Понятие и структура рсчс как единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чс

Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;

2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения. 

Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:

• наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных гра­ниц Российской Федерации;

• сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;

• наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;

• возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

• возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;

• существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:

• усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, в том числе в связи с наличи­ем больших запасов химического оружия и подлежащих утили­зации ядерных энергетических установок.

В настоящее время гражданская оборона представляет собой сис­тему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, ма­териальных и культурных ценностей на территории Российской Феде­рации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система гражданской обороны

 Систему гражданской обороны составляют:

1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях. 

Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ

Решение задач по гражданской обороне, само ее понятие и суть в Российской Федерации регулируется ФЗ № 28 «О гражданской обороне». ФЗ был принят еще в 1998 году, а последние изменения в него были внесены в декабре 2013-го, уже при ныне действующем руководстве страны.

Данный закон устанавливает понятие гражданской обороны, основные задачи и особенности. А также в нем определены компетенция органов государственной власти и права, ответственность, обязанности граждан в сфере ГО.

Помимо основного ФЗ об обороне, законодатель прописывает некоторые нюансы ГО в других нормативно-правовых актах и постановлениях Правительства. При этом все ФЗ, касающиеся ГО, не противоречат Конституции РФ и Гражданскому Кодексу.

Силы ГО

В главе пятой ФЗ «О гражданской обороне» закреплены силы гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны.

Порядок действий вооруженных сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется Президентом РФ. Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указу должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.

Также в ФЗ указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:

  • На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
  • Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения, определенного образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
  • Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.

В военное время вооруженные силы РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.

Тест №1

Опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, оборудования и транспорта называют:
А. Катастрофа.
Б. Авария.
В. Поломка.

Авария на магистральном трубопроводе считается:
А. Утечкой.
Б. Транспортной аварией.
В. Гидродинамической аварией.

Какой из перечисленных объектов не относится к пожаро-взрывоопасным?
А. Автозаправка.
Б. Мукомольный цех.
В. Спичечная фабрика.
Г. Охотничье хозяйство.
Д. Малярный цех.

Расположите поражающие факторы взрыва в порядке возрастания опасности воздействия на человека:
А. Ударная волна.
Б. Детонационная волна.
В. Действие продуктов взрыва.
Г. Разлет осколков.

Источником воспламенения не может быть:
А. Петарда.
Б. Пустая бутылка.
В. Батарея отопления.
Г. Электрочайник.

Понижение концентрации кислорода во время пожара приводит к:
А.Повышенной панике.
Б. Обморокам пострадавших.
В. Увеличению высоты пламени.
Г. Изменению цвета дыма.

Дверь в задымленное помещение рекомендуется открывать:
А.Резким пинком.
Б. Предварительно полив водой.
В

Осторожно, придерживая корпусом.
Г. Накрывшись с головой мокрой тканью.

Оказавшись в завале рекомендуется:
А

Немедленно выбираться самостоятельно.
Б. Оценив обстановку, разбирать проход.
В. Оставаться на месте, подавая сигналы стуком или криком.
Г. Разжечь костер для привлечения внимания спасателей.

Чтобы избежать отравления дымом необходимо:
А. Максимально задержать дыхание.
Б. Дышать только носом.
В. Дышать через какую-либо трубку или шланг.
Г. Дышать через мокрую ткань.

Оказавшись в паникующей толпе необходимо:
А. Громко уговаривать людей не беспокоиться.
Б. Двигаться вместе со всеми, смещаясь к краю толпы.
В. Упасть на землю и выползать.
Г
Отвлечь внимание громким криком «Караул!».

Расставьте эти организации в порядке очередности их создания:
А. РСЧС.
Б
ГО.
В. Корпус спасателей.
Г. МЧС.

Законы и другие документы по вопросам защиты населения система РСЧС:
А. Изучает.
Б. Выполняет.
В. Разрабатывает.
Г. Согласовывает с Президентом РФ.

РСЧС функционирует в режимах: (уберите лишнее).
А. Боевой готовности.
Б. Повседневной деятельности.
В. Повышенной готовности.
Г. Режиме Чрезвычайной Ситуации.

Какое подразделение не входит в состав сил РСЧС.
А. Войска ГО.
Б. Инженерные Войска.
В Авиация МЧС РФ.

В эксплуатации авиапредприятия РСЧС находятся: (уберите лишнее).
А. Самолеты для высадки десанта.
Б. Пожарные гидропланы.
В. Самолеты радиоэлектронной борьбы.
Г. Вертолеты для распыления хим. препаратов.

Международное гуманитарное право выполняет задачи:
А. Распределения гуманитарной помощи.
Б. Ограничения средств и методов ведения войны.
В. Ликвидации последствий военных конфликтов.

Четыре основные Конвенции МГП были приняты международным сообществом
А. В 1941 году.
Б. В 1945 году.
В. В 1949 году.
Г. В 1977 году.

Лица из числа гражданского населения, не участвующие в войне признаются:
А. Комбатантами.
Б. Военнопленными.
В. Мирным населением.
Г. Партизанами.

Тяжелораненых военнопленных необходимо:
А. Лечить перед отправкой в спецлагерь.
Б. Использовать только на легких работах.
В. Отправить на родину.

Изображая на вагоне с боеприпасами «красный крест» командир эшелона нарушает:
А. Правила маскировки оружия.
Б. Постановление ООН о содействии медицине.
В. Нормы Международного гуманитарного права.

/ 11.11. РСЧС

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

27.12.1990: постановление 606 «Об образование российского корпуса спасателей гос. комитета РСФСР

Лето 1991: переименование в госкомитет РСФСР по ЧС

Цели:

  • Прогнозирование

  • Предотвращение и ликвидация последствий ЧС

  • Координация органов в экстремальных ситуациях

  • 18.04.1992: положение о российской системе предупреждения и действий в ЧС мирного и военного времени

  • 1994: преобразование в РСЧС, затем в министерство

  • МЧС РФ

  1. января 1994: преобразовано в министерство

  1. ноября 1995: выбрали 27 декабря днем спасателей

РСЧС предназначена для:

  1. Защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного или иного характера

  2. Обеспечения в мирное время защиты населения, территорий, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства

  • РСЧС — объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

  • Цель создания: объединение усилий всех вышеперечисленных органов, организация, учреждений и предприятий, их сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС

  • Задачи:

  • 1. Создание правовых и экономических норм для защиты населения и территорий в ЧС

  • 2. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения

  • 3. Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС

  • 4. Подготовка населения к действиям при ЧС

  • 5. Прогнозирование, оценка социальных и экономических последствий ЧС

  • 6. Создание финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

Ликвидация ЧС:

  1. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС

  2. Международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС

РСЧС объединяет:

  1. Органы управления

  2. Силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, городов, районов

  3. Организации, учреждения и предприятия, решающие вопросы защиты населения и территорий от ЧС

  1. РСЧС состоит из 2- х подсистем:

  1. Территориальные подсистемы (в субъектах федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий)

  2. Функциональные подсистемы (создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы ??????

  1. Уровни РСЧС:

  1. Федеральный

  2. Межрегиональный (несколько субъектов)

  3. Региональный

  4. Муниципальный

  5. Объектовый

  1. Органы управления системы РСЧС:

  1. Координирующие органы

  2. Органы управления

  3. Органы повседневного управления (НЦУКС — национальный центр управления в кризисных ситуациях — федеральный уровень)

  4. Силы и средства ликвидации ЧС

  5. Системы связи, оповещения, информационного обеспечения

  6. Резервы финансовых и материальных ресурсов

  1. Силы и средства:

  1. Силы наблюдения и лабораторного контроля

  2. Силы и средства ликвидации ЧС

  1. Режимы РСЧС:

  1. Повседневной деятельности ((при нормальном производственной, радиационной, химической, биологической обстановке, при отсутствии эпидемий) — наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС)

  2. Повышенной готовности (выявление причин ухудшения обстановки, усиление дежурно-диспетчерской службы, принятие мер по защите населения и окружающей среды, подготовка сил и средств)

  3. ЧС (защита населения, выдвижение оперативных групп в район ЧС, определение границ зоны ЧС, ликвидация ЧС, обеспечение работы объектов экономики, непрерывный контроль за окружающей средой в районах ЧС)

  1. Документы, регулирующие поведение людей в ЧС:

  1. Федеральный закон 68 «О защите население и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

  2. Постановление 794 «О РСФС»

  3. Постановление 924 » О силах и средствах РСЧС»

StudFiles.ru

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

Принято выделять:

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

Задачи исполнительной власти федерального уровня

Цели данного уровня РСЧС – это:

  • Осуществление руководства проектами по разработке инженерно-технических и организационных мероприятий, которые способны предотвратить ЧС, увеличить надежность защиты опасных объектов, обезопасить экономику в экстренных ситуациях.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ, контроль за соблюдением правил и норм, а также проверка, нормально ли функционируют режимы РСЧС.
  • Обеспечение подготовки ведомственных органов к проведению необходимых действий во время ситуаций чрезвычайного характера, а также их координирование в момент работы на месте происшествия.
  • Координирование действий органов при неотложных работах во время ЧС.
  • Создание и использование резервов ведомственных органов для работ по ликвидации ситуации.
  • Осуществление мероприятий по социальной защите пострадавших от ЧС, соблюдение прав и обязанностей населения.
  • Влияние на разработку правил безопасности и норм в отраслях, защита работников и предприятий от возникновения ситуаций чрезвычайного характера.
  • Координирование подготовительных мероприятий, обеспечение необходимыми сведениями всех сотрудников, включая руководство, о действиях при ЧС.
  • Проведение аттестации спасателей и других формирований подобного типа.

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector