Что значит направление подготовки? перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования

Содержание:

Профстандарты в части наименования должностей

Таким образом, требования к наименованию должности обязательны в одном случае: если к конкретной должности (профессии, специальности) «привязаны» компенсации, льготы, ограничения. Например, периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (, ; пост. Правительства РФ от 16.07.2014 № 665). Или, к примеру, когда запрещена работа по совместительству () на должностях и по профессиям, включенным в Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (утв. пост. Правительства РФ от 19.01.2008 № 16).

Когда же полагающиеся работнику компенсации и льготы (либо действующие в отношении него ограничения) не зависят от названия его трудовой функции, то такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте (например, само по себе признание выполняемой сотрудником работы «вредной» еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом).

Применение профессиональных стандартов в части квалификационных требований

В свою очередь, соблюдение квалификационных требований, установленных квалификационным справочником или профессиональным стандартом, нужно в двух случаях:

  • если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (то есть когда компенсации, льготы, ограничения «привязаны» к конкретной должности (профессии, специальности));
  • когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены определенные требования к квалификации.

Касаемо требований к квалификации, упомянутых в статье , Минтруд России (письмо Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299; ) разъясняет, что при применении этой нормы под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти,которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты, в других случаях эти требования носят рекомендательный характер. Например, прямо предусмотрено соблюдение квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, для лиц, занимающихся педагогической деятельностью (), лиц, принимаемых на подземные работы (), и т. п.

Указанная обязанность возложена на всех работодателей – как на бюджетные организации, так и на коммерческие (). Но даже если профстандарт для работодателя обязателен, это не значит, что для уже работающих в организации сотрудников что-то изменится: обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Изменение может производиться либо по соглашению сторон трудового договора (), либо работодателем в одностороннем порядке () – в случае, когда основой для такого изменения служит фактическое изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), при которых сохранение прежних условий труда невозможно. Но даже в этих случаях изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается ().

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием и для увольнения работников. Работники могут быть направлены на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с их согласия и при наличии на то воли работодателя ().

За несоблюдение требований профстандартов в случае, когда они обязательны, работодатель может быть привлечен к ответственности (; ). Проверку соблюдения работодателями трудового законодательства осуществляют Государственные инспекции труда в соответствующем субъекте РФ и Прокуратура РФ.

Анна Мазухина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ

А.И. Голов,юрист

     С 1 июля 2016 года повысились требования к квалификации работников, то есть к уровню их знаний, умений, профессиональных навыков, а также опыту работы.    Причем новые требования к квалификации введены для граждан, как работающих по трудовому договору, так и занимающих должности государственной гражданской или муниципальной службы.     Поскольку в органах государственной власти (федеральных и субъектов РФ), муниципальных образованиях заняты, как правило, различные категории работающих, рассмотрим, что в связи с новыми нормами должны предпринять работодатели (представители нанимателя).  

Профессиональные стандарты

     Вначале поговорим о работниках, с которыми заключены трудовые договоры в соответствии с Трудовым кодексом РФ.     В трудовых договорах обязательно должна быть указана трудовая функция работника. При этом наименование его должности, профессии или специальности должно соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ЕКТС и ЕКС) или соответствующим положениям профессиональных стандартов.     Понятие профессионального стандарта было введено в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ, а первые профстандарты были утверждены Минтрудом России осенью 2013 года и относились к педагогам, специалистам по патентоведению и социальной работе. Профессиональный стандарт является характеристикой квалификации работников, и порядок его применения установлен ТК РФ.    Согласно данной норме с 1 июля 2016 года применение профессионального стандарта стало обязательным в случае, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.    Например, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает требования к образованию работников контрактной службы, контрактного управляющего <*>. При определении требований к квалификации указанных работников работодатели должны руководствоваться «Специалист в сфере закупок», утвержденным приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н.    

статью О.Л. Лобановойдолжны иметь высшее образование (как минимум бакалавриат) или профессиональное дополнительное образование в сфере закупокЗакона № 44-ФЗот 18.07.2011 № 223-ФЗ от 27.06.2016 № 584

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Для того, чтобы не стать обманутым, до того, как будет подаваться заявление в учебное заведение, стоит провести анализ этого ВУЗа

Обратить свое внимание нужно на такие вещи, как:

  • отсутствие бюджетных мест на выбранном профиле;
  • количество платных мест на этом профиле существенно преобладает над другими специализациями;
  • название профиля, которое нигде ранее не встречалось. В этом случае необходимо быть крайне осторожными. Это может быть либо собственная программа ВУЗа, либо просто заманчивым названием самой обычной специальности.

В популярном учебном заведении всегда много бюджетных мест

У каждого ВУЗа есть свой баланс бюджетных и контрактных мест. Учебные заведения, которые пользуются популярностью, имеют больше бюджетных мест, чем платных. Если в выбранном ВУЗе все наоборот, то стоит узнать о нем побольше.

Обзор документа

Вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста), если они не определены в структуре соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Определен порядок реализации вузами названных профилей (специализаций).

Профили (специализации) ООП являются частью направления подготовки (специальности) ВПО, в рамках которого (которой) они реализуются. Они предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков.

Профиль (специализация) отражает направленность ООП вуза на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВПО или самостоятельно установленным вузом образовательным стандартом.

Вузы могут разработать ООП и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).

Вуз может самостоятельном определить перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ОПП, если во ФГОС он не установлен.

Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются вузом самостоятельно на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности).

Вуз для решения названных задач может обратиться и к примерной ООП.

Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами. В нем устанавливаются правила их классификации и кодификации для учета в государственной образовательной статистике.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обзор документа

Утвержден Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.

Речь идет о 13 перечнях. В частности, это перечни профессий и специальностей среднего профобразования, направлений подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, адъюнктуры, специальностей специалитета, ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Перечни формируются и пересматриваются Минобрнауки России и утверждаются его приказами.

Изменения в перечни вносятся после принятия Министерством решения об утверждении соответствующего федерального образовательного госстандарта профессионального образования.

Профессии, специальности и направления, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы.

Группы распределяются по 9 областям образования: математические и естественные науки; иженерное дело, технологии и технические науки; здравоохранение и медицинские науки; сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; науки об обществе; образование и педагогические науки; гуманитарные науки; искусство и культура; оборона и безопасность государства. военные науки.

Каждой группе присваивается 6-значный код: первые 2 цифры — порядковый номер группы, 4 последующие — «0». Каждые 2 цифры отделяются точкой.

Области код не присваивается.

Коды групп едины для всех перечней независимо от того, в какую область входит группа. В перечнях могут содержаться не все области и группы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Чем отличаются понятия «факультет», «кафедра», «специальность», «профиль», «программа вуза»?

Большинство старшеклассников их родителей не видят различий между понятиями: факультет, кафедра, специальность, направление подготовки, профиль обучения, программа обучения. Очень часто ребята хотят поступать «на факультет банковского дела» или «кафедру востоковедения», на самом деле подразумевая профили обучения «Банковское дело» и «Востоковедение».
Давайте разберемся в понятиях, их отличиях и будем употреблять термины правильно!

Изучая поисковые запросы и консультируя выпускников, мы заметили, как часто они ищут то, чего на самом деле нет. Они путают понятия «кафедра», «факультет» и «специальность», «профиль обучения». Например, абитуриент хочет стать программистом. Он ищет факультет или кафедру программирования. В реальности, ему нужна программа «Разработка программно-информационных систем» по специальности «Программная инженерия». Ни факультет, ни кафедра не могут иметь такого названия. Но увы, абитуриент зачастую не представляет название ни специальности, ни программы образования, и даже не понимает, что ему нужно найти. Сайт Поступи Онлайн дает возможность абитуриенту искать нужную программу образования при наличии любой информации: вуз, профессия, специальность, поскольку все эти объекты связаны между собой.

Для начала уточним понятия «факультет» и «кафедра».

Факультет – это подразделение вуза, ведущее подготовку студентов по нескольким родственным специальностям.

Кафедра – это обучающее или научное подразделение факультета, ведущее подготовку студентов или ведущее научную работу в рамках какой-то одной специализации.

Абитуриенты поступают вовсе не на факультет и не на кафедру, а на конкретную программу образования по конкретной специальности. Именно по программе или специальности проводится конкурс в вузе.

У одной специальности может быть десяток разных профилей и сотня разных программ обучения. Рассмотрим эти понятия.  

Специальность высшего образования – это направление подготовки, входящее в одно из укрупненных направлений и имеющее уникальный код.

Например:

Одно из укрупненных направлений бакалавриата 01.03.00 Математика и механика имеет четыре специальности:

  • 01.03.01 Математика,
  • 01.03.02 Прикладная математика и информатика,
  • 01.03.03 Механика и математическое моделирование,
  • 01.03.04 Прикладная математика.

Каждая из этих специальностей имеет свои профили обучения.

Профиль обучения – это специализация в определенном сегменте профессиональных знаний и навыков с учетом отраслевой специфики. Базовый блок дисциплин у разных профилей одной специальности, как правило, одинаковый.

Все профили одной специальности будут иметь тот же код, что и специальность, но могут довольно серьезно отличаться по профессиональному блоку дисциплин, профессиям, в которых сможет развиваться выпускник.

Например, к специальности 01.03.04 Прикладная математика относятся следующие профили:

  • Прикладная математика,
  • Математические методы в информационных технологиях,
  • Математическое моделирование в экономике и технике,
  • Прикладная информатика в химии,
  • Математические методы в экономике и др.

Ключевым объектом поиска должна быть не специальность, а именно профиль обучения, поскольку именно он определяет ключевые профессиональные знания и навыки, которые получит выпускник, сферу его трудоустройства.

А что же такое «программа вуза». Программа всегда связана с конкретным вузом, предполагает не только профиль, но еще и форму обучения (очно, заочно, дистанционно), формат обучения (например, на базе 11 классов или на базе СПО), стоимость, имеет определенное количество бюджетных и платных мест, проходные баллы и т.д. Именно на программу и нужно поступать.

29.05.2017

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

Во избежание неправильного выбора, со старшеклассниками часто проводятся занятия о разных профессиях

Названия профилей могут быть очень похожи, но все-таки, предметы в разных направлениях будут серьезно отличаться. Это означает, что после завершения обучения получится два специалиста с различными областями знаний и умений.

Например, если есть желание получить профессию веб-дизайнера, лучше будет выбрать специализацию в сфере дизайна по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Здесь будут такие предметы, как:

  • программирование;
  • верстка;
  • архитектура;
  • создание информационных систем.

А профиль «Дизайн и программирование» по направлению 54.03.01, организован на стандартах дизайна, поэтому с информационными технологиями студентов познакомят лишь слегка.

Дизайнерам придется также частично изучать информационные технологии

Чтобы выбрать нужную специализацию, стоит все хорошенько проанализировать.

Частые ошибки и их последствия

При увольнении по п. 3 ст. 81 ТК РФ работодатели допускают следующие ошибки:

  • увольняют сотрудников, которых увольнять по этому основанию нельзя в силу их особого статуса. К таким относятся, например, сотрудники, находящиеся на больничном или в отпуске, беременные женщины, сотрудники в декрете, одинокие мамы, чьи дети не достигли 14 лет или 18 лет, если речь о ребенке-инвалиде, несовершеннолетние сотрудники, молодые специалисты, проработавшие менее одного года;
  • проводят процедуру аттестации в отсутствии положения о ней, регулирующего порядок ее проведения;
  • не соблюдают процедуру оценки знаний сотрудника, например, не знакомят аттестуемого со всеми необходимыми документами;
  • не предлагают сотруднику иные позиции;
  • не проводят официальную проверку знаний.

Любое нарушение в порядке увольнения по несоответствию квалификации грозит тем, что уволенный сотрудник оспорит его в суде, после чего работодатель вынужден восстановить его, выплатить зарплату за период увольнения и возместить моральный ущерб, если потребуется.

Как выбрать свой профиль

Выбирая будущую специальность, необходимо, во-первых, узнать о профессиях, востребованных на рынке труда. Во-вторых, учащемуся нужно проанализировать, какая деятельность получается у него лучше всего, какие навыки наиболее развиты, для какой работы подходит психотип, темперамент будущего выпускника.

Например, вспыльчивым холерикам не рекомендована монотонная работа, а спокойным, с сильной нервной системой флегматикам она вполне может подойти. Тревожным, мнительным меланхоликам не рекомендуется проводить рабочий день в организации, где много народа и часто случаются конфликты. Люди с этим темпераментом будут быстро уставать в таком обществе, и восстановление может быть долгим. Сангвиникам и флегматикам похожая обстановка будет по плечу.

Описания темпераментов можно найти на сайтах, посвященных психологии и профориентации.

С помощью данного опросника выбирается одно из двух значений на шкале экстраверсия — интроверсия, сенсорика — интуиция, логика — этика, рациональность — иррациональность. Затем определяется один из 16 типов, составленных из четырех букв. Узнав его, увидев свои сильные и слабые стороны, становится намного легче выбирать свой жизненный путь.

А ведь многие люди, работая по своим слабым функциям, не только чувствуют свою нереализованность, но и начинают обрастать комплексами, сравнивая себя с коллегами. Последние, пусть не всегда осознанно, могли выбрать профессию с учетом своих сильных качеств.

А перед самым принятием решения, выслушав все советы и пройдя многочисленные тесты, нужно сесть, подумать, прислушаться к себе и взять ответственность на себя — сделать свой выбор.

Квалификационные требования: образование

Федеральный закон «Об образовании», действующий на территории нашей страны сегодня, выделяет несколько основных уровней профессионального образования. Рассмотрим их далее в таблице.

Таблица 1. Разновидности профессионального образования

Разновидность Уточнение
Среднее образование Профессиональное образование
Высшее образование Степень Бакалавра
Высшее образование Степень Специалиста или Магистра
Высшее образование Кадры, имеющие наивысшую квалификацию

Согласно установленным требованиям, определенный уровень образования, соответствующий должности, точнее наличие или отсутствие оного, является одним из определяющих факторов при принятии решения о приеме на должность того или иного лица.

Одно из главных требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим, подразумевает наличие у кандидатов на посты образования соответствующего уровня

Так, граждане, являющиеся кандидатами на должности, упомянутые в представленном выше подзаголовке, относятся к следующим группам должностей гражданской службы:

  • высшей;
  • главной.

Как следствие, требования относительно наличия у них определенного уровня знаний достаточно высоки, а потому при поступлении на работу эти лица обязаны представить доказательства наличия у них образования, уровень которого будет не ниже, чем:

  • магистратура;
  • специалитет.

Представители искомых категорий гражданских служащих, а точнее, кандидаты на становление оными, также относятся к ранее упоминаемым должностным группам. Закон присуждает им возможность претендовать на замещение интересующих должностей лишь в том случае, когда каждый претендент:

  • обладает профессиональным образованием и носит звание бакалавра наук;
  • соответствует прочим квалификационным требованиям, предъявляемым к каждой должности индивидуально.

Требования, касающиеся наличия у будущих сотрудников официальных структур образования, будут отличаться для каждой из должностных категорий

Требования для служащих категории «обеспечивающие специалисты»

Посты, представляющие данную категорию, относятся к следующим группам должностей:

  • старшей;
  • младшей.

Подразумевается, что возможные соискатели на роль обеспечивающих специалистов будут иметь профессионально образование, иначе они не имеют право быть допущенными к конкурсу.

Процедура увольнения

Пошаговая инструкция, как уволить работника за несоответствие занимаемой должности, следующая.

Шаг 1. Оформляем несоответствие

Документально зафиксировать несоответствие квалификационным требованиям необходимо с помощью аттестации. Аттестацию проводим в порядке, предусмотренном положением о ней, принятом у работодателя.

Шаг 2. Предлагаем вакансии

После того как аттестация проведена, а ее результат оказался неудовлетворительным, и его должным образом зафиксировали документально, необходимо направить сотруднику официальное уведомление о несоответствии квалификационным требованиям с предложением перейти на другую, менее квалифицированную, должность, если таковая в организации имеется.

Пример уведомления:

Общество с ограниченной ответственностью «ПИОН»

(ООО «ПИОН»)

Исх. № 123 от 11.02.2020

О переводе на другую постоянную работу

Старшему менеджеру

по продажам

Петрову П.П.

Уважаемый Павел Петрович!

05 февраля 2020 года было проведено заседание аттестационной комиссии по оценке степени соответствия Вашей квалификации требованиям, предъявляемым занимаемой Вами должностью (протокол заседания аттестационной комиссии от 05.02.2020). В результате заседания комиссией было принято решение о вашем несоответствии занимаемой должности старшего менеджера по продажам, что подтверждено результатами аттестации (приказ генерального директора ООО «ПИОН» от 09.02.2020 № 23).

Руководствуясь ч. 3 ст. 81 ТК РФ, предлагаем Вам перевод на другую постоянную работу в ООО «ПИОН» — на должность охранника с окладом 15 000 рублей.

Убедительно просим о своем согласии на перевод или отказе от него сообщить в письменной форме в срок до 17.02.2020 включительно.

Генеральный директор _____________/Воронов А.В.

С уведомлением ознакомлен, экземпляр получил

Старший менеджер по продажам _____________/Петров П.П.

Шаг 3. Оформляем отказ

Любой перевод на другую должность возможен только с письменного согласия сотрудника, если он не согласен — отказ тоже оформляется письменно. В уведомлении работодателя необходимо указать срок предоставления ответа и его форму.

Шаг 4. Готовим приказ

Когда официальный письменный отказ получен, переходим к непосредственному расторжению трудового договора, увольнение по несоответствию квалификационным требованиям оформляется соответствующим приказом за подписью руководителя организации. В приказе пишут, что сотрудник не соответствует должности, это подтверждено результатами аттестации, и зафиксирован отказ от перевода.

Если увольняемый является членом профсоюза, прежде чем издавать приказ, необходимо запросить мотивированное мнение профсоюза относительно возможности увольнения. Эта обязанность работодателя зафиксирована в ч. 2 ст. 82 ТК РФ.

Шаг 6. Выдаем документы

В последний день работы увольняемому сотруднику выдают трудовую книжку и иные документы, связанные с его работой, которые он потребует, под подпись знакомят с приказом об увольнении и проводят окончательный расчет. Выплате подлежат:

  • оклад, надбавки и причитающиеся премии за фактически отработанное и оплаченное время;
  • компенсация неиспользованного отпуска.

Какие квалификационные требования бывают

В перечень квалификационных требований, относящихся к соискателям на должности для несения гражданской службы, входят такие наименования, как наличие:

  • у лица профильного образования в требуемой сфере;
  • конкретизированной длительности срока трудовой деятельности по профильной специализации;
  • наработанных знаний профессионального типа, а также навыков и умений, без которых невозможно возлагаемых на лицо в будущем обязанностей.

Установление интересующих нас требований по отношению каждой должности гражданской службы производится согласно:

  • категориям должностей;
  • должностным группам.

Квалификационные требования к государственным гражданским служащим разработал и утвердил Президент нашей страны. Поэтому, тщательное отслеживание их соответствию осуществляется при рассмотрении всех соискателей

Квалификационные требования к стажу

Все требования относительно стажа (то есть срока работы) гражданской службы всех существующих разновидностей, устанавливаются согласно Указу Президента нашей страны №16 «О квалификационных требованиях». Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 2. Требования к стажу лиц, поступающих на гражданскую службу

Категории должностей Требования к стажу
Высшие должности государственной гражданской службы Срок стажа для претендентов, желающих трудиться в указанной области, обязан составлять не менее 4 лет в той же сфере, или же:труду по основной специальности лица;
занятости по близкому направлению подготовки.
Главные должности гражданской службы государственного характера В этом случае требования гласят, что лицо должно накопить не менее двух стажевых лет также в следующих областях труда:гражданской службе:
профессиональной деятельности, соответствующей образования гражданина;
близком направлении подготовки.
Сотрудники должностей государственной службы:ведущей;
младшей;
старшей категории.
В искомом случае никакие требования именно относительно наличия какого-либо стажа не предъявляются.

Выдержка из указа «О квалификационных требованиях»

Те соискатели на должности, которые могут похвастаться наличием степени магистра или бакалавра, притом сопровождающихся получением красного диплома, в течение трех лет после выпуска из ВУЗа, для поступления на желаемую должность, должны накопить один год стажа работы:

  • по специальности;
  • в государственном учреждении в качестве служащего гражданской категории;
  • по сходному направлению деятельности.

В обязательном порядке предъявляются требования и относительно стажа определенной длительности, хотя, претенденты на некоторые должности, характеризующиеся наименьшим уровнем ответственности, могут его не накапливать

Как установить несоответствие занимаемой должности

Понятие квалификации установлено ст. 195.1 ТК РФ — это совокупность профессиональных навыков, умений, знаний и опыта гражданина. От достаточности квалификации зависит способность гражданина выполнять должностные обязанности и качество их выполнения. Чтобы установить несоответствие квалификации занимаемой должности, работодатель проводит аттестацию — процедуру проверки соответствия знаний, умений и навыков работника требованиям, предъявляемым для его должности. Для проведения аттестации необходимо:

Принять внутренне положение об аттестации, в котором подробно описать порядок ее проведения.
Издать приказ о проведении аттестации в отношении одного или нескольких сотрудников. Тем же приказом следует утвердить состав аттестационной комиссии

При формировании состава важно учесть требования ст. 82 ТК РФ о присутствии в комиссии представителя профсоюза сотрудников работодателя (если он есть).
Официально известить работника о проведении в отношении него аттестации, ознакомить под подпись с приказом не менее чем за два месяца до ее проведения

Каким конкретно требованиям обязан соответствовать каждый работник — решает работодатель, устанавливая эти требования в должностных инструкциях. При этом требования работодателя должны соответствовать тем, которые установлены для конкретной группы сотрудников Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
В качестве подготовки к проведению аттестации комиссия вправе запросить документы на работника, например, его характеристику от непосредственного начальника.

После тщательной подготовки проводят заседание аттестационной комиссии. Кворум заседания — 2/3 от состава членов комиссии, назначенной приказом. Аттестуемый работник при этом присутствует, в ходе заседания ему задают вопросы по профессии, дают задания, иным образом проверяют достаточность квалификации. Заседание протоколируется. Каждый гражданин вправе знать состав требований, предъявляемых к его должности, для этого со своей должностной инструкцией сотрудник знакомится под подпись. То, что гражданин не соответствует квалификации, означает, что у него нет необходимых знаний, навыков или опыта, и он не способен полноценно исполнять служебные обязанности.

Когда опрос работника окончен, комиссия выносит свое решение о соответствии занимаемой должности. Решение формируют, как правило, в отсутствие работника. Секретарь комиссии заполняет аттестационный лист, работнику озвучивают решение комиссии, протокол и лист предоставляют для ознакомления под подпись. Результат аттестации утверждается приказом руководителя организации.

Работник вправе не согласиться с результатами аттестации и попытаться оспорить их в комиссии по разрешению трудовых споров, трудовой инспекции или суде. Если результат аттестации оказался отрицательным, есть несколько вариантов, как быть, если работник не соответствует квалификационным требованиям:

  • направить на обучение или повышение квалификации;
  • предложить другую должность, для которой знаний гражданина достаточно;
  • уволить сотрудника в порядке п. 3 ст. 81 ТК РФ. Перед тем как уволить сотрудника за несоответствие занимаемой должности, необходимо предложить ему перевод на другую имеющуюся позицию.

Никто не заинтересован, чтобы квалифицированные кадры уходили с работы. Это касается одинаково как заведующих отделений в медицинских учреждениях, так и руководителей государственных корпораций. Если квалификация работника важна для руководства, то ее можно повысить, отправив работника на курсы. Если руководство считает, что перспектив с этим сотрудником нет, то уволит его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector