Мухина, валерия сергеевна

Высшая математика, стандартные задачи с основами теории, учебное пособие, Вдовин А.Ю., Михалёва Л.В., Мухина В.М., Орехова В.М., Удинцева С.Н., Федоровских Е.С., Шатунова Т.И., 2009

Книги и учебники — Книги по математике

Высшая математика, стандартные задачи с основами теории, учебное пособие, Вдовин А.Ю., Михалёва Л.В., Мухина В.М., Орехова В.М., Удинцева С.Н., Федоровских Е.С., Шатунова Т.И., 2009.Сборник содержит задачи, относящиеся к основным разделам высшей математики: элементы линейной алгебры, векторная алгебра, аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве, предел и непрерывность, дифференциал, производная функции одной переменной и ее приложения, неопределенный и определенный интегралы, функции нескольких переменных, дифференциальные уравнения, ряды, двойной и криволинейные интегралы, комплексные числа и функции комплексного переменного, основы теории вероятностей.В каждом разделе приведены основные необходимые теоретические сведения.Сборник предназначается, в основном, для самостоятельной работы студентов, а также может быть использован для проведения практических занятий, для подготовки к зачетам и экзаменам как в классической форме, так и в форме тестирования. Для большинства задач приведены ответы.Для студентов дневной, заочной и дистанционной форм обучения.

Раздел 1 Феноменология развития

Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития — основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.

Прежде чем начать обсуждение самих закономерностей развития, обратимся к возрастной периодизации. С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.

Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса — времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.

Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. «Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности»1.

В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности2.

Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин)3. Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — сензитивность. Л. С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.

Научная школа

Датой основания научно-педагогической школы под руководством В. С. Мухиной можно считать 1988 год — год создания на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, затем переименованной в кафедру психологии развития.

К числу основных направлений научной школы под руководством В. С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах её развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Научная значимость школы В. С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив развития личности и этносов в условиях интернализации. Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию, которые определяют развитие самосознания учащейся молодёжи (в том числе и подростков). Многочисленные учебники и учебные пособия, отражающие методологические основы концепции имеют большой спрос. Учебник «Возрастная психология. Феноменология развития» в 2015 году вышел 15-м изданием. Методология, разработанная В. С. Мухиной, стала частью научного и обыденного самосознания нового поколения психологов и молодёжи.

Практическая значимость обусловлена тем, что полученные результаты в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодёжью, взрослыми дают достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе.

В. С. Мухина заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через его структурные звенья.

В. С. Мухина является автором концепции и практических разработок для кабинета детского психолога. Ею созданы и запатентованы стимульные куклы: для работы с детьми, имеющими проблемы в осознании эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для диагностики этнической напряжённости, половой идентификации и др. Она является головным разработчиком А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющего диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальных ситуациях.
В. С. Мухина продуктивно осуществляет психологическую помощь в экстремальных ситуациях природных и техногенных стихийных бедствий, а также в ситуациях социальных катастроф.

Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру

  1. Возрастная психология – скачать в fb2, epub, txt, pdf или читать…

    Возрастная психология. Поджанры. На уровень выше (Книги по психологии).

    развитие психики.

    Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы.

    www.litres.ruКупить

  2. Возрастная психология и педагогика, семьеведение: возрастное…

    Елена Витальевна Неумоева-Колчеданцева. В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные аспекты возрастного консультирования как деятельности педагога; феноменология и проблематика консультативной деятельности педагога…

    www.litres.ruКупить

  3. Г. С. Абрамова, Психология развития и возрастная психология…

    Психология развития и возрастная психология – очень живые области знания, они ежедневно пополняются новыми данными о жизни людей в разных культурах. Рождаются и умирают теории и гипотезы, но остаётся жажда людей к познанию собственного назначения, механизмов и…

    www.litres.ruКупить

  4. Возрастная психология: конспект лекцийТекст

    Возрастная психология – это отрасль сравнительной психологии, которая выделилась в самостоятельное учение в конце XIX в. Возрастная психология рассматривается как самостоятельная наука, имеющая собственную структуру и этапы развития.

    www.litres.ruКупить

  5. Психология развития и возрастная психология 2-е изд. Учебник…

    Предлагаемый учебник будет интересен всем, кто изучает и преподает курс психологии развития и возрастной психологии. Книга позволит овладеть не только теоретическими знаниями…

    www.litres.ruКупить

  6. Возрастная психология: учебникТекст

    Людмила Филипповна Обухова. Первоначальный вариант этой книги, вышедшей в 1994 г., представлял собой первую в современной отечественной психологической науке попытку создания полноценного учебника по детской психологии.

    www.litres.ruКупить

  7. Возрастная психология. Учебник для СПОPDF

    Людмила Филипповна Обухова. Содержание учебника включает анализ ведущих мировых и отечественных теорий психического развития, многообразный фактический материал, а также описание животрепещущих проблем, решаемых наукой в области возрастной психологии.

    www.litres.ruКупить

  8. Аурика Луковкина, Психология развития и возрастная…

    Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она…

    www.litres.ruКупить

  9. Психология развития и возрастная психология 3-е изд., пер….

    Ирина Владимировна Шаповаленко. В учебнике изложены основные теории психического развития человека, рассмотрены закономерности психического развития на протяжении всей жизни человека, дано описание психологических возрастов.

    www.litres.ruКупить

  10. Психология развития и возрастная психология: конспект…

    Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

    www.litres.ruКупить

Дата генерации страницы: четверг, 13 августа 2020 г., 20:48:42 GMT

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector