Учебное пособие: методические указания по написанию эссе по дисциплине «экономика предприятия» сумы 2010
Содержание:
- Темы и план эссе по обществознанию ЕГЭ 2020 года: структура
- План эссе по обществознанию
- Основные ошибки при написании эссе
- Как найти нужное сочинение
- Основная идея эссе как произведения
- Зачем нужно эссе при устройстве на работу
- Отличие от курсовых, рефератов, сочинений
- Оценивание эссе
- Задание № 29
- Подготовка и написание
Темы и план эссе по обществознанию ЕГЭ 2020 года: структура
В последние годы обществознание занимает лидирующие позиции среди предметов, предложенных выпускникам школ для сдачи государственного экзамена. Это не удивительно, ведь достаточно добавить к полученному сертификату высокие оценки за сданные экзамены по математике и русскому языку, чтобы подавать документы на вступление в лучшие ВУЗы страны по таким направлениям, как:
- право – дополнительно потребуется сдать ЕГЭ по истории;
- педагогика и психология;
- социология;
- издательское и гостиничное дело;
- современные медиа коммуникации.
В чем сложность егэ по обществознанию
Многим школьникам обществознание может показаться несложным предметом. Но, как показывают данные статистических исследований, далеко не все, кто выбрал обществознанию для сдачи государственного экзамена, набирают высокий балл.
Часто для сдачи ЕГЭ по обществоведению выбирают те выпускники старших классов, кто до последнего не мог определиться с будущей профессией. Причин, почему многие не получают высокого балла за сдачу экзамена, несколько:
- большое количество предложенных тем, которые входят в программу изучения права, философии, социологии, политики и экономики;
- неумение многих выпускников работать с информацией, часто представленной в виде таблиц или графиков;
- неумение грамотно в эссе излагать свои мысли.
Написание эссе, в котором нужно в краткой форме аргументировать рассуждения, донести смысл высказывания, у многих выпускников вызывает большие трудности. Но если подготовке к экзамену уделить немного времени, это совсем нетрудно.
Составление плана эссе
Прежде чем приступить к подготовке, выпускникам будут предложены темы, которые стоит изучить, чтобы подобрать близкую тематику. Следующим шагом станет разработка плана эссе, следование которому поможет грамотно написать работу и получить шанс на поступление в 2020 году в один из ВУЗов страны.
Независимо от выбранной темы структура мини сочинения включает:
- главную цитату;
- рассмотрение проблемы и ее актуальности;
- описание сути высказывания;
- мнение автора эссе в отношении проблемы, затронутой в мини сочинении;
- подтверждение теории аргументами;
- приведение примеров из литературы, исторических фактов;
- кратко изложенный вывод;
- эссе не должно превратиться в долгий и бессмысленный текст: это краткое рассуждение, подтвержденное примерами и фактами;
- в сочинении должна прослеживаться основная мысль;
- стоит избегать высказываний, которые не относятся к выбранной теме;
- нужно постараться не только описать все существующие взгляды на проблему, но и предложить пути ее решения.
Одним из критериев оценки эссе является следование автора выбранной тематике: важно, насколько она полно будет раскрыта. Если члены комиссии решат, что тема не раскрыта или автор отклонился от выбранной тематики, выпускнику грозит низкая оценка
Как подготовиться к экзамену? Если возникли сложности, правильным решением станет обратиться за помощью к репетитору
Если члены комиссии решат, что тема не раскрыта или автор отклонился от выбранной тематики, выпускнику грозит низкая оценка. Как подготовиться к экзамену? Если возникли сложности, правильным решением станет обратиться за помощью к репетитору.
План эссе по обществознанию
Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:
- Сделать вступление.
- Написать теоретическую часть.
- Первый аргумент и его пояснение.
- Второй аргумент и его пояснение.
- Вывод.
Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.
Вступление
В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.
Пример:
«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).
Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.
Для вступления вы можете использовать следующие клише:
- В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
- Смысл её/ его слов заключается в следующем: …
Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.
НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.
Теоретическая часть
В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.
Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.
Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».
Первый и второй аргументы
С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.
Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:
«Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.
В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:
«Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.
Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.
Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.
Вывод
Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.
В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:
«Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»
Основные ошибки при написании эссе
В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать его. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.
Плохая проверкаНе думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит «брать на заметку»:
— «Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака».
— «Работать у Вас, в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой».
Утомительные предисловия, недостаточное количество деталейСлишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами
Для него характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.
МногословиеЭссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом
Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу
Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему.
Длинные фразыЧем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины
Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.
Когда вы закончите писать, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S — менее 10 слов, M — менее 20 слов, L — 20 и более слов.
Правильным является следующий или похожий порядок букв — M S M L M S.
Неправильным является такая последовательность: S S S M L L L.
Не перегружайте эссеПри написании отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение вашего произведения.
Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию.
Как найти нужное сочинение
- Воспользуйтесь поиском в шапке сайта.
- Изучите правое меню — там все готовые сочинения по литературе и языку разделены на шесть больших разделов: «Свободная тема», «Древнерусская лит-ра», «Классическая лит-ра», «Современная лит-ра», «Зарубежная лит-ра», «Народная лит-ра» и «Украинская лит-ра». В них вы можете найти сочинение по автору или теме.
- В каждом сочинении есть «метки» (сразу под заголовком), по которым бывает удобно найти работы на ту же тему, по тому же произведению, того же автора и т. д. Например, если вас интересуют готовые сочинения-рассуждения, просто кликните по метке «рассуждение» и увидите список всех сочинений-рассуждений на сайте. Если вас интересуют тексты для определенного класса, воспользуйтесь метками классов: , , , , , , , , , , .
Основная идея эссе как произведения
Эссе подразумевает под собой свободное изложение мыслей. Однако в соответствии с некоторыми требованиями, касающимися очерка, это утверждение можно поставить под вопрос. В частности, преподавателем задается объем эссе и в большинстве случаев — его тема. Именно это и противоречит изначальному определению вольности. Что же тогда следует понимать под термином «эссе»?
Соль всей работы заключается в том, что студент на бумаге самостоятельно высказывает свои мысли и мнения касательно того или иного аспекта, трактует личное отношение к определенным проблемам и описывает взгляды. В связи с этим жанр эссе может носить различную окраску – критическую, философскую, публицистическую.
Зачем нужно эссе при устройстве на работу
Эссе
Что работодатель оценивает в эссе
С помощью эссе работодатель может оценить:
Грамотность. Будущему работнику предстоит писать деловые письма, отчёты, статьи. В эти моменты он будет представлять лицо компании, поэтому его язык должен быть безупречным
Умение писать без ошибок особенно важно для журналистов, маркетологов, PR-менеджеров.
Умение отвечать на поставленный вопрос. Это значит не подменять тему и не сбиваться с неё по ходу рассуждений
Например, будет ошибкой в эссе «Мои карьерные достижения» посвятить половину, а то и весь текст описанию своих профессиональных планов.
Способность ясно выражаться. Автор эссе должен уметь выделять главную мысль и описывать её простыми словами.
Профессиональную компетенцию. Например, насколько хорошо кандидат ориентируется в последних разработках в своей сфере.
Уровень профессиональной рефлексии. Умение делать выводы из любого профессионального опыта и применять их на практике – один из главных факторов роста специалиста в любой сфере.
Знание компании. Эссе помогает оценить мотивацию сотрудника работать именно в этой фирме, осознанность его выбора, понимание корпоративной культуры и ценностей компании.
Понимание будущих обязанностей и своей роли в компании. Эссе помогает определить, осознаёт ли кандидат предъявляемые к нему требования, предполагаемую сферу ответственности на новом месте.
Отличие от курсовых, рефератов, сочинений
Отличия эссе от прочих письменных работ заключаются главным образом в его основных признаках. Рассмотрим эти особенности более подробно:
- Структура. Курсовая работа имеет строго регламентированный порядок: титульный лист, оглавление, введение, логическую цепочку из тем, включающих в себя главы, параграфы и пункты, заключение, список литературы и приложения. Форма эссе не предполагает столь жестких рамок. Информация хоть и подается в упорядоченном виде, но без доказательства актуальности проблемы, без постановки определенных целей и задач.
- Стилистика. Дипломные, курсовые и рефераты пишутся исключительно в научном или академическом стиле. Эссе же излагается свободным языком, но при этом предложения должны быть грамотными, а речь – хорошо поставленной.
- Конкретная информация. Если в научных работах обилие чисел, дат, тезисов (зачастую не очень нужных), приветствуется, то в эссе по литературе или любому другому предмету достаточно будет буквально нескольких, но весьма ярких и запоминающихся примеров.
-
Отсутствие цитат и ссылок. В свободных очерках цитаты малодопустимы: помним, что наш очерк – это личные суждения и мысли.
Некоторые преподаватели путают студентов, называя эссе сочинением. Это не совсем так. В очерке присутствует разговорная интонация, тема пересказывается образно, текстовка украшается афоризмами, а суждения в ней нередко могут противоречить друг другу.
Оценивание эссе
За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2020 году это 65).
Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво. ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:
ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:
№ |
Критерий |
Максимальный балл |
К-1 |
Раскрытие смысла высказывания |
1 |
К-2 |
Теоретическое содержание (объяснение ключевых понятий) |
2 |
К-3 |
Теоретическое содержание (логичность рассуждений и выводов) |
1 |
К-4 |
Качество и актуальность приводимых фактов (примеров) |
2
|
Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2. Также стоит обратить внимание на рекомендуемый объем текста – примерно 150-450 слов
В идеале ваше эссе по объему должно быть приближено к 350 словам, что при среднестатистическом размере прописных букв составляет приблизительно 2-3 листа
Также стоит обратить внимание на рекомендуемый объем текста – примерно 150-450 слов. В идеале ваше эссе по объему должно быть приближено к 350 словам, что при среднестатистическом размере прописных букв составляет приблизительно 2-3 листа
Тех, кто переживает за грамотность сочинения, хотим успокоить – орфографические ошибки не влияют на оценку за эссе по обществознанию. Исключение составляют ошибки, допущенные в написании терминов и понятий.
Результаты проверки заданий 2-й части можно обжаловать. Конечно, если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свое мнение перед экспертной комиссией по рассмотрению апелляций.
Задание № 29
Напомним, что всего в КИМе по обществу 29 заданий – 20 с кратким ответом, 8 с развернутым и эссе (мини-сочинение с элементами рассуждения на заданную тему).
В демонстрационном варианте 2020 года предложена такая формулировка задания:
Обратите внимание, в качестве обществоведческих знаний, на которые необходимо опираться, раскрывая выбранную тему, рекомендовано использовать:
- реальные события из общественной жизни;
- литературные и исторические примеры;
- ситуации из кинофильмов и театральных постановок;
- личный опыт.
Само задание относится к разряду альтернативных. Это значит, что экзаменуемым предоставляется право выбора. В данном конкретном случае – право выбора темы для мини-сочинения. В задании предложено 5 высказываний, по одному на каждый тематический блок:
- философия;
- экономика;
- социология;
- политология;
- правоведение.
В спецификациях рекомендовано выделить для написания мини-сочинения 30-45 минут из 235, отведенных для выполнения всех 29 заданий ЕГЭ по обществознанию. Но, педагоги рекомендуют увеличить время на написание эссе и ориентироваться примерно на 60-90 минут. Так на тестовую часть останется чуть мене 3-х часов, что более чем достаточно.
Еще один совет репетиторов – начните с мини-сочинения. Первые 60 минут мозг работает максимально эффективно, и эссе будет писать легче, чем после 3-х часов пребывания в душном учебном классе.
Подготовка и написание
Чтобы упростить себе задачу и привести в порядок мысли, которые впоследствии будут выложены на бумагу, литераторы рекомендуют принять во внимание следующие советы по подготовке и написанию эссе:
— составьте план эссе;
— создайте черновой вариант работы;
— каждую идею заключайте в отдельный абзац;
— дополните получившийся очерк новыми отрывками;
— откорректируйте порядок изложения;
— придумайте интересный, врезающийся в память заголовок.
Что касается организационных моментов, распределите этапы работы, не старайтесь сделать все за один день, если это достаточно объемный труд. Не перегружайте голову информацией и помните, что написанный накануне очерк будет читаться с утра несколько иначе, чем сразу же после многочасовой работы.