Методы изучения личности взрослого человека. психодиагностика
Содержание:
- Предисловие
- Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
- Алексей Немов сейчас
- Дополнительная литература
- Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
- Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру
- Практические задания
- Детство и юность
- НАШИ ЛЮДИ
- Личная жизнь
- Биография
- Методика 17. Тест на силу воли
- Контрольные вопросы
Предисловие
Настоящее издание является учебником по психологии для высших педагогических учебных заведений. Оно состоит из трех книг, включающих в себя полный основной курс психологических знаний, необходимых преподавателю, воспитателю и руководителю, работающему в системе образования. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к обучению и воспитанию детей: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления и некоторых других психологических дисциплин.
Данная, первая книга учебника содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.
Текст учебника снабжен необходимым методическим аппаратом, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам. Этот аппарат включает в себя фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме в начале каждой главы учебника. Эта часть текста выделена словами «краткое содержание», которые следуют сразу после названия главы. Наименования отдельных параграфов, соответствующие вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях, в кратком содержании выделены. В конце каждой главы имеются темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, вопросы к экзаменам и зачетам, а также темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов.
Каждая глава завершается списком литературы по теме. Он включает в основном работы, опубликованные в течение последних двадцати лет. Список литературы разделен на три группы: I – литература, предназначенная для подготовки к семинарским занятиям.
II – литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов).
Ill – литература, рекомендуемая для самостоятельных научных исследований по данной теме.
Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Соответственно подразумевается, что человек, приступающий к проведению самостоятельных научных исследований на заданную тему и обращающийся к литературе из группы III, уже знаком с первоисточниками, отнесенными к группам I и П. Иными словами, в списке использован кумулятивный принцип представления рекомендуемой литературы.
Схема расположения литературных первоисточников и связанных с ними отсылок следующая. Сначала в списке дается название произведения с соответствующими библиографическими данными. Затем в скобках – наименование проблем и вопросов, по которым можно найти информацию в данном первоисточнике с указанием страниц. Иногда формулировки проблем и вопросов соответствуют наименованиям разделов, глав и параграфов цитируемых книг, иногда отличаются от них. Отличающееся от имеющегося в первоисточнике название дается в том случае, если книжный заголовок не вполне точно отражает тематическое содержание текста с точки зрения его соответствия изучаемой теме программы курса.
В конце учебника имеется словарь основных психологических понятий. Его задача – ввести полные и емкие определения основных научных понятий курса.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Теоретические вопросы практической психодиагностики
1. Задачи психодиагностики в системе образования.
2. Функции практического психолога в системе образования.
3. Требования, предъявляемые к методам пеиходиагностики.
4. Норма теста, способы ее установления.
5. Основные проблемы психодиагностики интеллекта и способностей детей.
6. Этапы разработки и апробации психодиагностических методик.
Тема 2. Виды психодиагностических методик, особенности их применения
1. Виды психодиагностических методик, используемых в системе образования.
2. Тесты и условия их правильного применения.
3. Использование различных видов опроса в практической психодиагностике.
4. Анализ документов и продуктов деятельности как средство психодиагностики.
5. Особенности наблюдения, проводимого в психодиагностических целях.
Тема 3. Психодиагностика уровня познавательного развития и способностей детей
1. Понятие одаренности.
2. Проявления одаренности.
3. Пути выявления и развития детской одаренности.
4. Психодиагностика восприятия у детей.
5. Средства изучения внимания.
6. Основные подходы к психодиагностике воображения.
7. Проблемы и трудности, возникающие при изучении мышления детей.
8. Психодиагностика общих способностей.
Тема 4. Психодиагностика уровня развития личности и межличностных отношений
1. Свойства личности ребенка, изучаемые в психодиагностических целях.
2. Подготовка и проведение личностного психодиагностического эксперимента.
3. Особенности психодиагностики личности в младенческом и раннем возрасте.
4. Психодиагностика межличностных отношений.
5. Психодиагностика способности к общению.
Алексей Немов сейчас
В родном городе почетный гражданин Тольятти занимается строительством спортивного «Немов-центра». Первых учеников Алексей планирует принять в 2020 году. В центре также будут проводиться мастер-классы, сборы, турниры и спортивные шоу.
В 2018-м Немова выбрали послом чемпионата мира по футболу, представителем города Саранска. Эта почетная должность у него не первая: на Олимпиаде в Сочи Алексей занимал пост вице-мэра горного кластера.
Алексей Немов сейчас
Осенью 2019 года вице-президент Федерации спортивной гимнастики России представил очередное театрализованное шоу «Легенды спорта». Поклонники Алексея получили возможность еще раз увидеть «афинскую» программу, которая хоть и не принесла чемпионства, но сделала его любимцем миллионов.
Приехала на мероприятие и Оксана Чусовитина, заслужившая звание человека-феномена. У гимнастки остались за плечами 7 Олимпиад. Женщина, которую язык не поворачивается назвать ветераном, отобралась и на Игры в Токио – 2020.
Дополнительная литература
1. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М, 1972.
2. Березин Ф.Б., Мирошников МЛ., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М, 1976. — 176 с.
3. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
(О диагностике черт личности: 29-35. Личностные опросники: 93-128. Проективная техника: 128-153).
4. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 199 с.
5. Гилъяшева И.Н., Собчик Л.Н., Федорова Т.Л. Стандартизированный клинический личностный опросник (адаптированный вариант MMPI). Л., 1982.
6. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. — 256 с.
7. КабановМ.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с. .
8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. — 216 с.
(Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173-186).
9. Личностный опросник НЭП: Руководство. Ярославль, 1993.
10. Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперименталь ную психологию личности. М., 1985.
.
11. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. М., 1984. — 191 с.
12. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Мушин. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6-38. Исследование психических процессов, внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64).
13. МургулецЛ.В. Методы социально-психологической диагностики личности: учебное пособие. Л., 1990.
(Методики оценки деловых и личных качеств руководителя: 8-17. Методы диагностики личности в системе межличностных отношений: 17-33. Психологическая диагностика направленности личности: 34-66. Биографические методы изучения жизненного пути: 67-69).
14. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столица. М., 1987. — 304 с.
15. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое пособие… Балашов, 1992.
16. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М., 1984. — 151 с.
17. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.
(Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник уровня субъективного контроля: 94-99).
18. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.
.
19. Психологические тесты (для деловых людей) /Сост. Н.А. Лит- винцева. М., 1994. — 317 с.
20. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.-176 с.
.
21. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
- Краткое содержание главы
- Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
- Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
- Методы диагностики восприятия
- Методы диагностики внимания
- Методы диагностики воображения
- Методы диагностики памяти
- Методы диагностики мышления
- Методики для оценки образно-логического мышления
- Методики для оценивания наглядно-действенного мышления
- Методы диагностики речи
- Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников
- Методы изучения межличностных отношений
- Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников
- Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника
- Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главе 3
Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру
-
Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 1 – Р. С. Немов
Р. С. Немов. Словарь-справочник содержит 1500 определений-терминов по различным отраслям психологической науки: общей психологии, психофизиологии, возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии, истории психологии.
www.litres.ruКупить
-
Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 2 – Р. С. Немов
Р. С. Немов. Словарь-справочник содержит 1500 определений-терминов по различным отраслям психологической науки: общей психологии, психофизиологии, возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии, истории психологии.
www.litres.ruКупить
-
Все книги Р. С. Немова | Читать онлайн лучшие книги автора на…
Книги. Р. С. Немов.
Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 1.
Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 2. временно недоступна.
www.litres.ruКупить
-
Р. С. Немов, Психология. Книга 1. Общие основы психологии…
Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и
1. В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их…
www.litres.ruКупить
-
Р. С. Немов, Психология. Книга 2. Психология образования…
В той части книги, где рассматриваются возрастные особенности детей, имеется особая логика
В конце этой книги, как и первой, имеется словарь основных используемых в ней
Часть I. Возрастные особенности развития детей. Раздел 1. Психология возрастного развития.
www.litres.ruКупить
-
Психология. Книга 1. Общие основы психологии – Р. С. Немов
Р. С. Немов. Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров.
www.litres.ruКупить
-
Психология. Книга 2. Психология образования – Р. С. Немов
Р. С. Немов. Вторая книга учебника, рекомендованного студентам педагогических высших учебных заведений, представлена следующими разделами: возрастные особенности детей, формирование личности ребенка…
www.litres.ruКупить
-
Р. С. Немов, Психология. Книга 1. Общие основы психологии…
Такие части тела в ходе эволюции приобретают господствующее положение и развиваются больше других.
6. В этой главе автор опирается на данные и пользуется несколько видоизмененными рисунками, имеющимися в двух книгах: Психологический словарь/ Под…
www.litres.ruКупить
-
Р. С. Немов, Психология – скачать fb2, epub, pdf на ЛитРес
Р. С. Немов. Учебник содержит полный базовый курс общей психологии, важнейшие сведения из истории психологии и раскрывает ключевые темы социальной психологии. Он опирается на стандарт Министерства образования и науки РФ и всецело удовлетворяет требованиям…
www.litres.ruКупить
-
Роберт Семенович Немов, Психология в 2 ч. Часть 1 2-е изд….
Роберт Семенович Немов. В учебнике изложен современный, достаточно полный, интегрированный курс психологических знаний, даны краткие сведения из истории психологии. Содержание книги построено таким образом…
www.litres.ruКупить
Дата генерации страницы: четверг, 30 июля 2020 г., 12:06:17 GMT
Практические задания
1. Произвести оценку собственных состояний личности: самочувствия, одиночества, смысла существования, свободы воли и выбора, конфликта в половой сфере, враждебности настроя, расхождения между реальным и идеальным Я, ощущения беспомощности и неприкаянности. Сделать из этого выводы о возможности занятий педагогической деятельностью.
2. Произвести психодиагностику следующих черт характера: оптимизма, объективности, силы воли и независимости.
3. Определить способы решения жизненных проблем, включая диагностику уровня субъективного контроля, способов выхода из затруднительных жизненных ситуаций, чувства юмора у двух-трех взрослых людей или студентов.
4. Оценить мотив аффилиации и мотивацию достижения успехов у двух-трех взрослых людей, включенных в педагогическую работу с детьми.
5. Провести психодиагностику родительских установок (отношений), степени удовлетворенности браком у двух-трех родителей благополучных и неблагополучных детей. Сделать педагогические выводы о правильности этих установок и о влиянии удовлетворенности браком на воспитание детей.
6. Выяснить склонность и способность быть эффективным лидером у двух-трех студентов педвуза.
Детство и юность
Алексей родился в Республике Мордовия, в поселке Барашево. Мать воспитывала сына одна, отец ушел из семьи, когда будущему рекордсмену Книги Гиннесса было 3 года.
После переезда в Тольятти Немов попал в ДЮСШ олимпийского резерва при Волжском автозаводе. Нахального и задиристого мальчишку к спортивным высотам привел заслуженный тренер России Евгений Николко.
Алексей Немов с мамой
Алексею пришлось сменить не одну школу — отовсюду выгоняли из-за увлеченности гимнастикой. Но скоро стало ясно, что парень — будущее этого вида спорта. Ежедневные трехразовые тренировки сделали из слабенького, но цепкого, с врожденным чутьем юноши мировую легенду, мускулистого красавца, которого сравнивали с римским полководцем (рост 174 см, вес 75 кг).
При этом Немов не забывал, что «надо прокачивать мозги», и окончил Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета. Позднее Евгений Примаков дал ему рекомендацию в Дипломатическую академию при МИД.
НАШИ ЛЮДИ
Яхода, Мария
Психологи
британская социальный психолог австрийского происхождения
Ястров, Джозеф
Психологи
американский психолог
Ярошевский, Михаил Григорьевич
Психологи
советский и российский психолог, историк науки, специалист по истории науки , психолингвистике, теории и методологии психологии, психологии творчества
Юстин, Эва
Психологи
немецкий психолог и известный расовый антрополог нацистской Германии, является одним из главных инициаторов геноцида цыган в Германии
Юнг, Карл Густав
Психологи
аналитической психологии
Эткинд, Александр Маркович
Психологи
советский психолог, впоследствии британский и американский культуролог, историк культуры и литературовед
Эриксон, Эрик Хомбургер
Психологи
Хомбургер Эриксон был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком
Энджелл, Джеймс
Психологи
американский психолог и педагог, ученик Джона Дьюи, один из лидеров американской ветви функциональной психологии
Личная жизнь
Что бы ни происходило в личной или спортивной жизни Алексея, рядом всегда жена. Галина работала администратором тренировочной базы «Озеро Круглое», на момент знакомства была замужем и воспитывала сына Евгения. Два года молодые люди делали вид, что относятся друг к другу по-дружески. А затем Немов просто забрал любимую с собой в Тольятти.
В семье родились еще двое сыновей — Алексей и Дмитрий. Женя тоже живет с матерью и отчимом и почти не видится с родным отцом.
Алексей Немов и его жена
Дети, конечно же, занимаются спортом. Алексей-младший — плаванием, баскетболом и даже танцами. Он учится на журналиста и зарабатывает фотосъемками, живет отдельно. Дима предпочел гимнастике карате, участвует в родительском шоу. Фотографии счастливого семейства публикуются в «Инстаграме» чемпиона.
Спустя годы объявился и отец Немова. От знаменитого сына ему были нужны только деньги. Гимнаст поначалу помогал, но, видя, что ситуация не меняется, прекратил общение.
Биография
Родился в семье участника Великой Отечественной войны, гвардии майора Семхи Мордковича Вайсмана (1914, Балта — 2004, Орск). Окончил психологический факультет МГУ им. Ломоносова (1972). Автор более 120 научных публикации, среди них: учебники для вузов (учебник «Психология»), учебные пособия.
Стиль и характер преподавания Роберта Семеновича, всегда отличают: последовательность, логичность и жизненность приводимых им примеров. Большинство студентов, единодушно отмечают сговорчивость и справедливость Роберта Семеновича в вопросах оценки знаний студента и сдачи экзаменов и зачётов.
Его дочь, доктор психологических наук, Немова — Алтунина Инна Робертовна, окончила МГУ им. Ломоносова, затем стала профессором кафедры Психологии психологического факультета НОУ ВПО МПСУ, и в соавторстве с отцом, написала много научных публикаций по психологии, кроме того, она ведёт активную преподавательскую деятельность.
Методика 17. Тест на силу воли
Эта методика по Процедуре своего применения похожа на предыдущую: в ней также из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий.
Эта методика по Процедуре своего применения похожа на предыдущую: в ней также из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий.
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих людей:
а) очень редко;
б) редко;
в) достаточно часто;
г) очень часто.
2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:
а) да,
б) нет.
3. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего це ните в людях:
а) настойчивость,
б) широту мышления,
в) умение показать себя.
4. Имеете ли вы склонность к педантизму:
а) да,
б) нет.
5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случа ются с вами:
а) да,
б) нет.
6. Любите ли вы анализировать свои поступки:
а) да,
б) нет.
7. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:
а) стараетесь придерживаться правил поведения, приня тых в этом кругу;
б) стремитесь оставаться самим собой.
8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас проблемах:
а) да,
б) нет.
9. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более всего подходит:
а) мечтатель,
б) «рубаха-парень»,
в) усерден в работе,
г) пунктуален и аккуратен,
д) любит философствовать,
е) суетлив.
10. При обсуждении того или иного вопроса вы:
а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промол чать и не высказывать свою точку зрения;
в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оста ваясь при своем мнении;
г) принимаете точку зрения других, отказываясь от пра ва иметь собственное мнение.
11. Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вы зов к руководителю:
а) раздражение,
б) тревогу,
в) озабоченность,
г) никакого чувства не вызывает.
12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допу скает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете ему тем же,
б) не обращаете на это внимание,
в) демонстративно оскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
13. Если вашу работу забраковали, то вы:
а) испытываете досаду,
б) испытываете чувство стыда,
в) гневаетесь.
14. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь:
а) себя самого;
б) судьбу, невезение,
в) объективные обстоятельства.
15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооце нивают ваши способности и знания:
а) да,
б) нет.
16. Если друзья или коллеги начинают над вами подтруни вать, то вы:
а) злитесь на них;
б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;
в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;
г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.
17. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привыч ном месте свою вещь, куда вы ее обычно кладете, то:
а) будете молча продолжать ее поиск;
б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;
в) уйдете, оставив нужную вещь дома.
18. Что скорее всего выведет вас из равновесия:
а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чинов ника, к которому вам необходимо срочно попасть;
б) толчея в общественном транспорте;
в) необходимость приходить в одно и то же место несколь ко раз подряд по одному и тому же вопросу.
19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мыс ленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения:
а) да,
б) нет.
20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих воз можных кандидатов в помощники вы предпочтете:
а) исполнительного, но безынициативного человека;
б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчи вого;
в) человека одаренного, но с ленцой.
Оценка результатов
В таблице 29 указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ.
Если сумма набранных баллов 14 и меньше, то данный человек считается человеком со слабой волей.
При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.
При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев — достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.
При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.
Контрольные вопросы
1. Для чего необходима математико-статистическая обработка экспериментальных данных?
2. Классификация методов математической статистики и их назначение.
3. Как вычисляются среднее значение и дисперсия?
4. Каким образом определяются мода и медиана, какой цели они служат?
5. Для чего необходимо знать эмпирическое распределение экспериментальных данных?
6. Что такое интервал и с какой целью совокупность выборочных данных разделяют на интервалы?
7. Методы вторичной статистической обработки экспериментальных данных.
8. Что такое критерий Стъюдента и в каких случаях он применяется?
9. Что такое критерий Фишера?
10. Что такое критерий х2 ?
11. Понятие о корреляции.
12. Коэффициент линейной корреляции.
13. Коэффициент ранговой корреляции.
14. Понятие о факторном анализе и его назначение.
15. Общее представление о регрессионном исчислении.
16. Способы графического представления экспериментальных данных.
17. Способы табличного представления экспериментальных данных.