Что такое
Содержание:
- Палеография последнего столетия
- Литература
- История
- Сомнение — причина научных открытий
- Что же изучает палеография?
- Коллекция Мусина-Пушкина
- Исторический очерк
- Русская певческая палеография
- Различные виды шрифтов
- Распространение палеографии
- [править] Литература
- Первые исследования
- Происхождение палеографии
- Армянская музыкальная палеография
- Исторические находки
- Из истории развития палеографии
- Способы тайнописи
- Литература
- Готика в рукописях
- Появление курсива и строчных букв
- Основные задачи дисциплины
Палеография последнего столетия
Очередная эра в развитии палеографии началась в период с 1917 года. До ВОВ новым правительством значительный акцент делался на совершенствование тайнописи и скорописи. В послевоенное время характер, основные направления и угол решаемых вопросов несколько изменились. Специалисты уделяли больше времени истории. В этот период палеографию развивало значительное число советских учёных, которые трудились над изучением глаголицы и берестяных грамот.
С 1991 года некоторое время исторические науки, как и их вспомогательные дисциплины, переживали большой кризис. В те годы представители культурной интеллигенции испытывали трудности с финансированием из отечественных источников. Палеографы существовали и имели возможность работать в основном за счёт зарубежных грантов, что диктовало тематику. Поэтому специалисты в указанной области занимались изучением латинских и греческих текстов.
Наступивший XXI век возобновил интерес к описываемой дисциплине, но уже несколько с иной стороны. Современная палеография изучает более широкие вопросы, а перед самой наукой ставятся задачи общего историко-культурного характера. Представление о дисциплине меняется. Теперь она, в основном, занимается изучением вопросов об обществе и человеке, текстов в аспекте истории и культуры цивилизации.
Литература
- Палеография музыкальная // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
- Палеография музыкальная / Г. А. Никишов // Окунев — Симович. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1978. — Стб. 158—162. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 4).
- Палеография / Л. П. Жуковская, Е. Э. Гранстрем, Е. В. Антонец и др. // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 119—122. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0.
История
Великая хартия вольностей в редакции 1225 г. Британская библиотека
Термин палеография введен в году французским монахом-мавристом Монфоконом, автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о происхождении и развитии букв»). Однако истинным «отцом» палеографии, наряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы — конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (—). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в году труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, вестготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определённых признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.
В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.
Сомнение — причина научных открытий
Палеография — это специальная наука, которая изучает исторические документы, а именно шрифты, которые для них характерны, материал, письменные принадлежности и так далее.
Французский монах Монфокон, являющийся одним из отцов-основателей этой отрасли знаний, был автором многочисленных работ, посвященных проблемам данной науки. Причиной того, что он заинтересовался этими вопросами и активно стал их разрабатывать, послужило его сомнение в подлинности некоторых документов, подписанных видными историческими личностями.
Это и явилось толчком к активному изучению шрифтов.
Что же изучает палеография?
У палеографии две стороны:
Первая изучает внешний вид рукописи. К нему относят писчий материал (изучает вид бумаги, папируса или пергамента), переплет, линии, орнаменты, сокращения и упрощения, украшения. Важным моментом здесь является и орудие письма. Писать можно чем угодно: ручкой, гусиным пером, каламом.
Вторая сторона изучает внутренний вид и содержание рукописей.
Кроме внешней формы букв изучается и наклон букв, угол письма, дукт — то есть последовательность и направление в начертании отдельных букв и символов, размеры букв в миллиметрах, а также пропорции ширины и высоты. В этой науке есть также свои термины, такие как «тяжелое письмо» — письмо с жирным начертанием букв, делается мягким пером и «легкое письмо» — письмо с тонкими линиями, обычно делается жестки пером. О формах письма Важнейшую роль в палеографии несут в себе различные формы письма.
К примеру, выделяют следующие формы письма:
минускул — письмо строчными буквами курсив — то есть скоропись,
маюскул — письмо, которое подразделяют на два вида: устав — «капитальное» письмо, это почерк с четким угловато- геометрическим рисунком, при котором буквы пишутся в строке с малым числом выступающих вверх и вниз элементами. Для него характерно малое число сокращений, медленность и торжественность исполнения.
Второй разновидностью маюскула является полуустав — более округлое и позднее письмо. .Младший полуустав изобилует различными надстрочными и подстрочными знаками. Для заголовков применяется вязь — техника декоративного сочетания букв.
Интересный факт, что отличие минускула и курсива оформляются только в 13 веке, до того писали либо только строчными либо только прописью. Маюскул вскоре был сменен минускулом, на западе около 800 года, а в Греции — значительно позже. На Западе произошла смена на готическое письмо. Также во времена Петрарки то есть в 14 веке гуманисты обнаружили красивое письмо, которым были сделаны труды античных авторов и назвали его «каролинским минускулом». Это письмо их так поразило своей красотой и удобочитаемостью, что они стали также писать им. На его основе возник современных латинский шрифт. Реформа шрифта в России произошла в 18 веке в связи с реформами Петра I.
Таким образом, палеография — очень интересная и вместе с тем сложная наука, которая может помочь также с датировкой исторического документа или при разгадках многих тайн авторства и подлинности произведения.
Коллекция Мусина-Пушкина
Спустя полтора десятилетия напряжённой работы в этом направлении в коллекции русского графа оказалось 1725 ценнейших экземпляров. Благодаря стараниям Мусина-Пушкина, под его руководством по приказу Екатерины II были найдены ценнейшие исторические документы, записки Владимира Мономаха, обнаружен и бережно сохранён выдающийся памятник литературы «Слово о полку Игореве». Последняя рукопись, пополнившая в своё время сборник древнерусских летописей, была приобретена Алексеем Ивановичем в Ярославле у бывшего настоятеля Спасо-Преображенского монастыря. Именно благодаря удачливости коллекционера и его находке о «Слове» узнали потомки.
Исторический очерк
Как особая дисциплина музыкальная палеография начала складываться в 1850-х годах. Основополагающее значение имели труды французского учёного Эдмона де Кусмакера, который поставил изучение средневековой музыкальной нотации на твёрдую научную почву и опроверг необоснованные гипотезы о происхождении западноевропейских невм. В дальнейшем большой вклад в изучение и расшифровку невменного письма внесли Гуго Риман, О. Флейшер, Петер Вагнер, в более позднее время — П. Ферретти, Жак Хандшин, Э. Яммерс и др. В 1889 году во Франции под редакцией А. Мокеро (с 1931 года — Ж. Гажара) было начато издание литургических памятников невменной нотации с развёрнутым исследовательским комментарием («Paleographie musicale» — «Музыкальная палеография»). Особенности византийской средневековой нотации впервые были широко освещены в работах А. Гастуэ и Ж. Б. Тибо на рубеже XIX и XX вв; однако решающие успехи достигнуты в этой области в 1920—1930-х годах благодаря исследованиям Э. Веллеса, Г. Дж. У. Тильярда и К. Хёга. Им удалось полностью расшифровать средневизантийскую нотацию, что открыло путь и к пониманию памятников палеовизантийской нотации. С 1935 года издаётся серия «Monumentae musicae byzantinae» («Памятники византийской музыки»), включающая научно комментированные публикации и исследования специального характера. В середине 20 века в научных трудах всё большее признание получает мысль об общности основ византийского и западноевропейского невменного письма и о возможности создания единой универсальной Палеографии музыкальной, охватывающей все виды средневековой музыкальной письменности.
Русская певческая палеография
Евангельская стихира «Мариины слезы» в нотации «топориками» (фрагмент). Из кн.: Октоих нотного пения. 7-е изд. Москва, 1811
Фёдор Крестьянин. Стихира Евангельская первая, глас 1. Расшифровка М. В. Бражникова
Эта же Стихира Евангельская первая, глас 1, Фёдора Крестьянина в расшифровке Б. Кутузова
Русская певческая палеография исследует славяно-русские певческие рукописные памятники XII — начала XVIII вв. (отдельные рукописи — до XX в.): Кондакари, Стихирари, Ирмологии, Октоихи и др. В этих рукописях, как правило, используются идеографические (знаменные) системы музыкальной записи: кондакарная, столповая, путевая и др. Вместе с тем русская певческая палеография рассматривает нотолинейное письмо, имевшее в XVII веке в России специфические черты (т. н. киевское знамя, особенности которого до сих пор полностью не изучены), и знаменно-нотолинейные рукописи конца XVII — начала XVIII вв., дающие возможность сравнивая анализы двух семантически различных систем кодирования музыкальной интонации.
Начало изучению знаменного письма положили Вукол Ундольский и Иван Сахаров. Музыкально-палеографическими исследованиями занимались Владимир Одоевский и Владимир Стасов. Новым этапом, давшим важные исторические обобщения и научую систематизацию материала, явились труды Дмитрия Разумовского. Значительный вклад в разработку проблематики русской певческой палеографии внесли С. В. Смоленский, В. M. Металлов, Антонин Преображенский, а в последующее время — В. М. Беляев, М. В. Бражников, Н. Д. Успенский и др. М. В. Бражников сыграл видную роль в разработке научных основ русской певческой палеографии. Он создал специальный курс Палеография музыкальная для студентов-музыковедов, который вёл в Ленинградской консерватории с 1969 года до конца жизни. Им было сформулировано самоё понятие русской певческой палеографии как научной дисциплины[источник не указан 892 дня] (ранее многие её аспекты рассматривались русской семиографией или церковно-певческой археологией). На современном этапе развития этой науки наиболее актуальными стали источниковедческие, методологические и музыкально-палеографические проблемы. Методика описания певческих рукописей в общих чертах разработана, но ещё не решены вопросы систематизации и классификации русских музыкальных памятников, эволюции певческих жанров; не решена проблема происхождения русской систем музыкальной записи как со стороны синтактики, так и со стороны семантики. С проблемой генезиса связаны проблемы кодирования музыкальной информации в знаменных системах и эволюции самих знаменных систем. Одним из аспектов эволюции стал вопрос исторической периодизации знаменного письма (Бражников предложил палеографическую периодизацию, основанною на изменении графики знамен); разрабатывается классификация знаменных систем.
Расшифровка
Одна из главных проблем русской певческой палеографии — расшифровка знаменного письма беспометного периода. В научной литературе определились два различных подхода к решению этой задачи. Один из них — путь «от известного к неизвестному», то есть от позднейших видов крюковой нотации, имеющих относительное звуковысотное значение («пометное» и «признбчное» письмо), к более ранним и до сих пор полностью не расшифрованным. Этот метод был выдвинут Смоленским, позже его отстаивали Металлов, Бражников, а за рубежом — И. Гарднер. Другой путь, по которому идёт ряд западных учёных (М. Велимирович, О. Странк, К. Флорос, К. Леви), основывается на сравнении старейших видов знаменного, а также кондакарного письма с палеовизантийской нотацией. Ни один из этих методов в отдельности не может привести к окончат. решению проблемы, и для достижения позитивного, научно мотивированного результата необходимо их взаимодействие.
Различные виды шрифтов
Область изучения палеографии — авторство, время, место. Эти характеристики могут быть определены по особенностям написания отдельных букв текста. Так какими же бывают шрифты, чем они отличаются друг от друга? Первые исследования в этой области проводились на основе материала греческих документов. Самые древние из них были выбиты на камнях. В таком виде дошли до нас своды законов, различные политические соглашения, а также изречения правителей. Эта информация была высечена на стенах зданий и на отдельных каменных глыбах. Шрифт таких текстов не отличался особой изысканностью и состоял из простейших геометрических элементов: прямых линий, кругов и так далее.
Он вошел в историю как алфавит надписей.
В то время уже появился папирус, но на нем сохранялись только сведения, которые были необходимы для видения деловых отношений, торговли, а также для переписки между рядовыми гражданами. Позже, когда правители осознали тот факт, что все многочисленные законы не могут поместиться на стенах зданий, и что необходимо найти для них иной материал, которым стал папирус, появилась другая разновидность шрифта. Она имела форму, схожую с прописными буквами, выведенными от руки. Такой шрифт применялся в Европе вплоть до Средневековья. И именно он послужил основой для внешнего вида букв кириллической азбуки, которыми написаны все древнерусские памятники литературы, такие как «Ипатьевская летопись», «Слово о полку Игореве» и так далее.
Распространение палеографии
Дело Мабильона продолжил коллега по конгрегации Монфокон. Он занялся подробным изучением греческой письменности. Им была выведена эволюция типов письма и употребляемых букв, а также скрупулёзно разобраны методы проведения такого рода исследований. Монах-маврист впервые ввел также в обращение данный термин, указав, что палеография – это наука, изучающая способы и виды письменности в старинных текстах и исторических рукописях.
Стремление выявить фальсификацию древних документов дало толчок развитию данной дисциплины также в нашей стране. Произошло это в начале XVIII века. Первые труды такого рода принадлежали старообрядческим полемистам, желающим оспорить подлинность церковных документов, предоставляемых правительством в качестве доказательства осуждения предками старинных обрядов. Указанное стало отправным пунктом развития и становления палеографии в России, история которой подробнее будет изложена далее.
[править] Литература
Письменности мира |
|
---|---|
История • Глиф • Графема • Дешифровка • Палеография • Список языков по системам письма • Создатели
|
|
Консонантное письмо |
Арамейское • Арабское • Джави • Древнеливийское • Еврейское • Набатейское • Пахлави • Самаритянское • Сирийское • Согдийское • Угаритское • Финикийское • Южноаравийское
|
Абугиды /Индийское письмо |
Балийское • Батак • Бенгальское • Бирманское • Брахми • Бухидское • Варанг-кшити • Восточное нагари • Грантха • Гуджарати • Гупта • Гурмукхи • Деванагари • Кадамба • Кайтхи • Калинга • Каннада • Кхмерское • Ланна • Лаосское • Лепча • Лимбу • Лонтара • Малаялам • Манипури • Митхилакшар • Моди • Мон • Монгольское • Нагари • Непальское • Ория • Паллава • Ранджана • Реджангское • Саураштра • Сиддхаматрика • Сингальское • Соёмбо • Суданское • Тагальское • Тагбанва • Такри • Тамильское • Телугу • Тайское • Тибетское • Тохарское • Хануноо • Хуннское • Шарада • Яванское
|
Абугиды / Другие |
Скоропись Бойда • Канадское слоговое • Кхароштхи • Мероитское • Скоропись Питмана • Письмо Полларда • Соранг Сомпенг • Тана • Скоропись Томаса • Эфиопское
|
Линейные алфавиты |
Авестийский • Агванский • Армянский • Басса • Бютхакукия • Вагиндра • Венгерские руны • Глаголица • Готский • Скоропись Грегга • Греко-иберский • Греческий • Грузинский • Гьирокастро • Дезеретский • Древнепермский • Древнетюркский • Кириллица • Коптский • Латиница • Мандейский • Малоазийские • Международный фонетический • Маньчжурский • Нко • Обэри-Окаимэ • Огамический • Ол-чики • Руны • Северноэтрусские • Старонубийский • Сомалийский • Старомонгольский • Древнеливийский (Тифинаг) • Фрейзера • Эльбасанский • Этрусский • Хангыль
|
Нелинейные алфавиты |
Шрифт Брайля • Азбука Морзе • Шрифт Муна • Оптический телеграф • Семафорная азбука • Международный свод сигналов • Тюремная азбука
|
Идео- и пиктограммы |
Астекские • Дунба • Месоамериканские • Микмак • Миштекские • Нсибиди • Токапу
|
Логографическое письмо |
Китайское: Традиционное • Упрощённое • Тьы-ном • Кандзи • ХанчаПроизводные от китайского: Киданьское • Чжуанское • ЧжурчжэньскоеЛого-силлабическое: Анатолийское • И • Клинопись • Майя • ТангутскоеЛого-консонантное: Египетское письмо (иероглифика, иератика, демотика)
|
Слоговое письмо |
Афака • Ваи • Геба • Древнеперсидское • И • Катакана • Кикакуи • Кипрское • Кпелле • Линейное письмо Б • Манъёгана • Нюй-шу • Хирагана • Чероки • Югтун
|
Переходные слого-алфавитные |
Палеоиспанское • Чжуинь
|
Узелковые системы |
Кипу • Узелковое письмо в Китае
|
Нерасшифрованные |
Библское • Винча • Древнеханаанейское • Иссыкское • Кипро-минойское • Критские иероглифы • Линейное письмо А • Миштекское • Долины Инда • Цзяху • Полей погребальных урн • Протоэламское • Ронго-ронго • Рукопись Войнича • Протосинайское • Табличка из Диспилио • Фестский диск • Эламское линейное
|
Вымышленные и мнимые |
Дохристианская письменность у славян • Кирт • Сарати • Тенгвар
|
См. также |
Мнемоника • Стенография • Носители: Бумага • Глиняные таблички • Папирус • Пергамент (Палимпсест) |
Первые исследования
Основоположники этой науки Мабильон и Монфокон были французскими монахами, жившими в семнадцатом веке. Первый из них издал монументальный научный труд, состоящий из репродукций многочисленных рукописей древних времен, сопровождавшихся характеристиками видов шрифта, встречающихся в этих документах.
Это многотомное издание было издано тиражом около 2000 экземпляров, который разошелся в считанные месяцы, что стало большим достижением зарождающейся науки. Стоит сказать о том, что в те далекие времена редко бывали случаи, когда книга, даже принадлежащая к жанру художественной литературы, раскупалась так быстро и в таком количестве. А для научной работы это стало невиданным до той поры успехом.
Происхождение палеографии
Название дисциплины имеет греческие корни и произошло от сложения двух слов «древний» и «писать». А история возникновения самого термина уводит нас на несколько столетий назад к концу XVII века. В те времена во Франции существовала учёная конгрегация монахов, причисляемых к ордену бенедиктинцев. Их называли мавристами. Один из них, по имени Жан Мабильон, ведя полемику с иезуитами и защищая доброе имя своего ордена, позволил себе высказать сомнения по поводу правомерности ряда документов. Среди них были грамоты, якобы выданные древними королями, подлинность которых не желали признать мавристы.
Доказать свою правоту стало для Мабильона делом чести. Поэтому он выпустил в 1681 году в Париже целый труд по палеографии. Интересные факты, изложенные там, призваны были дать раннему средневековому письму первые классификации.
Армянская музыкальная палеография
Армянская музыкальная палеография изучает древние системы музыкальной записи в памятниках армянской музыкальной культуры 5-18 вв. (с 8 в. — хазовая нотация). В исследованиях отмечается, что в Армении была выработана самостоятельная система нотописи, имевшая специфические национальные черты. Древнеармянские музыкальные рукописи собраны в Государственном хранилище древних рукописей, имеющем мировое значение. Актуальные проблемы армянской музыкальной палеографии: генезис армянской нотописи, прототипы хазовой нотации, изучение взаимосвязей средневековой, профессиональной и народной музыки Армении.
Развитие проблематики армянской музыкальной палеографии связано с именами Гр. Гапасакаляна, Е. Тнтесяна, Комитаса. Последний впервые поставил проблемы генезиса и эволюции хазовой нотации, начал научное музыкально-палеографическое изучение памятников армянской музыкальной культуры; теоретические проблемы рассматриваются в трудах X. С. Кушнарёва, P. A. Атаяна, Н. К. Тагмизяна.
Исторические находки
Одной из заслуг этой науки и ярким примером того, что изучает палеография, является раскрытие тайны Тмутараканского камня. Эта находка была сделана в 1792 году, но указанный экспонат до сих пор занимает почётное место в Эрмитаже. Он представляет собой плиту из мрамора с высеченной на ней надписью на кириллице.
Подлинность находки доказал человек, которого по праву принято считать основоположником российской палеографии. Это Алексей Николаевич Оленин. Свои выводы он сделал на основе древности камня, установленной по внешним признакам, а также он строил догадки с учётом стиля надписи, учитывая соответствие начертанных на плите знаков с буквами в древних рукописях. Помимо археологического подобная находка имела большое политическое значение. Она оказалась несомненным доказательством того, что уже более 1000 лет назад русские присутствовали в Крыму и на Кавказе.
Из истории развития палеографии
Первоначальные приемы, которыми пользуется палеография при анализе внешних признаков рукописей, зародились на Руси, возможно, уже в раннефеодальный период в связи с чисто практическими целями: необходимостью написать и оформить документ, отличить подлинник от подделки. Как отмечал Л.В. Черепнин, в тот период русские писцы в зачаточном виде применяли методы, которые много позже стали рассматриваться в соответствующей научной дисциплине. В XVI–XVII вв. в области практической палеографии делается шаг вперед: появляются специальные руководства для писцов-рисовальщиков, занимающихся художественным оформлением рукописей, а также азбуки-прописи, в которых даются наиболее типичные варианты графики скорописных букв. Переход от практической палеографии к палеографии как научной дисциплине связан с развитием русской историографии, выявлением и публикацией исторических источников. Работы В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова поставили на очередь дня вопрос о необходимости развития русской палеографии и наметили в общих чертах пути ее развития. В первой половине XIX в. группой ученых (Е. Болховитинов, К.Ф. Калайдович, А.Х. Востоков, П.М. Строев и др.) была проведена большая работа по собиранию и изучению памятников письменности. Созданные в XIX в. Археографическая комиссия, Общество истории и древностей Российских при Московском университете, Русское археологическое общество внесли ценнейший вклад в дело публикации документов. Издание источников сопровождалось наблюдениями над начерком букв, материалом для письма, водяными знаками, украшениями и другими палеографическими приметами. В связи с этим появляются первые палеографические описания рукописей (Е. Болховитинов, А.В. Горский, А.Х. Востоков), сборники палеографических снимков (П.И. Иванов, И.П. Сахаров), таблицы водяных знаков (И.П. Лаптев, К.Я. Тромонин), первые обобщенные графические таблицы. Во 2-й половине – последней четверти XIX в. наблюдается переход от собирания и описания отдельных палеографических признаков к обобщающим работам по палеографии. В вышедших во 2-й половине XIX – начале XX в. в трудах И.И. Срезневского, А.И. Соболевского, Е.Ф. Карского, И.А. Шляпкина, В.Н. Щепкина и др. содержался интересный фактический материал и разрабатывались общие приемы палеографического исследования рукописей. В послереволюционное время основным моментом методологического порядка палеографических исследований явилось все большее проникновение в них историзма. Палеографические выводы помогают не только в решении вопросов внешней критики источников, но и в получении выводов, связанных с социально-экономической, политической и культурной историей страны. Усовершенствовались старые и появились новые методы и технические приемы (например, используются оптико-фотографические методы для прочтения угасших текстов, бета-радиографический метод для прочтения водяных знаков). Вышли работы, способствующие более углубленному изучению отдельных разделов палеографии: миниатюры, орнамента, бумажных водяных знаков, штемпелей, клейм, графики отдельных типов письма, берестяных грамот. Глубокий исторический подход был положен в основу работы Л.В. Черепнина «Русская палеография», вышедшей в 1956 г. Эволюция письма и другие внешние признаки письменных источников показывались в ней на фоне исторической периодизации в тесной связи с экономическим, политическим и культурным развитием страны. Большое значение для овладения навыками чтения палеографических текстов и анализа особенностей их письма имело издание пособий, содержащих образцы рукописной графики. Хронологические рамки палеографии расширились. Сделаны попытки дать теоретические установки, касающиеся палеографического анализа рукописей 2-й половины XIX – начала XX в. Подчеркнуто особое значение для этого периода палеографических наблюдений над индивидуальным почерком. Выделены признаки документов XX в., которые могут быть объектом изучения палеографии: почерки, материал для письма, машинописные тексты.
Способы тайнописи
Ныне важная информация, требующая конфиденциальности, может принадлежать самым разнообразным государствам, транснациональным корпорациям и крупным организациям.
Метод записи секретных документов называется шифром. А прочитать подобные записи возможно только, если известен ключ. Системы расшифровки делятся на симметричные, то есть использующие один и тот же ключ для записи и прочтения, и асимметричные, где применяются разные методы для шифровки и дешифровки. Современные способы написания секретных документов настолько сложны, что не могут быть прочитаны вручную. Расшифровкой занимаются специально для этого созданные устройства и компьютеры. На сегодняшний день многие из криптографических алгоритмов возможно достать, обратившись в патентные бюро, библиотеки, книжные магазины, или узнать через интернет.
Литература
- Тупиков Н. М. Палеография // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Шляпкин И. А. Русская палеография. — СПб., 1913.
- Щепкин В. Н. Учебник русской палеографии. — М., 1918.
- Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. — Л.: Издательство АН СССР, 1928. — , XI, 494 с. (в пер.)
- Черепнин Л. В. Русская палеография. — М.: Госполитиздат, 1956. — 616 с. — 8000 экз. (в пер.)
- Жуковская Л. П. Развитие славяно-русской палеографии: (В дореволюционной России и в СССР). — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 144 с.
- Тихомиров М. Н., Муравьёв А. В. Русская палеография. — М.: Высшая школа, 1966. — 290 с. — 5000 экз. (в пер.)
- Щепкин В. Н. Русская палеография. — М.: Наука, 1967. — 224 с. (в пер.)
- Николаева А. Т. Русская палеография. — М., 1981.
- Рейсер С. А. Русская палеография нового времени: (Неография): Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1982. — 136 с. — (Высшее образование). — 10 000 экз. (обл.)
- Щепкин В. Н. Русская палеография. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 272 с. — (Классический учебник). — 5000 экз. — ISBN 5-7567-0233-4. (в пер.)
- Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. 4-е изд., стереотипное. М., 2005.
- Скобелкин О. В. Русская палеография. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 40 с.
- Лёвочкин И. В. Основы русской палеографии. — М.: Кругъ, 2003. — 176, с. — 1000 экз. — ISBN 5-7396-0375-7. (в пер.)
Готика в рукописях
В эпоху Средневековья стал известен другой материал для письма — пергамент. Изменились и инструменты, с помощью которых производились надписи. Перья с широким основанием уступили место заостренным канцелярским принадлежностям, которые требовали от каллиграфов изменять степень нажима при начертании линий различной толщины. Это повлияло и на внешний вид самих букв. Они приобрели более вытянутый вид. Появились многочисленные поперечные штрихи и декоративные элементы. Этот стиль получил название готического письма.
Существуют различные его разновидности. Можно перечислить такие виды готических шрифтов, как текстура, фрактура и так далее. Именно в таком стиле была оформлена первая в истории книга, выпущенная немецким мастером Иоганном Гуттенбергом.
Появление курсива и строчных букв
Говоря о том, что изучает палеография в истории, следует упомянуть о том факте, что ученые, занимающиеся этой наукой, сделали многие открытия, которые могут показаться занимательными для людей, интересующихся историей и филологией.
Например, вплоть до эпохи Возрождения такие элементы, как прописные, строчные буквы, а также курсив, редко употреблялись совместно, а существовали как отдельные шрифты.
Когда древнегреческие правители приняли решение о переводе сводов законов с камня на папирус, появился новый вид букв — заглавные.
Наука стремительно развивалась, труды философов приобретали все большую популярность. Вместе с этим пользовалась популярностью и художественная литература, а также драматургия. Все это требовало тиражирования многочисленных текстов. Этим занимались писари. Они должны были копировать объемные сочинения за непродолжительный отрезок времени. По этой причине каллиграфические особенности рукописей, как правило, страдали. Буквы приобретали специфический наклон, характерный для быстрого их начертания. Такой шрифт получил название курсива.
Он, наряду с алфавитами, состоящими из прописных и заглавных букв, употреблялся самостоятельно до эпохи Средневековья.
Основные задачи дисциплины
Предметами палеографии становятся буквы и другие письменные знаки, орудия и материалы для создания рукописей, чернила и краски, которыми производятся надписи, водяные знаки, орнаменты. Специалистов этого профиля интересуют графика и особенности почерка, переплёт и формат старинных книг, разнообразные штемпели и клейма на исторических документах. Анализ вышеперечисленных предметов и форм способствует выяснению интересующих обстоятельств и помогает решать задачи палеографии. К ним относятся выявление подлинности определённых письменных источников, время и место, где производились надписи, а также установление авторства.
По сути, эта наука относится к числу прикладных исторических дисциплин. Палеография тесно связана с археологией, эпиграфикой, нумизматикой, хронологией, сфрагистикой и, конечно, архивным делом. Для успешной работы в этой области необходимо в совершенстве овладеть не только навыками чтения и разбора рукописей, но и способностью к анализу всех перечисленных палеографических предметов. Также требуется научиться систематизировать полученные данные в единое целое.