Учебная дисциплина — это что такое?
Содержание:
- Может ли школа вообще не открывать 10 общеобразовательный класс и вести набор только на профильное обучение?
- Предметы в 10-11 классах
- Дополнительные составляющие компоненты У. Д.
- «Три кита» учебных дисциплин
- 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
- Деление школьного образования на профили и уровни
- (У. Д.) Учебная дисциплина – это…
- Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины
- Задачи и цели учебной дисциплины
- Учебная и научная дисциплины
- Особенности выбора профильного направления в школах
- Учебный (академический) курс и предмет
- Список дисциплин
Может ли школа вообще не открывать 10 общеобразовательный класс и вести набор только на профильное обучение?
Ответ на этот вопрос не такой однозначный.
Школа может вести прием только на профильное обучение, если совсем нет желающих учиться в общеобразовательном классе, если в классы на профильное обучение принимают без индивидуального отбора и фактически дают возможность выбора профиля или базы по разным предметам. Школа может совсем отказаться от набора в 10 класс, если не будет набрано минимальное число учащихся, необходимое для открытия класса. Но эти случаи относятся скорее к исключениям из общего правила.
Общее правило — девятиклассники, желающие продолжить обучение в данной школе должны иметь такую возможность.
Школа также должна предоставить возможность выбора обучения не только профильного, но и базового. Учащийся имеет право отказаться от профильного обучения и перевестись на базовое и продолжить обучение в общеобразовательном классе.
Поэтому в идеале в школе, гимназии, лицее — могут открываться профильные классы, в которых идет набор по конкурсу, но вместе с этим должны быть общеобразовательные классы для тех, кто по конкурсу не проходит и просто желает продолжить обучение. Получение аттестата об окончании 9 классов — это не основание для отчисления, если учащийся заявил о желании продолжить дальнейшее обучение в этой школе.
На практике могут возникнуть дополнительные сложности.
Строго говоря решение о количестве мест в 10 общеобразовательном классе и об открытии профильных классов принимает даже не школа, а учредитель, на основании данных, которые подает школа. Муниципалитет формирует муниципальное задание с учетом ожидаемого количества учащихся в 10 классе.
По закону именно органы местного самоуправления отвечают за то, чтобы каждый выпускник девятых классов получил возможность продолжить обучение в школе, независимо от успеваемости. Но этот вопрос они могут решить предоставив учащемуся место в другой школе. Место предоставить должны обязательно, в какой именно школе закон не уточняет.
Есть региональные и муниципальные особенности организации приема в 10 классы, поскольку этот вопрос может регулироваться на региональном и местном уровне по разному.
В некоторых случаях муниципалитет дает добро на то, чтобы в школе были только профильные классы и школа начинает принимать учащихся только по конкурсу. Менее успешным учащимся предлагается искать другую школу.
В таких случаях ситуацию возможно переломить, если родители объединятся и будут активными. Если есть группа желающих продолжить обучение в 10 общеобразовательном классе достаточная для комплектования полноценного класса — родители могут требовать от школы и муниципалитета открыть класс и дать возможность продолжить получение образования.
Если в школе создан и действует Управляющий совет — родители могут выступить с инициативой о рассмотрении вопроса на управляющем совете. Если Управляющего совета нет — родители в соответствии могут инициировать создание Совета родителей и обратиться с требованиями и предложениями от имени Совета родителей. Администрация не может игнорировать такое обращение.
Так в соответствии с п.6 В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации: 1) создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.
Предметы в 10-11 классах
В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.
Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.
Какие школьные предметы следует изучать углубленно
При поступлении на технические направления:
- алгебру
- геометрию
- физику
- информатику (ИКТ)
- русский язык
При поступлении на гуманитарные направления:
- русский язык
- литературу
- историю
- обществознание
- иностранный язык
При поступлении на естественнонаучные направления:
- химию
- биологию
- математику
- русский язык
Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.
И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:
- алгебра;
- астрономия;
- биология;
- география;
- геометрия;
- естествознание;
- изобразительное искусство (рисование);
- иностранный язык;
- информатика (ИКТ);
- истоки;
- история;
- краеведение;
- литература;
- литературное чтение;
- математика;
- мировая художественная культура (МХК);
- музыка;
- начальная военная подготовка;
- общественно-полезный труд;
- обществознание;
- окружающий мир;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- основы духовно-нравственных культур народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- основы финансовой грамотности;
- основы экономики (экономика);
- проектирование;
- психотренинг;
- риторика;
- родная литература;
- родной язык;
- русский язык;
- статистика;
- технология (труд);
- физика;
- физическая культура;
- философия;
- химия;
- черчение;
- экология.
Дополнительные составляющие компоненты У. Д.
Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.
Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями — в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.
Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.
Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем
Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины
Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.
Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.
Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:
- Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
- Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.
«Три кита» учебных дисциплин
Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.
- Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
- Поставленные цели и задачи — чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
- Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.
Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один — строение может распасться.
Информацию о любом академическом предмете и его «трех китах» всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.
В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».
Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.
Целями изучения «Фармацевтической химии» является:
- создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
- установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.
Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико-биологическим дисциплинам.
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует
наличия
учебного кабинета теоретического
обучения для изучения операционных
систем и сред; компьютерного класса.
Оборудование учебного кабинета:
-
Ученические рабочие места – рабочие
столы и стулья -
Рабочее место преподавателя – комплект
ПЭВМ, набор лицензионного ПО (в
соответствии с требованиями дисциплины)
, МФУ, локальная сеть, выход в I-net. -
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
-
Интерактивная доска
-
Мультимедийный проектор
Оборудование компьютерного класса:
-
Ученические рабочие места – комплект
ПЭВМ, набор лицензионного ПО (в
соответствии с требованиями дисциплины) -
Рабочее место преподавателя –комплект
ПЭВМ, набор лицензионного ПО (в
соответствии с требованиями дисциплины)
, принтер -
Локальная сеть, выход в I-net.
-
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
-
Интерактивная доска
-
Мультимедийный проектор
Деление школьного образования на профили и уровни
Еще недавно в школах России у девятиклассников был простой выбор — оставаться учиться в школе или нет. Если ребенок решал продолжать обучение, то он попадал в 10 класс и просто посещал привычные занятия. Позже в школах появились математические классы, часто именно в старшем звене. Многие современные родители, сами пошедшие в школу сразу после развала СССР, помнят, что к 10-11 классу им предлагали пройти тестирование, чтобы понять «тянут» ли они обучение с математическим уклоном. Позже появилась и некая углубленность изучения в плане иностранных языков.
Сейчас официально ввели несколько профильных делений у старшеклассников. В зависимости от возможностей школы, наполняемости классов и ряда других особенностей ученики могут выбирать из пяти профильных направлений. Все 5 редко бывают в одной школе, но 2 или даже 3 варианта иногда организуются.
Направления такие:
- гуманитарное;
- универсальное;
- технологическое;
- естественно-научное;
- социально-экономическое.
При этом в зависимости от выбора профиля обучения в классе могут изучаться предметы разной углубленности. Первоначально это касалось все тех же математики и иностранных языков, но сейчас большую часть учебных дисциплин разбили на 2 уровня сложности: базовый и углубленный.
В сочетании с разной направленностью дисциплин в зависимости от выбора того или иного профиля, плюс наличие уровней сложности получается не маленькое количество возможных комбинаций. Однако основные предметы едины для всех направлений и исключить их из образовательной программы нельзя. Такие базовые уроки обязаны быть в любом 10 классе.
(У. Д.) Учебная дисциплина – это…
Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.
Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».
Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.
Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины
Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера гражданское право как науку и учебную дисциплину.
Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.
Предмет этой У. Д. — нормы гражданского права.
Цели изучения — освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.
Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.
В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.
Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.
На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.
Задачи и цели учебной дисциплины
В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.
При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.
Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:
- рассмотреть основные этапы развития государств;
- сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.
Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.
Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:
- Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
- Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
- Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна — воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.
Учебная и научная дисциплины
Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).
Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.
В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.
Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).
При этом цель науки — выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.
Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. — вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.
В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики — геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.
Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.
На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет — геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.
При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.
Особенности выбора профильного направления в школах
Первоначально наличие профильного набора в 10 класс утверждали на педсовете внутри каждой школы. Позже количество направлений расширилось и часть образовательных учреждений стало привлекать к выбору родителей, предлагая им проголосовать за желаемые профили, если школа не могла создать количество классов по всем видам специализаций. При этом обычно помимо какого-то класса углубленного изучения сохраняется и группа для универсального профиля.
В 2020-2021 году во многих образовательных учреждениях будет впервые введено технологическое направление. Здесь подразумевается углубленное изучение физики, математики и работы с ПК, включая не только изучение функционирования программного обеспечения, но и самого устройства компьютеров. Этот профиль направлен на информационную и производственную сферу деятельности, включая инженерный уклон.
Необходимо понимать то, что в зависимости от выбранного направления у детей будет не только отличаться уровень сложностей профильных дисциплин, но и сам набор изучаемых предметов. В частности детям с технологическим профилем вряд ли добавят какую-нибудь географию или психологию. При этом совсем не значит, что положенные в определенном количестве дисциплины добавляются в виде привычных школьных уроков.
Учебный (академический) курс и предмет
Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.
Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.
Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже — нескольких лет.
Список дисциплин
Учебный процесс
Бакалавриат
В
соответствии с изменениями в области образования Финуниверситет перешел на
уровневую систему высшего образования (далее ВО) и новые
федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения (далее
ФГОС). Переход к уровневой системе подготовки (бакалавр и магистр)
соответствует стратегическим целям развития высшего образования, потребностям обучающихся, рынка труда и всего российского
общества.
В
соответствии с ФГОС ВО 3+ учебный цикл включает в себя
следующие учебные дисциплины основных образовательных программ высшего
образования — программ бакалавриата по следующим направлениям подготовки:
Направление 38.03.05.
«Бизнес-информатика»
Архитектура
корпоративных ИС
Базы
данных
Бизнес-аналитика
Введение в специальность
Вычислительные сети
Дискретная математика
Программирование
Дифференциальные
и разностные уравнения
Имитационное
моделирование
Интеграция корпоративных приложений
Информационная
безопасность
Информационные системы
Информационные технологии визуализации экономической информации
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Исследование
операций
ИС
управления производственной компанией
ИТ-инфраструктура предприятия
Линейная
алгебра и математический
анализ
Математические методы прогнозирования
Математические
методы в управлении проектами
Методология
и технология проектирования ИС
Методы оптимальных решений
Методы системного исследования экономических процессов
Модели бизнеса на цифровых рынках
Модуль аналитической отчетности в КИС 1С:Предприятие
Общая теория систем
Объектно-ориентированное моделирование на основе
UML
Основы
финансовых вычисленийПрограммная
инженерия
Проектный практикум по бизнес-инжинирингу
Профессиональные компьютерные программы
Рынки ИКТ и организация продаж
Стандартизация,
сертификация и управление качеством программного обеспечения
СУБД в Интернет-приложениях
Теория вероятностей и математическая статистика
Управление
ИТ-проектом
Управление
жизненным циклом ИС
Управление
финансами в КИС 1С:ПредприятиеЭкономика
ИС
Направление 38.03.01. Экономика
Высшая математикаИнформационная безопасностьОсновы
финансовых вычисленийМетоды
оптимальных решенийСистемный
анализ в экономикеТеория
вероятностей и математическая статистикаЭконометрикаЭлементы
дискретной математикиНаправление38.03.02. «Менеджмент»
Информационные технологии в менеджменте
Теория
вероятностей и математическая статистика
Основы
финансовых вычислений
Математические методы в инвестиционном менеджменте
Методы
принятия управленческих решений
Программное
обеспечение инвестиционного менеджмента
Информационное обеспечение маркетинговой деятельности компанииОбщегуманитарные дисциплины
Иностранный язык
Иностранный язык в профессиональной сфере
Информационное право
Исследование социально-экономических и политических процессов
История
Обеспечение противодействия коррупции
Основы деловой и публичной коммуникации
Политология
Право
Правовое регулирование экономической деятельности
Социальная психология
Социальная психология и этика деловых отношений
Социология
Физическая культура
Философия
Финансовое право
Экономическая история
Деловой иностранный язык
Экономическая психология
Философия в профессиональной деятельности
История экономических учений
Предпринимательское право
Психология ведения переговоров
Философия познания