Этапы социологического исследования: понятие, виды и структура

Введение

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.

Описание презентации Программа социологического исследования на примере исследования на по слайдам

Программа социологического исследования на примере исследования на тему: «Возможность оптимального сочетания спортивной и учебной деятельности в жизни студента»

Формулировка проблемы: поиск возможностей оптимального сочетания спортивной и учебной деятельности в жизни студентов университета Х. 1. 1. Формулировка и обоснование проблемы исследования (ПРИМЕР)

Цель исследования : Выявление факторов, определяющих оптималь-ное распределение времени на спортивную и учебную деятельность студентов. Задачи : 1. Выяснить соотношение времени, затрачива-емого на учебную и спортивную деятельность. 2. Определить уровень успеваемости студентов. 3. Изучить состояние здоровья студентов. 4. Выявить отношение студентов к спорту. 1. 2. Формулировка целей и задач (ПРИМЕР)

Тема: «Возможность оптимального сочетания спортивной и учебной деятельности в жизни студента» Объект исследования : Студенты 1 -го курса университета Х дневной формы обучения. Предмет исследования – это рациональность сочетания спортивной и учебной деятельности студентов. 1. 3. Определение объекта и предмета исследования (ПРИМЕР)

Спортивная деятельность – занятия различными видами спорта в специальных учреждениях, а также самостоятельные занятия индивида спортом, физическими упражнениями. Учебная деятельность – один из видов деятельности, заключающийся в усвоении определённого круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике. Рациональное распределение времени – это эффективность использования времени, в зависимости от умения выполнять ту или иную задачу. Успеваемость – степень овладения полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. 1. 4. Интерпретация основных понятий (ПРИМЕР)

Учебное время – время, затрачиваемое на занятия в университете и домашняя подготовка к ним. Свободное время – время свободное от учебной деятельности. Самоподготовка – самостоятельное обучение, заключающееся в подготовке к учебным занятиям, либо повышение образовательного уровня в интересующих индивида областях. Состояние здоровья индивида – уровень физического, душевного и социального благополучия, состоящее в способности вести полноценную социальную жизнь. 1. 4. Интерпретация основных понятий (ПРИМЕР)

Пример формулировки гипотез: К задаче 1: Гипотеза 1: Студенты тратят меньше времени на спортивные занятия, чем на самоподготовку. Гипотеза 2: В период интенсивной учебной деятельности (например, в сессию) у большинства студентов не остается времени на спортивные занятия. К задаче 2: Гипотеза 1: Уровень успеваемости студентов напрямую связан с их физической подготовкой: лучшая успеваемость у тех студентов, кто регулярно занимается спортом и физическими упражнениями. Гипотеза 2: Уровень успеваемости будет выше у тех студентов, которые умеют рационально распределять свое время. 1. 5. Формулировка гипотез исследования (ПРИМЕР)

К задаче 3: Гипотеза 1: Большинство студентов, независимо от состояния здоровья, посещают медицинские учреждения раз в год или реже. Гипотеза 2: Студенты с «хорошим» состоянием здоровья чаще занимаются спортом и имеют лучшую успеваемость, чем студенты, у которых случаются проблемы со здоровьем более-менее часто. К задаче 4: Гипотеза 1: Более обеспеченные студенты чаще занимаются в спортивных секциях, менее обеспеченные предпочитают заниматься физическими упражнениями дома. Гипотеза 2: Для большинства учащихся занятия спортом ограничиваются уроками физкультуры. 1. 5. Формулировка гипотез исследования (ПРИМЕР)

РАБОЧИЙ ПЛАН проведения социологического исследования «Возможность оптимального сочетания спортивной и учебной деятельности в жизни студента»

Список использованной литературы

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. В67 Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.

2. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С. — Петербургского государственного университета, 1999. — 296 с.

3. Касьянов В.В. Социология. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 288 с.

4. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 464 с.

5. Фролов С.С. Социология. — М.: Наука, 1994. — 256 с.

Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 136.

Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 136-138.

Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — с. 139.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – с. 39.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – с. 39.

Касьянов В.В. Социология. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – с. 183.

Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – с. 173.

Какие бывают социологические исследования?

Различают 3 вида социологических исследований:

  1. пилотажные (разведывательные), 
  2. описательные,
  3. аналитические.

Пилотажное социологическое исследование

Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов, работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек.

Описательное социологическое исследование

Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей, для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение.

Аналитическое социологическое исследование

Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.

Дополнительные виды исследований

Социологический анализ может быть:

Разовым или точечным. Такое исследование предоставляет информацию о количественных параметрах и состоянии процесса или явления в тот момент, когда производится его изучение.
Повторное. При проведении этих мероприятий получают данные, на основании которых можно судить о существующей динамике в развитии объекта. В свою очередь, повторные исследования могут быть панельными (рассматривающими лишь одну социальную проблему) и лонгитюдными (повторное изучение совокупности людей на протяжении ряда лет).
Монографическое. Такое исследование способствует всестороннему, глобальному изучению объекта как одному из представителей аналогичных явлений или процессов.
Когортное. Подобное исследование призвано изучать людей на протяжении некоторого времени (например, года), которые одновременно пережили одинаковые события (поступление в институт, вступление в брак и т.д.).
Кросскультурные, международные. Такие исследования служат для сопоставления процессов и явлений, которые происходят в разных странах. Они представляют собой сложные по своей методологии мероприятия, выбор стратегии и интерпретации полученных результатов которых осложнен различием в национальных традициях, культурном опыте, менталитете и т.д.

Виды исследований

Главной причиной обращения к социологии является необходимость в получении актуальной и содержательной информации, которая отражает важнейшие вопросы, касающиеся жизнедеятельности человека, групп и коллективов, а также различных слоев общества. Проведение подобных исследованием способствует дополнению статистических данных. Социология наполняет их знаниями об интересах людей, мнениях и запросах, настроениях и степени удовлетворенности досугом, бытом, организацией труда и т.д.

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Цель любого исследования в данном направлении – это анализ тех проблем, которые имеют место в жизни и важны для развития и функционирования общества в целом. Именно поэтому выбранный для таких мероприятий объект должен быть востребованным и актуальным.

Социологические исследования бывают различного вида. Выбор конкретного из них определяется характером стоящих задач и целей. Все социологические исследования группируются по трем основным видам. Среди них разведывательные (пилотажные, зондажные), описательные, а также аналитические. Существуют и некоторые дополнительные виды исследований. Рассмотрим их подробнее.

Этапы разработки

Рассмотрим основные разделы программы социологического анализа. При составлении отчета о проведенной работе все они входят в первую главу. Ее изучение позволяет ознакомиться с методологическим (теоретическим) планом мероприятий.

На первом этапе отчета социологического исследования производится описание проблемной ситуации. Здесь же формулируется и та проблема, которая должна быть освещена в проводимом мероприятии.

Последовательность этапов отчета социологического исследования, которые по своему содержанию аналогичны составленной программе, представляет собой:

Выбор объекта для изучения. Им является то, что неявно или явно содержит в себе социальное противоречие, чем и порождает создание проблемной ситуации.
Определение предмета проводимых мероприятий. Под таковым подразумеваются наиболее весомые с теоретической и практической стороны свойства и особенности объекта. Данные показатели и подлежат изучению.

Вам будет интересно:Частные инвестиции — это… Знания, правила и применение

При изучении последовательности этапов отчета по итогам социологического исследования переходим ко второму разделу. Он включает в себя формулировку целей и задач планируемой работы. Целью социологического исследования является модель ожидаемого результата. Она и определяет направленность специалистов на решение прикладных, методических или теоретических проблем. Поставленные задачи, которые находят свое отражение как в программе исследования, так и в составляемом отчете, являются системой конкретных требований, которые предъявляются к решению и анализу уже сформулированной проблемы.

Следующий этап отчета по итогам социологического исследования содержит в себе общую концепцию мероприятий. Это уточнение и толкование смысла применяемых понятий.

В следующий раздел отчета входит указанная в программе исследований гипотеза. Она является главным методологическим инструментом, который способствует организации всего процесса и подчиняется его логике. Гипотеза в социологическом исследовании — это обоснованные предположения, касающиеся структуры объектов изучения, характера их связей и возможных путей решения возникших проблем.

Следующий раздел отчета представляет собой этап работы, касающейся создания методики первоначального сбора и последующего анализа данных, а также разработки инструментария. Исходя из этого и может быть определен вид социального исследования и метод получения данных.

Пример социологического исследования с использованием качественной стратегии в Томском государственном университете

Страница 1

Анализ данных российской статистики за 90-е гг. показывает снижение удельного веса женщин по различным отраслям экономики. Это прежде всего коснулось промышленности, сельского хозяйства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства. С 1990 по 1995 гг. занятость россиянок сократилась на 7,6 млн человек. Однако за это же время в сфере науки удельный вес женщин практически не изменился. Так, по данным российского статистического ежегодника, удельный вес женщин в общей численности занятых в сфере науки и научного обслуживания в 1980 г. составлял 52%, в 1993 г. — 53%, в 1995 г. — 51%

Более того, если мы обратим внимание на такой известный в области образования и науки центр, как город Томск, то удельный вес женщин в сфере науки и научного обслуживания здесь вырос с 44% в 1990 г. до 48% — в 1995 г

и составил 51% в 1999 г.

В то же время сегодня в научной и научно-популярной литературе встречается оценка положения женщин в науке, как аутсайдеров и маргиналов, занимающих в основном вспомогательные и низкооплачиваемые должности. Особо рассматриваются проблемы феминизации науки, а также горизонтальной (профессионально-отраслевой) и вертикальной (властно-должностной) сегрегации женщин в этой сфере деятельности.

В Пекинской декларации, принятой на четвертой Всемирной конференции по положению женщин в 1995 г., было отмечено, что «женщинам необходимо обеспечить равный доступ к экономическим ресурсам, включая землю, кредиты, науку и технику, профессиональную подготовку, информацию». В последнее время в нашей стране даже стали создаваться общественные организации «Женщины в науке и образовании», которые призваны решать различные практические задачи.

С учетом всего сказанного закономерно возникает вопрос, а каково реальное положение и роль женщин в современной российской науке? Что скрывается за бесстрастными цифрами официальной статистики? В связи с этим основной целью данной статьи является описание и анализ проблемы участия женщин в сфере вузовской науки на основе социологического исследования, проведенного в одном из старейших вузов Сибири — Томском государственном университете. Само исследование состояло из трех этапов, на которых использовались количественные и качественные стратегии, включающие разные методы сбора и анализа информации.

Объективный портрет работников (и женщин и мужчин), занятых в системе вузовской науки (сюда вошли те люди, которые по основному месту работы значились сотрудниками ТГУ), был составлен на основе анализа статистических данных. Весной 1998 г. их было 174 человека, 56% из них составляли женщины и 44% — мужчины. Среди мужчин 41% имели степень кандидата наук, 8% — доктора наук, остальные — без степени. Среди женщин 19% имели кандидатскую степень, 2% — доктора наук, остальные — без степени. Треть работающих женщин (34%) занимали так называемые технические, вспомогательные должности в науке: 15% — лаборантов и техников (1% — среди мужчин), 19% женщин занимали инженерные должности (7% — у мужчин). Но чем выше были должности, тем меньше становилось женщин: например, среди старших научных сотрудников доля мужчин была уже выше (26% — среди мужчин и 19% — среди женщин), среди ведущих научных сотрудников 8% — среди мужчин и 2% — среди женщин, среди главных научных сотрудников не было ни одной женщины (среди мужчин — 5%).

Страницы: 1 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector