Устав образовательного учреждения
Содержание:
- Что можно найти в уставе?
- Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность на основании уставов
- Зачем школе устав?
- Учебная нагрузка обучающихся в профессиональных учебных заведениях
- Основные права ребенка в школе
- Кто и как может ознакомиться с уставом?
- Требования к методическому обеспечению дистанционного обучения
Что можно найти в уставе?
Всё, что должно быть написано внутри на страницах школьного документа, перечисляется статьёй 25-ой нового закона «Об образовании». Дополняется этот основополагающий перечень законодательством про некоммерческие организации, потому как все участники рынка в сфере образовательных услуг учреждаются в одной из некоммерческих форм.
Давайте по порядку о наиболее важных для нас, родителей, вопросах.
Наименование и тип
Начнём с того, что каждое учебное заведение должно иметь своё название.
«Как зовут школу», станет понятно уже с титульного листа. Школа относится к типу образовательной организации, что учит по программам начального, основного, среднего общего образования.
То есть, по разъяснению Минобрнауки, это может быть либо общеобразовательная организация, либо общеобразовательное учреждение. Правильно переименоваться всем следовало до 01 января 2016 года.
Учредители
В зависимости от того, «кто стоит за спиной» учебных заведений, то есть, кто выступил создателем (учредителем), всех делят на государственные, муниципальные, частные. Иногда это можно понять сразу из названия, но включать в школьное название форму собственности по закону вовсе необязательно.
Так, государственные школы появляются по распоряжениям Правительства РФ либо региональных властей, муниципальные – по документам, подписанным от имени муниципального образования, частные – по решениям не принадлежащих к органам власти граждан и юридических лиц.
Виды программ образования
Может быть прописана возможность получения обучения по дополнительным программам.
Государство сегодня поддерживает эксперименты, даёт зелёный свет педагогическому творчеству. Потому не удивляйтесь, если вы вдруг обнаружите упоминание о какой-либо авторской программе школьного учительского коллектива. Все они обязательно проходят процедуру утверждения (тут никакой самостоятельности), часто выступая как специальные курсы по выбору учащихся.
Органы управления
Новый закон, подобно предыдущему, сохранил единоличное руководство школой. Он также предусмотрел создание коллегиальных органов
Для учителей и учеников это важно
Но для контроля за ним создаются советы — педагогический, попечительский, наблюдательный. Какие именно школьные коллегии управляют, как, на какой срок они избираются, что они решают, — всё это как раз должно быть прописано уставом.
Законодательство к органам управления школой относит также ученические и родительские советы. Они тоже регулируются статьёй об управлении, потому правила о том, как объединяются обучающиеся и родители, должны быть в уставе.
Что ещё
В дополнение ко всем, как и любая другая некоммерческая организация, каждая школа прописывает положения о целях и задачах её деятельности, о своём имуществе, закрепляет процедуру принятия локальных актов, в соответствии с которыми живёт в обычные будни.
Перечень этих вопросов не исчерпывающий. Всё, что желает прописать учредитель, что не противоречит действующему законодательству, может быть записано на страницах устава. Как написали, так будут жить.
Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность на основании уставов
1. В устав образовательного учреждения в обязательном порядке внесены:
1) название, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) уполномоченный учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) поставленные цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором будет проводиться обучение и воспитательный процесс;
б) основания приема обучающихся, воспитанников;
в) установленный срок обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок установленная при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) расписание занятий обучающихся, воспитанников;
ж) имеющиеся платные образовательные услуги и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) эксплуатация имущества, принадлежащего образовательным учреждениям;
б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу.
г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений – в тех случаях, когда это не противоречит федеральным законам);
д) запрета на совершение сделок, вероятно последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, которое было приобретено за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением тех случаев, когда проделывание таких сделок допущено федеральными законами;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением в следствии доходов, приобретённых от приносящей доходы деятельности;
ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
7) механизм управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организованной деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и установленные условия оплаты их труда;
г) порядок изменений устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации , а так же если необходимо ликвидации образовательного учреждения;
8) установленные права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), определяющих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в той части, где не урегулировано законодательством Российской Федерации, разрабатывается и учитывается образовательным учреждением и как следствие утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения должен быть установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, который находится в ведении субъекта Российской Федерации, – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.
3. Если возникает такая необходимость регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами, то последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4
Важно отметить что локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу
Зачем школе устав?
Устав – это тот первичный документ, который «создаёт» организацию, то есть любое юридическое лицо. К юридическим лицам относится также школа, как образовательная организация, осуществляющая образовательный процесс. Таким образом, устав – это её основной документ, без которого она не существовала бы в принципе.
Если хотите пример для сравнения, то это как для взрослых – паспорт, а для детей – свидетельство о рождении. Это наши основные документы, где прописаны наши данные о рождении, о принадлежности к гражданству, для детей – сведения о родителях, для взрослых – сведения о месте жительства. Все эти данные дают нам определённые права, предусмотренные для граждан России, и устанавливают наши обязанности.
Так и на страницах школьного устава перечислены основные сведения, регулирующие вопросы обучающего процесса.
Учебная нагрузка обучающихся в профессиональных учебных заведениях
В согласии с типовым положением об образовательных учреждениях профессионального обучения учебная нагрузка обучающихся, длительность каникулярного времени и учебных занятий являются различными.
Учебная нагрузка у обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и у студентов учреждений среднего профессионального образования не должна быть больше 36 часов в неделю. А вот у студентов высших учебных заведений недельную нагрузку определяет аудиторные часы и часы на самостоятельную подготовку и зависит от образовательной программы, которую они осваивают в рамках Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
Время работы на производственной практике обучающихся в профессиональных учебных заведениях не должно быть больше продолжительности рабочего времени, которое установлено законодательством о труде для соответствующих категорий работников.
Для всех типов аудиторных занятий в учреждениях среднего и начального профессионального образования академический час устанавливается длительностью не более 45 минут. Длительность уроков по производственному и теоретическому обучению, продолжительность перемен, режим занятий определяют Уставы образовательных учреждений на основании рекомендаций органов здравоохранения.
В высшей школе академический час устанавливает Устав высшего учебного заведения в границах 45 – 50 минут.
А вот каникулярное время уменьшается по мере увеличения профессиональной подготовки. Так, в учреждениях начального профессионального образования каникулы – 10 недель в год при сроке обучения больше одного года; в учреждениях среднего профессионального образования – 8 – 11 недель в год, включая в зимний период – не меньше 2 недель. Каникулы у студентов вузов бывают не менее 7 недель, включая не меньше 2 недель в зимний период.
Каникулы для студентов устанавливают не меньше двух раз в течение полного учебного года.
В высшем учебном заведении для студентов очно-заочной (вечерней) и очной форм обучения учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в согласии с рабочим учебным планом по конкретному направлению специальности (подготовки)
Основные права ребенка в школе
Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства
Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах
Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:
- Конвенция ООН о правах человека.
- Конституция РФ.
- ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
-
Устав школы.
Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.
Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:
- Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
- Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
- Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
- Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
- Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
- Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.
Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:
- бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
- выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
- доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
- гендерное равенство;
- неприкосновенность частной собственности.
Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.
Важно знать! Одна из гарантий государства — бесплатное общее образование. При желании молодые люди вправе на конкурсной основе поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение.
Право на получение образования
Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе. В связи с этим получение образования не просто право, а обязанность. Обучение в общеобразовательных государственных школах осуществляется на бесплатной основе, так гарантируется равенство в доступе к знаниям.
Право на образование в РФ
Школа также должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в заведении должны быть туалеты, гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека. Классы оборудуются в зависимости от преподаваемого в них предмета.
Важно знать! Школа должна поощрять развитие спортивных, интеллектуальных и иных навыков детей. Для этого организуются кружки, секции, клубы.
Права на уроке
В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:
- высказывать личное мнение;
- отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
- иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
- покинуть класс после звонка на перемену.
Если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.
Права ребенка в школе
Права на здоровое и качественное обслуживание
В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере. В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.
К иным необходимым мерам относятся:
- соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
- хорошее освещение в классах;
- температурный режим, соответствующий принятым нормам.
В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.
Внимание! Питание в школе должно быть сбалансированным, все продукты проходят обязательную проверку качества и свежести.
Права на классном часу
Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:
- Выбор темы урока. Как правило, проводится голосование, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
- У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.
С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.
Кто и как может ознакомиться с уставом?
Устав школы, хоть это её и основной правоустанавливающий документ, на основании которого она существует как таковая, — не предмет коммерческой тайны. По новому закону об образовании со школьным уставом могут знакомиться все заинтересованные лица, а создать условия для знакомства с ним – задача образовательной организации.
Кто может быть заинтересованным лицом? В первую очередь, это все работники школы, ведь школа – это их работодатель. С уставным документом чаще всего их знакомят под роспись при приёме на работу, когда они проходят первичный инструктаж.
Во вторую очередь, это обучающиеся с родителями. Закон не прописывает, каким образом школа должна обеспечить знакомство с уставом, предоставляя выбор для решения этого вопроса школьной администрации. Сегодня сложилась практика вывешивания устава и других локальных актов прямо на сайтах школ.
Это экономит время как администрации, так и родителей, и учеников. Не нужно ходить, просить, вычитывать на месте. Однако если вдруг сайта у школы нет либо учебное заведение не пожелало выставить свой учредительный документ на всеобщее обозрение, вы всегда можете обратиться к администрации и попросить его показать.
А вы уже знакомы с уставом своей школы или «пока не припёрло», предпочитаете не заморачиваться? А вдруг школьным уставом вам положены какие-то особенные привилегии, а вы об этом ещё не знаете?!
А знаете ли вы,что можно подписаться на новости блога «ШколаЛа» и всегда быть в курсе школьных событий? Не забудьте)
Успехов в учебе!
«ШколаЛа»:)
Требования к методическому обеспечению дистанционного обучения
Основу этой технологии обучения составляет автоматизированный лабораторный практикум (АЛП). Его методическое обеспечение систем обязано быть гибким и давать обучающемуся, педагогу возможность выбирать способ решения поставленной задачи, учитывая конкретные требования к процедуре обработки данных и результату. При создании методического обеспечения систем АЛП применяют методы математического моделирования, имитационные модели объектов и процессов изучения, методы планирования эксперимента.
Использование автоматизированных учебных пособий способствует изменению в обучении методических подходов. Так дистанционное обучение приводит к тому, что приходится в методике преподавания исходить из современных методов представления компьютерной информации: мнемосхемах, графиках, виртуальных образах изучаемых объектов, анимации и так далее. В учебной деятельности при этом используются электронные обучающие системы, которые возможно классифицировать по следующим признакам:
- проблемно-тематической ориентации (отрасль знаний, область применения);
- по назначению (характер решаемых задач, целевое использование);
- способу реализации изучаемого объекта системы АЛП;
- территориальной удаленности объектов системы АЛП от пользователей (тип применяемой пользовательской сети).
Требования к учебно-методическому сопровождению образовательных программ, которое использует дистанционные образовательные технологии
В согласии с Приказом Минобранауки РФ от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных технологий» образовательное учреждение имеет право использовать такие технологии обучения при наличии у него педагогических, руководящих работников и вспомогательного учебного персонала, который имеет соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованные помещения с соответствующей техникой.
Каждый участник образовательного процесса с применением дистанционных технологий при этом должен иметь свободный доступ к учебно-методическому комплексу каждой дисциплины.
Содержание учебно-методического комплекса должно отвечать государственным образовательным стандартам и оформлено как на бумажном, так и электронном носителе.
Данный комплекс обычно состоит из: учебного плана образовательного учреждения; учебного плана обучающегося; программы учебного предмета (учебного курса, дисциплины); учебника по учебному предмету (учебному курсу, дисциплине); практического пособия или практикума; тестовых материалов для контроля качества усвоения материала; методических рекомендаций для обучающегося по изучению учебного предмета (учебного курса, дисциплины); организации текущего контроля, самоконтроля; дидактических (учебных) пособий и задачников, которые позволяют обеспечить реализацию и освоение образовательной программы. Учебно-методический комплекс можно при необходимости дополнить образовательным учреждением словарями и справочными изданиями, отраслевыми, периодическими и общественно-политическими изданиями, хрестоматиями, научной литературой, ссылками на базы данных, справочные системы, сайты, электронные словари и ресурсы Сети.
Приказ, указанный выше от 6.05.2005 г. № 137 допускает применение дистанционных образовательных технологий по дополнительным образовательным программам, по которым не устанавливаются государственные образовательные стандарты. Учебно-методическое обеспечение этих образовательных программ должно осуществляться с применением существующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования.
Тренер-преподаватель. Инструктор по физической культуре.
Характер деятельности инструктора по физической культуре и тренера-преподавателя носит двоякий характер. Такие педагоги проводят педагогическую работу в спортивных секциях, школах, спортивных группах и организует массовую оздоровительную физкультурную работу в общеобразовательном учреждении.
Реализуя воспитательный и учебно-тренировочный процесс, специалисты по спорту и физической культуре должны обладать общими психолого-педагогическими умениями и знаниями, а также владеть специальными знаниями.