Что значит направление подготовки? перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования
Содержание:
- Профстандарты в части наименования должностей
- Применение профессиональных стандартов в части квалификационных требований
- НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
- Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза
- Обзор документа
- Обзор документа
- Чем отличаются понятия «факультет», «кафедра», «специальность», «профиль», «программа вуза»?
- Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?
- Частые ошибки и их последствия
- Как выбрать свой профиль
- Квалификационные требования: образование
- Процедура увольнения
- Какие квалификационные требования бывают
- Квалификационные требования к стажу
- Как установить несоответствие занимаемой должности
Профстандарты в части наименования должностей
Таким образом, требования к наименованию должности обязательны в одном случае: если к конкретной должности (профессии, специальности) «привязаны» компенсации, льготы, ограничения. Например, периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (, ; пост. Правительства РФ от 16.07.2014 № 665). Или, к примеру, когда запрещена работа по совместительству () на должностях и по профессиям, включенным в Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (утв. пост. Правительства РФ от 19.01.2008 № 16).
Когда же полагающиеся работнику компенсации и льготы (либо действующие в отношении него ограничения) не зависят от названия его трудовой функции, то такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте (например, само по себе признание выполняемой сотрудником работы «вредной» еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом).
Применение профессиональных стандартов в части квалификационных требований
В свою очередь, соблюдение квалификационных требований, установленных квалификационным справочником или профессиональным стандартом, нужно в двух случаях:
- если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (то есть когда компенсации, льготы, ограничения «привязаны» к конкретной должности (профессии, специальности));
- когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены определенные требования к квалификации.
Касаемо требований к квалификации, упомянутых в статье , Минтруд России (письмо Минтруда России от 05.04.2016 № 14-2/В-299; ) разъясняет, что при применении этой нормы под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти,которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты, в других случаях эти требования носят рекомендательный характер. Например, прямо предусмотрено соблюдение квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, для лиц, занимающихся педагогической деятельностью (), лиц, принимаемых на подземные работы (), и т. п.
Указанная обязанность возложена на всех работодателей – как на бюджетные организации, так и на коммерческие (). Но даже если профстандарт для работодателя обязателен, это не значит, что для уже работающих в организации сотрудников что-то изменится: обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Изменение может производиться либо по соглашению сторон трудового договора (), либо работодателем в одностороннем порядке () – в случае, когда основой для такого изменения служит фактическое изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), при которых сохранение прежних условий труда невозможно. Но даже в этих случаях изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается ().
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием и для увольнения работников. Работники могут быть направлены на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с их согласия и при наличии на то воли работодателя ().
За несоблюдение требований профстандартов в случае, когда они обязательны, работодатель может быть привлечен к ответственности (; ). Проверку соблюдения работодателями трудового законодательства осуществляют Государственные инспекции труда в соответствующем субъекте РФ и Прокуратура РФ.
Анна Мазухина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
А.И. Голов,юрист
С 1 июля 2016 года повысились требования к квалификации работников, то есть к уровню их знаний, умений, профессиональных навыков, а также опыту работы. Причем новые требования к квалификации введены для граждан, как работающих по трудовому договору, так и занимающих должности государственной гражданской или муниципальной службы. Поскольку в органах государственной власти (федеральных и субъектов РФ), муниципальных образованиях заняты, как правило, различные категории работающих, рассмотрим, что в связи с новыми нормами должны предпринять работодатели (представители нанимателя).
Профессиональные стандарты
Вначале поговорим о работниках, с которыми заключены трудовые договоры в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В трудовых договорах обязательно должна быть указана трудовая функция работника. При этом наименование его должности, профессии или специальности должно соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ЕКТС и ЕКС) или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Понятие профессионального стандарта было введено в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ, а первые профстандарты были утверждены Минтрудом России осенью 2013 года и относились к педагогам, специалистам по патентоведению и социальной работе. Профессиональный стандарт является характеристикой квалификации работников, и порядок его применения установлен ТК РФ. Согласно данной норме с 1 июля 2016 года применение профессионального стандарта стало обязательным в случае, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Например, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает требования к образованию работников контрактной службы, контрактного управляющего <*>. При определении требований к квалификации указанных работников работодатели должны руководствоваться «Специалист в сфере закупок», утвержденным приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н.
статью О.Л. Лобановойдолжны иметь высшее образование (как минимум бакалавриат) или профессиональное дополнительное образование в сфере закупокЗакона № 44-ФЗот 18.07.2011 № 223-ФЗ от 27.06.2016 № 584
Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза
Для того, чтобы не стать обманутым, до того, как будет подаваться заявление в учебное заведение, стоит провести анализ этого ВУЗа
Обратить свое внимание нужно на такие вещи, как:
- отсутствие бюджетных мест на выбранном профиле;
- количество платных мест на этом профиле существенно преобладает над другими специализациями;
- название профиля, которое нигде ранее не встречалось. В этом случае необходимо быть крайне осторожными. Это может быть либо собственная программа ВУЗа, либо просто заманчивым названием самой обычной специальности.
В популярном учебном заведении всегда много бюджетных мест
У каждого ВУЗа есть свой баланс бюджетных и контрактных мест. Учебные заведения, которые пользуются популярностью, имеют больше бюджетных мест, чем платных. Если в выбранном ВУЗе все наоборот, то стоит узнать о нем побольше.
Обзор документа
Вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста), если они не определены в структуре соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Определен порядок реализации вузами названных профилей (специализаций).
Профили (специализации) ООП являются частью направления подготовки (специальности) ВПО, в рамках которого (которой) они реализуются. Они предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков.
Профиль (специализация) отражает направленность ООП вуза на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВПО или самостоятельно установленным вузом образовательным стандартом.
Вузы могут разработать ООП и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).
Вуз может самостоятельном определить перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ОПП, если во ФГОС он не установлен.
Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются вузом самостоятельно на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Вуз для решения названных задач может обратиться и к примерной ООП.
Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами. В нем устанавливаются правила их классификации и кодификации для учета в государственной образовательной статистике.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Обзор документа
Утвержден Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.
Речь идет о 13 перечнях. В частности, это перечни профессий и специальностей среднего профобразования, направлений подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, адъюнктуры, специальностей специалитета, ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Перечни формируются и пересматриваются Минобрнауки России и утверждаются его приказами.
Изменения в перечни вносятся после принятия Министерством решения об утверждении соответствующего федерального образовательного госстандарта профессионального образования.
Профессии, специальности и направления, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы.
Группы распределяются по 9 областям образования: математические и естественные науки; иженерное дело, технологии и технические науки; здравоохранение и медицинские науки; сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; науки об обществе; образование и педагогические науки; гуманитарные науки; искусство и культура; оборона и безопасность государства. военные науки.
Каждой группе присваивается 6-значный код: первые 2 цифры — порядковый номер группы, 4 последующие — «0». Каждые 2 цифры отделяются точкой.
Области код не присваивается.
Коды групп едины для всех перечней независимо от того, в какую область входит группа. В перечнях могут содержаться не все области и группы.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Чем отличаются понятия «факультет», «кафедра», «специальность», «профиль», «программа вуза»?
Большинство старшеклассников их родителей не видят различий между понятиями: факультет, кафедра, специальность, направление подготовки, профиль обучения, программа обучения. Очень часто ребята хотят поступать «на факультет банковского дела» или «кафедру востоковедения», на самом деле подразумевая профили обучения «Банковское дело» и «Востоковедение».
Давайте разберемся в понятиях, их отличиях и будем употреблять термины правильно!
Изучая поисковые запросы и консультируя выпускников, мы заметили, как часто они ищут то, чего на самом деле нет. Они путают понятия «кафедра», «факультет» и «специальность», «профиль обучения». Например, абитуриент хочет стать программистом. Он ищет факультет или кафедру программирования. В реальности, ему нужна программа «Разработка программно-информационных систем» по специальности «Программная инженерия». Ни факультет, ни кафедра не могут иметь такого названия. Но увы, абитуриент зачастую не представляет название ни специальности, ни программы образования, и даже не понимает, что ему нужно найти. Сайт Поступи Онлайн дает возможность абитуриенту искать нужную программу образования при наличии любой информации: вуз, профессия, специальность, поскольку все эти объекты связаны между собой.
Для начала уточним понятия «факультет» и «кафедра».
Факультет – это подразделение вуза, ведущее подготовку студентов по нескольким родственным специальностям.
Кафедра – это обучающее или научное подразделение факультета, ведущее подготовку студентов или ведущее научную работу в рамках какой-то одной специализации.
Абитуриенты поступают вовсе не на факультет и не на кафедру, а на конкретную программу образования по конкретной специальности. Именно по программе или специальности проводится конкурс в вузе.
У одной специальности может быть десяток разных профилей и сотня разных программ обучения. Рассмотрим эти понятия.
Специальность высшего образования – это направление подготовки, входящее в одно из укрупненных направлений и имеющее уникальный код.
Например:
Одно из укрупненных направлений бакалавриата 01.03.00 Математика и механика имеет четыре специальности:
- 01.03.01 Математика,
- 01.03.02 Прикладная математика и информатика,
- 01.03.03 Механика и математическое моделирование,
- 01.03.04 Прикладная математика.
Каждая из этих специальностей имеет свои профили обучения.
Профиль обучения – это специализация в определенном сегменте профессиональных знаний и навыков с учетом отраслевой специфики. Базовый блок дисциплин у разных профилей одной специальности, как правило, одинаковый.
Все профили одной специальности будут иметь тот же код, что и специальность, но могут довольно серьезно отличаться по профессиональному блоку дисциплин, профессиям, в которых сможет развиваться выпускник.
Например, к специальности 01.03.04 Прикладная математика относятся следующие профили:
- Прикладная математика,
- Математические методы в информационных технологиях,
- Математическое моделирование в экономике и технике,
- Прикладная информатика в химии,
- Математические методы в экономике и др.
Ключевым объектом поиска должна быть не специальность, а именно профиль обучения, поскольку именно он определяет ключевые профессиональные знания и навыки, которые получит выпускник, сферу его трудоустройства.
А что же такое «программа вуза». Программа всегда связана с конкретным вузом, предполагает не только профиль, но еще и форму обучения (очно, заочно, дистанционно), формат обучения (например, на базе 11 классов или на базе СПО), стоимость, имеет определенное количество бюджетных и платных мест, проходные баллы и т.д. Именно на программу и нужно поступать.
29.05.2017
—
Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?
Во избежание неправильного выбора, со старшеклассниками часто проводятся занятия о разных профессиях
Названия профилей могут быть очень похожи, но все-таки, предметы в разных направлениях будут серьезно отличаться. Это означает, что после завершения обучения получится два специалиста с различными областями знаний и умений.
Например, если есть желание получить профессию веб-дизайнера, лучше будет выбрать специализацию в сфере дизайна по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Здесь будут такие предметы, как:
- программирование;
- верстка;
- архитектура;
- создание информационных систем.
А профиль «Дизайн и программирование» по направлению 54.03.01, организован на стандартах дизайна, поэтому с информационными технологиями студентов познакомят лишь слегка.
Дизайнерам придется также частично изучать информационные технологии
Чтобы выбрать нужную специализацию, стоит все хорошенько проанализировать.
Частые ошибки и их последствия
При увольнении по п. 3 ст. 81 ТК РФ работодатели допускают следующие ошибки:
- увольняют сотрудников, которых увольнять по этому основанию нельзя в силу их особого статуса. К таким относятся, например, сотрудники, находящиеся на больничном или в отпуске, беременные женщины, сотрудники в декрете, одинокие мамы, чьи дети не достигли 14 лет или 18 лет, если речь о ребенке-инвалиде, несовершеннолетние сотрудники, молодые специалисты, проработавшие менее одного года;
- проводят процедуру аттестации в отсутствии положения о ней, регулирующего порядок ее проведения;
- не соблюдают процедуру оценки знаний сотрудника, например, не знакомят аттестуемого со всеми необходимыми документами;
- не предлагают сотруднику иные позиции;
- не проводят официальную проверку знаний.
Любое нарушение в порядке увольнения по несоответствию квалификации грозит тем, что уволенный сотрудник оспорит его в суде, после чего работодатель вынужден восстановить его, выплатить зарплату за период увольнения и возместить моральный ущерб, если потребуется.
Как выбрать свой профиль
Выбирая будущую специальность, необходимо, во-первых, узнать о профессиях, востребованных на рынке труда. Во-вторых, учащемуся нужно проанализировать, какая деятельность получается у него лучше всего, какие навыки наиболее развиты, для какой работы подходит психотип, темперамент будущего выпускника.
Например, вспыльчивым холерикам не рекомендована монотонная работа, а спокойным, с сильной нервной системой флегматикам она вполне может подойти. Тревожным, мнительным меланхоликам не рекомендуется проводить рабочий день в организации, где много народа и часто случаются конфликты. Люди с этим темпераментом будут быстро уставать в таком обществе, и восстановление может быть долгим. Сангвиникам и флегматикам похожая обстановка будет по плечу.
Описания темпераментов можно найти на сайтах, посвященных психологии и профориентации.
С помощью данного опросника выбирается одно из двух значений на шкале экстраверсия — интроверсия, сенсорика — интуиция, логика — этика, рациональность — иррациональность. Затем определяется один из 16 типов, составленных из четырех букв. Узнав его, увидев свои сильные и слабые стороны, становится намного легче выбирать свой жизненный путь.
А ведь многие люди, работая по своим слабым функциям, не только чувствуют свою нереализованность, но и начинают обрастать комплексами, сравнивая себя с коллегами. Последние, пусть не всегда осознанно, могли выбрать профессию с учетом своих сильных качеств.
А перед самым принятием решения, выслушав все советы и пройдя многочисленные тесты, нужно сесть, подумать, прислушаться к себе и взять ответственность на себя — сделать свой выбор.
Квалификационные требования: образование
Федеральный закон «Об образовании», действующий на территории нашей страны сегодня, выделяет несколько основных уровней профессионального образования. Рассмотрим их далее в таблице.
Таблица 1. Разновидности профессионального образования
Разновидность | Уточнение |
---|---|
Среднее образование | Профессиональное образование |
Высшее образование | Степень Бакалавра |
Высшее образование | Степень Специалиста или Магистра |
Высшее образование | Кадры, имеющие наивысшую квалификацию |
Согласно установленным требованиям, определенный уровень образования, соответствующий должности, точнее наличие или отсутствие оного, является одним из определяющих факторов при принятии решения о приеме на должность того или иного лица.
Одно из главных требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим, подразумевает наличие у кандидатов на посты образования соответствующего уровня
Так, граждане, являющиеся кандидатами на должности, упомянутые в представленном выше подзаголовке, относятся к следующим группам должностей гражданской службы:
- высшей;
- главной.
Как следствие, требования относительно наличия у них определенного уровня знаний достаточно высоки, а потому при поступлении на работу эти лица обязаны представить доказательства наличия у них образования, уровень которого будет не ниже, чем:
- магистратура;
- специалитет.
Представители искомых категорий гражданских служащих, а точнее, кандидаты на становление оными, также относятся к ранее упоминаемым должностным группам. Закон присуждает им возможность претендовать на замещение интересующих должностей лишь в том случае, когда каждый претендент:
- обладает профессиональным образованием и носит звание бакалавра наук;
- соответствует прочим квалификационным требованиям, предъявляемым к каждой должности индивидуально.
Требования, касающиеся наличия у будущих сотрудников официальных структур образования, будут отличаться для каждой из должностных категорий
Требования для служащих категории «обеспечивающие специалисты»
Посты, представляющие данную категорию, относятся к следующим группам должностей:
- старшей;
- младшей.
Подразумевается, что возможные соискатели на роль обеспечивающих специалистов будут иметь профессионально образование, иначе они не имеют право быть допущенными к конкурсу.
Процедура увольнения
Пошаговая инструкция, как уволить работника за несоответствие занимаемой должности, следующая.
Шаг 1. Оформляем несоответствие
Документально зафиксировать несоответствие квалификационным требованиям необходимо с помощью аттестации. Аттестацию проводим в порядке, предусмотренном положением о ней, принятом у работодателя.
Шаг 2. Предлагаем вакансии
После того как аттестация проведена, а ее результат оказался неудовлетворительным, и его должным образом зафиксировали документально, необходимо направить сотруднику официальное уведомление о несоответствии квалификационным требованиям с предложением перейти на другую, менее квалифицированную, должность, если таковая в организации имеется.
Пример уведомления:
Уважаемый Павел Петрович! 05 февраля 2020 года было проведено заседание аттестационной комиссии по оценке степени соответствия Вашей квалификации требованиям, предъявляемым занимаемой Вами должностью (протокол заседания аттестационной комиссии от 05.02.2020). В результате заседания комиссией было принято решение о вашем несоответствии занимаемой должности старшего менеджера по продажам, что подтверждено результатами аттестации (приказ генерального директора ООО «ПИОН» от 09.02.2020 № 23). Руководствуясь ч. 3 ст. 81 ТК РФ, предлагаем Вам перевод на другую постоянную работу в ООО «ПИОН» — на должность охранника с окладом 15 000 рублей. Убедительно просим о своем согласии на перевод или отказе от него сообщить в письменной форме в срок до 17.02.2020 включительно. Генеральный директор _____________/Воронов А.В. С уведомлением ознакомлен, экземпляр получил Старший менеджер по продажам _____________/Петров П.П. |
Шаг 3. Оформляем отказ
Любой перевод на другую должность возможен только с письменного согласия сотрудника, если он не согласен — отказ тоже оформляется письменно. В уведомлении работодателя необходимо указать срок предоставления ответа и его форму.
Шаг 4. Готовим приказ
Когда официальный письменный отказ получен, переходим к непосредственному расторжению трудового договора, увольнение по несоответствию квалификационным требованиям оформляется соответствующим приказом за подписью руководителя организации. В приказе пишут, что сотрудник не соответствует должности, это подтверждено результатами аттестации, и зафиксирован отказ от перевода.
Если увольняемый является членом профсоюза, прежде чем издавать приказ, необходимо запросить мотивированное мнение профсоюза относительно возможности увольнения. Эта обязанность работодателя зафиксирована в ч. 2 ст. 82 ТК РФ.
Шаг 6. Выдаем документы
В последний день работы увольняемому сотруднику выдают трудовую книжку и иные документы, связанные с его работой, которые он потребует, под подпись знакомят с приказом об увольнении и проводят окончательный расчет. Выплате подлежат:
- оклад, надбавки и причитающиеся премии за фактически отработанное и оплаченное время;
- компенсация неиспользованного отпуска.
Какие квалификационные требования бывают
В перечень квалификационных требований, относящихся к соискателям на должности для несения гражданской службы, входят такие наименования, как наличие:
- у лица профильного образования в требуемой сфере;
- конкретизированной длительности срока трудовой деятельности по профильной специализации;
- наработанных знаний профессионального типа, а также навыков и умений, без которых невозможно возлагаемых на лицо в будущем обязанностей.
Установление интересующих нас требований по отношению каждой должности гражданской службы производится согласно:
- категориям должностей;
- должностным группам.
Квалификационные требования к государственным гражданским служащим разработал и утвердил Президент нашей страны. Поэтому, тщательное отслеживание их соответствию осуществляется при рассмотрении всех соискателей
Квалификационные требования к стажу
Все требования относительно стажа (то есть срока работы) гражданской службы всех существующих разновидностей, устанавливаются согласно Указу Президента нашей страны №16 «О квалификационных требованиях». Рассмотрим их в нижеследующей таблице.
Таблица 2. Требования к стажу лиц, поступающих на гражданскую службу
Категории должностей | Требования к стажу |
---|---|
Высшие должности государственной гражданской службы | Срок стажа для претендентов, желающих трудиться в указанной области, обязан составлять не менее 4 лет в той же сфере, или же:труду по основной специальности лица; занятости по близкому направлению подготовки. |
Главные должности гражданской службы государственного характера | В этом случае требования гласят, что лицо должно накопить не менее двух стажевых лет также в следующих областях труда:гражданской службе: профессиональной деятельности, соответствующей образования гражданина; близком направлении подготовки. |
Сотрудники должностей государственной службы:ведущей; младшей; старшей категории. |
В искомом случае никакие требования именно относительно наличия какого-либо стажа не предъявляются. |
Выдержка из указа «О квалификационных требованиях»
Те соискатели на должности, которые могут похвастаться наличием степени магистра или бакалавра, притом сопровождающихся получением красного диплома, в течение трех лет после выпуска из ВУЗа, для поступления на желаемую должность, должны накопить один год стажа работы:
- по специальности;
- в государственном учреждении в качестве служащего гражданской категории;
- по сходному направлению деятельности.
В обязательном порядке предъявляются требования и относительно стажа определенной длительности, хотя, претенденты на некоторые должности, характеризующиеся наименьшим уровнем ответственности, могут его не накапливать
Как установить несоответствие занимаемой должности
Понятие квалификации установлено ст. 195.1 ТК РФ — это совокупность профессиональных навыков, умений, знаний и опыта гражданина. От достаточности квалификации зависит способность гражданина выполнять должностные обязанности и качество их выполнения. Чтобы установить несоответствие квалификации занимаемой должности, работодатель проводит аттестацию — процедуру проверки соответствия знаний, умений и навыков работника требованиям, предъявляемым для его должности. Для проведения аттестации необходимо:
Принять внутренне положение об аттестации, в котором подробно описать порядок ее проведения.
Издать приказ о проведении аттестации в отношении одного или нескольких сотрудников. Тем же приказом следует утвердить состав аттестационной комиссии
При формировании состава важно учесть требования ст. 82 ТК РФ о присутствии в комиссии представителя профсоюза сотрудников работодателя (если он есть).
Официально известить работника о проведении в отношении него аттестации, ознакомить под подпись с приказом не менее чем за два месяца до ее проведения
Каким конкретно требованиям обязан соответствовать каждый работник — решает работодатель, устанавливая эти требования в должностных инструкциях. При этом требования работодателя должны соответствовать тем, которые установлены для конкретной группы сотрудников Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
В качестве подготовки к проведению аттестации комиссия вправе запросить документы на работника, например, его характеристику от непосредственного начальника.
После тщательной подготовки проводят заседание аттестационной комиссии. Кворум заседания — 2/3 от состава членов комиссии, назначенной приказом. Аттестуемый работник при этом присутствует, в ходе заседания ему задают вопросы по профессии, дают задания, иным образом проверяют достаточность квалификации. Заседание протоколируется. Каждый гражданин вправе знать состав требований, предъявляемых к его должности, для этого со своей должностной инструкцией сотрудник знакомится под подпись. То, что гражданин не соответствует квалификации, означает, что у него нет необходимых знаний, навыков или опыта, и он не способен полноценно исполнять служебные обязанности.
Когда опрос работника окончен, комиссия выносит свое решение о соответствии занимаемой должности. Решение формируют, как правило, в отсутствие работника. Секретарь комиссии заполняет аттестационный лист, работнику озвучивают решение комиссии, протокол и лист предоставляют для ознакомления под подпись. Результат аттестации утверждается приказом руководителя организации.
Работник вправе не согласиться с результатами аттестации и попытаться оспорить их в комиссии по разрешению трудовых споров, трудовой инспекции или суде. Если результат аттестации оказался отрицательным, есть несколько вариантов, как быть, если работник не соответствует квалификационным требованиям:
- направить на обучение или повышение квалификации;
- предложить другую должность, для которой знаний гражданина достаточно;
- уволить сотрудника в порядке п. 3 ст. 81 ТК РФ. Перед тем как уволить сотрудника за несоответствие занимаемой должности, необходимо предложить ему перевод на другую имеющуюся позицию.
Никто не заинтересован, чтобы квалифицированные кадры уходили с работы. Это касается одинаково как заведующих отделений в медицинских учреждениях, так и руководителей государственных корпораций. Если квалификация работника важна для руководства, то ее можно повысить, отправив работника на курсы. Если руководство считает, что перспектив с этим сотрудником нет, то уволит его.