Быстрота (физическое качество), средства и методы развития

1.5 Координация

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам; в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций) и умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения.

Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе — при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом — за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений.

Общая и специальная физическая подготовка[править | править код]

Сейчас затруднительно назвать автора, который первым разделил тренировочные упражнения на общие и специальные. Книга Котова (1916) содержала такую дифференциацию; давно увидевшие свет учебники для спортивных вузов по лыжному спорту и плаванию (Бергман, 1938; Шувалов, 1940) также включали соответствующие определения средств специальной и общей подготовки. Недавние источники информации по традиционной теории тренировки предлагают критерии, по которым упражнения можно распределить на категории специальных или общих. Таким образом, дифференциацию упражнений можно осуществить по «степени существенного сходства или различия используемых упражнений и целевой соревновательной активности» (Матвеев, 2010). Цитируемый источник предлагает схему классификации, представленную в собственной интерпретации автора этой книги (табл. 1).

Таблица 1. Классификация физических упражнений по их отношению к специальной и/или общей физической подготовке (по Матвееву, 2010; модификации автора)

Группы упражнений

Примечания

1. Специальные упражнения

Упражнения, полностью соответствующие существенным характеристикам соревновательной деятельности

Эта группа включает упражнения, идентичные или очень схожие с целевым по схеме движений, проявлению двигательных и функциональных способностей

2. Специально-подготовительные упражнения Упражнения, требующие проявления специфических по виду спорта двигательных и/или функциональных способностей, но имеющие некоторые отличия в схеме движений и/или некоторых двигательных компонентах

В эту группу входят упражнения с изменённой структурой движений, такие как упражнения с дополнительным сопротивлением, облегчением скоростного режима за счёт помощи извне, упрощённым координационным рисунком и т.д.

3. Общие упражнения

Упражнения, которые стимулируют развитие соответствующих двигательных способностей и функций при отсутствии сходства двигательной схемы этого и целевого упражнения

Эта группа включает все упражнения, которые, как правило, называются общеподготовительными

Представленная выше классификация даёт достаточную свободу в отнесении имеющихся упражнений к определённой категории по их сходству с целевой схемой движения. Любопытно, что эта классификация предлагает дополнительную, промежуточную группу упражнений, называемых «специально-подготовительными», которые Матвеев характеризовал как «смешанные». Автор отметил, что эти упражнения могут быть квалифицированы в некоторых ситуациях как специальные, а в других случаях как общие. С теоретической точки зрения, такая двойственность несёт некоторые трудности для аналитиков, однако с практической позиции эти опасения кажутся излишними, и распределение упражнений по категориям специальной и/или общей подготовки, как правило, не связано с серьёзными трудностями. Профессиональная компетентность и здравый смысл тренеров позволяют им избежать противоречий и излишних сомнений.

Сила

Под этим подразумевается способность мышц преодолевать сопротивление. Оценка физической подготовленности в данном случае также осуществляется по нескольким направлениям:

Скоростная сила. Под этим подразумевается группа показателей. Это сила рук, ног, мышц спины и брюшного пресса. В первом случае измерение осуществляется исходя из количества подтягиваний, а также сгибаний и разгибаний рук в положении «упор лежа» за десять секунд на каждую проверку. Сила ног определяется посредством числа приседаний и выпрыгиваний за 20 с на одно упражнение

Для оценки брюшного пресса и спины берется во внимание количество подниманий туловища из положения лежа на спине до прямого седа, а также в висе подъем ног вперед – для каждого случая предусматривается десять секунд.
Абсолютная сила. Используется для характеристики возможностей преодоления внешнего сопротивления

Например, этот показатель очень актуален для штангистов. В данном случае физическая подготовленность – это степень силового напряжения, которая фиксируется во время преодоления максимальных сопротивлений. Для улучшения показателя необходимо улучшать нервно-мышечную координацию, а также увеличивать массу мускулатуры.
Относительная сила. Является противоположной абсолютной. В таком случае измеряется, насколько атлеты могут преодолеть вес собственного тела. Для оценки используются бег, гимнастика, прыжки, плавание.

5. Контрольные упражнения для определения уровня физических качеств баскетболистов.

Для оценки специальной подготовленности квалифицированных баскетболистов применяется комплекс контрольных тестов. На этой странице представляю вашему вниманию 9 разнообразных тестов. 

1. Быстрота бега 2. Прыгучесть 3. Серийная прыгучесть 4. Скоростная техника 5. Быстрота и ловкость защитных передвижений 6. Специальная выносливость 7. Стабильность штрафных бросков 8. Стабильность средних и дальних бросков 9. Точность длинной передачи в отрыв. 

1) Быстрота бега Игрок выполняет прямолинейный рывок на 20 м, стартуя по сигналу из-за лицевой линии площадки в баскетбольной стойке, — 3 попытки с интервалами 15 с. Время фиксируется до десятых долей секунды. Определяется лучшее время в трёх попытках.

2) Прыгучесть Игрок достаёт наивысшую точку на измерительной планке, укреплённой на щите (в случае необходимости опущенной на 20-30 см ниже кромки щита), делая 4 прыжка подряд без пауз и подшагиваний: 1) прыжок с разбега толчком одной ногой из любой точки трапеции (зоны трёх секунд); 2) прыжок с места с работой рук; 3) два прыжка с места с вытянутыми вверх руками. Выполняется 3 попытки с интервалом 15 секунд. Фиксируется с точностью до одного сантиметра лучший результат каждого прыжка, достигнутый в любой из этих попыток. 

3) Серийная прыгучесть Игрок преодолевает расположенные по кругу препятствия (например, легкоатлетические барьеры, натянутые резиновые тяжи и т. п.) высотой 50 см для мужчин и 40 см для женщин, расположенные вплотную друг к другу крестом. Всего, преодолевая 3 круга без пауз и подшагиваний на время (измеряется от стартового сигнала до момента приземления после последнего прыжка). Игроку предоставляется одна попытка. 4) Скоростная техника Игрок выполняет обводку змейкой трёх препятствий размером 0,5 Х 0,5 и высотой не менее 1 метра, прямолинейно расположенных вдоль площадки в центре штрафных бросков и средней линии, заканчивая ёё броском в корзину. Ведение начинает из-за лицевой линии под щитом, обводит препятствия, ведя мяч правой рукой, и бросает в кольцо из под щита произвольным способом, тут же берёт другой мяч, лежащий вне площадки, на расстоянии 0,5 м за лицевой линией под щитом и продолжает тест в обратную сторону, ведя мяч левой рукой, заканчивая броском из под щита или кольца (время измеряется с точностью до одной десятой секунды ).Игроку даются две попытки с интервалом 30 с, фиксируется лучшее время одной из них; в случае неточного броска попытка аннулирутся ( в период отдыха следующий игрок может выполнить очередную попытку ).

1.1 Сила

Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.

Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом.

Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая — при вдохе. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная — отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения. Первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям (прыжок вверх), а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей (удержание веса штанги на вытянутых руках).

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил. Степень проявления силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными усилиями и использование упражнений с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными(90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к перевозбуждению нервных центров, в результате чего в работу дополнительно включаются «лишние» для выполнения данного упражнения мышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.

Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.

Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена.

1.1 Сила

Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.

Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом.

Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая — при вдохе. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная — отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения. Первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям (прыжок вверх), а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей (удержание веса штанги на вытянутых руках).

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил. Степень проявления силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными усилиями и использование упражнений с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными(90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к перевозбуждению нервных центров, в результате чего в работу дополнительно включаются «лишние» для выполнения данного упражнения мышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.

Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.

Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена.

Двигательные способности

В современной литературе различают термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности».

Двигательные способности — это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.

К двигательным способностям относят:

  • силовые
  • скоростные
  • скоростно-силовые
  • двигательно-координационные способности
  • общую и специфическую выносливость.

Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

  • анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
  • физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
  • биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
  • телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
  • хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Спорт

Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического воспитания. — С. 4-10.

Быстрота (она же скорость)

Данный показатель используется для характеристики максимально быстрого чередования состояний сокращения мускулатуры и ее расслабления. Выделяют быстроту спринтерскую, движений и реакций. Для определения первого показателя используется время, которое человеку необходимо для преодоления 25 метров с ходу. Быстрота движений показывает уровень приспособляемости к различным действиям, которые необходимо совершить. Например: челночный бег, передвижение по ступенькам на время и подобное. Быстрота реакции говорит о том, насколько оперативно человек реагирует на определенные внешние раздражители.

Понятие о физических качествах и способностях[править | править код]

Под физическими качествами принято называть врождённые, морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Термин развитие физических качеств говорит о естественном (биологическом) ходе изменения физического качества, а термин воспитание физических качеств предполагает направленное педагогическое воздействие на рост показателей конкретного физического качества. Также в специальной литературе используется термин физические (двигательные) способности. Под двигательными способностями понимают индивидуальные способности человека, определяющие уровень его двигательных возможностей. Основу двигательных способностей составляют физические качества, а форму проявления физические способности. То есть физические или двигательные способности человека, проявляются в разнообразной двигательной деятельности и базируются на физических качествах. Стимулирование развития физических качеств человека является жизненно необходимым, и в педагогике физического воспитания является одной из важнейших задач, относящихся к группе оздоровительных задач. Всего существует пять физических качеств: сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость, а на их основе, различные физические способности — скоростно — силовые, быстрота реакции, силовая выносливость и др.

Под физическим качеством — сила понимают способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений), а под силовыми способностями — различные проявления человека в двигательной деятельности, в основе которой лежит понятие «сила». Под быстротой понимают способность совершать движения в минимально возможный для данных условий промежуток времени, а под скоростными способностями, в основе которых лежит быстрота — возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени. Под физическим качеством — ловкость, понимают способность человека быстро и целесообразно осваивать новые двигательные действия и успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях, а под двигательно-координационными способностями, в основе которых лежит ловкость способность наиболее оптимально решать различные двигательные задачи. Под выносливостью как физическим качеством, понимают способность человека к длительной физической работе без снижения её эффективности, где различают общую и специальную выносливость, как способность преодолевать развивающееся в ходе двигательной деятельности утомление. Под гибкостью как физическим качеством, понимают способность выполнять движения с большой амплитудой, где определяющим фактором для такой двигательной способности, является — суставная подвижность.

Заключение

Чтобы преодолеть скоростной барьер, необходимо применить такие средства, методы и условия, которые помогли бы спортсмену не только повысить предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне. В принципе все упражнения и методы, используемые для развития быстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий, могут быть применены для преодоления скоростного барьера. Однако этому должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, подвижности суставов, на повышение выносливости.

Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство этому – выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег по наклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов, уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.). Но когда речь идет о максимальной быстроте движений в обычных условиях, то спортсмену чрезвычайно трудно перейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого нужны новые, более сильные, раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей. Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическими упражнениями.

Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце концов приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычных условиях.

Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон

В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно

  1. Е.Е. Аракелян, В.П. Филин, А.В. Коробов, А.В. Левченко – Бег на короткие дистанции (спринт)./Филин А.В. – М.: Инфра-М.: 2002.
  2. Б.И. Бутенко. О путях развития быстроты.// Бутенко Б.И. «Теория и практика физической культуры», 1998, № 103.
  3. Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Карасева А.В. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
  4. В.Б. Попов. – 555 Специальных упражнений в подготовке легкоатлетов./ Попов В.Б. – М.: 2003.
  5. Физическое воспитание: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2004.
  6. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./Холодов Ж.К. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 480 с.
  7. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту: В 3 т./ – М.: ФиС, 2005. – Т. 1,2,3.

JavaScript не работает — функционал сайта нарушен.

Заключение

Физические качества отличаются от других качеств личности тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других — более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий.

Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности.

Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество.

Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения.

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector