принятое 02.11.2015 г., прописанное под /06 «О введении…».
Также в рамках этого вопроса используются и другие подобные документы, которые носят федеральный характер и являются функционирующими по территории всей Федерации:
- «О Национальном Совете…»;
- Постановление, принятое правительственным аппаратом 22.01.2013 г. под №23 «О правилах разработки…»;
- Правительственное распоряжение , связанное с составленным планом касательно разработки подобных документов и проведением экспертизы независимого характера.
Описание и характеристика функций
Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.
Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.
Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:
- Осуществление прямого руководства организацией.
- Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
- Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
- Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
- При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
- Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.
Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?
Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.
Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.
ЕКСД — Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
О переходе на работу в условиях введения профстандартов
С 1 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015 г.
Статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в информационном письме от 10.02.2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда» разъясняет порядок применения профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (в том числе при организации повышения квалификации персонала и внутриучрежденской методической работы).
Информация от 10.02. 2020 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2020 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» вводит порядок поэтапного внедрения профессиональных стандартов.
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2020 г. № 584
В настоящее время приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», где в число возможных наименований должностей входит «Преподаватель». Стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2020 года.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Приказ МБУДО «ДШИ п. Дубинино» «О создании и полномочиях рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов»
Приказ МБУДО «ДШИ п. Дубинино» «Об утверждении плана мероприятий по переходу на работу в условиях введения профессиональных стандартов, положения об аттестации на соответствие профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», об утверждении состава аттестационной комиссии»
План мероприятий по переходу на работу в условиях введения профессиональных стандартов
Положение об аттестации на соответствие профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
«Профстандарт заместитель директора» — такой поисковый запрос с июля 2020 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.
В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?
По состоянию на август 2020 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:
- профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
- профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
- профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
- профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
- профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
- профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
- профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).
Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.
Обзор документа
Утвержден профессиональный стандарт специалиста по техническому контролю качества продукции.
В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению, опыту практической работы. Прописаны особые условия допуска к работе.
Основная цель профессиональной деятельности специалиста по техническому контролю качества продукции — обеспечение выпуска (поставки) продукции, соответствующей требованиям нормативных документов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации.
Профстандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, установлении систем оплаты труда. Его также используют организации профобразования при разработке профессиональных образовательных программ.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: