Методика «лесенка» материал на тему

Содержание:

Тест ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ

Автор теста психолог Джон Ломпен.Этот тест часто проводят школьные психологи, диагностируя учеников. Думаю, что родителям тоже полезно провести этот тест со своими детьми.Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Как проводить тест:

  • Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.
  • Затем попросите раскрасить картинку.
  • Пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей.
  • А зеленым того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
  • Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Или можно использовать цветной вариант.

Ключ к тесту:

№ 1, 3, 6, 7 установка на преодоление препятствий№ 2, 11, 12, 18, 19 настрой на общительность, дружескую поддержку№ 4 устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость№ 8 отстраненность от учебного процесса, уход в себя№ 9 мотивация на развлечения№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация№ 13, 21 отстраненность, замкнутость, тревожность№ 14 кризисное состояние, падение в пропасть№ 16 дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим№ 17 неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами№ 20 завышенная самооценка и установка на лидерство

психологические науки

  • , студент
  • , кандидат наук, доцент, доцент
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт
  • ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
  • УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ
  • ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
  • ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются основные характеристики самооценки детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается процесс развития самооценки в условиях социальной среды ребенка, факторы, влияющие на ее становление. Приводятся результаты диагностики уровня самооценки дошкольников старшего возраста по методике «Лесенка» (по В.Г. Щур).

Методика исследования самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста «Лесенка»

Самооценка — это один из важнейших компонентов самосознания человека. Самооценка — это то, как человек оценивает себя, свои способности, личные качества и внешний вид.

Как и характер самооценка не является врождённым качеством личности, она формируется в процессе жизнедеятельности, в процессе воспитания. Самооценка по степени адекватности разделяется на два вида: адекватная и неадекватная.

Адекватная говорит о правильном и соответствующем действительности представлении о себе. Соответственно неадекватная — наоборот.

Самым благоприятным периодом для формирования адекватной самооценки является младший школьный возраст. Так именно от того, как сложится школьная жизнь ребёнка в начальных классах зачастую зависит не только его собственное отношение к себе, но и его успехи в обучении, его отношения с одноклассниками, а также способность реализовать свои возможности.

Методика лесенка В.Щур и С. Якобсона

Одной из самых распространённых методик диагностики самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста является тест «Лесенка». Он проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Использовать для диагностики его могут психологи детских дошкольных учреждений, школьные психологи, педагоги, воспитатели и родители. Существует несколько модификаций данной методики. Например «Лесенка» В. Щура и С.

Коломенский представляет собой лист бумаги с изображённой на нём лесенкой, состоящей из шести ступенек, фигура мальчика и девочки, вырезанных из бумаги также имеется в наличии.

Стимульный материал:

  • Белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из шести ступеней.
  • Простой карандаш или ручка.

Для детей дошкольного возраста понадобится фигурка человека, соответствующая полу ребёнка, участвующего в исследовании.

Инструкция для дошкольника:

«Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй — хорошие. На третьей — ни хорошие, ни плохие. На четвёртой — не очень хорошие дети. На пятой — плохие. На шестой сидят самые плохие дети».

Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что кукла, находящаяся у него в руках, это он сам. Попросите поставить её на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять.

Инструкция для младшего школьника:

«Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй — хорошие. На третьей — ни хорошие, ни плохие. На четвёртой сидят не очень хорошие дети. На пятой — плохие. На шестой сидят самые плохие дети. Возьми в руки карандаш (ручку) и нарисуй кружок на той ступеньке, на которую ты хочешь себя поставить».

Методика Лесенка — интерпретация результатов :

После тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его.

Кроме того, оценивание себя ребёнком бывает ситуативным. Например, если незадолго до начала тестирования произошла ссора с другом, то ребёнок может поставить себя на четвёртую и пятую ступень просто потому, что считает в данный момент времени себя плохим (обидел друга).

Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста и для дошкольников является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Дети же младшего школьного возраста оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: «Я очень хороший, потому что получаю хорошие оценки».
Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.
Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.
Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы

Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.
Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.
Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.

Если результат теста «Лесенка» выявил заниженный, низкий или крайне низкий уровень самооценки вашего ребёнка, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту в случае невозможности самостоятельно скорректировать ситуацию.

Тест КАКОЙ Я?

Тест предназначен для определения самооценки ребенка 6-9 лет.

Для проведения тестирования необходимо спросить ребенка как он воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным качествам личности.

№п/п Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале
да нет иногда не знаю
1 Хороший
2 Добрый
3 Умный
4 Аккуратный
5 Послушный
6 Внимательный
7 Вежливый
8 Умелый (способный)
9 Трудолюбивый
10 Честный

Обработка результатов:

Ответы да оцениваются в 1 балл, ответы нет оцениваются в 0 баллов, ответы не знаю или иногда оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Ключ к тесту:

10 баллов очень высокий

8-9 баллов высокий

4-7 баллов средний

2-3 балла низкий

0-1 балл очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника и младшего школьника обычно достаточно высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами да на все вопросы ребенок утверждает, что он послушный всегда, честный всегда, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Правила проведение тестирования для дошкольников

Для преодоления ребенком состояния тревоги, делают диагностику

Важно посмотреть преобладающую эмоцию. Метод применим и для детей, не умеющих рисовать

Взрослый предлагает нарисовать два дома: черный и красный. Страхи переселяют из внутреннего «я» в рисунок. В красный дом помещают эмоции, в которых ребенок не уверен. А черный наполняют остро ощутимыми переживаниями. Можно уточнять название страха. На этапе беседы перечисляются вопросы. Ребенок отвечает, боится или нет?

Помогает также техника открытых уточнений, когда нельзя ответить да или нет. Соблюдая правильную позу по отношению к опрашиваемому, создается доверительный контакт. Похвала и одобрение залог честности в ответах. Подсчитывают перемещенное количество эмоций в черный дом.

Далее домик закрывается на замок, ключ (рисунок) выбрасывается. После чего симптомы уходят, наступает спокойствие. Согласно возрастным нормам, количество страхов не должно превышать десяти. Городских жителей выделяют. Обычная норма превышена на пять пунктов. По нескольким положительным ответам определяют доминанту. И если превышен допустимый предел, говорят о предневротическом состоянии. Тогда уже проводят психическую коррекцию

Стоит не упускать важного момента, откладывая на потом

Пример количественного отношения, практическая реализация страхов:

  • Возраст 3 года: мальчики: 9, девочки: 7
  • Возраст 4 года: мальчики: 7, Д: 9
  • Возраст 5 лет: мальчики: 8, Д.: 11
  • Возраст 6 лет: мальчики: 9, девочки: 11
  • Возраст 7 лет (дошкольники): мальчики: 9, девочки: 12
  • Возраст 7 лет (школьники): мальчики: 6, девочки: 9

Формула расчета. ИС=число страхов*100%.

Возрастные особенности проявления страхов. Если малышу 8 месяцев, для него естественно бояться незнакомых людей. А подрастая, в 1,5 года кроха переживает при длительном отсутствии мамы. Также его пугает шум в семье, манипуляции врачей и укол. В период двух лет, если был опыт наказаний, ребенок зажимается от замечаний законных представителей.

Важно найти подход к каждому ребенку. Видя, как мама кричит на малыша, возникает вопрос о зрелости

Ведь образование в сфере воспитания никому не мешает.

Более того, решаются многие задачи.

Транспорт

Некоторые наблюдали, когда дошкольник раннего возраста паниковал перед видом транспорта. Малыши не привыкли к громким звукам. В таком случае стоит успокоить ребенка, утешить. А регулярные поездки приучат к новым впечатлениям.

Народная мудрость. В любимых сказках живут различные персонажи. Некоторые из них имеют негативный характер. Читая литературные произведения, необходимо провести анализ, только потом передавать содержание детям. Во многих сказках говорят об коварстве, жестокости.

«Я сам!»

Оставив дитя в комнате одного, появляется возможность развить фобию замкнутого пространства. Правильнее и безопаснее будет постепенное привыкание, быть наедине с собой. Например, заняв чадо интересной игрой можно приготовить обед. Но ребенок должен находиться в поле зрения.

Пятый угол.

В младшем возрасте у ребят может наблюдаться чувство вины. Корень находится в неосознанно поведении воспитателя, родного человека. Психологи рекомендуют до трех лет не отдавать крошку в детский сад. Как только произойдет первая социализации, пришло время расширить рамки до дошкольного учреждения.

Описание методики по выявлению детских страхов

Вообще страх – это вполне нормальный процесс. С возрастными особенностями уходят старые чувства, могут появляться новые. В благоприятных условиях развития, детские фобии исчезают. Но если процесс затягивается, происходит накопление. Соответственно затормаживается личностное становление. Создаются проблемы с адаптацией.

Работа А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» говорит о связи возраста и страхов

Методика проста в применении, но обратите внимание. Например, ребенок может сказать, что ничего не боится

Или наоборот согласиться со всеми вопросами. А физиология говорит о другом, что является реальностью. Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Обстановка спокойная, медленная скорость опроса.

Исследование самооценки ребенка с помощью методики Лесенка

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные чем выше, тем лучше (показывают: хорошие, очень хорошие, самые хорошие). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети чем ниже, тем хуже (плохие, очень плохие, самые плохие). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему? После ответа ребенка, его спрашивают: Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть. Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама.

Используется стандартный набор характеристик: хороший плохой, добрый злой, умный глупый, сильный слабый, смелый трусливый, самый старательный самый небрежный. Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой? и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала. Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный. Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: Мама так сказала. Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: Не знаю. Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Предварительный просмотр:

Шкала безнадёжности

(HopelessnessScale, Becketal. 1974)

Ниже приводится 20 утверждений о Вашем будущем. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое и отметьте одно верное утверждение, которое наиболее точно отражает Ваши чувства в настоящее время. Обведите кружком слово ВЕРНО если Вы согласны с утверждением или слово НЕВЕРНО, если Вы не согласны. Среди утверждений нет правильных или неправильных. Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение.

ФИО_________________________________________________________________

Класс________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

01

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я жду будущего с надеждой и энтузиазмом

02

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему

03

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Когда дела идут плохо, мне помогает мысль, что так не может продолжаться всегда

04

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я не могу представить, на что будет похожа моя жизнь через 10 лет

05

ВЕРНО

НЕВЕРНО

У меня достаточно времени, чтобы завершить дела, которыми я больше всего хочу заниматься

06

ВЕРНО

НЕВЕРНО

В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне больше всего нравится

07

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Будущее представляется мне во тьме

08

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я надеюсь получить в жизни больше хорошего, чем средний человек

09

ВЕРНО

НЕВЕРНО

У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в будущем

10

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему

11

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Всё, что я вижу впереди – скорее, неприятности, чем радости

12

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу

13

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Когда я заглядываю в будущее, я надеюсь быть счастливее, чем я есть сейчас

14

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Дела идут не так, как мне хочется

15

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я сильно верю в своё будущее

16

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я никогда не достигаю того, что хочу, поэтому глупо что-либо хотеть

17

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Весьма маловероятно, что я получу реальное удовлетворение в будущем

18

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Будущее представляется мне расплывчатым и неопределённым

19

ВЕРНО

НЕВЕРНО

В будущем меня ждёт больше хороших дней, чем плохих

20

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Бесполезно пытаться получить то, что я хочу, потому, что, вероятно, я не добьюсь этого

Ответ

Балл

Ответ

Балл

01

НЕВЕРНО

1

11

ВЕРНО

1

02

ВЕРНО

1

12

ВЕРНО

1

03

НЕВЕРНО

1

13

НЕВЕРНО

1

04

ВЕРНО

1

14

ВЕРНО

1

05

НЕВЕРНО

1

15

НЕВЕРНО

1

06

НЕВЕРНО

1

16

ВЕРНО

1

07

ВЕРНО

1

17

ВЕРНО

1

08

НЕВЕРНО

1

18

ВЕРНО

1

09

ВЕРНО

1

19

НЕВЕРНО

1

110

НЕВЕРНО

1

20

ВЕРНО

1

Интерпретация

Максимальный счёт – 20 баллов

0-3 балла – безнадёжность не выявлена;

4-8 баллов – безнадежность лёгкая;

9-14 баллов – безнадежность умеренная;

15-20 баллов – безнадежность тяжёлая.

Суть диагностики младших школьников по Дембо-Рубинштейн

«Лесенка» позволяет выявить уровень сформированности самооценки младших школьников

Методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя и окружающих. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. Первоначально техника была направлена на выяснение отношения людей к понятию «счастье». Но в 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками. «Лесенка» представляет собой набор для оценки особенностей своей личности, состоящий из 9 карточек с 9 ступеньками на каждой, которые обозначают выраженность важнейших составных качеств личности:

  • здоровья;
  • умственного развития;
  • красоты;
  • роста;
  • смелости;
  • доброты;
  • принятия в классе;
  • черт характера;
  • счастья.

Например, блок счастья представляется следующим образом:

  1. Самый счастливый.
  2. Очень счастливый.
  3. Счастливый.
  4. Счастливый более или менее.
  5. Средне счастливый.
  6. Более или менее несчастный.
  7. Несчастный.
  8. Очень несчастливый.
  9. Самый несчастный.

Задача малыша — выбрать ту ступеньку, а соответственно, и качество, которое, как кажется самому испытуемому, обозначает степень проявления этой черты. «Лесенка» помогает:

  • выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде;
  • вовремя принять меры по социальной адаптации ребёнка в случае необходимости;
  • научиться работать не только индивидуально, но и в группах;
  • развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.

В чём вклад в методику «Лесенка» психолога Щур

Психолог В. Г. Щур несколько упростила методику проведения теста, адаптировав его под дошколят и первоклассников. В результате стало меньше блоков (5–6, касающихся здоровья, умственного развития, доброты, черт характера, принятия в классе) и меньше вопросов (около 3 на каждой карточке). Например, карточка о чертах характера:

  1. Я очень трудолюбивый.
  2. Я трудолюбивый.
  3. Я ни трудолюбивый, ни ленивый.
  4. Я ленивый.
  5. Я очень ленивый.

Проведение исследования

Тестирование проходит следующим образом: ребенок пристально рассматривает карточки с различными ситуациями, отвечает на вопросы, которые прилагаются к ситуации на карточке. Отвечая на вопросы, ребенок определяет свое место в данной ситуации. Тем временем, в процессе эксперимента, специалисты в области психологии ведут с ребенком диалог, узнают о причинах принятия решений, могут спросить у ребенка о персонажах, изображенных на карточке, и об их семье. Исследователю необходимо записывать, в каком порядке испытуемый их описывает.

В тестировании может принимать участие не только ребенок, но и родители. Они могут показать решения, которые принял бы их ребенок. Так исследователь узнает о том, каким родители видят своих детей в определенной ситуации. Затем психолог сравнивает результаты, ожидаемые родителями, с действительными ответами детей.

Данный вид тестирования является отличным способом, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения с ребенком.

Тестирование проводится следующим образом:

  1. Ребенок может рассмотреть рисунки, и ознакомиться с заданиями, которые предлагает психолог. На рисунках изображены знакомые или интуитивно ясные для детей ситуации.
  2. Затем ребенок рассказывает о своих решениях, принятых в той, или иной ситуации.
  3. Отвечая на дополнительные вопросы психолога, ребенок детально объясняет свое решение.
  4. Все ответы и результаты записываются в графическом виде на специальной карточке. Если тестирование проводится в группе, то карточки не используются.

Чтобы изображать ситуации для тестирования, рекомендуется использовать обыкновенную школьную тетрадь. А в некотором блокноте, психолог делает свои заметки, записывает решения, принятые детьми, и объяснения принятых решений. Больше о методиках психологической диагностики младших школьников читайте здесь.

Применение стимульных материалов

В набор стимульных материалов от автора входят 69 специальных картинок, на которых изображены повседневные жизненные ситуации

Эти ситуации носить важное значение для детей. Также детям предлагают пройти задания в тестовом формате

Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые.

Карточки с изображениями выполнены так, что они не несут информацию об эмоциональном состоянии персонажей, и лишь схематически показывают положение фигурок. В процессе тестирования, дети сами наделяют фигурок эмоциями и чувствами. Ситуации, изображенные на карточках, можно распределить на три группы. В каждой группе будет отражаться определенный тип взаимоотношений между ребенком и нарисованными фигурками.

  1. Первая группа: Взаимоотношения детей с окружающими их взрослыми;
  2. Вторая группа: Взаимоотношения с одногодками и сверстниками;
  3. Третья группа: Ребенок, проходящий тестирование, пытается построить взаимоотношения одновременно со сверстниками и со взрослыми.

Тестирование может проводиться как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы людей. Однако, общение с каждым индивидом в отдельности позволяет одержать больше подробных и ценных ответов, что, в свою очередь, может сильно повлиять на окончательные результаты.

Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов

Суть методики Рене Жиля в том, чтобы показать преобладающие черты характера ребенка, его манеру поведения, приспособленность школьника к жизни в обществе, его способы построения отношений с окружением. Данная методика была показана в 1959 г. Рене Жилем. Главной целью методики считается определение личностных особенностей школьника.

Гильяшева И.Н совместно с Игнатьевой Н.Д. предложили измененный под наше Отечество вид методики. Этот вид был признан высококвалифицированными психологами, и стал известен как «Фильм-тест» Рене Жиля. Особенность этой методики в том, что она представляет что-то среднее между анкетированием и проективными тестами.

Основные принципы методики «Фильм-тест»

  • Проективный перенос – в ходе исследования воспроизводят определенную тестовую ситуацию, в ходе которой становятся видны стереотипы мышления, особенности поведения и характера ребенка. При этом, ситуация не должна вызывать яркую защитную реакцию у ребенка.
  • Соблюдение символической линейности – расстояния между придуманными героями выдуманной ситуации напрямую отражают эмоционально комфортную дистанцию между участниками ситуации. Чем ближе дистанция между участниками, тем более эмоционально положительной является ситуация.

Психологи обычно используют эту методику по отношению к детям возрастом от 4 до 12 лет. Однако, если у ребенка наблюдается отсталость или замедления психоэмоциональной составляющей развития, то нельзя исключать применение методики к детям более старшего возраста. Тестирование детей различных возрастов проходит по-разному. Например, ответы ребенка одиннадцати лет являются более прямолинейными, поэтому тестирование будет носить менее проективный характер.

Особенную эффективность этот вид исследования показали при работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы с развитием речи. Тестирование не требовало от ребенка развернуто излагать свои мысли. Психологу просто нужно было знать карточку, выбранную ребенком, эмоционально комфортное расстояние для участника ситуации и его манеры поведения в данных условиях.

Роль диагностики для школьников

Огромную роль в диагностике играет то, что с помощью этого теста можно широко охарактеризовать социально-психологическое состояние ребенка:

  • Можно увидеть отношения детей с кругом сверстников, родителей и других взрослых.
  • Можно охарактеризовать личностные особенности ребенка, такие как любознательность, коммуникабельность, потенциал лидера, замкнутость, целеустремленность, и т.д.

С помощью этой методики можно описать большой круг особенностей личности ребенка:

  1. Отношения с окружающими (мамой, папой, братьями, сестрами, друзьями и т.д.)
  2. Желание познавать новое, любознательность;
  3. Желание быть лидером;
  4. Желание общаться в больших группах сверстников;
  5. Агрессия по отношению к другим, конфликтность;
  6. Общественная адекватность поведения;
  7. Желание находиться наедине, обособленно.

Цель и характерные особенности графической методики

Над формированием самооценки можно и необходимо работать. Часто достаточно внешне взглянуть на ребенка или взрослого, чтобы постигнуть, что происходит с его самооценкой. Но иногда не все так просто. Человек может чувствовать себя комфортно и непринужденно в компании известных, родных людей и совершенно теряться перед незнакомой аудиторией. Все потому, что он ощущает себя хуже, менее успешным или еще по каким-то субъективным причинам не достойным прочих.

Чтобы вовремя распознать такие отклонения в формировании самооценки у ребенка и поддержать ему справиться с этой проблемой, среди дошкольников периодически устраивают психологические тестирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector