Что такое педагогический дизайн

Содержание:

Задачи педагогического дизайнера

Технология педагогического дизайна относительно проста. Нужно понять потребности учащихся и определить цели обучения, а затем передать знания и информацию максимально быстро, точно и эффективно. Но для этого требуется понять все предпосылки и четко задать конечные свойства продукта. А это, в свою очередь, требует планомерной и хорошо выстроенной работы, причем не одного человека, а грамотно подобранной команды разработчиков. При этом задачи педагогического дизайнера обширны и весьма непросты:

  • Анализ потребностей целевой аудитории, её компетенций и ожидаемых результатов обучения.
  • Определение целей и задач учебного материала.
  • Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.
  • Выбор средств и методов учебной работы.
  • Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса.
  • Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.
  • Создание курса с помощью соответствующих инструментов, либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов.
  • Загрузка курса в систему управления обучением (Learning Management System, LMS).
  • Разработка методов оценки результатов и эффективности материалов.
  • Выработка решения для дальнейшего совершенствования учебного контента.

Такая четкая последовательность обеспечит качественный рост учебного материала по мере выполнения работы и отточит формы его подачи.

Сервисы для создания онлайн-курсов:

  1. iSpring (поддержка всех видов учебных материалов, вебинары, статистика и редактор курсов, лёгкое создание контента)
  2. Moodle (бесплатная система управления курсами)
  3. Teachbase (организация дистанционного обучения и вебинаров, создания курсов и тестов)
  4. GetCourse (платформа для продажи и проведения обучения)
  5. Etutorium (многофункциональная мультимедийная платформа для проведения вебинаров, онлайн-презентаций, онлайн-тренингов, онлайн-курсов и других форм дистанционного обучения)

Подробнее о моделях педдизайна, моделях дизайна учебных программ и инструментах можно узнать в курсах Теория и практика создания онлайн-курсов и  Instructional Design Foundations and Applications на Coursera. 

Поделиться ссылкой:

Что нужно знать и уметь

Специальность «педагогический дизайн и новые технологии в обучении» (Instructional design technology) я получила в магистратуре Колумбийского университета Нью-Йорка. Но верю, что для этой профессии не нужна магистерская степень, хотя бакалавриат в области педагогики не повредит. С такими предметами, как общая дидактика, теория и методика преподавания, психология я познакомилась, получая специалитет в МГПУ.

К базе в виде знаний по классической педагогике придется добавить прикладные навыки — HTML/CSS, графический дизайн, видео- и аудиомонтаж, владение LMS и программами создания интерактивных модулей (Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate).

Но самое сложное — это общение с теми, кто преподает свой предмет многие годы. Они — и я могу их понять — не всегда рады моим «пяти копейкам», то есть мнению о том, как сделать курс лучше. «Да что ты понимаешь в этой теме!» — часто читается на их лицах, и я сразу подтверждаю: ни-че-го.

К счастью, в университете нас к этому готовили. Например, ученые прислушиваются к научным исследованиям, и поэтому, общаясь с ними, я всегда готова предъявить научное обоснование всех своих предложений. Имена исследователей, названия последних публикаций и точные данные по эффективности того или иного педагогического приема — с этим не спорят даже самые упрямые профессора.

О профессии Специалиста по педагогическому дизайну, педагогического дизайнера

Бакалавриат и специалитет1
Магистратура10

Вузы7

Специалист по педагогическому дизайну, педагогический дизайнер – это специалист, обеспечивающий комплексную разработку и систематизированный процесс создания образовательного контента для проведения очного и дистанционного обучения.

Педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий

Специалист по педагогическому дизайну, педагогический дизайнер – это специалист, обеспечивающий комплексную разработку и систематизированный процесс создания образовательного контента для проведения очного и дистанционного обучения.

Педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.

У данного специалиста весьма широкий и разнообразный круг задач, в который входит:

  • Выяснение потребности заказчика и аудитории в обучении;
  • Формулировка педагогической и бизнес-целей обучения и их согласование с заказчиком;
  • Проектирование методологической модели обучения;
  • Разработка сценариев обучающих курсов (подготовка методических требований к сценариям для экспертов и редакторов, в некоторых случаях – и самостоятельное написание текста);
  • Организация процесса производства курсов и взаимодействие со всеми участниками (с менеджерами проектов, дизайнерами, маркетологами, редакторами и другими);
  • Подготовка экспертов для проведения образовательных мероприятий в качестве спикеров;
  • Оценка эффективности обучения с точки зрения достижения целей;
  • Оптимизация логики и сценариев обучения на основании полученных данных и обратной связи.

Педагогический дизайн является относительно новым направлением в нашей стране, однако, с каждым годом наблюдается динамика возрастающего спроса на данных специалистов. Наибольшее число предложений для педагогических дизайнеров поступает со стороны крупных коммерческих организаций, нуждающихся в качественном и эффективном обучении персонала. Но не только бизнесу интересны специалисты по педагогическому дизайну, образовательные организации и специализированные государственные структуры, также начали активно привлекать педагогических дизайнеров для реализации своих образовательных проектов.

РазвернутьСвернуть

Оценка.

После внедрения курс оценивается с точки зрения достижения учебных целей, поставленных на первом этапе. Оценка может повлечь за собой пересмотр и исправление курса.

Модель ADDIE считается стандартом работы педагогического дизайнера. Безусловно существуют и другие подходы, например SAM, но они применяются реже.

Чем занимаются педагогические дизайнеры?

Педагогические дизайнеры — это люди, которые воплощают в жизнь этапы модели ADDIE. Хотя в наших реалиях их чаще всего называют разработчиками курсов, методологами, специалистами по дистанционному обучению и т.д.

Соответственно, сотрудники компании или фриланс-специалисты, отвечающие за полный цикл ADDIE, или за его отдельные этапы, имеют право называться педагогическими дизайнерами.

Вот перечень обязанностей педагогического дизайнера в зарубежной практике (дамы и господа из HR, не благодарите):

1. Анализ потребностей в обучении.

2. Анализ аудитории, составление профиля учащегося.

3. Определение учебных целей и задач.

4. Выстраивание учебной стратегии для конкретного курса.

5. Рерайт и структурирование контента в соответствии с учебными целями.

6. Создание (поиск) мультимедийных элементов контента (изображения, аудио, видео и пр.)

7. Создание тестов, заданий, упражнений, ассессментов и т.п.

8. Разработка внешнего вида курса и наполнения: цветовая схема, шрифты, слайды, плеер и т.п.

9. Разработка сценария курса.

10. Сборка курса в авторском средстве.

11. Отправка курса в СДО.

12. Замер влияния обучения на производительность труда.

Естественно, набор функций может меняться в зависимости организации и распределяться между разными сотрудниками. Кроме того, функционал педагогического дизайнера может включать в себя что-то помимо обозначенного выше.

Вступайте в наши группы , , и Instagram.

Что такое педагогический дизайн?

Педагогический дизайн (Instructional design, ID) — это научная дисциплина по разработке методик дистанционного обучения. Педагогический дизайн в первую очередь направлен на наполнение курса содержательной информацией, формирование последовательности изложения и внедрение современных способов представления обучающего материала.

Процесс проектирования учебных материалов — это последовательность четко определенных процедур, которые сгруппированы в ряд этапов и имеют конкретные задачи и методы их решения. Чаще всего при разработке урока или курса используется модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation), разбивающая весь процесс на 5 этапов: 

  1. Анализ — методисту курса необходимо вначале определиться с целевой аудиторией, понять потребности учащихся, определить цели обучения и составить список ожидаемых результатов. 
  2. Проектирование — методист определяется с формой подачи материала, анализирует и структурирует материал в соответствии с уровнем английского и целями студентов, выбирает средства и методы учебной работы, разрабатывает тесты для контроля обучения, создает плана всего проекта, подготавливает пробную версию учебных материалов, оценивает и дорабатывает материалы с точки зрения полного соответствия задачам, сопровождение и развитие учебных материалов.
  3. Техническая разработка проекта — выбор формата, проработка визуального дизайна курса.
  4. Реализация — непосредственное создание курса в системе управления обучением (Learning Management System, LMS). 
  5. Оценка эффективности курса — после проведения 1 потока обучения, методист должен собрать конструктивную обратную связь и оценить эффективность курса для дальнейшего совершенствования учебного контента.

Если необходимо, надо будет провести продвижение курса (создать лендинг с описанием курса, запустить рекламу для привлечения студентов и т.д.). 

Другие модели педагогического дизайна: SAM (Successive Approximation Model), SMART (Specific, Measurable, Attainable, Relevant, Time-bound), ALD (Agile Learning Design), модель обучения Колба. 

Данные модели работы, а также принципы педагогического дизайна обеспечат создание качественного онлайн-курса. 

Принципы педагогического дизайна

В основы педагогического дизайна заложены 8 принципов, разработанные одним из основателей, Робертом Ганье.

  1. Привлечение внимания учеников, мотивация на обучение.
  2. Объяснение целей и задач обучения. Составить разъясняет, почему студентам стоит выбрать данный курс и тем самым формируется у них определенный уровень ожиданий от итогов самого процесса.
  3. Представление нового материала
  4. Сопровождение обучения
  5. Закрепление знаний на практике. 
  6. Обратная связь об эффективности выбранного метода обучения и качестве материала.
  7. Оценка успеваемости и общая оценка эффективности учебного курса.
  8. Перевод в практическую плоскость, то есть применение полученных знаний в новых ситуациях, не предусмотренных программой курса обучения.

Педагогический дизайнер в компании

В корпоративном мире ценится эффективность. Работодатель предпочтет организовать для сотрудников курс, который будет решать задачи бизнеса, который можно проходить «без отрыва от производства» и который будет всегда доступен, легко обновляем и занимателен. Здесь в работу включаются педагогические дизайнеры, которые воплощают идеи руководства в реальность: создают учебные материалы для адаптации новых сотрудников (onboarding process), обучают навыкам, которые им пригодятся на рабочем месте, или знакомят с нововведениями в компании.

Например, в администрации Нью-Йорка мы с командой делали курс по работе с инцидентами в убежище для бездомных. Задача курса — научить сотрудников убежища реагировать на драки, кражи и тому подобные происшествия. Нам хотелось сделать что-то классное, например игру-бродилку с анимированными персонажами, которым приходилось бы быстро принимать решения в сложных ситуациях. А потом мы побывали в убежище сами. Мы узнали, что воровство, драки и передозировки случаются по несколько раз за день. Люди, которые их фиксируют, настолько загружены, что у них нет времени играть в игры. Они хотят короткое видео с конкретными вариантами действий.

Дизайн курсов

Даже полезный электронный курс зацепит отнюдь не каждого, если выглядит неряшливо и блекло. Книги из этой подборки подскажут, как стать придумать яркий визуальный образ и выпускать только стильный контент.

8. «Презентация в стиле дзен» — Гарр Рейнольдс

Гарр Рейнольдс разбирает на запчасти базовые идеи графического дизайна и рассказывает, как создать идеальное сообщение из любого контента, будь то текст, видео или картинка.

В книге множество примеров хорошего и плохого оформления слайдов, а также фишки по работе с композицией, шрифтами, текстом.

Книга развивает насмотренность, учит мыслить как профессиональный дизайнер, работать продуктивно и поверить в свой талант.

9. «Дизайн для недизайнеров» — Робин Уильямс

Автор подобрал сотни примеров хорошего и плохого дизайна, а также сформулировал четыре главных правила для создания качественных электронных курсов.

Также Уильямс приводит базовую классификацию шрифтов, объясняя их главные отличия и принципы совместного использования. Как правильно расположить текст? Как выбрать шрифт, чтобы ваше объявление заметили? На эти и многие другие вопросы автор дает исчерпывающий ответ.

В книге много практических заданий — вы сможете потренироваться и закрепить полученные знания.  

10. «Язык композиции» — Альбрехт Рисслер

Как в музыке из нот складывают мелодию, так в дизайне из отдельных графических элементов создают фотографии и картины. Это называется построением композиции.

В книге изложены базовые принципы композиции, проиллюстрированные 250 снимками. Учебник полезен не только фотографам, но и разработчикам онлайн-курсов.

Используя правила Альбрехта Рисслера вы научитесь собирать выразительные слайды из набора деталей: текстов, иконок и картинок.

11. «Slide:ology. Искусство создания выдающихся презентаций» — Нэнси Дуарте

Эта книга поможет развить визуальное мышление. На 88 страницах подробно разобраны шесть составляющих дизайна: композиция, шрифт, выравнивание, контраст, цвет и стиль.

Книга больше походит на мастер-класс: автор берет плохие примеры слайдов и поэтапно доводит до совершенства, комментируя каждое действие.

12. «Визуальное мышление» — Дэн Роэм

Основная идея книги: если совмещать слова с визуальным образом, то любую мысль можно объяснить в 10 раз быстрее

Ведь визуальный образ обогащает текст по смыслу, подтверждает сказанное, помогает понять материал и управляет вниманием. Это первое, что видит сотрудник в электронном курсе

Бестселлер, переведенный на 25 языков, научит вас подбирать к тексту сочные картинки, создавать инфографику и просто объяснять сложные идеи.

13. «Мастерство презентации» — Алексей Каптерев

У этой книги есть «точка невозврата». Ваша следующая презентация станет гораздо лучше прежней, как минимум, потому, что будет безумно стыдно делать ошибки, описанные автором.

Алексей Каптерев на примерах показывает, как перегруженный данными и навороченными шрифтами слайд превратить в лаконичный, ясный и приятный глазу.

Также вы узнаете, где брать платные и бесплатные иллюстрации для курса, какой формат картинок лучше использовать (и это не JPEG!), какой шрифт вызывает одинаковую ненависть у зрителей и дизайнеров.

14. «От слайдов к историям» — Мартин Сайкс, Никлас Малик и Марк Вест

Чтобы понять эту книгу, с ней надо работать. Это не вечернее чтиво, а руководство к действию. Здесь изложены пошаговые инструкции, готовые шаблоны и конкретные примеры из практики — все, что нужно для того, чтобы сверстать качественный электронный курс.

Фишка издания: авторская методика ветеранов Microsoft по созданию презентаций, основанная на исследованиях и подтвержденная 12-летней практикой.

Стиль

Нам всем встречались курсы, будто собранные из 10 разных PowerPoint-презентаций: на каждом слайде новый шрифт, цвет и фон

Это отвлекает внимание учащегося и нарушает основополагающий принцип дизайна — единый стиль

Кажется, что курс не сделали с нуля, а копировали из нескольких презентаций

Используйте одинаковые элементы дизайна во всем курсе. Это создает ощущение порядка и единства. Если же на слайде появляются новые элементы, порядок пропадает.

На каждом слайде — одинаковый стиль: кнопки, шрифты, фон. Это создает ощущение порядка и помогает сконцентрироваться на информации

Если применить все советы к электронному курсу, который мы показали в начале, то он заметно преобразится. Теперь материал больше похож на серьезный образовательный продукт, чем на детскую раскраску.

Для вдохновения: примеры электронных курсов с аккуратным дизайном

«Йога для начинающих»

Это практическое руководство поможет новичкам поближе познакомиться с йогой и освоить несколько базовых асан. Курс дополнен аудио- и видеоматериалами и оснащен удобной навигацией. Занятие «ведет» персонаж-йог, специально разработанный для данного курса.

«Анатомия нервной системы»

Медицинская компания A.D.A.M. выпустила курс по строению самой сложной системы в организме человека. Здесь хорошо проработаны такие элементы дизайна, как стиль, цвет, контрастность, шрифт.

«Связь с Хаджи Камалом» (в оригинале «Connect with Haji Kamal»)

Компания Kinection разработала электронный курс в виде комикса для армии США. Он учит американских солдат преодолевать культурные различия и налаживать контакт с представителями других наций. Подробнее о курсе можно прочитать здесь.

Где взять качественный контент для дизайна курса

Если вам нужно быстро и качественно задизайнить курс, можно использовать готовые шаблоны из библиотеки контента iSpring Suite. Здесь огромная коллекция заготовок, созданная профессиональными дизайнерами: красочные темы, персонажи, картинки, фотографии, иконки, кнопки. Курс можно собрать из готовых блоков, как конструктор  — остается лишь добавить текстовую информацию.

Как быстро создать курс при помощи библиотеки контента, смотрите в этом видеоуроке:

В следующем уроке расскажем, что такое диалоговый тренажер, для чего нужен и как создать.

А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!

← Предыдущий урок   Следующий урок →

Инструмент для разработки курсов iSpring Suite

Разрабатывайте профессиональные электронные курсы прямо в PowerPoint. Интерактивные курсы, видеолекции, тренажеры, скринкасты, тесты, опросы – все в одной программе.

14-дневная пробная версия

Шрифт

Шрифт — не просто способ подачи текста, а мощный инструмент в оформлении. 80% дизайна составляет текст. Буквами можно не только передать смысл, но и подчеркнуть стиль изложения. Вот несколько рекомендаций по работе со шрифтами.

Используйте не больше 3 шрифтов на слайде

В курсе должно быть до трех шрифтов: для заголовка, подзаголовка и основного текста. Если вы используете больше шрифтов, курс станет неряшливым.

Важный момент: для электронного текста лучше использовать шрифты Arial, Verdana, Trebuchet. Они удобнее для чтения с экрана компьютера или телефона.

Шрифты должны быть читабельными

При оформлении курса велик соблазн использовать витиеватый шрифт. Кажется, что он придает изюминку слайду. На деле это просто мешает считать информацию.

Курсив или полужирный шрифт — выберите что-то одно

Выделять слова одновременно жирным, курсивом и подчеркиванием не стоит — будет визуальный перегруз.

Подчеркивание лучше вообще исключить, так как его можно принять за гиперссылку.

4 этапа дробления контента

Теперь, когда мы можем гордо заявить, что наша кратковременная память похожа на решето, давайте рассмотрим стратегии решения этой проблемы.

Шаг 1: Начните с глобального

Используйте стратегию дробления контента на этапе построения иерархии курса. Продумайте логику последовательности модулей, уроков и тем.

Начните с больших блоков логически связанной информации и используйте их в качестве модулей. Существует множество стратегий организации информации: например, от простого к сложному, причина-следствие, последовательности и т. д.

Шаг 2: Делите модули на уроки, а уроки на разделы

Разбейте модули на более мелкие логически связанные порции – они станут вашими уроками. Продолжайте этот процесс, пока все содержимое не будет поделено до уровня разделов. По мере того, как вы глубже погрузитесь в контент, вы сможете точно настроить внутреннюю структуру курса.

Шаг 3: Делите на экраны

Когда будет готова структура «модуль-урок-раздел», организуйте материал так, чтобы каждый экран монитора содержал законченную мысль.

В зависимости от вашей иерархии это может быть одна тема, какая-то задача обучения или концепция. Примите за правило избегать освещения нескольких тем, задач или концепций одновременно.

Шаг 4: Проверьте кратковременную память

На протяжении всего процесса не забывайте об объеме оперативной памяти. Действительно ли нужно включать в курс всю информацию, которая у вас есть? Если нет, смело вырезайте то, что напрямую не относится к делу. Меньше – больше.

Потребуется ли учащемуся удерживать в памяти несколько понятий одновременно для освоения блока контента? Если да, то делите еще. К счастью, визуальные эффекты и текст в мультимедийных курсах могут снизить требования к оперативной памяти.

Тексты для курсов

В основе каждого электронного курса лежит рассказ: о компании, ее продуктах или методах работы. Хороший текст звучит громко и читается легко. В плохом спотыкаешься на каждом слове. Эти книги научат писать увлекательно и правдиво, без убогих штампов и брехни.

4. «Пиши, сокращай» — Максим Ильяхов, Людмила Сарычева

Чем меньше в тексте мусора и воды, тем легче его читать. Упрощать — значит избавляться от ненужного, чтобы нужное могло говорить. Авторы на примерах учат писать просто, сокращать текст без ущерба для смысла, а также делать рассказ энергичным и интересным, как приключенческий фильм.

Совет: когда закончите с редактурой, прогоните текст через сервис «Главред». Этот сервис разработали авторы «Пиши, сокращай». Он поможет найти в тексте штампы, обобщения и другой словесный «мусор». А также подскажет, как отредактировать текст, чтобы читатель легко усвоил информацию.

5. «Слово живое и мёртвое» — Нора Галь

Книга о формах и словах, которые портят текст и душат его. Хорошая прививка от основных стилистических ошибок, которыми мы все порой грешим.

По сути это сборник неудачных примеров работы переводчиков и редакторов: канцелярщины, штампов, тяжеловесных оборотов. Каждый такой ляп сопровождается кратким разбором и авторской правкой. Количество примеров в книге таково, что она похожа на бесконечную тренировку. На выходе вы крепко усваиваете, чего не надо делать, как писать легко, увлекательно и четко.

6. «Бла бла бла» — Дэн Роэм

Дэн Роэм учит писать коротко и по существу. Неправильно используя слова и фразы, мы «забалтываем» собственные идеи. Болтовня убивает нашу способность думать, учиться и работать. Эта книга о том, как избежать такого убийства.

7. «Искусство объяснять» — Ли Лефевер

Автор утверждает, чтобы объяснять сложные вещи простым языком, не нужен талант — нужно лишь понимать технологию объяснения. В книге показывают эту технологию.

Даже правила по технике безопасности в электронном курсе можно подать интересно, если подобрать правильные идеи и примеры. Ли Лефевер рассказывает, где их брать и как формулировать.

Заключение

Споры об эффективности методик можно вести бесконечно. Однако хорошо заметно, что каждая из них имеет четкую ориентацию на конкретный сегмент, а потому все сильные и слабые стороны жестко связаны с самой потребностью выстраивать обучение различных групп с учетом их специфических потребностей. Хорошо освоенная и проработанная методика ADDIE даст мощный инструментарий для создания универсальных обучающих курсов, ориентированных по получение фундаментальных знаний, но требует очень высокой квалификации разработчиков. SAM позволяет объективно ускорить и упростить процесс разработки, а также придать ему большую гибкость в случае появления новых задач. А технологии ALD дают возможность быстро и четко создавать узкоспециализированные курсы, ориентированные на специальные области знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector