«особенности формирования метапредметных и личностных компетенций в процессе изучения предметов эстетического цикла» статья
Содержание:
Содержание метапредметных компетентностей
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
- самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
- проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
- сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
- самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
- способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
- рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
- оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
- уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.
Умение работать в коллективе:
- организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
- эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
- согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
- находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
- проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
- выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
- определять суть понятий, обобщать объекты;
- находить аналогии;
- самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- создавать, использовать и изменять символы, знаки;
- создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
- использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
- определять надежность и достоверность источника;
- уметь выбирать нужную информацию;
- знать способы передачи, копирования информации;
- использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
Наличие коммуникативных умений:
- полноценное владение устной и письменной речью;
- уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
- владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;
- с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
- поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
- иметь высокую культуру речи.
Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.
Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.
Похожие файлы
object(ArrayObject)#853 (1) { => array(6) { => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) " => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia" => string(6) "142692" => string(10) "literatura" => string(7) "prochee" => string(10) "1418328988" } }
Формирование метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС
object(ArrayObject)#875 (1) { => array(6) { => string(173) "Формирование метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС " => string(109) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-umienii-uchashchikhsia-na-urokakh-informatiki-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos" => string(6) "208195" => string(11) "informatika" => string(7) "prochee" => string(10) "1430750861" } }
Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»
object(ArrayObject)#853 (1) { => array(6) { => string(199) "Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»" => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin" => string(6) "293350" => string(10) "geografiya" => string(7) "prochee" => string(10) "1455462001" } }
Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики
object(ArrayObject)#875 (1) { => array(6) { => string(123) "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики" => string(69) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-matiematiki" => string(6) "285314" => string(10) "matematika" => string(5) "uroki" => string(10) "1454145231" } }
Анкета по теме «Формирование ключевых компетенций как одно из средств повышения качества образования».
object(ArrayObject)#853 (1) { => array(6) { => string(192) "Анкета по теме «Формирование ключевых компетенций как одно из средств повышения качества образования». " => string(117) "ankieta-po-tiemie-formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-kak-odno-iz-sriedstv-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia" => string(6) "215487" => string(7) "zavuchu" => string(5) "testi" => string(10) "1432712522" } }
Общая характеристика метапредметности
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:
- стратегические;
- исследовательские;
- проектировочные;
- сценирующие;
- моделирующие;
- конструирующие;
- прогнозирующие.
Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.
- Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
- Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
- Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
- Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
К таким метаумениям относятся:
- основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
- обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
- критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
- задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
- регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
- главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА) Составила учитель математики МКОУ «Михайловская СОШ имени Героя Советского Союза В. Ф. Нестерова» Клейменова Д.М.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)
Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии
Метапредметные результаты обучения английскому языку в начальной школе. Овладение универсальными учебными действиями.
Диагностическая работа для оценки достижения метапредметных результатов обучения по математике (5 класс)
Метапредметные результаты обучения русскому языку
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников на основе метапредметных результатов обучения
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Работа с информацией и формирование предметных и метапредметных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения. Корнева Н.А., учитель начальных классов МОУ « Шатковская СШ» 2016
Слайд 2
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения
Слайд 3
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения
Слайд 4
-выявлять в тексте непонятные слова; -пользоваться сносками и школьным толковым словарём; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; -выделять опорные слова; -опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; -определять мотивы поведения героев; -уметь прогнозировать содержание читаемого;
Слайд 5
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; -формулировать тему небольшого текста; -работать с заголовками; -выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; -определять идею произведения; -находить главную мысль текста; -определять характер книги.
Слайд 6
Чтение с пометами «V» – это я знаю «+» – это новое для меня «-» – я думаю иначе «?» – необходимо разъяснение «!!» – это меня очень заинтересовало
Слайд 7
Толстые и тонкие вопросы учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить столь определенно невозможно
Слайд 8
Тонкие Толстые Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Могли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите: что будет, если…? Что, если…?
Слайд 9
Чтение с остановками 1 стадия — вызов. 2 стадия — осмысление. 3 стадия — рефлексия.
Слайд 10
Ассоциация — О чем может пойти речь на уроке? — Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «—»?
Слайд 11
Ключевые слова составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов Да – нет связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.
Слайд 12
Составление кластера
Слайд 13
Перепутанные логические цепочки На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Слайд 14
Синквэйн Написание стихотворений по алгоритму
Слайд 15
Цветопись Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы
Слайд 16
Пятиминутное эссе Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему
Слайд 17
Шесть шляп
Слайд 18
Знаю – хочу узнать – узнал Что я знаю Что бы хотел узнать Узнал
Слайд 19
Особенность оценки метапредметных результатов Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование Формы контроля: индивидуальные, групповые (коллективное решение в малой группе, публичное представление результатов работы, экспертная оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты) , фронтальные формы; устный и письменный опрос; Инструментарий контроля: трёхуровневые задания, экспертные карты наблюдений, тесты, самооценка.
Слайд 20
Изучение активности младшего школьника потребность в дальнейшей деятельности с художественным текстом и самовыражения школьников в процессе заданий, направленных на восприятие литературного произведения как искусства и создание продуктов собственного творчества.
Слайд 21
использование новых средств обучения, опирающихся на современные технологии массовой культуры : компьютерные программы, мультфильмы, фильмы. выход школьников в культурный контекст произведения за счет межпредметной взаимосвязи уроков выход школьника в культурный контекст произведения во внеурочной деятельности