Частицы -не, -ни с разными частями речи
Содержание:
- Часть 2
- Базовая теоретическая информация, которую необходимо вспомнить
- Различение и правописание частиц НЕ и НИ
- Комментарии из Женевской Библии: 1 Тимофею 5 глава
- Готовьтесь к экзаменационным тестам вместе с нашим порталом!
- Правила для запоминания
- Часть 2
- Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Часть 2
27
Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Написать сочинение
Ваше имя:
Проверка
Базовая теоретическая информация, которую необходимо вспомнить
Чтобы точно знать, когда частицы не и ни стоит писать слитно, а когда раздельно, и не путаться при различении похожих случаев, рекомендуем освежить в памяти основные правила.
Необходимо усвоить!
Нормы употребления этих частей речи основываются на разграничении их значений.
- Частица не применяется для выражения отрицания. Например: не прыгай, непонятный.
- Частица ни используется для усиления. Например: как бы долго это ни повторялось, результат всегда один.
Правописание частицы не в предложениях
Необходимо писать слитно | 1. Когда слово невозможно употребить без этой частицы. Например: ненароком. |
2. С существительными, прилагательными и наречиями, если к ним можно подобрать синоним без не. Например: неправильный — ошибочный. | |
3. С полными причастиями, если вместе с ними не употреблены пояснительные слова. Например: невыполненная контрольная работа. | |
4. В неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлога. Например: некто. | |
5. Когда частица не находится в составе глагольной приставки недо-, имеющей значение несоответствия действия установленным параметрам. Например: недоглядеть за ребенком. | |
6. В отглагольных наречиях. Например: нехотя. | |
Необходимо писать раздельно | 1. Если употребляется вместе с глаголами и деепричастиями. Например: не нашел, не осмотревшись. |
2. При употреблении вместе с краткими причастиями. Например: сроки не соблюдены. | |
3. Если употребляется совместно с существительными, прилагательными и наречиями, и при этом присутствует или подразумевается противопоставление. Например: он не печальный, а вполне радостный. | |
4. Совместно с полными причастиями, если присутствуют пояснительные слова. Например: не выявленный при проверке недочет. | |
5. Совместно с числительными, местоимениями, усилительными наречиями, если они выполняют роль сказуемого в безличном предложении. Например: не надо. |
Нормы употребления частицы ни в предложении
Необходимо писать слитно | 1. Вместе с местоимениями, которые употреблены без предлогов. Например: никакой. | |
2. Совместно с наречиями нигде, никак, никогда, никуда, нимало, ниоткуда, нипочем, ничуть, а также в составе частицы -нибудь. |
||
Необходимо писать раздельно | Во всех остальных ситуациях. |
Различение и правописание частиц НЕ и НИ
Как различать когда пишется не, а когда ни — смотрите таблицу 2.
Таблица 2.
НЕ |
НИ |
|
|
2. В устойчивых выражениях:
|
2. В устойчивых выражением:
|
3. В словосочетаниях и предложениях:
|
3. В словосочетаниях и предложениях:
Кто ни смотрел этот фильм, всем он нравился. |
Комментарии из Женевской Библии: 1 Тимофею 5 глава
5:1 Старца не укоряй. Т.е. Тимофей не должен злоупотреблять своим авторитетом.
5:3-16 Указание Павла находить действительно нуждающихся вдов и окружать их должной заботой служит отправной точкой для его последующих рассуждений о проблемах молодых вдов (см. Введение: Время и обстоятельства написания).
5:3 почитай. Т.е. заботься о них.
истинных вдовиц. Дословно: «тех, кто действительно вдовы». Попечение о вдовах, которые часто терпели большую материальную нужду, было важным обязательством в ВЗ (Втор. 24,19-21; Ис. 1,17; Иер. 22,3) и составляло особую заботу ранней Церкви (ст. 16; Деян. 6,1; Иак. 1,27).
5:4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат. Истинной вдовой, очевидно, считалась вдова, не имеющая семьи и родственников, от которых могла бы получать поддержку (ст. 8,16).
5:5 надеется на Бога. Настоящая бедность часто приводит к праведной жизни в молитве и глубокой преданности Богу. Для таких вдов церковь должна быть видимой «рукою» Божией, дающей им необходимое.
5:6 умерла. Т.е. мертва духом.
5:9 Вдовица должна быть избираема. См. ком. к 5,4.
не менее, как шестидесятилетняя. Это выражение отражает социально-культурную установку относительно возможности для вдовы вступить в новый брак (ср. ст. 11-14).
бывшая женою одного мужа. См. ком. к 3,2.
5:10 если она воспитала детей
Для Павла важно не то, что вдова может еще сделать для церкви, но то, что она совершила в своей жизни
умывала ноги святым. Выражение гостеприимства и радушия (ср. Ин. 13,4.5). Иисус наказывает Своим ученикам умывать ноги друг другу (Ин. 13,14.15), т.е. выражать смиренную любовь.
5:11 ибо они, впадая в роскошь в противность Христу. Дословно: «когда они живут чувственной жизнью противно Христу».
5:12 отвергли прежнюю веру. Вероятно, речь идет об отпадении от Христа (ст. 11,15).
5:13 говорят, чего не должно. Под этим могут подразумеваться еретические взгляды (ст. 15; 1,3; 4,7).
5:14 рождали детей. См. ком. к 2,15.
5:17 пресвитерам. См. ком. к 3,1.
сугубую честь. Имеется в виду одновременно и честь, оказываемая положению пресвитеров, и денежное вознаграждение им (ст. 18).
особенно… учении. Эта фраза указывает на существование двух типов пресвитеров: только руководящих церковью и тех, кто с руководством соединял особое служение учителя.
5:18 Ибо Писание говорит. Тот факт, что Павел, говоря «Писание», одновременно цитирует и Втор. 25,4, и слова Христа (Лк. 10,7), указывает, что христианские Писания очень быстро обретали такую же авторитетность, что и ВЗ (2 Пет. 3,15.16).
5:20 Согрешающих. Согрешающих пресвитеров (некоторые из них, очевидно, впали в ересь).
5:21 избранными Ангелами. Теми ангелами, которые будут свидетельствовать на Страшном суде (ср. Мф. 25,31; Откр. 14,10).
5:22 Рук ни на кого не возлагай поспешно… в чужих грехах. Участие в рукоположении заведомо недостойного пастыря означало молчаливое одобрение его грехов, а следовательно, и участие в них.
Храни себя чистым. См. 4,12.16.
5:23 Впредь пей не одну воду. Практика принципиального воздержания от вина, возможно, отражала аскетические понятия лжеучителей. См. 4,3.4 и ком.
употребляй немного вина… недугов. Павел признает целебные свойства вина.
5:24 Грехи некоторых… впоследствии
Еще одно указание на важность тщательного отбора кандидатов на рукоположение
← 1 Тимофею 4 • 1 Тимофею 6 →
Готовьтесь к экзаменационным тестам вместе с нашим порталом!
Чтобы выучить нормы написания частиц не и ни в словах и точно знать, когда их следует употреблять слитно, а когда раздельно, приступайте к онлайн-занятиям со «Школково» уже сегодня! Наши опытные педагоги разработали уникальный алгоритм подготовки к единому госэкзамену: начиная с самого простого. Сначала мы предлагаем учащимся вспомнить теоретический материал (как пишутся существительные с частицей ни, а также другие части речи). Затем, предварительно ознакомившись с примерами, старшеклассники могут смело переходить к практическим упражнениям. Мы убеждены, что подобный алгоритм работы позволит школьникам выучить нормы употребления частиц не и ни с отрицательными местоимениями и другими частями речи и качественно подготовиться к аттестационному тестированию. Заниматься на нашем образовательном портале могут как учащиеся из столицы, так и жители отдаленных российских областей.
Правила для запоминания
Запомните:
Правила для НЕ
НЕ может стоять перед различными частями речи и передавать полное отрицание. Особенно четко выражено значение полного отрицания у частицы НЕ при наличии противопоставления: Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает (загадка).
НЕ по значению равняется нет: Я не был в театре (Был? — Нет.). Здесь не место и не время вести эти разговоры (Место? — Нет. Время? — Нет.).
Частицу НЕ нельзя опустить, не разрушив смысла высказывания (в нем исчезает отрицательный смысл, т. е. высказывание приобретает противоположное значение): Не упреки, не наказание ждали его, а счастливые глаза матери.
НИ — частица усилительная, она употребляется в двух основных значениях: усиливает утверждение и усиливает отрицание.
Остановимся на первом значении НИ.
НИ усиливает утверждение, т. е. имеет утвердительный смысл, употребляется в придаточных предложениях с уступительным оттенком.
Сопоставим предложения:
Уснуть доктор не мог и не старался.
Уснуть доктор не мог, как ни старался (Пан).
В первом предложении оба сказуемых отрицательные (Мог? — Нет. Старался? — Нет.).
Во втором предложении сказуемое главного предложения отрицательное (не мог), а в придаточном предложении уступительном НИ усиливает утвердительное значение. Здесь НИ по значению равняется да (Уснуть мог? — Нет. Старался? — Да.).
В этом случае НИ можно выпустить из предложения, не нарушив смысла, так как НИ само по себе не отрицает, а только усиливает отрицание (Уснуть доктор не мог, хотя старался).
Здесь полезно сопоставить предложения с НЕ и НИ (Кто не отвечал сегодня, ответит завтра и Кто ни отвечал сегодня, все ответили верно).
Часть 2
27
Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Написать сочинение
Ваше имя:
Проверка
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Чтобы узнать правописание не с разными частями речи, загляните в таблицу 1. В ней представлено как пишется не с существительными, прилагательными, не с наречиями, не с глаголами и деепричастиями. Вы узнаете — когда не пишется слитно, а когда раздельно.
Таблица 1.
Части речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительные, прилагательные, наречия на -о/-е |
|
|
Отрицательные местоимения и наречия | Некого, никого, нечем, ничем, негде, нигде. | С предлогом: не от кого, ни с чем. |
Наречия не на -О/-Е и не отрицательные |
|
|
Глаголы и деепричастия |
|
Не ответить, не сказав. |
Причастия |
|
|