Среда (литературный кружок), «московская литературная среда», телешовские среды
Содержание:
Библиографический курьёз
Основная статья:
Группа участников сред. Слева направо: С. Г. Скиталец, Л. Н. Андреев, М. Горький, Н. Д. Телешов, Шаляпин Ф. И., И. А. Бунин, Е. Н. Чириков, 1902 | Группа участников «Сред» Телешова. Подпись поясняет, что Е. Н. Чирикова действительно нет. |
В издании телешовских «Записок писателя», которое вышло в 1948 году, среди прочих портретов была помещена иллюстрация, воспроизводившая известный групповой портрет членов «Среды», относящийся к 1902 году. Её отличие от оригинального портрета состояло в том, что изображение Е. Н. Чирикова за спиной И. А. Бунина было тщательно заретушировано. По неизвестной причине исчезло лишь изображение Чирикова, хотя на том же самом снимке присутствовали другие эмигранты: Бунин и Шаляпин.
Биографии писателей
Программа кружка «Литературная гостиная» предполагает глубокое изучение жизни русских и зарубежных авторов. Такие занятия развивают коммуникативные навыки, воспитывают интерес к литературным произведениям.
Безусловно, учитель должен быть прекрасным рассказчиком. Повествуя о жизни Пушкина, Есенина, Тютчева, он способен зародить в своих учениках любовь в поэзии. Биография великих мастеров слова включает множество интересных фактов. Однако информация о жизненном и творческом пути, которую предоставляет педагог, не должна быть исчерпывающей. Главная задача рассказчика – вызвать интерес слушателей к той или иной теме. Творческое задание по этой теме – это не просто жизнеописание одного из поэтов, которое ученик без труда может найти в свободном доступе. Письменная работа предполагает элементы собственного наблюдения.
Богатым материалом для творческих заданий на тему «Биография великих писателей» является жизнь Михаила Булгакова. О том, насколько близок личности автора герой одного из самых знаменитых романов прошлого столетия «Мастер и Маргарита», написано множество статей и книг. Ученикам рекомендуется прочитать некоторые из них, и на основе материала написать реферат на любую предложенную педагогом тему.
Литература
- Бунина В. Н. // Литературное наследство. — М.: Наука, 1973. — Т. 84, кн. 2. — С. 159—223. — 551 с. — 20 000 экз.
- [dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/2977/ «Московская литературная среда»] // Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992.
- Г. Н. Воронцова. Телешов Николай Дмитриевич // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. Б. Ф. Егоров. — М. : Большая российская энциклопедия ; СПб. : Нестор-История, 2019. — Т. 6 : С—Ч. — С. 187-188. — 656 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 1000 экз. — ISBN 5-85270-011-8. — ISBN 978-5-4469-1616-0 (т. 6).
Состав «Среды» и прозвища её членов
Имя и фамилия участника | Прозвище | Происхождение прозвища (по свидетельству Н. Д. Телешова) |
---|---|---|
Максим Горький | «Хитровка» | Связано с пристрастием Горького к изображению быта «босяков». |
Александр Куприн | «Конная площадь» | Связано с «пристрастием к лошадям и цирку». |
Иван Бунин | «Живодёрка» | Связано с худобой Бунина и с его «острословием, от которого иным приходилось солоно». |
Юлий Бунин | «Старый Газетный переулок» | Связано с многолетней работой Бунина в редакциях газет. |
Евгений Чириков | «Лобное место» | Связано с деталью внешности Чирикова — высоким лбом. |
Николай Златовратский | «Старые Триумфальные ворота», «Патриаршие пруды» | |
Александр Серафимович | «Кудрино» | Связано с деталью внешности Серафимовича — лысиной. |
Викентий Вересаев | «Каменный мост» | Связано с «нерушимостью взглядов». |
Фёдор Шаляпин | «Разгуляй» | |
Евгений Гославский | «Большая Молчановка» | Связано с «обычным безмолвием во время споров». Кроме того, на Большой Молчановке находилась одна из квартир Гославского, где прошли отдельные встречи членов кружка. |
Сергей Голоушев | «Брехов переулок» | |
Николай Тимковский | «Зацепа» | |
Леонид Андреев | «Большой Ново-Проектированный переулок», «Ваганьково» | Первый «адрес» связан со статусом начинающего писателя, второй прокомментирован Андреевым так: «У меня что ни рассказ, то два-три покойника». |
Виктор Миролюбов | «Каланчёвская площадь» | Связано с высоким ростом Миролюбова. |
Иван Белоусов | «Пречистенка» |
Литература и жизнь
Программа по литературному кружку может быть различной. Некоторые учителя ориентируются на литературоведении. Для других важнее приобщение учеников к творческому процессу. И в первом, и во втором случае факультативное обучение предполагает чтение художественной литературы.
Но отчего многие подростки испытывают сложности в восприятии того или иного произведения? Дело в том, что сюжет, созданный гениальным автором более ста лет назад, кажется современному школьнику несколько отстраненным, абстрактным. Но литература – это художественное отражение реальной жизни. Книги Толстого и Достоевского оттого и пользуются популярностью во всем мире, спустя столько лет после их издания, что в них есть правда, достоверность.
Человек, который умеет читать (не складывать буквы в слова, но воспринимать и анализировать прочитанное), видит в таких литературных персонажах как Анна Каренина, Родион Раскольников, Катюша Маслова, Дмитрий Карамазов нечто близкое, знакомое, родное. Но на это способен лишь тот, кто уже имеет за своей спиной жизненный опыт, хотя бы несколько десятков прочитанных книг или чрезвычайно развитое воображение.
Рабочая программа по литературному кружку также охватывает произведения, изучению которых на уроках литературы не отводится времени. Школьники читают с большим интересом книги авторов XX века. Это могут быть как произведения отечественной литературы, так и романы и повести зарубежных писателей. Особый интерес у подростков вызывает творчество Джона Толкина – автора, чьи книги стали культовыми для нескольких поколений читателей во всем мире.
Основание и деятельность кружка
Литературно-художественное объединение московских писателей «Среда» был организован в 1899 году в Москве русским писателем Николаем Дмитриевичем Телешовым. Собрания членов содружества проходили в квартире Н. Д. Телешова по средам.
Во время заседаний молодые писатели выносили новые, раннее не изданные труды на обсуждение коллег, причем авторы лично исполняли свои произведения. Известная пьеса Максима Горького «На дне» впервые была прочитана на «Среде».
Писатели устраивали также выходные, или большие, «Среды», в которых в качестве гостей участвовали литераторы, артисты, художники, врачи, юристы. Группа московских писателей поддерживала и составляла протесты, вызванные насильными действиями правительства. Революционным характером творчества участников содружества обусловлена их связь с представителями декадентства, модернизма и других направлений. Большие «Среды» посещали К. Д. Бальмонт, Кречетов, В. Я. Брюсов и другие поэты.
Произведения московских писателей вошли в сборники кружка «Знание», «Слово», «Клич», «Книга рассказов и стихотворений».
Найти свою студию
Литературные клубы обычно возникают при журналах, газетах или в Домах культуры. Нередко подобные студии бывают в вузах. Самый простой вариант поиска — набрать в поисковике слова: «литературная студия в городе таком-то» (или «литературный клуб», «литературное объединение», «литературный кружок» и тому подобное). Также можешь поискать эти организации на сайтах журналов твоего города.
Чтобы посмотреть, как функционируют крупнейшие писательские клубы, стоит съездить в одну из двух российских столиц.
Как и в шоу-бизнесе, начинающему поэту имеет смысл общаться с известными в этой сфере людьми.
Кстати, на творческие вечера, которые проходят в Центральном доме литераторов, ты можешь попасть совершенно свободно. Достаточно лишь следить за афишей и прийти в назначенный час. Вход свободный. Никто не запрещает послушать, и быть может, даже поучаствовать. В Москве также немало других литературных объединений: «Рука Москвы», «Фронт радикального искусства».
Но если тебя в первую очередь интересует творческий рост, или ты пока не понимаешь: плохо ты пишешь стихи или хорошо, тогда имеет смысл походить в любую литературную студию, которая есть в твоем районе или городе.
Такие клубы-студии действуют при многих учебных заведениях. Например, в московском Бауманском университете более тридцати лет существует литературная студия «Коровий брод», при газете «Бауманец». Ведет ее драматург, поэтесса и член Союза писателей Москвы Елена Исаева. Не трудно посещать открытые уроки в Литературном институте. Они проходят каждый вторник в здании Литературного института.
История
«Среда» выросла из литературного кружка «Парнас», организованного в 1883 году Телешовым и С. Д. Махаловым. Первоначально в него входили начинающие литераторы (В. С. Лысак, А. И. Слюзов, А. М. Кованько и другие), в дальнейшем так и не ставшие писателями. В 1890-х годах в состав кружка вошли братья Бунины, Сергей Глаголь, Н. И. Тимковский, В. М. Михеев. Посещали собрания кружка В. А. Гиляровский, Т. Л. Щепкина-Куперник, С. Т. Семёнов, Н. Н. Златовратский, Л. А. Хитрово. Заседания проводились по вторникам, а с 1899 года — по средам. С этого времени кружок получил новое название и ведёт свою новую историю.
Участников кружка объединяли не эстетические или политические взгляды, а дружеские отношения. Борис Зайцев вспоминал:
В октябре 1909 года отмечалось 10-летие «Среды» и 25-летие творческой деятельности Телешова. Фактически это было последнее заседание кружка. К этому времени власти стали закрывать незарегистрированные организации, и кружок зарегистрировали под новым названием, «Молодая среда», как комиссию при Московском обществе помощи литераторам и журналистам во главе с Ю. Буниным. Заседания стали проходить в помещении Литературно-художественного кружка. В «Молодую среду» вошли не только писатели Иван Шмелёв, Борис Пильняк, Алексей Толстой и др., но и художник Аполлинарий Васнецов с поэтом Михаилом Гальпериным. Новый кружок просуществовал до 1919 года.
Члены старой «Среды» объединились вокруг созданного Телешовым и Махаловым «Книгоиздательства писателей в Москве». Они продолжали собираться по 3—5 раз в год.
Творчество
Какие знания должен приобрести школьник, посещая в течение года литературный кружок? Программа, составленная опытными педагогами, включает помимо чтения и анализа художественной литературы и изучение теоретической части. Ученики должны разбираться в основных литературных терминах, что, впрочем, предусмотрено и обязательной программой.
Организовывая литературный кружок в школе, программа которого предполагает глубокое изучение теории прозы и поэзии, учитель стремится внушить своим подопечным важность понимания таких терминов как композиция, сюжет, метафора, градация и так далее. Но никакая информация не может быть полезной без практических занятий
Поэтому рабочая программа литературного кружка включает нередко и творческую часть.
Школьники изучают творчество Шекспира. Сонеты английского драматурга – одна из тем, которые восьмиклассники проходят на уроках литературы. Но не каждый из взрослых может ответить на вопрос о том, что представляет собой эта поэтическая форма. Возможно, дело в том, что на уроках литературы многие школьники откровенно скучают? Более значительный эффект приобрели бы занятия по литературе, если бы теоретическая часть закреплялась небольшим творческим заданием. Сочинить поэтическое произведение в жанре сонета способен не каждый ученик. Но приобщение к литературному творчеству – замечательный способ привить подростку любовь к чтению, развить его потенциал, повысить самооценку.