Социология политики
Содержание:
- 2001 год
- Что такое политология— немного теории
- Разница между социологией и политологией
- 2012 год
- История развития политической социологии
- Государственная власть
- Понятие государства
- Понятия политической партии, общественного движения
- Социология
- Политология
- Григорий Голосов. «Сравнительная политология»
- Владимир Гельман. «Из огня да в полымя: российская политика после СССР»
- Егор Гайдар. «Гибель империи: уроки для современной России»
- Роберт Патнэм. «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии»
- Артемий Магун. «Демократия, или Демон и гегемон»
- 2004 год
- Политическая социология в России
2001 год
- Антропология возраста, Бочаров В.В., 2001
- История социологии в Западной Европе и США, Осипов Г.В., 2001
- Модели социальных процессов, Плотинский Ю.М., 2001
- Основы качественного исследования, Страусс А., Корбин Дж., 2001
- Политическая социология, Кола Д., 2001
- Руководство по Социальным Технологиям — Шиян А.А.
- Семь лекций по истории социологии, Гофман А.Б., 2001
- Социология организаций, Фролов С.С., 2001
- Социология права, Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., 2001
- Социология, Волков Ю.Г., Мостовая И.В., 2001
- Социология, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2001
- Социология, Кравченко А.И., 2001
- Социология, Тощенко Ж.Т., 2001
Что такое политология— немного теории
Политология изучает и решает проблемы общества, связанные с политикой. Она зародилась еще в Древних Греции и Риме, когда философы искали научные способы управления государством.
Затем политология сформировалась в отдельную науку, объединяющую несколько дисциплин: саму политологию, обществознание, социологию, историю, философию, экономику, культуру и управление.
Политолог — это человек, который разбирается во всех этих дисциплинах. Он знает историю политической мысли, анализирует общественную обстановку, объясняет политические процессы и делает прогнозы на основе специальных научных методик.
Разница между социологией и политологией
Определение
Социология — это академическая дисциплина, которая изучает развитие, структуру и функционирование человеческого общества, в то время как политология — это академическая дисциплина, которая изучает состояние и системы правления или научный анализ политической деятельности и поведения. Таким образом, в этом главное отличие социологии от политологии.
Зона фокусировки
Кроме того, в центре внимания находится еще одно важное различие между социологией и политологией. Основное направление социологии — человеческое общество и его развитие; следовательно, он сосредотачивается на изучении структуры, ее функции и, в конечном итоге, на развитии правильного функционирования человеческого общества
Напротив, основной областью политической науки является использование политической власти. Таким образом, он сосредоточен на практике управления и политики на местном, государственном, национальном и международном уровнях.
Предметная область
Кроме того, предметная область — другое различие между социологией и политологией. Социология включает в себя изучение общества, моделей социальных отношений, социального взаимодействия и культуры повседневной жизни, в то время как политология включает в себя методы работы и взаимодействия правительств, влияние государственной политики на экономическую стабильность и рост, а также влияние законов на социальные и политические изменения.
Варианты карьеры
Некоторые варианты карьеры для социологии включают социологов, соцработников, работников по связям с общественностью, администраторов, организаторов сообществ, исследователей государственной политики и аналитиков данных, в то время как некоторые варианты карьеры для политологии включают в себя политиков, лоббистов, политических консультантов, политологов, юристов, юристов. специалист по связям с общественностью и аналитик маркетинговых исследований. Следовательно, это еще одно различие между социологией и политологией.
Заключение
Социология и политология имеют небольшую взаимосвязанную природу, поскольку касаются как человеческого общества, так и его развития. Тем не менее, эти два расходятся в своих основных областях. В то время как социология фокусируется на развитии, структуре и функционировании человеческого общества, политология фокусируется на государстве и системах управления; научный анализ политической активности и поведения. Таким образом, в этом разница между социологией и политологией. В конце концов, как эти политические изменения могут повлиять на общество в целом.
2012 год
- Введение в изучение социальных наук, Социология, Политическая экономия, Правоведение, Кареев Н.И., Чупров А.И., Водовозов В.В., 2012
- Прикладная социология, Методология и методы, Горшков М.К., Шереги Ф.Э., 2012
- Социология власти, Теория и опыт эмпирического исследования власти в городских сообществах, Ледяев В.Г., 2012
- Социология и общество: глобальные вызовы и региональное pазвитиe, материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса, электронный ресурс, 2012
- Социология неравенства, Теория и реальность, Шкаратан О.И., 2012
- Социология, Батурин В.К., 2012
- Социология, Волков Ю.Е., 2012
- Социология, Лавриненко В.Н., 2012
- Социология, Учебник для студентов вузов, Батурин В.К., 2012
- Теория и методика социальной работы, Платонова Н.М., 2012
История развития политической социологии
Контуры этой научной дисциплины начали оформляться ещё в трудах таких известных политических философов как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё и многих других. Однако эти авторы затрагивали вопросы, сегодня связываемые с политической социологией, не вполне осознанно, при этом анализируя не только смену политических систем, способов производства, их эволюцию, но и, вместе с этим, то, как это развитие влияло на общество того времени.
Возникновение политической социологии обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе (харизматическое, традиционное и рационально-легальное лидерство). Анализируя процесс функционирования бюрократии как структуры, управляющей государством, Вебер во многом опирался именно на социологические категории. Так, он разделял бюрократию на виды в зависимости от личностных качеств чиновников и их характеристик как социальной группы. Вебер считал, что идеальной является та бюрократия, в которой чиновничий аппарат представляет собой полноценную социальную группу, члены которой обладают единой идеологией, разделяют общие ценности, действуют в интересах общества, а не своих собственных, отчётливым чувством долга.
Оформление политической социологии как отдельной дисциплины также связано с именем М. Я. Острогорского — основоположника социологии политических партий. Им и ещё одним социологом Р. Михельсом были выявлены не только механизмы генезиса политических партий, но и закономерности их функционирования и развития. Так, Михельсом был разработан «железный закон олигархии», согласно которому в любой политической партии рано или поздно формируется иерархиезированная структура, элита, которая всё больше отделяется от рядовых членов партии и её приверженцев.
О становлении политической социологии нельзя говорить и без упоминания английского философа конца XIX века Уолтера Бэджгота. Будучи сторонником социологического эволюционизма, он сделал немалый вклад в формирование такого либерального направления как эволюционная этика, постулирующего, что только при обеспечении государством свобод возможно органическое развитие общества. По сути, государство должно обеспечивать «естественный отбор» наиболее эффективных демократических институтов. В своём анализе политических процессов Бэджгот в основном опирался на роль личности в истории, в данном случае политического лидера. Определял он политическое лидерство как способность индивида выстраивать отношения с народом, основанные на взаимной отвествтенности и доверии, а также всоприимчивости лидера к классовым изменениям в обществе, динамике внутри своего электората. Философ провёл масштабные исследования исторических процессов с социолого-политического ракурса, предложил свою типологию вех политической истории общества, а также анализировал с тех же позиций государственные строи различных стран.
Одним из самых известных политических социологов двадцатого века был Сеймур Липсет. Он занимался изучением функционирования избирательной системы, политической элиты, лидеров и др. в демократических обществах. Кроме того, он провёл социологический анализ поведения избирателей в зависимости от их уровня дохода, социального статуса, образования и т.д.
Конец XX – начало XXI столетий ознаменовались множеством известных имён. Так, влиятельным исследователем в сфере политической социологии стал известный философ и социолог Пьер Бурдье. Учёный разделял сферу социальной реальности на субъективную и объективную. В первой он обращался к понятию габитуса, т.е. набора сформировавшихся и устойчивых действий и установок, которые характерны для члена того или иного класса в тех или иных ситуациях. В частности, он выделил особенности агентов и политического габитуса, которые вынуждены менять свой набор действий в зависимости от ситуации. В объективном измерении философ выделял понятие поля – в некотором роде аналога сферы общественной жизни. Бурдье считал именно политическое поле местом столкновения всех других полей и их агентов, осуществляющих на этом поле борьбу за власть. Оно характеризуется поляризованностью, так как в нём всегда можно выявить тех, кто доминирует и кто подчиняется. Социолог выдвинул и специфическое определение самой политической власти: он считал, что она заключается в возможности манипулировать структурой общества, изменяя её, создавая новые группы.
Государственная власть
Если рассматривать политическую жизнь нашей страны, то можно заметить удивительное сочетание: с одной стороны, некоторые социальные группы, накопив честным и нечестным путями деньги, собственность, рвутся к политической власти, с другой стороны, интеллигенты, вчерашняя номенклатура, заполучив власть, прибирают к рукам собственность.
В советской системе положение государства было серьезно деформировано. Однопартийная система привела фактически к тому, что эта партия сама стала государственной и подменяла государство. По нормальной демократической логике партия проводит свои интересы через государственные структуры. Выдвигается привлекательная программа, проводятся демократические выборы, и победившая политическая партия формирует властные структуры для реализации своей программы. Но политическая деятельность — это всегда борьба, в том числе и со своими оппонентами, оппозицией. В советской системе всякая возможность организованной оппозиции была уничтожена в 20-30-е гг. Но без оппозиции политическая жизнь в демократическом обществе просто невозможна. Власть портит, абсолютная власть — портит абсолютно. О. Бальзак заметил: «Опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление».
Органы государственной власти в советской системе, по существу, представляли собой декоративное оформление власти государственной партии. При том условии, что руководители партии обладали абсолютной властью. Складывалась парадоксальная ситуация: там, где принимали решение, не несли ответственности за его последствия, а там, где несли ответственность, не имели права принимать решения. Даже награждение Почетной грамотой, присвоение почетного звания от имени государственных органов первоначально рассматривались в партийных комитетах. Триумфальные выборы ничего не решали.
Шаг за шагом по мере укрепления командно-административной системы из компетенции государства изымались властные функции. В рамках КПСС была создана параллельная структура управления страной, всеми сферами жизни. Коммунистическая партия представляла собой стержень, на котором держался весь СССР. Убрали стержень — и все рассыпалось. Поэтому сегодняшние попытки воссоздания СССР в прежнем виде нереальны.
С точки зрения современной науки, накопленного опыта, любое общество может эффективно развиваться только в том случае, если оно имеет следующие относительно самостоятельные структуры:
гражданское общество,
государственную власть,
материальное производство,
идеологию,
культуру и т. п.
В. Ленин говорил, что в основе любой политики лежит экономика. Однако проблема в том, что в основе советской экономики лежала чистейшей воды идеология, политика. Только коллективное, общественное, государственное имело право на существование. В Китае отец экономической реформы Ден Сяопин заметил: «Не имеет значения цвет кошки, лишь бы ловила мышей». В России в начале века столыпинская реформа дала мощный толчок развитию сельского хозяйства, потому что позволила дать выход инициативе крестьянства, разрешила уход их части из общины на отруба, хутора, заимки.
В демократической системе в самой организации власти, властных структурах также требуется относительная самостоятельность ее отдельных ветвей. Излишняя концентрация власти ни к чему хорошему не приводит. Общественная мысль и практика доказали необходимость выделения в демократической системе законодательной, исполнительной и судебной власти. Только при их самостоятельности, независимости возможно нормальное функционирование гражданского, демократического общества и правового государства. В противном случае процветает «телефонное» право, сплошь и рядом нарушаются права и свободы граждан. В нашей стране только начинается процесс продвижения к такому обществу. Однако уже виден колоссальный перекос в сторону исполнительной власти: она сама организует выборы, подводит итоги, формирует президентскую вертикаль власти. Представительные органы не имеют необходимых прав. По существу, в России развивается авторитарный тип политической системы.
Понятие государства
Существует достаточно большое количество понятий государства. В качестве наиболее значимых теорий о сущности и возникновении государства назовем следующие: патриархальная теория, органическая теория, теория насилия, теория «общественного договора», психологическая теория, марксистское учение о государстве.
Согласно патриархальной теории (Аристотель) государство возникает в результате естественного развития семьи сначала в селение, затем — в племя, а потом — в государство. Его лидер стоит во главе общества, как отец во главе семьи.
Представители органической теории полагали, что государство можно уподобить особому живому существу, имеющему свой организм и самостоятельную волю. Воля государства выражается в законах и прочих правовых нормах.
Согласно теории насилия, основателем которой является Л. Гумплович, государство возникает в результате покорения одного племени другим. Для того, чтобы сохранить власть над побежденными, победители создают такую машину, как государство.
Представители теории общественного договора, Т. Гоббс и Ж. Руссо считали, что государство возникает в результате добровольного взаимного договора, заключенного между людьми, проживающими на определенной территории. Люди посредством договора создают государство, имеют одинаковые права, но при этом граждане передают государству часть своих прав и своих доходов. Государство должно обеспечить им беспрепятственную реализацию той части прав, которая ему не передается.
Психологическая теория (Ж. Гобино, Х. Чемберлен) гласит, что люди делятся на два основных типа. К первому относятся те, кому по психическим качествам предначертано господствовать. Второй тип составляют те, кто по этой же причине нуждается в лидерах, руководителях.
Марксистское учение представляет государство как организацию господствующего класса, предназначенную для защиты интересов последнего, и главным образом, собственности. Правда, со временем складывается особый слой государственных чиновников, бюрократия, которая в интересах сохранения и развития государства может навязывать определенные правила и господствующему классу, в том числе силой.
Понятия политической партии, общественного движения
Политические партии появились всего лишь несколько веков назад. В принципе, они должны выполнять посреднические функции между обществом и властью и представляют собой неотъемлемый атрибут демократии, — важнейшее завоевание цивилизации. Политические партии определяются как идеологические организации, объединяющие людей, имеющих общие политические взгляды, которые ведут борьбу за реализацию своих экономических, политических, культурных и других интересов.
Образование политических партий обусловлено социальной дифференциацией общества, его социально-классовым расслоением. Поэтому многопартийность — естественное для общества состояние. Интересно исследовать процессы зарождения политических партий, массовых общественных движений и организаций. Многие из них поначалу складываются как неформальные объединения, постепенно конституируются, начинают свою деятельность как организации демократического толка с культурной, экологической направленностью, а затем стремительно политизируются. Это происходит во многом из-за неразвитости политической системы, есть свободные политические ниши, и они занимаются новыми организациями, новыми лидерами. Эффект ЛДПР заключается в том, что, В.Жириновский выдвинул ура-патриотические лозунги, пообещал дешевую водку и получил 23 % голосов избирателей на выборах в Госдуму в 1993 г., 11 % в 1995 и 6% в 1999 году.
Социология
Рассуждение в картезианском духе, заложившее основы научной методологии социологии (1895). Дюркгейм размышляет о том, что влияет на человека с рождения, почему преступление с точки зрения социологии — норма, а не патология и как оставаться объективным, изучая людей.
Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство: социологический этюд»
Классическая работа Эмиля Дюркгейма (1897) уже больше века является образцом социального исследования: она совмещает скрупулезный анализ эмпирических данных с оригинальными теоретическими рассуждениями. На конкретной статистике автор последовательно демонстрирует социальные — а не психологические или какие-либо иные — корни самоубийства как феномена. Дюркгейм классифицирует типы самоубийств по причинам: суициды из эгоизма, альтруизма, фатализма и «аномии». Последнее понятие — парадоксальное отчаяние тех, кто многого добился, но лишился тем самым ориентиров, — стало «фирменным» диагнозом, поставленным французским социологом обществу XX–XXI веков.
«Идиотизм предохраняет от самоубийства».
Макс Вебер. «Избранное: Протестантская этика и дух капитализма»
Еще одна классика науки (1905) — произведение немецкого социолога и экономиста о связи протестантских религизиозных ценностей и развития капиталистических отношений. Вебер объясняет, почему капитализм возник именно на Западе, как религия влияет на социализацию человека и в чем истоки своеобразия западного рационализма.
«В наши дни мода и литературные склонности породили уверенность, что можно обойтись без специалиста или свести его роль к вспомогательной деятельности на службе „созерцателя“, интуитивно воспринимающего действительность. Почти все науки обязаны кое-чем дилетантам, часто даже весьма ценной постановкой вопросов. Однако возведение дилетантизма в научный принцип было бы концом науки. Пусть тот, кто ищет созерцаний, отправляется в кино».
Анна Темкина, Елена Здравомыслова. «12 лекций по гендерной социологии»
Грандиозный труд о гендерном направлении социальных наук, иллюстрированный различными примерами как из отечественного, так и зарубежного контекста.
Исследователи применили этнографические методы к изучению лаборатории французского нобелевского лауреата по медицине Роже Гиймена, тем самым положив начало влиятельному направлению в социологии — STS, Scientific and Technology Studies. Латур и Вулгар изучили рутинные элементы ежедневного научного труда — работу в лабораториях, публикацию статей, поиск финансирования — и то, как все это вместе приводит к настоящим результатам. Эта книга — пример того, как социолог в своей работе смотрит на привычные социальные институты словно на практики незнакомого племени.
«Все обстоит превосходно с общественными науками за исключением двух малюсеньких слов: „общественные“ и „науки“».
Ирвинг Гофман. «Представление себя другим в повседневной жизни»
Гофман создал так называемое драматургическое направление в социологии, описав социальные взаимодействия как театр: их участники сами интерпретируют собственные действия и пытаются влиять на впечатления других людей, разыгрывая мизансцены или целые пьесы, используя декорации и реквизит.
«Искусство проникновения в чужие розыгрыши „рассчитанной нерасчетливости“, по-видимому, развито лучше нашей способности манипулировать собственным поведением, так что независимо от количества шагов, сделанных в информационной игре, зритель, вероятно, всегда будет иметь преимущество над действующим».
Политология
Григорий Голосов. «Сравнительная политология»
Учебник профессора ЕУСПб уже стал настольным чтением для российских студентов-политологов, интересующихся устройством либеральной демократии и современными эмпирическими исследованиями в этой области. Книга представляет собой обзор институциональных дизайнов, избирательных систем, теорий электорального выбора и других вопросов политической науки, разбираемых на исторических примерах.
«Вопрос, что лучше — демократия или „сильная власть“, а если демократия, то какая, — не для компаративиста, а для философа. С другой стороны, описать политический феномен — значит оценить его. Если без оценок не обойтись, лучше делать их осознанно и, главное, по общепринятой методике, которая могла бы до известной степени нейтрализовать индивидуальные пристрастия ученого».
Владимир Гельман. «Из огня да в полымя: российская политика после СССР»
Другой профессор ЕУСПб, Владимир Гельман, проанализировал противоречивое постсоветское развитие России с точки зрения эволюции ее элиты и расстановки сил внутри нее. Обязательное чтение для тех, кто хочет систематизировать свои знания по недавней истории собственной страны и задуматься, далеко ли мы ушли от коммунистического прошлого, куда пришли и каковы шансы России выйти на путь либеральной демократии.
«Житейская мудрость говорит о том, что порой ужасный конец лучше, чем ужас без конца. Однако в отношении коллапса политических режимов логика далеко не столь очевидна… Проблема обычно связана с тем, что к коллапсу режима, как к внезапной смерти, окружающие оказываются не готовы, и в условиях острого дефицита времени и высокой неопределенности политические акторы делают ошибочные шаги, а общество подчас „ведется“ на неоправданные посулы и ожидания».
Егор Гайдар. «Гибель империи: уроки для современной России»
Гайдар — идеолог российских экономических реформ, последовавших за распадом СССР. В книге он пишет об альтернативах, стоявших перед страной во время, казавшееся безальтернативным, — время кризиса плановой экономики и падения цен на нефть. Это не только увлекательная политико-экономическая история страны (осмысленная и теоретически), но и политико-экономическая автобиография. Книга Гайдара будет особенно интересна тем, кто размышляет над судьбами авторитарных государств, сидящих на топливной игле в XXI веке.
«Пытаться вновь сделать Россию империей — значит поставить под вопрос ее существование».
Роберт Патнэм. «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии»
Размышление о демократии и ее социальных условиях. Почему либеральная демократия и рыночная экономика в одних странах развиваются, а в других стагнируют? Какие внеэкономические факторы влияют на формирование демократии? Станут ли работать хорошие политические институты автоматически, будучи перенесенными на новую почву, или для их успеха требуется предварительная договоренность в обществе — «социальный капитал»? И если верно второе, то откуда этот социальный капитал берется? Автор-американец бросает взгляд на европейскую историю, отталкиваясь от административных реформ в Италии 1970-х годов.
«Совершеннейший замысел еще не гарантирует хорошей деятельности. <…> Созидание социального капитала — нелегкое дело, но это ключ к тому, чтобы демократия сработала».
Артемий Магун. «Демократия, или Демон и гегемон»
В прямом смысле карманная книга: концентрированная история парадоксального понятия «демократия» — одновременно тиражируемого и неоднозначного, древнего и современного, одобрительного и ругательного.
2004 год
- Исследования социально-экономических и политических процессов, Рой О.М., 2004
- Исследования социально-экономических и политических процессов, Рой, 2004
- Конец знакомого мира, Социология XXI века, Валлерстайн И., 2004
- Конец знакомого мира, Социология XXI века, Валлерстайн, 2004
- Методы социологического исследования, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2004
- Общая социология, Бабосов Е.М., 2004
- Общая социология, Зборовский Г.Е., 2004
- Социология семьи, Черняк Е.М., 2004
- Социология, Ковалевская Е.В., 2004
- Социология, Масионис Д., 2004
- Экономическая социология, Вопросы и ответы, Бабосов Е.М., 2004
Политическая социология в России
В период СССР исследования в области обществоведческих наук были существенно ограничены. Так, до 1960-х годов социология вообще признавалась ненаучной дисциплиной. Однако уже в 1970-1980-х гг. советские учёные начали проводить исследования в области политической социологии, которые касались в основном политического участия или активности. Несмотря на их идеологическую направленность, среди них есть актуальные и по сей день. Кроме того, в 80-х годах круг сфер для исследования был значительно расширен, были выявлены масштабные изменения в советском обществе, его отчуждение от действовавшего режима и многие другие резонансные факты.
Сегодня исследования и интересы российской политической социологии можно поделить на четыре аспекта:
- Проблема поведения и сознания избирателей. Данный аспект особенно актуален ввиду того, что реальная выборность государственных органов власти была установлена совсем недавно, поэтому поведение людей в электоральном процессе представляется особенно интересным.
- Изменения в политической культуре и социализации россиян в условиях смены политических режимов. Проводятся исследования того, как меняются ценности людей, как они приспосабливаются к новым политическим реалиям и др.
- Исследования формирующегося гражданского общества и его активности. В частности, происходит изучение развития гражданского общества в условиях модернизирующегося мира, глобализации.
- Функционирование политических институтов и органов власти. Изучается взаимодействие политической элиты и общества, проблемы в этой сфере.