Методы изучения личности взрослого человека. психодиагностика

Предисловие

Настоящее издание является учебником по психологии для высших педагогических учебных заведений. Оно состоит из трех книг, включающих в себя полный основной курс психологических знаний, необходимых преподавателю, воспитателю и руководителю, работающему в системе образования. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к обучению и воспитанию детей: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления и некоторых других психологических дисциплин.

Данная, первая книга учебника содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.

Текст учебника снабжен необходимым методическим аппаратом, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам. Этот аппарат включает в себя фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме в начале каждой главы учебника. Эта часть текста выделена словами «краткое содержание», которые следуют сразу после названия главы. Наименования отдельных параграфов, соответствующие вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях, в кратком содержании выделены. В конце каждой главы имеются темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, вопросы к экзаменам и зачетам, а также темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов.

Каждая глава завершается списком литературы по теме. Он включает в основном работы, опубликованные в течение последних двадцати лет. Список литературы разделен на три группы: I – литература, предназначенная для подготовки к семинарским занятиям.

II – литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов).

Ill – литература, рекомендуемая для самостоятельных научных исследований по данной теме.

Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Соответственно подразумевается, что человек, приступающий к проведению самостоятельных научных исследований на заданную тему и обращающийся к литературе из группы III, уже знаком с первоисточниками, отнесенными к группам I и П. Иными словами, в списке использован кумулятивный принцип представления рекомендуемой литературы.

Схема расположения литературных первоисточников и связанных с ними отсылок следующая. Сначала в списке дается название произведения с соответствующими библиографическими данными. Затем в скобках – наименование проблем и вопросов, по которым можно найти информацию в данном первоисточнике с указанием страниц. Иногда формулировки проблем и вопросов соответствуют наименованиям разделов, глав и параграфов цитируемых книг, иногда отличаются от них. Отличающееся от имеющегося в первоисточнике название дается в том случае, если книжный заголовок не вполне точно отражает тематическое содержание текста с точки зрения его соответствия изучаемой теме программы курса.

В конце учебника имеется словарь основных психологических понятий. Его задача – ввести полные и емкие определения основных научных понятий курса.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Теоретические вопросы практической психодиагностики

1. Задачи психодиагностики в системе образования.

2. Функции практического психолога в системе образования.

3. Требования, предъявляемые к методам пеиходиагностики.

4. Норма теста, способы ее установления.

5. Основные проблемы психодиагностики интеллекта и способностей детей.

6. Этапы разработки и апробации психодиагностических методик.

Тема 2. Виды психодиагностических методик, особенности их применения

1. Виды психодиагностических методик, используемых в системе образования.

2. Тесты и условия их правильного применения.

3. Использование различных видов опроса в практической психодиагностике.

4. Анализ документов и продуктов деятельности как средство психодиагностики.

5. Особенности наблюдения, проводимого в психодиагностических целях.

Тема 3. Психодиагностика уровня познавательного развития и способностей детей

1. Понятие одаренности.

2. Проявления одаренности.

3. Пути выявления и развития детской одаренности.

4. Психодиагностика восприятия у детей.

5. Средства изучения внимания.

6. Основные подходы к психодиагностике воображения.

7. Проблемы и трудности, возникающие при изучении мышления детей.

8. Психодиагностика общих способностей.

Тема 4. Психодиагностика уровня развития личности и межличностных отношений

1. Свойства личности ребенка, изучаемые в психодиагностических целях.

2. Подготовка и проведение личностного психодиагностического эксперимента.

3. Особенности психодиагностики личности в младенческом и раннем возрасте.

4. Психодиагностика межличностных отношений.

5. Психодиагностика способности к общению.

Алексей Немов сейчас

В родном городе почетный гражданин Тольятти занимается строительством спортивного «Немов-центра». Первых учеников Алексей планирует принять в 2020 году. В центре также будут проводиться мастер-классы, сборы, турниры и спортивные шоу.

В 2018-м Немова выбрали послом чемпионата мира по футболу, представителем города Саранска. Эта почетная должность у него не первая: на Олимпиаде в Сочи Алексей занимал пост вице-мэра горного кластера.

Алексей Немов сейчас

Осенью 2019 года вице-президент Федерации спортивной гимнастики России представил очередное театрализованное шоу «Легенды спорта». Поклонники Алексея получили возможность еще раз увидеть «афинскую» программу, которая хоть и не принесла чемпионства, но сделала его любимцем миллионов.

Приехала на мероприятие и Оксана Чусовитина, заслужившая звание человека-феномена. У гимнастки остались за плечами 7 Олимпиад. Женщина, которую язык не поворачивается назвать ветераном, отобралась и на Игры в Токио – 2020.

Дополнительная литература

1. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М, 1972.

2. Березин Ф.Б., Мирошников МЛ., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М, 1976. — 176 с.

3. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
(О диагностике черт личности: 29-35. Личностные опросники: 93-128. Проективная техника: 128-153).

4. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. — 199 с.

5. Гилъяшева И.Н., Собчик Л.Н., Федорова Т.Л. Стандартизированный клинический личностный опросник (адаптированный вариант MMPI). Л., 1982.

6. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. — 256 с.

7. КабановМ.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с. .

8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. — 216 с.
(Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173-186).

9. Личностный опросник НЭП: Руководство. Ярославль, 1993.

10. Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперименталь ную психологию личности. М., 1985.
.

11. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук и др. М., 1984. — 191 с.

12. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Мушин. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6-38. Исследование психических процессов, внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64).

13. МургулецЛ.В. Методы социально-психологической диагностики личности: учебное пособие. Л., 1990.
(Методики оценки деловых и личных качеств руководителя: 8-17. Методы диагностики личности в системе межличностных отношений: 17-33. Психологическая диагностика направленности личности: 34-66. Биографические методы изучения жизненного пути: 67-69).

14. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столица. М., 1987. — 304 с.

15. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое пособие… Балашов, 1992.

16. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М., 1984. — 151 с.

17. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.
(Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник уровня субъективного контроля: 94-99).

18. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.

.

19. Психологические тесты (для деловых людей) /Сост. Н.А. Лит- винцева. М., 1994. — 317 с.

20. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.-176 с.

.

21. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993.

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

  • Краткое содержание главы
  • Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
  • Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
  • Методы диагностики восприятия
  • Методы диагностики внимания
  • Методы диагностики воображения
  • Методы диагностики памяти
  • Методы диагностики мышления
    • Методики для оценки образно-логического мышления
    • Методики для оценивания наглядно-действенного мышления
  • Методы диагностики речи
  • Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников
  • Методы изучения межличностных отношений
  • Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников
  • Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника
  • Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главе 3

Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру

  1. Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 1 – Р. С. Немов

    Р. С. Немов. Словарь-справочник содержит 1500 определений-терминов по различным отраслям психологической науки: общей психологии, психофизиологии, возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии, истории психологии.

    www.litres.ruКупить

  2. Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 2 – Р. С. Немов

    Р. С. Немов. Словарь-справочник содержит 1500 определений-терминов по различным отраслям психологической науки: общей психологии, психофизиологии, возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии, истории психологии.

    www.litres.ruКупить

  3. Все книги Р. С. Немова | Читать онлайн лучшие книги автора на…

    Книги. Р. С. Немов.

    Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 1.

    Психология. Словарь-справочник: В 2 ч. Часть 2. временно недоступна.

    www.litres.ruКупить

  4. Р. С. Немов, Психология. Книга 1. Общие основы психологии…

    Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных

    Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и

    1. В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их…

    www.litres.ruКупить

  5. Р. С. Немов, Психология. Книга 2. Психология образования…

    В той части книги, где рассматриваются возрастные особенности детей, имеется особая логика

    В конце этой книги, как и первой, имеется словарь основных используемых в ней

    Часть I. Возрастные особенности развития детей. Раздел 1. Психология возрастного развития.

    www.litres.ruКупить

  6. Психология. Книга 1. Общие основы психологии – Р. С. Немов

    Р. С. Немов. Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров.

    www.litres.ruКупить

  7. Психология. Книга 2. Психология образования – Р. С. Немов

    Р. С. Немов. Вторая книга учебника, рекомендованного студентам педагогических высших учебных заведений, представлена следующими разделами: возрастные особенности детей, формирование личности ребенка…

    www.litres.ruКупить

  8. Р. С. Немов, Психология. Книга 1. Общие основы психологии…

    Такие части тела в ходе эволюции приобретают господствующее положение и развиваются больше других.

    6. В этой главе автор опирается на данные и пользуется несколько видоизмененными рисунками, имеющимися в двух книгах: Психологический словарь/ Под…

    www.litres.ruКупить

  9. Р. С. Немов, Психология – скачать fb2, epub, pdf на ЛитРес

    Р. С. Немов. Учебник содержит полный базовый курс общей психологии, важнейшие сведения из истории психологии и раскрывает ключевые темы социальной психологии. Он опирается на стандарт Министерства образования и науки РФ и всецело удовлетворяет требованиям…

    www.litres.ruКупить

  10. Роберт Семенович Немов, Психология в 2 ч. Часть 1 2-е изд….

    Роберт Семенович Немов. В учебнике изложен современный, достаточно полный, интегрированный курс психологических знаний, даны краткие сведения из истории психологии. Содержание книги построено таким образом…

    www.litres.ruКупить

Дата генерации страницы: четверг, 30 июля 2020 г., 12:06:17 GMT

Практические задания

1. Произвести оценку собственных состояний личности: самочувствия, одиночества, смысла существования, свободы воли и выбора, конфликта в половой сфере, враждебности настроя, расхождения между реальным и идеальным Я, ощущения беспомощности и неприкаянности. Сделать из этого выводы о возможности занятий педагогической деятельностью.

2. Произвести психодиагностику следующих черт характера: оптимизма, объективности, силы воли и независимости.

3. Определить способы решения жизненных проблем, включая диагностику уровня субъективного контроля, способов выхода из затруднительных жизненных ситуаций, чувства юмора у двух-трех взрослых людей или студентов.

4. Оценить мотив аффилиации и мотивацию достижения успехов у двух-трех взрослых людей, включенных в педагогическую работу с детьми.

5. Провести психодиагностику родительских установок (отношений), степени удовлетворенности браком у двух-трех родителей благополучных и неблагополучных детей. Сделать педагогические выводы о правильности этих установок и о влиянии удовлетворенности браком на воспитание детей.

6. Выяснить склонность и способность быть эффективным лидером у двух-трех студентов педвуза.

Детство и юность

Алексей родился в Республике Мордовия, в поселке Барашево. Мать воспитывала сына одна, отец ушел из семьи, когда будущему рекордсмену Книги Гиннесса было 3 года.

После переезда в Тольятти Немов попал в ДЮСШ олимпийского резерва при Волжском автозаводе. Нахального и задиристого мальчишку к спортивным высотам привел заслуженный тренер России Евгений Николко.

Алексей Немов с мамой

Алексею пришлось сменить не одну школу — отовсюду выгоняли из-за увлеченности гимнастикой. Но скоро стало ясно, что парень — будущее этого вида спорта. Ежедневные трехразовые тренировки сделали из слабенького, но цепкого, с врожденным чутьем юноши мировую легенду, мускулистого красавца, которого сравнивали с римским полководцем (рост 174 см, вес 75 кг).

При этом Немов не забывал, что «надо прокачивать мозги», и окончил Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета. Позднее Евгений Примаков дал ему рекомендацию в Дипломатическую академию при МИД.

НАШИ ЛЮДИ

Яхода, Мария
Психологи

британская социальный психолог австрийского происхождения

Ястров, Джозеф
Психологи

американский психолог

Ярошевский, Михаил Григорьевич
Психологи

советский и российский психолог, историк науки, специалист по истории науки , психолингвистике, теории и методологии психологии, психологии творчества

Юстин, Эва
Психологи

немецкий психолог и известный расовый антрополог нацистской Германии, является одним из главных инициаторов геноцида цыган в Германии

Юнг, Карл Густав
Психологи

аналитической психологии

Эткинд, Александр Маркович
Психологи

советский психолог, впоследствии британский и американский культуролог, историк культуры и литературовед

Эриксон, Эрик Хомбургер
Психологи

Хомбургер Эриксон был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Энджелл, Джеймс
Психологи

американский психолог и педагог, ученик Джона Дьюи, один из лидеров американской ветви функциональной психологии

Личная жизнь

Что бы ни происходило в личной или спортивной жизни Алексея, рядом всегда жена. Галина работала администратором тренировочной базы «Озеро Круглое», на момент знакомства была замужем и воспитывала сына Евгения. Два года молодые люди делали вид, что относятся друг к другу по-дружески. А затем Немов просто забрал любимую с собой в Тольятти.

В семье родились еще двое сыновей — Алексей и Дмитрий. Женя тоже живет с матерью и отчимом и почти не видится с родным отцом.

Алексей Немов и его жена

Дети, конечно же, занимаются спортом. Алексей-младший — плаванием, баскетболом и даже танцами. Он учится на журналиста и зарабатывает фотосъемками, живет отдельно. Дима предпочел гимнастике карате, участвует в родительском шоу. Фотографии счастливого семейства публикуются в «Инстаграме» чемпиона.

Спустя годы объявился и отец Немова. От знаменитого сына ему были нужны только деньги. Гимнаст поначалу помогал, но, видя, что ситуация не меняется, прекратил общение.

Биография

Родился в семье участника Великой Отечественной войны, гвардии майора Семхи Мордковича Вайсмана (1914, Балта — 2004, Орск). Окончил психологический факультет МГУ им. Ломоносова (1972). Автор более 120 научных публикации, среди них: учебники для вузов (учебник «Психология»), учебные пособия.

Стиль и характер преподавания Роберта Семеновича, всегда отличают: последовательность, логичность и жизненность приводимых им примеров. Большинство студентов, единодушно отмечают сговорчивость и справедливость Роберта Семеновича в вопросах оценки знаний студента и сдачи экзаменов и зачётов.

Его дочь, доктор психологических наук, Немова — Алтунина Инна Робертовна, окончила МГУ им. Ломоносова, затем стала профессором кафедры Психологии психологического факультета НОУ ВПО МПСУ, и в соавторстве с отцом, написала много научных публикаций по психологии, кроме того, она ведёт активную преподавательскую деятельность.

Методика 17. Тест на силу воли

Эта методика по Процедуре своего применения похожа на предыдущую: в ней также из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий.

Эта методика по Процедуре своего применения похожа на предыдущую: в ней также из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий.

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих людей:

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:

а) да,

б) нет.

3. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего це ните в людях:

а) настойчивость,

б) широту мышления,

в) умение показать себя.

4. Имеете ли вы склонность к педантизму:

а) да,

б) нет.

5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случа ются с вами:

а) да,

б) нет.

6. Любите ли вы анализировать свои поступки:

а) да,

б) нет.

7. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:

а) стараетесь придерживаться правил поведения, приня тых в этом кругу;

б) стремитесь оставаться самим собой.

8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас проблемах:

а) да,

б) нет.

9. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более всего подходит:

а) мечтатель,

б) «рубаха-парень»,

в) усерден в работе,

г) пунктуален и аккуратен,

д) любит философствовать,

е) суетлив.

10. При обсуждении того или иного вопроса вы:

а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промол чать и не высказывать свою точку зрения;

в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оста ваясь при своем мнении;

г) принимаете точку зрения других, отказываясь от пра ва иметь собственное мнение.

11. Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вы зов к руководителю:

а) раздражение,

б) тревогу,

в) озабоченность,

г) никакого чувства не вызывает.

12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допу скает личный выпад против вас, то вы:

а) отвечаете ему тем же,

б) не обращаете на это внимание,

в) демонстративно оскорбляетесь,

г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.

13. Если вашу работу забраковали, то вы:

а) испытываете досаду,

б) испытываете чувство стыда,

в) гневаетесь.

14. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь:

а) себя самого;

б) судьбу, невезение,

в) объективные обстоятельства.

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооце нивают ваши способности и знания:

а) да,

б) нет.

16. Если друзья или коллеги начинают над вами подтруни вать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;

в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

17. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привыч ном месте свою вещь, куда вы ее обычно кладете, то:

а) будете молча продолжать ее поиск;

б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;

в) уйдете, оставив нужную вещь дома.

18. Что скорее всего выведет вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чинов ника, к которому вам необходимо срочно попасть;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в одно и то же место несколь ко раз подряд по одному и тому же вопросу.

19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мыс ленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения:

а) да,

б) нет.

20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих воз можных кандидатов в помощники вы предпочтете:

а) исполнительного, но безынициативного человека;

б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчи вого;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Оценка результатов

В таблице 29 указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ.

Если сумма набранных баллов 14 и меньше, то данный человек считается человеком со слабой волей.

При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев — достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходима математико-статистическая обработка экспериментальных данных?

2. Классификация методов математической статистики и их назначение.

3. Как вычисляются среднее значение и дисперсия?

4. Каким образом определяются мода и медиана, какой цели они служат?

5. Для чего необходимо знать эмпирическое распределение экспериментальных данных?

6. Что такое интервал и с какой целью совокупность выборочных данных разделяют на интервалы?

7. Методы вторичной статистической обработки экспериментальных данных.

8. Что такое критерий Стъюдента и в каких случаях он применяется?

9. Что такое критерий Фишера?

10. Что такое критерий х2 ?

11. Понятие о корреляции.

12. Коэффициент линейной корреляции.

13. Коэффициент ранговой корреляции.

14. Понятие о факторном анализе и его назначение.

15. Общее представление о регрессионном исчислении.

16. Способы графического представления экспериментальных данных.

17. Способы табличного представления экспериментальных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector