Тест социологии управления с ответами (социология управления …)

Содержание управления

Если с определением социологии все более-менее точно и однозначно, то понятие «управление» — очень широкое и размытое. Во-первых, потому что, в зависимости от ситуации, менеджмент может относиться не к личности или группе, а к целой системе (организации). В отдельных случаях дисциплина рассматривает и управление механизмами. Во-вторых, само понятие управления трактуется по-разному – от выработки управляющего воздействия до тотального контроля деятельности. В-третьих, менеджмент зачастую воспринимается как власть одного над другим (руководителя над подчиненным). И, наконец, механизм руководящей работы присущ всем без исключения сферам деятельности человека.

Все это и провоцирует появление таких направлений, как социология управления и социальное управление. В общем смысле принято считать, что менеджмент – это основанная на постоянном взаимодействии выработка руководящего воздействия.

Практика

Наши магистерские программы являются одновременно исследовательски- и практико-ориентированными. Тема почти каждой магистерской диссертации предполагает проведение собственного эмпирического исследования. На втором году обучения студенты проходят производственную, педагогическую и преддипломную практику. Производственная практика организуется не только в стенах университета. Нашими постоянными партнерами выступают ведущие исследовательские социологические центры России, в т.ч. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «ТНС Гэллап Медиа», «Ромир Мониторинг Стандарт», Международный институт маркетинговых и социальных исследований ГФК-Русь, и др. Часто в периоды прохождения практик устанавливаются контакты с будущими работодателями.

Чем занимается социальное управление

Социология управления в качестве объекта своих интересов рассматривает все происходящие в обществе процессы (на всех уровнях). Объектом исследования становится и государство, и регион, и отдельный человек. Можно утверждать, что социология и психология управления интересуются всеми людьми в мире, а также организациями и процессами, протекающими во время их взаимодействия в любой исторической эпохе.

Кроме того, эта наука изучает и спонтанность общественной самоорганизации, которая очень важна для управления предприятием. Ведь помимо формального коллектива – штата сотрудников – на предприятии постоянно образуются неформальные организации: между людьми завязываются дружеские отношения, у них появляются какие-то общие интересы, не связанные с работой, и т. д. А неформальный лидер может доставить руководству массу проблем, если вдруг решит противопоставить себя начальству. В глобальном смысле социология определяет такие спонтанные процессы:

  • репродуктивное поведение человека;
  • образование теневой экономики;
  • миграция населения;
  • формирование общественного мнения;
  • потребительское поведение.

Масштабы изучаемых проблем

Как и практически любая наука, социология управления занимается не только фундаментальными, но и прикладными исследованиями. Иерархические принципы построения общества диктуют руководителям свои правила и методики деятельности. Выделяя четыре уровня взаимодействия социума, теоретики ищут решения поставленных задач; переходя от общего к частному и наоборот, зачастую удается выработать по-настоящему эффективные рекомендации.

На макросоциологическом уровне анализируются процессы межгосударственного, государственного, межэтнического и этнического характера. Теория среднего уровня занята управлением обществом, проживающим в локальной местности (регион, муниципалитет, организация). Микроуровень анализирует деятельность и поведение личности: поведение в обществе, потребительские привычки, мотивацию и т. п. И, наконец, на операциональном уровне проводится анализ и выбор оптимальных для управления организацией методологий, разрабатываются программы конкретных исследований по вопросам менеджмента.

Объект и предмет социологии

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas — общество и греч. logos — учение).

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

Функции социологии

Социология выполняет следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? В нормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практику социальных технологий, которые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.

Область исследования

  1. История развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления.
  2. Понятийно-категориальный аппарат социологии управления как результат её междисциплинарного развития.
  3. Анализ современных зарубежных концепций социологии управления.
  4. Концептуальные и эмпирические исследовательские методы и процедуры в социологии управления.
  5. Институциональный уровень управления как особый вид социального взаимодействия.
  6. Факторы, детерминирующие управленческое поведение индивидов в социальных институтах и организациях.
  7. Принципы, структуры, функции и методы управления в основных институтах административно-политической деятельности.
  8. Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа.
  9. Содержание, функции и структура культуры управления. Влияние управленческой культуры на реальное поведение людей.
  10. Социокультурные и социально-политические факторы развития управленческой культуры.
  11. Управленческая деятельность в структурах публичной власти: особенности организации, принципы рациональности, проблемы внутриорганизационной демократии.
  12. Социальные технологии в системе управления: сущность, формы и особенности.
  13. Социология организаций как реализация функций управления.
  14. Типологические модели управленческого процесса: признаки, характер управленческих отношений, стили руководства.
  15. Проблемы эффективности управленческой деятельности.
  16. Сущность, уровни и типы социального прогнозирования.
  17. Социальное проектирование: сущность, методы и практика.
  18. Социальная программа как область реализации управленческих ресурсов.
  19. Социальное планирование как механизм комплексного решшщэхрения проблем социального развития.
  20. Инновации в системе управления: источники, типы, уровни.
  21. Социологический анализ принципов, методов и социальных результатов управленческих инноваций.
  22. Социальный эксперимент в управлении.
  23. Проблема стилей, мотивации и участия в управлении.
  24. Ценности, мотивы и ориентации личности в системе управления.
  25. Неформальные отношения в ситуациях управленческого взаимодействия.
  26. Местное самоуправление как ресурс общественного развития.
  27. Кризисное управление и управленческие конфликты.
  28. Девиация в системе социального управления.
  29. Социологическое информационно-аналитическое обеспечение управленческого процесса.
  30. Методы сбора, анализа и оценки социальной информации в системе управления.
  31. Управление и проблемы информационной безопасности общества, государства, корпорации и личности.

О профессии

Социолог зарабатывает исследованиями. Обычно он изучает то, как ведут себя люди: как они делают покупки, голосуют на выборах, работают и ищут работу, отдыхают, женятся и разводятся, заводят и воспитывают детей, меняют место жительства, и т.д. Социолог проводит опросы, берет интервью, читает лекции, пишет статьи, выступает по телевидению, он может окунуться в десятки разных культур. Социолог знает, как изучать человеческие отношения и поступки и как на них повлиять, как создать сообщество и предотвратить конфликт, как заработать деньги и сэкономить время.
У социолога всегда есть выбор. Одни делают карьеру в маркетинге или кадровой службе, другие – в международных проектах, третьи – в университетах и исследовательских центрах, четвертые – в СМИ, пятые – в политике. Кто-то ограничивается карьерой в бизнесе, кто-то академической жизнью, кто-то уходит в политику или посвящает себя какой-то социальной проблеме – но при этом остается социологом.

Проблематика

На современном этапе развития социологии управления выделено четыре блока задач, для решения которых требуются специальные знания и навыки:

  • необходимость управления людьми в тех случаях, когда личные качества сотрудника оказываются выше его профессиональных умений;
  • необходимость управления взаимоотношениями в коллективе, выделяя при этом вопросы руководства и лидерства, противопоставления формальных и неформальных структур и т. п.;
  • необходимость разработки четких критериев определения эффективности управления;
  • необходимость управления системами.

Еще одним немаловажным вопросом, которым занимается социология управления, является прогнозирование развития спонтанных процессов и выработка методики их оптимизации.

Предмет

Важным аспектом изучения любой проблемы является определение не только интересов науки, но и характеристик, процессов и свойств объектов исследования, т. е. ее (дисциплины) предмет. Социология управления анализирует закономерности функционирования отдельных социальных объектов и выявляет механизмы воздействия на их составляющие.

При этом зарубежные и отечественные теоретики стремятся выделить алгоритмы, по которым реализуются социальные закономерности, и на их основе создают рекомендации по стратегическому и тактическому управлению предприятием. Кроме того, социология управления называет одним из своих предметных интересов изучение исторического пути менеджмента: от общинного общественного уклада до современного государственного управления.

Корректное управление – двигатель прогресса

Кроме того, на количественные и качественные показатели производства влияет так называемый социальный климат коллектива. А значит, социология управления персоналом интересуется и такими вопросами, как межличностные отношения сотрудников, возникновение и решение организационных конфликтов, адаптация и удовлетворенность персонала, социальное планирование и ответственность.

Занимаясь структурными связями в коллективе, это направление может не только отследить, но и объяснить, как и почему в менеджменте постоянно появляются инновации. А возможность трансформации методов управления из одной производственной отрасли в другую создает новые способы их реализации и, в какой-то степени, стимулирует развитие технологий.

Функции

Каждая наука выполняет определенные функции. Социология управления – не исключение. Исследователями выделены такие:

  • познавательная – определяет сущность менеджмента, его роль и значение в развитии социума и подсистем;
  • методологическая — позволяет сформировать принципы и подходы не только к изучению управленческих проблем, но и к их решению;
  • социально-инженерная – дает возможность корректировать деятельность социальных институтов в заданном (актуальном) направлении;
  • культурологическая – формирует культуру менеджмента и обеспечивает оптимальные условия для руководящего воздействия;
  • поисково-прогностическая – занимается поиском возможных альтернатив развития менеджмента и изучением возможных состояний подсистем и систем;
  • нормативная – вырабатывает управленческие технологии, которые помогут достичь оптимального состояния системы;
  • идеологическая – соединяет современные взаимоотношения в обществе и интересы каждой отдельной личности (социальных групп).

Итак, социология управления изучает методологию менеджмента, опираясь на социально значимые цели; при этом разработанные механизмы базируются на результатах прикладных исследований. Сегодня это направление еще не владеет сложившимся понятийным аппаратом и не получило своего места в общей системе познания, т. к. оно находится на грани двух наук – собственно социологии и менеджмента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector