Говорение как вид речевой деятельности: виды, понятие, классификация видов, механизмы воздействия, принципы, задачи, развитие, достоинства и недостатки
Содержание:
- § 6. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности
- 3. Взаимосвязь между видами речевой деятельности.
- Подборки
- Развиваем понимание прочитанного
- 1. Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.
- Дальнейшее развитие говорения
- Саундтреки
- Второе правило: работай над произношением
- 2.4. Письмо
- Развиваем устную речь
- Акция
- Чтение
- Первое правило: заменяй пассивное слушание на активное
- Развиваем понимание речи на слух
- Задачи говорения как вида речевой деятельности
§ 6. Предметное (психологическое) содержание речевой деятельности
Наряду со структурным содержанием всякая, в том числе и речевая, деятельность характеризуется также предметным или психологическим содержанием. В предметное содержание деятельности включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами, как предмет, средства, орудия, продукт, результат (136, 148, 95). Предмет деятельности рассматривается в качестве основного элемента ее предметного содержания, поскольку он во многом определяет сам характер деятельности (в частности, ее цель, вид, форму реализации и т. д.). Именно в предмете реализуется, «находит» себя потребность – мотив деятельности. Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, «всякая деятельность организма направлена на тот или иной предмет, непредметная деятельность невозможна» (136, с. 37).
3. Взаимосвязь между видами речевой деятельности.
- форме общения (устной, непосредственной, или письменной, опосредованной);
- по характеру направленности речевого действия «от мысли к слову» или «от слова к мысли».
Говорение-письмослушание-чтение
- умение коррелировать скорость аудирования (чтение) в зависимости от условий восприятия и целевой установки;
- умение проявлять гибкость в восприятии и переработке информации в зависимости от трудности речевого сообщения;
- умение автоматически применять правила, накопленные в долговременной памяти;
- умение пользоваться ориентирами восприятия и порождения речи;
- умение преодолевать направленность внимания на артикуляцию;
- умение широко пользоваться прогнозированием на уровне формы и содержания и др.
Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении языка это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, также как и при аудировании, имеет большое значение вероятное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне. Чтение так же связано с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование – не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Чтобы сказать, надо услышать. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие – понимание – активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений – при аудировании через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал. Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.Таким образом, аудирование тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении
В современной методике обучения языка подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке. Письмо тесным образом связано с другими видами речевой деятельности (говорение — письмо; письмо — чтение)
С точки зрения психофизиологии письмо представляет собой сложный процесс, в котором функционируют все анализаторы (зрительный, слуховой, речедвигательный, моторный). Это позволяет говорить о письме как об «универсальном закрепителе».
Подборки
Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»
Развиваем понимание прочитанного
Здесь я, как правило, не использую дополнительных материалов, кроме тех, которые представлены в основном учебнике. Но на дом всем своим ученикам (кроме тех, кто младше 8 лет или готовится к ЕГЭ) задаю домашнее чтение. Или высылаю книгу, или ученики ее ищут себе сами в соответствии с уровнем знаний (пример).
![]() |
“The Canterville Ghost на OZON.ru |
Как работаю с домашним чтением? По-старинке, как со мной работала моя репетитор, когда я готовилась к поступлению в ВУЗ. Ученик читает главу, выписывает для себя ключевые слова и фразы, по которым и строит свой пересказ на занятии (10-15 фраз). Пересказываем раз в неделю, около 10 минут. Прочитали книгу – пишем сочинение.
Вид домашнего задания, как правило, нелюбимый учениками, но очень эффективный в освоении языка.
1. Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.
Речевая деятельность – это такой вид деятельности, который имеет социальную направленность. В ее ходе формирование и использования высказывание создается для достижения определенной цели (общения, влияния, оказания воздействия и прочее). В целом, структура речевой деятельности такова: она состоит из речевых актов, основанных на подготовке и реализации высказывания, имеющего различный объем и смысловую нагрузку. Однако психологи отмечают, что эта структура состоит из четырех уровней. Первый из них – это взаимодействие потребностей и желаний, а также мотивов, которые должны влиять на будущее высказывание. То есть ориентировочная, первая фаза направлена на определение условий проведения речевой деятельности, а также выделение ее предмета и использование необходимых средств. Второй уровень – планирование – предполагает выбор и организацию средств и способа ее проведения. Что касается третьей фазы, которая называется реализующей, она может быть внешне выраженной или же невыраженной. На четвертом уровне речевая деятельность контролируется, причем способы проведения этой операции проводятся по-разному. Например, во время слушания основной упор делается на цель и установку определенного его вида. Что касается говорения, здесь самоконтроль проводится в течение всего процесса. Этапы речевой деятельности.речевую деятельность от других видов деятельности1.Ориентировочный2.Этап планирования.
- выбор типа общения (не конкретного способа, а формы воздействия: мягко – требовательно и т.п.);
- определение желательного конечного результата;
- внутреннее программирование речевой деятельности.
3.Этап исполнения4.Этап контроля.
Дальнейшее развитие говорения
Ребенок, освоивший родной язык, приобретает могущественный и прекрасный инструмент, которым он еще не умеет вполне пользоваться. Обучение начинается со школы, где с первых уроков ученики знакомятся с языком на неведомом для них доселе уровне.
Он предстает как сложная и многогранная система знаков, подчиняющая целому своду грамматических и социальных законов. Понимание этих законов не только лежит в основе грамотного чтения, письма и говорения как средств речевой деятельности, но и открывает путь к бесконечным знаниям, которые создало и накопило человечество.
В начальных классах формируют самые элементарные, но при этом фундаментальные умения: произносительные, грамматические и лексические навыки, правильное аудирование. Учителя знакомят подопечных с новыми звуками, словами, интонемами. Причем ученики не просто повторяют новый материал, как годовалый малыш повторяет за взрослым, а учатся мыслить аналитически.
Когда начальные навыки освоены и накоплены в достаточном объеме, учителя переходят к более сложным видам говорения: небольшим монологам и диалогам. И опять они приобретаются учениками постепенно, обучение идет по пути от легкого к сложному, от подготовленной речи к неподготовленной, продуктивной.
Поначалу учащиеся осваивают репродуктивную речь, то есть читают или заучивают чужие тексты. В работе с подготовленной речью практически нет творчества говорящего, он не выбирает самостоятельно слова, оформление текста, его содержание, логику и последовательность изложения. В данном случае преследуется иная цель: произнося заученный текст, ученик на практике применяет и комбинирует приобретенные ранее навыки и речевые единицы.
Понемногу в процессе обучению важное место начинает занимать продуктивная речь. Учащийся пробует говорить без предварительной подготовки
Он учится самостоятельному речевому творчеству: умению вести беседу, задавать вопросы, описывать свои мысли или сложные идеи, воспринимать услышанное, реагировать и анализировать его. По сути, ребенок овладевает искусством полноценного монолога и диалога.
Безусловно, процесс обучения говорению и его развитие не ограничивается школьной порой
Многие продолжают учиться этому в вузах, еще больше людей занимаются самосовершенствованием, понимая социальную и практическую важность речи. Ведь говорение пронизывает все существование человека, влияет на все сферы его деятельности
Важно помнить, что грамотные и разумные навыки общения и его основные речевые средства определяют качество жизни, позволяют развивать интеллект и накапливать знания, помогают найти дружбу и любовь, построить семью и продолжить свой род, поделиться собственным духовным миром и познать других, достичь карьерных высот и реализоваться как личность
Саундтреки
Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки
Второе правило: работай над произношением
Люди, обладающие музыкальным слухом (аудирование у них, как правило, на высоте), очень быстро осваивают все мельчайшие детали верного произношения и говорят без акцента. Есть и обратная связь: работая над своим произношением, ты улучшишь аудирование!
Научно доказано, что мы лучше расслышим то, что можем сказать сами. Поэтому предлагаем тебе алгоритм работы, которым с нами поделилась наш друг и популярный видеоблогер Ольга Козарь.
Алгоритм работы с аудиозаписью для любого уровня
Алгоритм подойдет для студента с любым уровнем (главное, чтобы аудиозапись ему соответствовала). Тебе потребуется аудио и ее скрипт, т.е. текст. Аудио с текстами можно найти здесь.
- Текст пока убираем в сторону (не читать!) и слушаем запись, пытаясь разобрать содержание (2-4 раза). Если после этих прослушиваний ты так и не понял бОльшую часть записи, то слушай снова, пока не поймешь. Поскольку цель – услышать и понять хоть что-то, а лучше все.
- Следующий шаг: достаем скрипт и слушаем вновь, следя по тексту. Заметь: на этом этапе тебе не обязательно знать значения всех слов. Желательное соотношение ~ 80% знакомых слов и 20% – незнакомых (это будет твой словарный прирост). Перевод можно посмотреть после тренировки, а пока попробуй догадаться по контексту (1 раз).
- Далее – снова слушаем без текста (1 раз).
- Затем слушаем, следим по тексту и повторяем, копируем, обезьянничаем вслед за диктором! (2-3 раза). Твоя задача – максимально приблизиться к его звучанию.
- Снова слушаем без текста (1 раз).
Для любителей воспринимать на слух: видео Ольги об этом алгоритме
Алгоритм работы с аудиозаписью для среднего и высокого уровня
Если твое аудирование уже «выше этого», но ты не готов останавливаться на достигнутом, тебе подойдет более сложный алгоритм работы с аудиозаписью. Вновь потребуется аудио и скрипт.
- Опять же слушаем аудио БЕЗ текста (1-2 раза, а точнее – пока не поймем бОльшую часть содержания).
- Записываем слова на слух, т.е делаем транскрипт (как на диктанте). Тебе будет что-то непонятно. Это нормально. Попробуй догадаться из контекста.
- Теперь достаем скрипт и проверяем наш транскрип на правильность.
- Слушаем и следим по оригинальному тексту (1 раз).
- Берем карандаш, разбиваем текст на кусочки и делаем пометки про интонацию и ударение. Где у диктора паузы? Какие слова ударные? Куда у диктора идет голос? Вверх? Вниз? И тд.
- Не забываем про главный шаг: копируем за диктором (2-3 раза).
- Еще раз слушаем без текста (1 раз).
РЕЗЮМИРУЕМ: во время работы над аудированием, обязательно работай и над своим произношением! Повторяй текст аудио вслед за диктором, старайся максимально приблизиться к его звучанию. Произношение и аудирование теснейшим образом связаны и взаимно улучшают друг друга.
2.4. Письмо
Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.
Развиваем устную речь
Со взрослыми учениками, которых в первую очередь интересует общение, просто беру коммуникативный учебник (о нем я уже писала тут) и использую любую возможность для общения на языке. В начале урока спрашиваю, как дела, обсуждаем интересные политические новости, или события, произошедшие в нашей жизни (отпуск, курс доллара, кошка родила котят).
Работая репетитором со взрослыми людьми, я иногда чувствую себя еще и бесплатным психотерапевтом на пол-ставки – мне рассказывают о своей личной жизни, проблемах, любимых видео-играх и сериалах … Если у ученика появляется “душевное” выражение лица, отрываемся от английского и разговариваем (вернее, я слушаю, а ученик разговаривает). Через 5 минут, когда он выговорился, аккуратно прерываю поток сознания и дальше возвращаемся к занятию. И вы передохнете, и ученик уйдет с занятия довольный =)
Бывает, что клиент проявляет инициативу, и хочет разговаривать вне учебного времени на изучаемом языке. Инициативу такую поощряю и советую вот этот сервис: SharedTalk. Грамматику он там вряд ли подтянет, а вот снять языковой барьер и “разговориться” этот ресурс вполне поможет.
А следующая статья будет посвящена учебникам для подготовки к великому и ужасному ЕГЭ.
Всем удачи и учеников!
Аудирование, чтение, письмо, говорение на уроке английского
Акция
ВСЕМ, КТО ОСТАВИЛ ЗАЯВКУ ДО 27 августа
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)
1. В акции принимают участие все заполнившие заявку
2. Первый пробный урок (30 минут) проводится бесплатно.
3. При первой оплате 5 занятий студент получает 2 урока по 45 минут с выбранным преподавателем и по выбранному курсу бесплатно (1 урок с преподавателем — носителем языка).**
4. Акция не суммируется с другими действующими предложениями и скидками.*
* Например, студент оплативший первые три занятия по льготной цене, не принимает участия в данной акции.
** При оплате 30 минутных уроков студенту предоставляется 2 урока по 30 минут (1 урок 30 минут с носителем языка).
Чтение
Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.
Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.
Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.
Обычно выделяют три вида чтения:
- ознакомительное;
- поисковое;
- изучающее.
В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.
Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.
Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.
Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятия текста.
Первое правило: заменяй пассивное слушание на активное
Несмотря на то, что аудирование – это пассивный навык (в отличие от говорения и письма), в жизни тебе понадобится активное слушание. В жизни мы не только слушаем, но и реагируем, отвечаем на внешнее воздействие. Часть информации – ненужной, лишней, шумовой – во время общения мы можем отсеять, «пропустить мимо ушей». Но ту, которая потребуется для ответного действия, мы обязательно уловим.
Во время тренировок на аудирование тебе нужно создать такую же ситуацию «необходимости ответного реагирования». Если ты занимаешься по учебнику с аудиодиском, то выполняй задания вроде «прослушай диалог – ответь на вопросы по его содержанию». Если без учебника, то придумывай для себя испытания самостоятельно:
– Слушай подкаст или видео и записывай содержание. После – проверяй себя. Тебе поможет Youtube канал Daily English Dictation, на котором в одном видео зачитывается диктант, а в следующем – дается правильный ответ.
– Слушая аудиозапись, выписывай основные слова: существительные, прилагательные, глаголы. После этого прочитай их последовательность и попробуй догадаться о содержании всего текста. Аудиозаписи ты найдешь в статьях: «10 аудио на английском для начинающих» и «Лучшие подкасты на английском».
– Попробуй представить картину происходящего, опираясь только на звук. Например, включи серию какого-нибудь сериала в оригинале (с которым ты знаком, но конкретно эту серию пока не видел) и послушай отрывок из него, не смотря в этот момент на экран. Во время прослушивания представляй, что в этот момент происходит: кто говорит, о чем, что происходит в их жизни на этот раз? После этой «процедуры» снова запусти отрывок и посмотри его уже совместно с картинкой. Все ли твои предположения были верны?
– Выискивай в аудио конкретную информацию. Например, слушай запись прогноза погоды и пытайся расслышать количество градусов. Или слушай спортивные новости и вычленяй там результаты матча.
Плыть по течению – не подходит для развития навыка. Нужны активные действия!
– Попрактикуйся в смысловом прогнозировании. Для этого включи какую-нибудь аудиозапись и внимательно послушай ее содержание. Через какое-то время нажми на паузу и попробуй догадаться, что произойдет в ней дальше. Представил? Включай, слушай дальше и сравнивай.
– Проходи тренировки аудирования в приложении Lingualeo. Механики наших тренировок также построены на прокачивании активного слушания: тебе предлагается прослушать аудиозапись, а после выполнить ряд упражнений на понимание. Тренировки доступны в приложении для iOS и Android.
РЕЗЮМИРУЕМ: не ограничивай себя пассивным аудированием
Да, слушать английскую речь – важно и нужно. Но одно только слушание не сможет развить и усовершенствовать твой навык
Когда ты занимаешься с какой-либо аудиозаписью, то обязательно преследуй какую-нибудь цель: предсказать содержание, услышать ответ на определенный вопрос, записать последовательность событий и др. Так ты научишься вычленять в речи нужную тебе информацию.
Развиваем понимание речи на слух
“Хочу смотреть любимый сериал на английском или понимать, что поет любимый певец, а без субтитров или текста даже общий смысл понять не могу, только отдельные слова!”- типичная проблема типичного ученика.
В этой статье, посвященной дополнительным материалам, я не буду касаться методики обучения слушанию, а просто расскажу, каким дополнительными пособиями я пользуюсь.
Эта серия учебников направлена как раз на развитие навыков слушания и говорения. 4 книги соответствуют уровням elementary, pre-intermediate – intermediate, intermediate – upper-intermediate и По темам собраны аудиозаписи с упражнениями, которые помогут перекинуть мостик от слушания к говорению.
Книга “Real Listening and Speaking 1 на OZON.ru |
В начале занятия иногда слушаем интересные новости, которые потом обсуждаем. Их я ищу тут (для уровня intermediate+) или тут (здесь есть подкасты попроще, этот сайт ученик-энтузиаст может использовать самостоятельно, пройдя тест и выяснив, какой уровень ему подходит).
У всех есть любимый исполнитель. Узнаю, кто это, и стараюсь хотя бы раз в месяц слушать с учеником его песни, подходящие под лексическую/ грамматическую тему, которую мы проходим и делать соответствующие упражнения. Вот отличный пример того, как можно использовать песни для закрепления грамматики..
Сейчас выходит просто куча интересных сериалов на английском языке, которые можно смотреть вечером с семьей, по дороге на работу, в командировках. Прошу качать и смотреть на английском с английскими субтитрами.
Задачи говорения как вида речевой деятельности
Речь играет чрезвычайно важную роль в жизни человека, выполняя ряд связанных между собой задач:
- Установка контакта и определенных взаимоотношений между индивидуумами.
- Координация. Без речи весьма сложно наладить эффективную совместную деятельность.
- Обмен информацией. Все виды говорения позволяют обмениваться знаниями, идеями, желаниями.
- Обмен эмоциями. С помощью сказанных слов человек делится своими переживаниями: страхом, любовью, гневом.
- Влияние на других. Речью можно не только делиться собственными чувствами, но и вызывать их в других, оказывать влияние на собеседника, побуждать его к нужным действиям. Например, рассмешить, заставить, запугать, воодушевить.