§ 16. основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности

Основные мероприятия

Разработано множество методических рекомендаций, в которых описаны рекомендованные мероприятия по профилактике экстремизма. В школе и других учебных заведениях рекомендованы следующие действия:

Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
Проводить классный час «Профилактика экстремизма и терроризма» в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение

Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

родителям по профилактике экстремизма

Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:. — Разговаривайте с ребенком

Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии

— Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

— Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

— Контролируйте информацию, которую получает ребенок

Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов

     Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

а) его ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

— резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

— на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

— в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант — нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

— подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

— повышенное увлечение вредными привычками;

— резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

— псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

      Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Будьте более внимательны к своим детям!

Ответственность

Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

  • унижение человеческой чести и достоинства;
  • возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
  • организация сообществ экстремистского характера;
  • организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. Статьи 243-244 подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

Ключевые задачи

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной

Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
формирование в сознании молодежи уверенности в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Группа риска

Несмотря на то что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

  • дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
  • так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
  • подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
  • представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
  • члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

Противодействие и самооборона

Безусловно, теоретическая основа важна

Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

Экстремистская деятельность
Действия
Угроза подрыва бомбы в помещении
в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;
по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;
не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;
покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;
если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).

Поджог здания
вызовите службу спасения;
подойти к двери и проверить ее температуру — если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;
обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);
если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;
немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.

Теракт в самолете
сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;
не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.

Телефонная угроза
если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;
обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;
внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;
передайте информацию в правоохранительные органы.

Письменная угроза
как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;
передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи

Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации

Нормативно-правовая база

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). 

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 29.12.2012 № 273 ФЗ)

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 22 декабря 2014 г.)

5. (с изменениями и дополнениями от 22 февраля 2014 г.)

6. Федеральный закон от 28 декабря 2010г. №390-ФЗ «О безопасности» 

7.

8. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (в редакции от 03.11.2004) 

9. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» 

10. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

11.Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

12. «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666) 

13. «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г.) 

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 г. № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (ред. от 24.03.2011 г. № 211) 

15. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» 

16. Постановление Администрации Алтайского края от 22.06.2011 № 341 «О комиссии Алтайского края по противодействию экстремизму» 

17. Постановление Администрации Алтайского края от 31.12.2014 № 602 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015–2019 годы»

18. Решение Барнаульской городской Думы от 28 августа 2013 г. № 159 «Об утверждении Положения о полномочиях органов местного самоуправления по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории города Барнаула» 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector