Непроверяемые гласные в корне слова
Основные моменты, которые необходимо выучить
Бывают случаи, когда гласные, находящиеся в корне слова, не получается проверить ударением. В данной ситуации оно статично. Это означает, что в подобных словах ударение не перемещается на безударную гласную в корне при изменении формы или в результате подбора однокоренного понятия. В качестве примера приведем следующие слова:
- собака — собачка, собачища, собачий, (плыть) по-собачьему;
- кровать — кроватка, кроватный, прикроватный;
- компот — компотик, компотный;
- упражнение — упражнять, упражняться.
- Слова, содержащие непроверяемые безударные гласные в корне, необходимо запоминать. При столкновении с затруднениями при их написании специалисты рекомендуют руководствоваться орфографическим словарем.
Приведем список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемой безударной гласной в корне:
- авангард, автомобиль, агроном, актёр, аромат;
- багровый, балкон, базар, баран, батон, библиотекарь;
- вагон, вестибюль, винегрет, вокзал, ветеран;
- делегация, диван, директор, дисциплина;
- гармония, гарнизон, гастроном, горизонт;
- инженер, иней;
- кабинет, калач, капитан, карман, карниз, картина, картофель, кастрюля, каталог, комната, кондуктор, конструктор, корабль, корысть, крапива;
- ладонь, лазурь, лорнет;
- машинист, матрос, медаль;
- нотариус, натюрморт;
- обаяние, облако, обоняние, огурец, оранжевый, офицер;
- палитра, палисадник, пейзаж, планета, поликлиника, портфель, проспект, процент;
- сапог, сковорода, стакан, стадион, столяр;
- тарелка, тракторист, тренер, тротуар;
- фанера, фиолетовый, фломастер, фонтан;
- шофер.
Часть 2
27
Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Написать сочинение
Ваше имя:
Проверка
Безударная чередующаяся гласная корня
Безударные гласные корня обычно делят на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Каждая из этих групп имеет свои особенности. Выясним в нашей статье отличительные черты безударных чередующихся гласных корня (и под ударением), определимся с их правописанием.
Когда в том же самом корне, не меняющем лексического значения, используются разные гласные, тогда эти гласные именуются чередующимися (угар – угореть).
В разных словах чередующиеся гласные бывают в сильной (ударенной) позиции и без ударения.
В отличие от проверяемой безударной гласной, чередующаяся не проверяется ударением: она от него зависит. Под ударением следует писать ту гласную, которая воспринимается на слух. В целом для верного написания чередующихся гласных надо запомнить соответствующие корни и правила выбора гласных в них.
Опишем правила выбора чередующихся гласных. К каждому из них приведем примеры безударных чередующихся гласных корня слова или под ударением:
- Корни, в которых гласная зависит от ударения:
гар – гор (ударная «а», безударная «о»: перега́р, подгоре́ть), зар – зор (ударная «а» или «о», безударная «а»: зо́ри, за́рево, заря́), клан – клон и твар – твор (ударная «а» или «о», безударная «о»: покло́н, кла́няться, поклоне́ние; тво́рчество, творе́ние); - Корни, в которых гласная зависит от суффикса:
бирА – бер, дирА – дер, тирА – тер, пирА – пер, мирА – мер, жигА – жег, стилА – стел, блистА – блест и блесн, читА – чет (если после корня -а-, то пишем «и»: забирАть – заберу, зажигАть – поджег, блистАть – блестки), касА – кос (если после корня -а-, то пишем «а»: касАться – прикосновение); - Корни, в которых гласная зависит от следующего за ней согласного:
раСТ, раЩ – роС (зараСТать – нараЩивать – подроСший), скаК – скоЧ (прискаКать – прескоЧить), лаГ – лоЖ (предлаГать – предлоЖение).Исключения: отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов; скачу, скачи, скачок; - Корни, в которых гласная зависит от смысла слова:
равн – ровн ( «а» в словах со значением «одинаковый», «о» в словах со значением «прямой»: приравненный, уравнение – ровный, выровнять), мак – мок («а» в словах со значением «окунать, погружать во что-то», «о» в словах со значением «пропускать жидкость»: макать – промокнуть).Исключения: уровень, равнина, ровесник, поровну.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в орфографических словарях. Это коснулось и слов с чередующейся гласной. Так раньше зоревать (зорянка) являлось исключением и писалось через «о», а сейчас рекомендуемый вариант с «а» (заревой).
Для удобства запоминания корней с чередующейся гласной они собраны в размещенную ниже таблицу:
От чего зависит | Список корней |
Ударение |
|
Суффикс |
|
Последний согласный корня |
|
Значение слова | равн – ровн мак – мок |
Внимательно прочитав статью, мы выяснили, какие безударные гласные считаются чередующимися. Составили список корней с такими гласными (приведены в таблице). Определили правила выбора верной гласной.