Понятие деятельности в психологии
Содержание:
- Рефлексологическое направление
- История и психология
- Развитие психологии в России в XX веке
- Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.
- Экзистенциальная психология
- Гуманистическая психология
- Зарождение отечественной психологии в XIX веке
- Философско-психологическая теория С. Л. Рубинштейна
- Методы объяснительной или естественнонаучной психологии.
- Бихевиоризм
- Отечественная психология
- Предмет, задачи и принципы психологии.
Рефлексологическое направление
Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.
Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».
И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.
В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.
История и психология
Большинство отечественных и зарубежных психологов были смелыми и аполитичными, они старались обмениваться знаниями и опытом друг с другом, живя в разных странах, вне зависимости от того было ли это разрешено и что их могло ожидать в случае нарушения запретов.
За полтора века существования мировой психологии как науки она пережила массу масштабных социальных и политических изменений и катаклизмов, а также собственные взлеты, падения и кризисы.
Отечественная психология родилась в Российской империи в то время, когда существовать этой империи оставалось недолго. В начале XX века Россия еще была частью Российской империи, затем стала республикой в составе СССР, а в конце века превратилась Российскую Федерацию. Все это время психология развивалась несмотря ни на что, пережила все революции, войны, кризисы, абсолютные запреты и новые возрождения науки.
Сегодня имена российских ученых известны всему миру. Их классические труды переводятся на множество языков, а концепции и теории изучаются студентами-психологами, учеными и любителями психологии.
Развитие психологии в России в XX веке
До и во время революции 1917 года, в двадцатых (когда был образован СССР) и в начале тридцатых готов XX века психология не только не погибает, но и крепнет.
Создается молодая советская школа психологии, продолжающая развивать теории основоположников отечественной психологии и в то же время решающая актуальные социальные задачи нового советского общества.
В это время науку создают такие выдающиеся и известные на весь мир психологи как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, М.Я. Басов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский, С.Г. Геллерштейн, К.К. Платонов, Н.Д. Завалова и другие.
Создаются такие отрасли психологии как:
- возрастная,
- детская,
- социальная,
- инженерная,
- авиационная,
- педагогическая,
- психология коллектива,
- эргономика,
- психотехника, прочие.
Совершенствуется психодиагностика, расширяется сфера применения психологического консультирования, различные направления объединяются единой концепцией психики и консолидируются на практике.
И все это в то время, когда в Европе наблюдается кризис психологии, вызванный расхождениями психологов по многим пунктам, основным из которых был выбор предмета и научного метода психологии.
Кризис мировой психологии привел к образованию сразу нескольких основных ее направлений, существующих и в наше время (глубинная, когнитивная, гуманистическая, гештальтпсихология, бихевиоризм), что позволило науке развиваться дальше сразу в нескольких «течениях».
К сожалению, в середине тридцатых годов советская психология резко останавливается в своем развитии. Она была разгромлена и запрещена властью, резко были остановлены психологически исследования (даже идеологически близкие советской власти), перестали издаваться психологические журналы.
Период упадка науки длился примерно тридцать лет. Но даже под строгим запретом, в период репрессий, голода, страшной войны оставались ученые, не забывающие о психологии: Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Е.Н. Соколов, другие.
Только в шестидесятые годы ХХ века стали возрождаться запрещенные психологические школы и психология.
Уже в 1955 году начинает издаваться психологический журнал «Вопросы психологии». В 1964 году открываются факультеты психологии в ленинградском, московском, тбилисском университетах. В 1971 году был создан институт психологии АН СССР. С 1980 года издается «Психологический журнал».
Конечно, оторванность от мировой науки не могла не отразиться на развитии отечественной психологии. В те времена, когда в Европе и США стало модным иметь личного психолога и развивать науку психологию, в СССР даже не задумывались о такой необходимости.
В шестидесятых – восьмидесятых годах ХХ века ведущими отраслями советской психологии остаются социальная, дифференциальная, судебная, инженерная, психология обучения и воспитания и прикладные отрасли.
В это время науку создают П.В. Симонов, Н.П. Бехтерева, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, В.Д. Небылицын, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и другие.
В конце восьмидесятых годов формируется психологическая служба. Психология становится элементом культуры и начинает входить в жизнь простых людей.
Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.
Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека.Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда, А. Адлер, К. Юнг развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни.
Экзистенциальная психология
Экзистенциальная психология — это направление в психологии, возникшее в XX веке и изучающее проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, а также проблему смысла жизни.
Экзистенциалисты считали, что эти проблемы выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы.
Представители экзистеализма утверждали, что люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.
Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.
Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл, автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии.
Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться». Это стремление человека может быть названо волей к смыслу
Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях
Еще одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей.
Центральную позицию Бьюдженталя можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.
Именно для становления этого искусства психотерапевта Бьюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.
Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности.
Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротическую
Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора.
Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла.
Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире.1. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы.2. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt).3. Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации.
Таким образом, Мэй считал, что задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.
С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.
Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.
Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;5) потребность в самоактуализации.
Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).
У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.
Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.
По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.
Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта.
Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.
Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
Зарождение отечественной психологии в XIX веке
Психология – область знаний, которая была признана мировым сообществом наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог и психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию в Лейпциге.
Почему создание лаборатории оказалось столь значимым событием? Все дело в том, что оно положило начало экспериментальной, а значит и объективной, доказуемой психологии, а не просто умозрительной и субъективной. Нельзя было точно сказать, верна ли гипотеза ученого или это просто его личное заблуждение до тех пор, пока В. Вундт не стал проводить научные эксперименты.
Основателем отечественной экспериментальной науки считается выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857-1927). Он первым в Российской империи создал лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета в 1885 году.
Интересно, что годом ранее, в 1884 году во время командировки в Европу (Париж, Вена, Берлин и Лейпциг) В.М. Бехтерев познакомился со многими основателями мировой науки психологии, в том числе и с самим В. Вундтом.
В 1908 году Бехтерев основал еще одно значимое для развития науки психологии учреждение – психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, который стал центром комплексного исследования человека.
Вклад этого великого ученого неоценим. Он стал основоположником рефлексологии и патопсихологии, написал множество научных трудов, издавал несколько психологических журналов в России и печатался в зарубежных изданиях.
И.М. Сеченов
Но еще до того как Бехтерев основал первую российскую психологическую лабораторию, а именно в шестидесятых годах XIX века российский физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) обозначил необходимость и разработал первую программу построения психологии как самостоятельной науки!
Именно этот ученый предложил предметом психологии считать различные виды психической деятельности субъекта в их развитии и связи друг с другом. В качестве основного метода психологии Сеченов определил объективное наблюдение.
Именно идеи Сеченова о возможности экспериментального исследования мышления, об активности и целевой детерминации работы нервной системы, об обратной связи как факторе регуляции поведения, опередив свое время, дали толчок к развитию отечественной психологии и предвосхитили многие исследования в мировой науке!
Также свой вклад в образование и становление науки психологии в России конца XIX века внесли К.Д. Кавелин, Г. Струве, И.П. Павлов, В. А. Вагнер, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт и другие.
Но чтобы психология смогла отделиться от других наук в позапрошлом столетии, должны были пройти века существования и развития ее в рамках философии, медицины, биологии, литературы, богословия, оккультизма и в сфере быта, привычек, традиций, мифов народов.
Значительный вклад в развитии психологии в те времена, когда она еще не была отдельной наукой, внесли такие русские ученые и просветители как М.В. Ломоносов, Я.П. Козельский, Я.Н. Радищев, А.Галич (учитель А.С. Пушкина) и другие.
Самая первая в России книга о психологии была написана в 1796 году Иваном Михайловым и носила название «Наука о душе, или ясное изображение ее совершенствования способностей и бессмертия». В ней автор писал об ощущениях, воле, мышлении и ассоциациях.
Философско-психологическая теория С. Л. Рубинштейна
Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889-1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг., при рассмотрении принципа творческой.
По словам С. Л. Рубинштейна, субъект в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С. Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие.
Через принцип деятельности С. Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Деятельность – один из уровней изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Л.С. Выготского главным моментом, определяющим развитие, является знак, то для С.Л. Рубинштейна – деятельность; если для Л.С. Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для С.Л. Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.
Деятельность определяется своим объектом, говорит С.Л. Рубинштейн, деятельность определяется своим объектом не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; вообще, внешние причины действуют через внутренние условия. Последнее положение фиксирует предложенное С.Л. Рубинштейном понимание принципа детерминизма. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность, имеющая сложную многоуровневую структуру; с точки зрения С.Л. Рубинштейна, все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности.
С. Л. Рубинштейн отличает деятельность от поведения; точнее сказать, поведение – особая форма деятельности, причем для С. Л. Рубинштейна поведение – нечто противоположное тому, что имеют в виду бихевиористы. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана (в данном случае имеется в виду «вещная» сфера) переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения является поступок.
В отношении же структуры деятельности обоими выедающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.
Психическое С.Л. Рубинштейн рассматривал прежде всего как процесс, движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукты (результаты) – образы, понятия, состояния и др.; сам же процесс включает прерывные операции, но не сводится к ним.
Крупнейшие последователи С.Л. Рубинштейна – Ксения Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлипский, развивают на базе идей своего учителя принцип субъектности – представление о человеке как активном преобразующем мир и самого себя существе.
Методы объяснительной или естественнонаучной психологии.
Основным требованием к этим методам является их способность предоставлять объективную информацию. Их использование обеспечивает получение надежных и однозначно понимаемых данных.
Объективное изучение психических явлений предполагает исследование тех ее аспектов, которые имеют внешнее выражение (например, поведенческие реакции, продукты деятельности).
Эти внешние проявления позволяют использовать для их изучения более строгие методы, например, аппаратурные.
В отечественной психологии одной из основных задач было установление характера взаимосвязи соотношения психических функций и деятельности человека.
2 стр., 764 слов
Шолохов м. а. — Психология человека на войне
Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время …
Поэтому методологической основой объективного метода в отечественной психологии является принцип единства сознания и деятельности.
Основными методами естественнонаучной психологии – наблюдение, эксперимент, также метод тестирования, опрос, анализ продуктов деятельности (контент-анализ).
Основными методами естественнонаучной психологии являются наблюдение и эксперимент. Также используются методы: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности.
Для повышения объективности результатов исследования используется статистический анализ и методы математического моделирования.
Бихевиоризм
Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.
Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен.
Бихевиористы считали, что сознания не существует, а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.
Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R). Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S). Бихевиористы также считали, что поведение можно контролировать. Для этого нужно правильно подбирать стимулы, чтобы вызвать определенное, соответствующее данному стимулу, поведение.
Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований.Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом, в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.
Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики», в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок», и вывел законы научения.Необихевиорист Б. Скиннер разработал концепцию оперантного научения, которая включает в себя систему поощрений и наказаний.
Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт». Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.
Отечественная психология
-
Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла. 1960-е — начало 1990-х гг.) Миронова Наталья Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва — 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 4.83 Мб
13.00.01 — общая педагогика. Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным
-
Психосемантические особенности восприятия визуальных объектов (на примере анализа восприятия печатной рекламы парфюмерии) Папантиму Мария Аргириосовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 13.26 Мб
Специальность 19.00.05 — Социальная психология. Социальные преобразования в России 90-х годов послужили импульсом к расширению границ предметной области отечественной социальной психологии.
-
Динамика личностных ограничений социально-коммуникативной компетентности на начальном этапе профессионального становления (на примере профессии медицинской сестры) Богданова Елена Евгеньевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 16.01 Мб
19.00.01 — общая психология, психология личности и история психологии ВВЕДЕНИЕ 4 1. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ 17 1.1. «Личность и общение» как проблема психологической науки
-
Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте Коваленко Марина Валентиновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук | Диссертация | 2002 | docx/pdf | 4.19 Мб
— педагогическая психология. Ставрополь 2002 Введение 5 Глава 1. Проблема идентичности, половой и полоролевой идентичности в психологии 14 § 1. Категории пола, идентичности, половой идентичности в
-
Особенности этнического самосознания детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (на материалах исследования детей русской, мордовской и татарской этнических групп) Топоркова Жанна Викторовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва — 1996 | Диссертация | 1996 | Россия | docx/pdf | 12.11 Мб
19.00.07 — педагогическая психология Введение 3 Глава 1 Анализ исследований этнического самосознания в зарубежной и отечественной психологии и смежных науках. 1 Анализ исследований этнического
-
Образование как ресурс развития личности, общества и государства Кондаков Александр Михайлович | Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 9.19 Мб
Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Введение Восстановление российской экономики и сложившаяся тенденция ее устойчивого роста поставили новые стратегические
-
Психопатология | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 7.03 Мб
Психопатология как научная дисциплина Предмет, объект, цели и задачи Психопатологии П Основные разделы психиатрии и принципы их выделения Связь Психопатологиис др.науками Вопрос 2. Дефиниции понятий
-
Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры Носенко Надежда Петровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.1 Мб
Специальность 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки). Актуальность. Сложность и
-
Организационное поведение | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.47 Мб
Этапы развития организационного поведения Предмет и задачи организационного поведения Методы исследования Основные категории организационного поведения Понятие личность Теории личности Необходимые
-
Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы Казакова Елена Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Рязань — 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 5.14 Мб
Специальность: 19.00.06. — юридическая психология. В контексте социальных реформ, направленных на оздоровление и гуманизацию нашего общества, проблема изучения агрессивных тенденций в области
Предмет, задачи и принципы психологии.
Психология – наука о психических явлениях:
А) психические процессы:
- познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь);
- эмоционально – волевые (эмоции, воля).
Б) психические явления:
- психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);
- психические свойства (темперамент, способность, характер, направленность личности).
Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (развивает это понятие Немов и др.) Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе)Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.Объект психологии – человек, животное, группа людей.Задачи психологии:
- Качественное изучение всех психических явлений.
- Анализ формирования и развития всех психических явлений.
- Изучение психологических механизмов психических явлений.
- Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
Принципы психологии:
- Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;
- Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;
- Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
- Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.
- Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).