Если в организации нет специалиста по охране труда, на кого и как возложить обязанности

Содержание:

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Определение контрольных функций охраны труда

Что является целью контроля в области охраны труда?

Отметим, что вопросам надзора и контроля придается внимание представителями различных наук, но основное место среди них занимают работы специалистов в сфере административного права. Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки

Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки.

Однако и в административно-правовой литературе единого мнения по вопросу о сущности надзора и его взаимосвязи с контролем нет.

Исходя из приведенных точек зрения, позиций, мнений ученых относительно понимания сущности, содержания, природы и характера контроля и надзора в сфере государственного управления, логичными будут следующие важные для дальнейшего исследования методологически-теоретические выводы.

Содержание контроля имеет свою специфику, которая отличает его от других функций управления, что позволяет специализировать на контрольной деятельности определенные подразделения и конкретных должностных лиц.

В литературе, которая рассматривает вопросы процесса управления, наблюдается расхождение точек зрения по этому поводу. По нашему мнению, если рассматривать реализацию структурных элементов управленческого процесса во времени, контроль в основном будет иметь заключительный характер.

Вместе с тем, контроль частично осуществляется в процессе принятия такого решения, он также должен осуществляться и при учете результатов деятельности исполнителей.

Суть контроля и надзора в области охраны труда

Важно следить за правильным исполнением норм охраны труда. Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением  установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов

Суть надзора заключается в исполнении наблюдения за соблюдением  установленных законодательством по ОТ и ТК РФ норм, правил, приказов.

Определенное внимание вопросам контроля и надзора за выполнением закона в области трудовых и тесно связанных с ними отношений много раз уделялось со стороны представителей науки трудового права. Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий

Они главным образом освещают данные вопросы в прикладном аспекте, не вдаваясь в глубокий анализ указанных понятий.

Контроль — не только способ выявления совершенных правонарушений, но и очень важное средство их предупреждения. Контроль осуществляется не только относительно подчиненных в административном порядке организаций и руководящих лиц (внутриведомственный контроль), но и не подчиненных органов (внешний вневедомственный контроль)

Органы госконтроля обычно реагируют на такие нарушения принятием организационно-исполнительных актов, направленных на осуществление помощи подконтрольным органам в реализации управленческой деятельности, предоставлением рекомендаций по ее совершенствованию.

Государственный надзор – правоохранительная деятельность по выявлению правонарушений в области ОТ, и принятию актов, обязывающих устранение этих нарушений. Этот правоустанавливающий акт может быть принят специально уполномоченным органом, не наделенным организационно-исполнительными правами по отношению к подназорному объекту.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Направления ответственности прописаны в ст. 417 ТК РФ. Виновные в нарушениях привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.

Первый вид  ответственности включает: замечание, выговор, увольнение в зависимости от тяжести нарушения. За один проступок полагается только один вид наказания.

Материальная ответственность предполагает возмещение ущерба с использованием денежных средств. Договор о матответственности должен быть заключен заранее с соответствующим сотрудником. При возникновении ущерба любого характера в рамках данного договора, сотрудник будет обязан возместить его.

Важно! Работник несет ответственность в рамках своей зарплаты за месяц за исключением случаев, когда пострадали люди. Административная ответственность прописана в ст

5.27 КоАП. Данный вид наказания применим только при умышленной вине нарушителя

Административная ответственность прописана в ст. 5.27 КоАП. Данный вид наказания применим только при умышленной вине нарушителя.

Уголовная ответственность регулируется разными статьями УК РФ. К ней могут быть привлечены только физлица.

Выбор способа наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба лицом, виновного в нарушении.

Предусмотрена жесткая ответственность за нарушение охраны труда

Состав, структура, особенности управления

Чем больше рисков несёт деятельность предприятия, тем более востребованной является служба охраны труда и тем важнее её роль. Структура и состав отделения оформляется в зависимости от особенностей организации, меняются приоритеты в деятельности.

Когда сотрудники взаимодействуют с техникой, токсинами и работают во вредных условия, отдел охраны труда занимается преимущественно контролем за соблюдения правил безопасности и информирование работников о состоянии на предприятии. В результате должны быть снижены риски нанесения вреда здоровью человека.

Организационная составляющая

СОТ действует как самостоятельная структура. У неё есть руководитель и штат сотрудников. Во внутренних документах организации указывают, что данное подразделение действует на основании законодательства РФ, локальных актов, изданных на муниципальном уровне, а также в положениях самого предприятия и действующих трудовых договорах.

Требования к специалистам и их обязанности

Стать работником данного отдела может только человек, обладающей необходимой квалификацией. Формируют штат, как правило, из инженеров, лиц с техническим и профессиональным образованием. Однако опыт работы не является обязательным требованием, поэтому руководитель вправе сам выбирать, кого он возьмёт – опытных специалистов или тех, у кого ещё нет стажа работы.

Сотрудниками данного подразделения могут стать лица со средним техническим образованием, уже имеющие опыт работы на подобной должности (например, стаж техника первой категории не менее 3 лет).

Независимо от наличия опыта, до начала выполнения должностных обязанностей новые сотрудники службы охраны труда обязательно проходят специальные обучающие мероприятия плюс получают на руки соответствующие журналы.

Полномочия, ответственность и последствия

Специалисты по охране труда наделены следующими правами:

  1. Провести проверку состояния условий труда, выявляя, соблюдаются ли условия безопасности.
  2. Ознакомиться с документами, касающимися вопросов обеспечения охраны труда, которые издают различные подразделения внутри компании.
  3. Запросить нужные сведения относительно обеспечения охраны труда. Потребовать от любого сотрудника письменных объяснений о совершённых действиях (если они нарушают установленные требования безопасности).
  4. Выдать нанимателю и должностным лицам предписания, требуя устранить последствия нарушений. Эти распоряжения являются обязательными для исполнения.
  5. Запрещать использование оборудования, инструментов и иного имущества, необходимого для успешного выполнения работы или оказания услуг, если были выявлены нарушения, которые несут угрозу жизни и здоровью сотрудникам и окружающим. Обязать на время приостановить использование технических средств до устранения поломок.
  6. Вносить предложения нанимателю и советовать, как можно обеспечить безопасные условия труда.

По желанию работодатели и/или по решению профсоюза может быть организована комиссия по охране труда. В неё входят (на паритетной основе) лица, представляющие интересы работодателя и профсоюза.

Данная комиссия задействована в создании системы подразделений, обеспечивающих безопасность труда, в составлении соответствующего раздела в коллективном соглашении, может разрабатывать план мероприятий по обеспечению безопасности в рабочей обстановке, проводить проверки и выявлять, соответствуют ли рабочие места установленным условиям.

Конечные результаты могут быть изданы в письменной форме и доведены до должностных лиц, работодателя и обычных сотрудников.

Система в рамках западных компаний

Во всех государствах действует собственные национальные программы охраны труда. В западных странах система контроля и отчётности предприятий касательно безопасности и рабочих условий не такая жёсткая, как в РФ. Страны Западной Европы базируют свои системы на расширенной роли профсоюзов, тесного сотрудничества по обеспечению безопасности на местах. Здесь среди владельцев бизнеса культивируют идею социальной ответственности. Трудовая инспекция и её отделения имеет небольшую численность, что не позволяет осуществлять жёсткие проверки.

В ряде стран, таких как Великобритания, Нидерланды и Норвегия, у инспекции труда имеются расширенные полномочия. Так, инспектор может при наступлении чрезвычайных обстоятельств инициировать закрытие предприятия или издать необходимый приказ, обязательный для исполнения всеми сотрудниками.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (800) 333-78-83

Последние новости по реформе контролирующих органов

Процесс реформирования контрольно-надзорной деятельности в нашей стране всегда находится в динамике. Реформа контрольно-надзорных органов, свежие новости в части ее проведения следующие:

  • систематизация нормативной базы в области безопасности и охраны труда с целью оптимизировать ее применение;
  • внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность органов;
  • глобализация понимания контрольных процессов: контролировать надо не только на уровне предприятий, но и на уровне всей страны в целом;
  • расширение инструментария контрольной деятельности;
  • оптимизация структуры контрольно-надзорных органов;
  • устранение противоречий в законах;
  • разделение материального и процессуального права;
  • применение цифровых технологий.

Важно! Последние новости оптимизации структуры контрольно надзорных органов: внедрение риск-оритентированного подхода, который состоит в том, чтобы устранять и нейтрализовать риски, тем самым избегать последствий. Другой важный элемент реформирования: цифровизация и компьютеризация

Внедрение цифровых технологий обеспечивает решение ряда проблем, в том числе единообразия и централизации.  Применение режима онлайн помогает быстро и точно отслеживать деятельность сотрудников и передавать нужную информацию

Другой важный элемент реформирования: цифровизация и компьютеризация. Внедрение цифровых технологий обеспечивает решение ряда проблем, в том числе единообразия и централизации.  Применение режима онлайн помогает быстро и точно отслеживать деятельность сотрудников и передавать нужную информацию.

Современная надзорная деятельность в области охраны труда заключается в установлении правил и принципов безопасности на рабочих местах. Разные органы власти осуществляют надзорные и контрольные функции: Федеральная инспекция труда, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и др. В их функционировании отмечен ряд положительных и негативных (недоработанных) направлений в области безопасности. Решению данных вопросов посвящено реформирование существующей системы контрольно-надзорной деятельности охраны труда.

Виды контроля в сфере охраны труда

Несколько видов контроля.

На практике основными видами контроля за состоянием ОТ, есть такие:

  1. Трехстепенный контроль. Формирование «трехстепенного контроля» является распространенным в практике ОТ и закреплен нормативными актами;
  2. Оперативный контроль управляющими за другими ответственными лицами предприятия (например, службой ОТ). Оперативный контроль целесообразно проводить на предприятиях, производствах, которые относятся к высокой степени риска;
  3. Контроль вышестоящей организацией (четвертый или пятый степень контроля);
  4. Контроль местными органами власти;
  5. Ведомственный контроль.

Отчетность и проверки

Отчёт перед вышестоящим руководством производится согласно установленному порядку:

  1. Ежемесячные отчёты по результатам проведённых заранее запланированных проверок. Описание выполненных приказов, принятых сотрудниками службы мер и т.п.
  2. Единовременный отчёт, проводят раз в полгода, относительно анализа изменений в сфере охраны труда, произошедших на производстве за данный период. Указывают количество переквалифицированных сотрудников, проведённых мероприятий, инструктажей и т.п.

Есть экстренные отчёты, которые передаются согласно распоряжению вышестоящего руководства либо при серьёзных изменения на производстве.

Перед самим собственником организации или её учредителями СОТ должна отчитываться минимум один раз в год. Работодатель должен регулярно передавать отчёты в надзорные органы.

Какие органы осуществляют государственный надзор за охраной труда

Федеральная инспекция труда (в соответствии со ст. 3535 ТК РФ) является главным органом, осуществляющим надзорные функции.

Федеральная инспекция труда

Настоящий орган власти представляет собой организованную централизованную систему, ответственную за госнадзор по части соблюдения трудового законодательства. Служба осуществляет контроль по вопросам  безопасности ведения профессиональной деятельности.

Основные функции инспекции:

  • обеспечение безопасности профессиональной деятельности на рабочих местах и контроль за ее исполнением;
  • проверка соблюдения применяемых норм трудового законодательства;
  • передача сотрудникам данных о методах и возможностях применения норм трудового права;
  • выявление нарушений и уведомления о методах борьбы с ними в вышестоящие органы.

Функция инспекции заключается в надзоре за соблюдением законов по труду

Полномочия службы:

  • аудит в области соблюдения права в сфере труда;
  • расследование выявленных правонарушений и их последствий;
  • изучение и анализ нарушений со стороны руководства компаний;
  • направление сводных данных о состоянии дел в вышестоящие органы;
  • ведение аналитической и практической деятельности по нарушениям и причинам их появления;
  • аналитика травматизма на производстве;
  • ведение работы с жалобами, прочей корреспонденцией;
  • информационная и консультационная работа среди руководителей предприятий;
  • подготовка и публикация отчетов о состоянии сферы трудовой деятельности.

Государственные инспекторы труда

Сотрудник инспекции является должностным лицом, которое уполномочено контролировать соблюдение трудового законодательства и других законов по безопасности труда.

Важно! Основные полномочия инспекторов закреплены в ТК РФ, постановлении №. 875 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012

Основные права:

  • посещение организаций различных видов и форм хозяйствования с целью проведения проверок;
  • запрос у работодателей необходимой информации и данных о состоянии безопасности труда;
  • проведение расследований несчастных случаев и ситуаций, связанных с травматизмом в компаниях;
  • предъявление предписаний по устранению выявленных нарушений;
  • возможность участвовать в судебных процессах при необходимости;
  • запрет на применение СИЗ в случае, если последние не соответствуют установленным стандартам и нормативам.

Основные обязанности:

  • соблюдение законов РФ;
  • хранение государственной тайны.

Основная задача инспектора – проверочная деятельность, по плану и вне его, на предприятиях.

Важно! В процессе проверки инспектор исследует состояние вопросов техники безопасности, выявляет отклонения от нормы (если они есть), выдает предписания об исправлении имеющихся недочетов

Функции и полномочия Ростехнадзора

Ростехнадзор – это орган власти, который осуществляет функции по принятию законодательных актов, аудиту в следующих областях:

  • охрана окружающей среды;
  • безопасность использования атомной энергии;
  • охрана недр;
  • промышленная безопасность;
  • безопасность сетей и установок;
  • безопасность при работе со взрывчатыми веществами.

Деятельность Ростребтехнадзора связана с промышленной безопасностью

Основные функции Ростехнадзора:

  • разработка политики и нормативной документации по части технологического, атомного контроля;
  • контроль и аудит в вышеуказанных сферах.

Полномочия службы – это контроль следующих параметров:

  • соответствие нормативам  в области атомной промышленности, ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности;
  • защита ядерных объектов;
  • соблюдение требований промышленности безопасности;
  • соблюдение требований безопасности в энергетике.

Основные права службы:

  • запрашивать и получать требуемую информацию;
  • проводить расследования по вопросам сферы регулирования;
  • вести разъяснительную работу с физлицами и юрлицами;
  • проводить профилактические мероприятия.

Функции и полномочия Роспотребнадзора

Основные функции Роспотребнадзора:

  • эпидемиологический и санитарный контроль;
  • защита прав потребителей;
  • научные исследования;
  • разрешение вопросов госслужбы.

Основные полномочия:

  • контроль выполнения требований законодательства;
  • лицензирование определенных видов деятельности;
  • определение причин эпидемий и инфекций массового характера;
  • предоставление органам госвласти информации об эпидемиологической обстановке;
  • введение карантина или его отмена в случае необходимости;
  • мониторинг ситуации по санитарному и эпидемиологическому состоянию в РФ.

Важно! Таким образом, для каждого вида надзора и контроля за безопасностью труда создана своя служба

Общественный контроль за охраной труда – требования

Данная возможность прямо предусмотрена законом. Для общественного надзора разрешено создавать специальные органы. Их основной задачей будет защита трудовых прав и соблюдение интересов персонала. Из этого общего понятия следует выделить несколько основных направлений деятельности органа:

  • Контроль за исполнением установленных законом норм защиты трудовых прав сотрудников компании;
  • Проведение независимых проверок условий профессиональной деятельности;
  • Данные органы вправе непосредственно участвовать в процедуре выяснения причин и обстоятельств производственных травм. Ограничить или лишить их данной возможности работодатель не может;
  • Орган может выявлять нарушения. А формой реагирования является подача руководству отчетов, которые должны быть рассмотрены в любом случае, а указанные в них нарушения подлежат устранению;
  • Если будет установлено, что дальнее выполнение тех или иных работ представляет собой опасность для коллектива, то данный орган имеет право потребовать приостановить деятельность цеха или компании в целом.

Таким образом, комплекс полномочий у органа общественного контроля весьма широк. Они обладают реальными возможностями воздействовать на руководителя. Более того, при отказе в удовлетворении их требований орган может подавать судебные иски в отношении работодателя или сообщать о допущенных нарушениях в прокуратуру.

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет?

Лица и организации, осуществляющие общественный контроль за охраной труда на предприятии, определены в ст. 22 ТК РФ. Согласно данной нормы закона, таковыми могут являться:

  • Профсоюзные организации. Они могут быть уже действующими или вновь созданными. Но они обладают полным арсеналом возможностей по обеспечению общественного контроля за соблюдением правил безопасности;
  • Органы, которые выбираются непосредственно работниками того или иного предприятия. Это представительные структуры, которые обязаны выражать волю персонала и отстаивать его права. При этом участие профсоюзной организации не требуется. Все полномочия могут быть делегированы указанному представительному органу.

Участие сторонних организаций в общественном контроле за соблюдением правил труда не предусмотрено. То есть, общественные организации и фонды могут работать, но они не имеют права вмешиваться в деятельность конкретного предприятия и выступать от имени всего коллектива.

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Общественный контроль за охраной труда имеет те же цели, что и работодатель. Таким образом, их задачи по данному направлению полностью совпадают. Это позволяет объединить усилия и совместно обеспечивать соблюдение установленных законом правил и норм. При такой совместной деятельности заводится журнал административно-общественного контроля.

Он является основным документом учета, в котором фиксируются все проводимые мероприятия и выявленные нарушения. Кроме того, в данном журнале необходимо предусмотреть графы для информации об устранении выявленных нарушений.

Если представительная организация или профсоюз выносит требование работодателю или настаивает на приостановке деятельности компании, это нужно заносить в журнал

Важное значение имеет и отражение результатов рассмотрения данных требований

Когда кто-либо из должностных лиц привлекается к дисциплинарной ответственности на нарушения норм охраны труда и несоблюдения производственной безопасности, это также нужно учитывать.

Соответственно, указанный журнал будет включать несколько граф. Их количество и наименование зависят от решения работодателя и данной организации.

Положение об административно-общественном контроле по охране труда

Указанное положение является основным организационным документом, в соответствии с которым работает представительная организация. Оно регламентирует главные аспекты ее деятельности и устанавливает структуру и численный состав

Поэтому составление положения очень важно и имеет большое значение

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Когда создана представительная организация и работодатель готов с ней сотрудничать, нужно создать новую общую структуру, в которой будет сочетаться административная и коллективная деятельности по соблюдению правовых норм. Работу совместного органа нужно юридически закрепить. Для этого создается специальный приказ.

Функции и полномочия

Кабинет охраны труда: кто осуществляет руководство

Структуры наделены обязанностями и функциями. Основная задача – следить за исполнением работодателем условий труда, дисциплины на предприятии в отношении сотрудников. Чтобы выполнить главную функцию, ответственные лица осуществляют следующие мероприятия:

  • проверку соблюдения сотрудниками руководств по ОТ, нормативов;
  • контроль правильности эксплуатации средств коллективной и индивидуальной защиты – спецодежды, обуви, масок, перчаток;
  • выступление в качестве законных представителей сотрудников в составе комиссий по проведению надзорных мероприятий и обследованию состояний сооружений;
  • разработку и внедрение процедур, которые ориентированы на профилактику несчастных случаев, травм, профзаболеваний;
  • проверку эффективности и правильности функционирования шахт, систем, санитарных устройств, организации мероприятий по ликвидации недостатков;
  • своевременное сообщение руководству о возникновении непредвиденных ситуаций на предприятии;
  • контроль соблюдения норм рабочего времени, обеда, предоставление гарантий, компенсаций;
  • организацию обучения по оказанию первой помощи пострадавшим людям, помощи при наступлении такового случая;
  • участие в расследовании и выяснении произошедших ситуаций;
  • постановку в известность персонала о нарушениях касаемо правил безопасности;
  • осуществление разъяснительных процедур по вопросам ОТ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector