Понятие и структура рсчс как единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чс
Содержание:
- Принципы организации и ведения Гражданской Обороны
- Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:
- Система гражданской обороны
- Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ
- Силы ГО
- Тест №1
- / 11.11. РСЧС
- Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий
- Задачи исполнительной власти федерального уровня
- 2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации
Принципы организации и ведения Гражданской Обороны
1. Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
2. Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.
Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:
• наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных границ Российской Федерации;
• сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;
• наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;
• возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;
• возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;
• существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:
• усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в связи с наличием больших запасов химического оружия и подлежащих утилизации ядерных энергетических установок.
В настоящее время гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
1. органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
2. силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
3. фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
4. системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ
Решение задач по гражданской обороне, само ее понятие и суть в Российской Федерации регулируется ФЗ № 28 «О гражданской обороне». ФЗ был принят еще в 1998 году, а последние изменения в него были внесены в декабре 2013-го, уже при ныне действующем руководстве страны.
Данный закон устанавливает понятие гражданской обороны, основные задачи и особенности. А также в нем определены компетенция органов государственной власти и права, ответственность, обязанности граждан в сфере ГО.
Помимо основного ФЗ об обороне, законодатель прописывает некоторые нюансы ГО в других нормативно-правовых актах и постановлениях Правительства. При этом все ФЗ, касающиеся ГО, не противоречат Конституции РФ и Гражданскому Кодексу.
Силы ГО
В главе пятой ФЗ «О гражданской обороне» закреплены силы гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны.
Порядок действий вооруженных сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется Президентом РФ. Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указу должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.
Также в ФЗ указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:
- На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
- Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения, определенного образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
- Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.
В военное время вооруженные силы РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.
Тест №1
Опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, оборудования и транспорта называют:
А. Катастрофа.
Б. Авария.
В. Поломка.
Авария на магистральном трубопроводе считается:
А. Утечкой.
Б. Транспортной аварией.
В. Гидродинамической аварией.
Какой из перечисленных объектов не относится к пожаро-взрывоопасным?
А. Автозаправка.
Б. Мукомольный цех.
В. Спичечная фабрика.
Г. Охотничье хозяйство.
Д. Малярный цех.
Расположите поражающие факторы взрыва в порядке возрастания опасности воздействия на человека:
А. Ударная волна.
Б. Детонационная волна.
В. Действие продуктов взрыва.
Г. Разлет осколков.
Источником воспламенения не может быть:
А. Петарда.
Б. Пустая бутылка.
В. Батарея отопления.
Г. Электрочайник.
Понижение концентрации кислорода во время пожара приводит к:
А.Повышенной панике.
Б. Обморокам пострадавших.
В. Увеличению высоты пламени.
Г. Изменению цвета дыма.
Дверь в задымленное помещение рекомендуется открывать:
А.Резким пинком.
Б. Предварительно полив водой.
В
Осторожно, придерживая корпусом.
Г. Накрывшись с головой мокрой тканью.
Оказавшись в завале рекомендуется:
А
Немедленно выбираться самостоятельно.
Б. Оценив обстановку, разбирать проход.
В. Оставаться на месте, подавая сигналы стуком или криком.
Г. Разжечь костер для привлечения внимания спасателей.
Чтобы избежать отравления дымом необходимо:
А. Максимально задержать дыхание.
Б. Дышать только носом.
В. Дышать через какую-либо трубку или шланг.
Г. Дышать через мокрую ткань.
Оказавшись в паникующей толпе необходимо:
А. Громко уговаривать людей не беспокоиться.
Б. Двигаться вместе со всеми, смещаясь к краю толпы.
В. Упасть на землю и выползать.
Г
Отвлечь внимание громким криком «Караул!».
Расставьте эти организации в порядке очередности их создания:
А. РСЧС.
Б
ГО.
В. Корпус спасателей.
Г. МЧС.
Законы и другие документы по вопросам защиты населения система РСЧС:
А. Изучает.
Б. Выполняет.
В. Разрабатывает.
Г. Согласовывает с Президентом РФ.
РСЧС функционирует в режимах: (уберите лишнее).
А. Боевой готовности.
Б. Повседневной деятельности.
В. Повышенной готовности.
Г. Режиме Чрезвычайной Ситуации.
Какое подразделение не входит в состав сил РСЧС.
А. Войска ГО.
Б. Инженерные Войска.
В Авиация МЧС РФ.
В эксплуатации авиапредприятия РСЧС находятся: (уберите лишнее).
А. Самолеты для высадки десанта.
Б. Пожарные гидропланы.
В. Самолеты радиоэлектронной борьбы.
Г. Вертолеты для распыления хим. препаратов.
Международное гуманитарное право выполняет задачи:
А. Распределения гуманитарной помощи.
Б. Ограничения средств и методов ведения войны.
В. Ликвидации последствий военных конфликтов.
Четыре основные Конвенции МГП были приняты международным сообществом
А. В 1941 году.
Б. В 1945 году.
В. В 1949 году.
Г. В 1977 году.
Лица из числа гражданского населения, не участвующие в войне признаются:
А. Комбатантами.
Б. Военнопленными.
В. Мирным населением.
Г. Партизанами.
Тяжелораненых военнопленных необходимо:
А. Лечить перед отправкой в спецлагерь.
Б. Использовать только на легких работах.
В. Отправить на родину.
Изображая на вагоне с боеприпасами «красный крест» командир эшелона нарушает:
А. Правила маскировки оружия.
Б. Постановление ООН о содействии медицине.
В. Нормы Международного гуманитарного права.
/ 11.11. РСЧС
Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
27.12.1990: постановление 606 «Об образование российского корпуса спасателей гос. комитета РСФСР
Лето 1991: переименование в госкомитет РСФСР по ЧС
Цели:
-
Прогнозирование
-
Предотвращение и ликвидация последствий ЧС
-
Координация органов в экстремальных ситуациях
-
18.04.1992: положение о российской системе предупреждения и действий в ЧС мирного и военного времени
-
1994: преобразование в РСЧС, затем в министерство
-
МЧС РФ
-
января 1994: преобразовано в министерство
-
ноября 1995: выбрали 27 декабря днем спасателей
РСЧС предназначена для:
-
Защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного или иного характера
-
Обеспечения в мирное время защиты населения, территорий, окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства
-
РСЧС — объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
-
Цель создания: объединение усилий всех вышеперечисленных органов, организация, учреждений и предприятий, их сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС
-
Задачи:
-
1. Создание правовых и экономических норм для защиты населения и территорий в ЧС
-
2. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения
-
3. Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС
-
4. Подготовка населения к действиям при ЧС
-
5. Прогнозирование, оценка социальных и экономических последствий ЧС
-
6. Создание финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС
Ликвидация ЧС:
-
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС
-
Международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС
РСЧС объединяет:
-
Органы управления
-
Силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, городов, районов
-
Организации, учреждения и предприятия, решающие вопросы защиты населения и территорий от ЧС
-
РСЧС состоит из 2- х подсистем:
-
Территориальные подсистемы (в субъектах федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий)
-
Функциональные подсистемы (создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы ??????
-
Уровни РСЧС:
-
Федеральный
-
Межрегиональный (несколько субъектов)
-
Региональный
-
Муниципальный
-
Объектовый
-
Органы управления системы РСЧС:
-
Координирующие органы
-
Органы управления
-
Органы повседневного управления (НЦУКС — национальный центр управления в кризисных ситуациях — федеральный уровень)
-
Силы и средства ликвидации ЧС
-
Системы связи, оповещения, информационного обеспечения
-
Резервы финансовых и материальных ресурсов
-
Силы и средства:
-
Силы наблюдения и лабораторного контроля
-
Силы и средства ликвидации ЧС
-
Режимы РСЧС:
-
Повседневной деятельности ((при нормальном производственной, радиационной, химической, биологической обстановке, при отсутствии эпидемий) — наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС)
-
Повышенной готовности (выявление причин ухудшения обстановки, усиление дежурно-диспетчерской службы, принятие мер по защите населения и окружающей среды, подготовка сил и средств)
-
ЧС (защита населения, выдвижение оперативных групп в район ЧС, определение границ зоны ЧС, ликвидация ЧС, обеспечение работы объектов экономики, непрерывный контроль за окружающей средой в районах ЧС)
-
Документы, регулирующие поведение людей в ЧС:
-
Федеральный закон 68 «О защите население и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
-
Постановление 794 «О РСФС»
-
Постановление 924 » О силах и средствах РСЧС»
StudFiles.ru
Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий
Принято выделять:
- локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
- местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
- территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
- региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
- федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
- глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).
Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.
Задачи исполнительной власти федерального уровня
Цели данного уровня РСЧС – это:
- Осуществление руководства проектами по разработке инженерно-технических и организационных мероприятий, которые способны предотвратить ЧС, увеличить надежность защиты опасных объектов, обезопасить экономику в экстренных ситуациях.
- Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ, контроль за соблюдением правил и норм, а также проверка, нормально ли функционируют режимы РСЧС.
- Обеспечение подготовки ведомственных органов к проведению необходимых действий во время ситуаций чрезвычайного характера, а также их координирование в момент работы на месте происшествия.
- Координирование действий органов при неотложных работах во время ЧС.
- Создание и использование резервов ведомственных органов для работ по ликвидации ситуации.
- Осуществление мероприятий по социальной защите пострадавших от ЧС, соблюдение прав и обязанностей населения.
- Влияние на разработку правил безопасности и норм в отраслях, защита работников и предприятий от возникновения ситуаций чрезвычайного характера.
- Координирование подготовительных мероприятий, обеспечение необходимыми сведениями всех сотрудников, включая руководство, о действиях при ЧС.
- Проведение аттестации спасателей и других формирований подобного типа.
2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации
Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.
Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.