Инклюзивное образование в россии статья на тему
Содержание:
- Что нужно для успеха
- Из инклюзивных в коррекционные – и обратно
- Исследования эффективности инклюзивного образования
- История инклюзивного образования
- Образование и дети с ОВЗ
- Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе :
- Сложности внедрения инклюзии
- Работа с классом: как объединить детский коллектив на гуманистических принципах
- Как выбрать педагога для реализации моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ?
- Описание
Что нужно для успеха
Для успешной реализации инклюзивного образования школе или центру, принимающим ребенка с ментальными нарушениями, нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Безопасность для себя и окружающих. Одно дело терпимо относиться к особенностям поведения, и совсем другое – находиться в постоянном напряжении: а не случится ли сейчас что-то страшное со мной или моим другом? Повышенная фоновая тревога, как показывает практика, приводит к увеличению индивидуальной агрессии.
- Сохранный интеллект. Речь идет не о гениальности или одаренности, а о возможности понимания причинно-следственных связей, элементарного обобщения, вычленения доминанты, следования формальной логике.
- Заинтересованность родителей в адаптации ребенка. К сожалению, часть родителей на деле не слишком в этом заинтересованы. Кто-то от этого получает эмоциональные бонусы, кто-то материальные.
Эти три пункта – не исчерпывающие для принятия решения о приеме или не-приеме ребенка в учебное заведение. Вопрос об инвалидности и направлении в ту или иную школу решают психолого-медико-педагогические комиссии. Однако это три столпа, в зависимости от которых инклюзия возможна или невозможна в принципе.
Для успешной инклюзии – в том виде, в котором она есть, например, в некоторых странах Европы, – изменения должны быть не только в области образования, но и в области административного и уголовного права в отношении общества к людям с ОВЗ и, что очень важно, в отношении людей с ОВЗ к обществу. Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид
Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид.
Родители из Испании рассказывают, что, например, если ребенок ударит тьютора в автобусе, то его лишают права ездить на общественном транспорте в течение месяца или вообще лишают посещения школы на это время. В Ирландии, также со слов родителей, особых детей с агрессией могут, по закону, исключить из детского сада, школы «за то, что много кричит и нервничает». В Швейцарии есть специальные тюрьмы для душевнобольных. У нас же размытость закона в этом смысле позволяет в некоторых случаях прикрываться болезнью, когда удобно.
В моем понимании инклюзия должна стать многоуровневой системой, где социализация начинается с раннего детства с оказанием поддержки семье. Этот процесс должен быть гибким и непрерывным, а основной задачей надо сделать развитие коммуникации, а не набор формальных общеобразовательных знаний
Системная подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе – вот что по-настоящему важно. Это поможет реальной интеграции людей с ОВЗ в социум
Из инклюзивных в коррекционные – и обратно
Развивающим и досуговым центрам привлечение детей с ОВЗ бьет по бюджету, а зачастую и по репутации. Ведь показать красиво детей с ментальными особенностями на фото не всегда получается, да и родители часто по старинке воспринимают инклюзивные классы и группы как советские классы коррекции, куда «спихивали» тех, кто послабее. Технологически отточенный для преподавателей и эффективный в плане показателей для родителей результат выстраивать тоже очень сложно. Да и в силу темперамента особые дети часто, как маленькие ураганы, оставляют после себя погром: расписные подоконники, обои, отломанные ручки у шкафов, сожженные инструменты…
Родителям тоже непросто: тяжело слушать жалобы на своего ребенка, легче водить туда, где скажут, что все хорошо и по сравнению с остальными он кусается не так больно, бьет не так сильно, кричит не так громко.
Но особенные дети – это тренд, потому формально они присутствуют практически везде. На практике – в классах и залах – это скорее исключение.
Специализированным центрам перестроиться с «особят» на работу с обычными детьми также непросто. Те немногие центры, которые действительно пытаются работать с ментальными нарушениями именно в инклюзивном плане, со временем начинают испытывать дефицит в нормотипичных детях, что сводит само понятие инклюзии на нет.
Ребенок ползает на уроке и колет всех иголкой – перевоспитывать или лечить?
С 20% детей с ОВЗ этот показатель постепенно увеличивается до 50, 80%. Как итог, эти развивающие центры закрывают свои двери для особых детей, а те, что не закрывают, начинают испытывать сложности с коррекцией и адаптацией. Так как превращаются в те же самые школы особого вида, где дети с особенностями просто не могут увидеть социального поведения.
Сейчас среди родителей особых детей популярна идея «сами организуем для себя», но процесс обычно выливается опять же в создание коррекционного центра, который дружественно относится к нормотипичным детям. Знаю случаи, когда родители особых детей объединяются в сообщества и организуют по факту коррекционные центры, называя их инклюзивными. На деле в такие центры ходят около 90% особенных и только 10% нормотипичных ребят – как правило, это братья и сестры.
Исследования эффективности инклюзивного образования
Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в исследованиях эффективности инклюзивного образования:
- критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их определяет;
- как идентифицировать инклюзию в школе;
- как зафиксировать изменения в развитии учащихся;
- как сравнивать данные эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции детей – учащиеся с особыми потребностями и инвалиды.
Восприятие исследовательским сообществом инклюзивного образования
- Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
- Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
- Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети-инвалиды.
- Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и её работников.
- Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
- Каждый ребёнок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
- Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
- Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Положительные следствия инклюзивного образования
Для детей-инвалидов (ОВЗ): участвуют в бо́льшем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с бо́льшей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети-инвалиды могут освоить), оно даёт возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.
История инклюзивного образования
Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке
Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии. Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия
В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.
Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.
В 1992 году при школах начали организовывать классы компенсирующего обучения. В 2011 году уже было организовано 3 892 инклюзивные школы. В 2014 году был утвержден ряд Приказов Минобрнауки РФ, утверждающих федеральный госстандарт для обучения детей с ОВЗ (ФГОС). Все они вступили в законную силу с началом 2016-го учебного года. Уже на следующий год количество инклюзивных школ достигло 26 657.
Образование и дети с ОВЗ
Согласно статье 19 от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получить любой вид образования, доступный всем гражданам страны. Раньше бытовало мнение, что детей с ограничениями по здоровью лучше обучать в особых школах, отдельно от здоровых учеников. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов. Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.
Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное . Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т. l. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт . Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе :
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).
Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.
Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.
Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения
. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе.
Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.
Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Сложности внедрения инклюзии
Основные причины отчуждения учащегося с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении разделяют на ресурсные и социальные. Многие барьеры являются частью «архитектурного» окружения, например: отсутствие пандусов, подъёмников, звуковых светофоров на пешеходных переходах и другие. Однако, согласно социальной модели, это — «вторичные» барьеры. Их нужно устранять, но без ликвидации первопричин борьба с ними становится бесконечной. В первую очередь, барьеры в образовании формируются в результате взаимоотношений учеников, родителей и учителей. Другими существенными факторами являются проводимая в стране социальная политика, культура, социальные и экономические аспекты. Барьеры можно обнаружить как в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной политике.
Ресурсные и социальные барьеры
- Ресурсные
Включают в себя нехватку материальных средств для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся, а также недостаток знаний и отсутствие понятной школьной политики в отношении инклюзии. Ресурсные барьеры делятся на три фактора:
- люди — их отношение, недостаток знаний, предубеждения, отсутствие опыта, стереотипность мышления и так далее;
- знания и информация — слабая образовательная политика, отсутствие коллективного опыта обсуждения и решения проблем;
- материальные ресурсы — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата сотрудников и неравномерное распределение ресурсов.
- Социальные
Формирование социальных барьеров происходит в три этапа. Первый — макроуровень — это деятельность государственных политических и социально-экономических институтов, и система законодательства. К нему относятся несовершенство федерального законодательства в отношении образования людей с инвалидностью, несоответствие его международным нормам, отсутствие единой государственной политики в отношении инклюзии и другие.
Мезоуровень связан с идеологией, массовой культурой и социальными отношениями в сфере образования. Основные барьеры на этом этапе — наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, нетерпимость и нетолерантность, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью и так далее.
Микроуровень — это уровень психологического принятия учителями возможности совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с особенностями развития, а также позиция родительского сообщества.
Российские особенности
- Готовность здания школы — принятие детей с двигательными нарушениями, обеспечения доступа в школьное здание и во все его помещения.
- Транспортная поддержка — невозможность привести ребёнка в учебное заведение, так как они не удовлетворяют критериям доступности: не имеют пандусов, лифтов, поручней в коридорах, содержат пороги, труднооткрываемые двери, неприспособленные туалеты.
- Готовность образовательной среды соответствовать разным образовательным возможностям учеников, например «люди, готовые изменяться вместе с ребёнком и ради ребёнка», не только «особого», но и самого обычного.
- Готовность педагогов к обучению детей с различными образовательными потребностями.
- Готовность коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать её в культуре образовательного учреждения.
Работа с классом: как объединить детский коллектив на гуманистических принципах
Сегодня вовсю растиражирован модный тренд «толератность» к детям с нарушениями здоровья. Возможно, он неплохо применим на Западе, где менталитет предполагает дистанцию между людьми, невмешательство в личное пространство каждого. Но русский менталитет совсем другой: открытый, сердечный, искренний. Дети, растущие в нем, впитывают это с молоком матери.
Поэтому бесполезно учить наших детей «толерантности», то есть некой терпимости к тем, кто имеет такие же права, но отличается возможностями в силу состояния здоровья. Мы можем только привить детям навык сопереживания, сострадания слабому, взрастить в них искреннее, сердечное желание помогать такому однокласснику. Какие практические меры можно предпринять?
2. Дети среднего школьного возраста могут сами презентовать рефераты для таких мероприятий.
Первыми к подобным докладам лучше привлекать детей со зрительным вектором психики. Выше мы уже писали, что эти дети наделены большим чувственным диапазоном. Он позволяет глубоко проникнуться проблемами людей с нарушениями здоровья.
Если в процессе подготовки вам удастся чувственно вовлечь зрительного ребенка в сопереживание, он, как никто другой, сумеет донести это классу
Помимо пользы для всех, это крайне важно и для развития самих юных зрительников — в итоге вы воспитаете людей, способных нести гуманистические ценности всему обществу
Как выбрать педагога для реализации моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ?
Роль классного руководителя, особенно в младших классах, трудно переоценить. Это человек, который формирует детский коллектив как целостную группу. Оказывает колоссальное влияние на то, будет ли в коллективе царить дух взаимопомощи или, наоборот, — травли слабого. Как определить, станет ли учитель вашим союзником при адаптации ребенка в коллективе?
Качественно справиться с ролью педагога по инклюзии может только человек с развитым зрительным вектором. Это большой эмоциональный диапазон, способность тонко чувствовать переживания других людей, настоящая доброта к детям. Развитый обладатель таких свойств от всей души сопереживает, сострадает и стремится помочь слабому, не дает его в обиду. Он передает своим ученикам ценности гуманизма и человеколюбия. Это вдвойне актуально, если в общеобразовательной системе среди здоровых ровесников обучаются дети с нарушениями здоровья, дети инвалиды.
Если обладатель зрительного вектора находится в неблагоприятных состояниях — вы увидите перед собой человека эмоционально нестабильного. Настроение у него постоянно меняется. Может проявляться истеричность или тревожность. Такой человек сосредоточен на своих переживаниях, ему гораздо сложнее учитывать состояние детей.
Если речь о педагоге младших классов — в его работе трудно обойтись без свойств кожного вектора психики. Это быстрая переключаемость, способность делать несколько дел одновременно, прекрасные организаторские и лидерские качества. Будучи дисциплинированным и организованным сам, такой учитель может задать классу четкие правила и ограничения, в том числе и на проявления травли или агрессии в классе. Он способен к созданию целостного коллектива из разрозненной детской группы.
Однако и здесь все зависит от степени развитости и состояния человека. Стоит насторожиться, если вы видите перед собой человека подвижного, но «мельтешащего», несобранного. Который не дослушивает до конца, обрывает вас. Переключается с одного дела на другое и не доводит ничего до конца. Обладатель кожного вектора в таких состояниях не сможет обеспечить должный порядок, организацию и дисциплину в классе.
Профессию педагога часто выбирают люди с анальным вектором психики
Их отличает обстоятельность, тщательность, внимание к деталям. Природное желание таких людей — накапливать и передавать знания, поэтому от природы у них действительно педагогический талант — это лучшие учителя
Но будьте осторожны: именно обладатели этих свойств могут быть склонны к вербальному садизму и физическому насилию над детьми, если находятся в плохих состояниях. Тяжелый взгляд исподлобья с упреком и укоризной, критиканство в речи должны насторожить вас сразу.
Мы описали только мелкие внешние детали. Полный курс тренинга «Системно-векторная психология» позволяет определять психику любого человека с одного взгляда, глубоко изнутри. И с выбором педагога вы точно не ошибетесь.
Описание
Инклюзия и интеграция, 2013 год
Термин «инклюзия» в общем обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого. По отношению к образованию ЮНЕСКО понимает инклюзию как процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них». Его основной целью является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями.
В процессе инклюзии участвуют люди с инвалидностью, когнитивными и ментальными особенностями, представители этнических меньшинств, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, ВИЧ-инфицированные, трудовые мигранты, студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одарённые личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и другие.
В образовательной политике США и стран Европы используются следующие образовательные подходы:
- расширение доступа к образованию (что называется widening participation (англ.)русск.);
- мэйнстриминг — временное обучение людей с ОВЗ со сверстниками, встречи на праздниках и совместный досуг;
- интеграция — совместное обучение людей с ОВЗ со сверстниками без ограничений в обычной системе образования, которая остаётся неизменной и не приспособленной под нужды учеников;
- инклюзия — реформирование образовательных заведений, перепланировка учебных помещений под нужды и потребности всех без исключения.
При инклюзии дети с ОВЗ и особыми потребностями в образовании больше заняты в мероприятиях общеобразовательного процесса, общаются со сверстниками, обмениваются навыками взаимодействия в естественной среде и участвуют в групповой учебной деятельности. Дети без ограничений в развитии в инклюзивных классах имеют более развитые коммуникативные навыки и активное поведение. Также у них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с инвалидностью.
Основные принципы
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен думать и чувствовать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни.