Педагогическая психология: учебное пособие для студентов
Содержание:
Что являет собой педагогическая психология
Педагогическая психология в системе педагогических наук – это комплекс теоретических и практических навыков и умений, направленных на совместное функционирование в единой рабочей системе двух видов деятельности, именуемых педагогикой и психологией. Предметно данное определение означает раздел психологии, направленный на изучение методики образования, воспитания и формирования в человеческом сознании теоретической базы подаваемого материала.
Педагогическая психология – это наука о методах, способствующих повышению эффективности выполнения образовательных заданий, действенности педагогических мероприятий, направленных на улучшение психологических аспектов преподавания. Данный раздел психологии тесно связан с социальной и когнитивной наукой о человеческом мышлении и сознании. Если говорить проще, педагогическая психология – это наука, дающая возможность современным воспитателям, учителям, педагогам проводить обучение и воспитательные мероприятия на таком уровне, который предполагает склонение учебного процесса к психологическому анализу, наблюдению, пространственному мышлению.
В чем заключается принципиальное различие данного понятия, синтезирующего в себе два отдельных направления науки? Данный вопрос раскрывается в рассмотрении определения в свете конкретно психологии и отдельно педагогики.
- Педагогическая психология – это наука о психологических факторах, предполагающих изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования психологии взаимодействующих с учениками педагогов. В то же время частная психология имеет более обширное понятие и распространяет поле своей деятельности на различные области – психология отношений, психология семьи, психология брака и т.д.
- Педагогическая психология – это наука о педагогике, представляющая собой совокупность процессов обучения и воспитания социума в разрезе мыслительных, аналитических, сознательных и поведенческих концепций. В то же время частная педагогика попросту заключает в себе набор методик и навыков работы с воспитанниками и учениками на уровне подачи им материала в качестве опорных знаний.
Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?
Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности
Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу
Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно
Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы
Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:
-
владеть знаниями особенностей возрастной психологии;
- обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
- быть доброжелательным и терпеливым;
- иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
- уметь сопереживать и вызывать доверие;
- обладать даром убеждения.
Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости
Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни
Групповые процессы.
Психологи интересуются главным образом индивидуальной природой человека. Социологи же озабочены взаимоотношениями в больших группах людей, таких, как толпа, этнос, гражданское общество, традициями, способами общения, установками. На стыке этих дисциплин возникла социальная психология, комплексная отрасль знания, которая изучает особенности поведения индивида в группе. Под влиянием Курта Левина (1890–1947) социальные психологи занялись исследованием малых групп.
Социальными психологами было проведено множество исследований по таким проблемам, как лидерство, групповая сплоченность, ролевое поведение, установки на принятие и отвержение, структура власти. Ранние работы К.Левина, Р.Липпитта и Р.К.Уайта по изучению авторитарного и демократического контроля в школьных клубах по интересам оказались в этом отношении весьма примечательными. Левин и его сотрудники пришли к выводу, что авторитарное руководство приводит к повышению вероятности агрессивного поведения и уменьшению мотивации на сотрудничество, чем либеральное (демократическое) лидерство, при котором руководитель функционирует как член группы или как рядовой сотрудник. Важным побочным продуктом исследования явилось открытие третьей категории, названной «невмешательством» (laissez faire).
Направление, основателем которого был Левин, известно под названием «групповой динамики»; оно изучает взаимоотношения между членами малых групп. Приверженцы групповой динамики основали Национальную лабораторию тренинга в Бетеле (шт. Мэн), в которой использовались идеи Карла Роджерса, а подход получил название «тренинга сензитивности». Затем из этого подхода выделилось оппозиционное направление, основавшее другой центр – Эсаленский институт в Биг-Суре (шт. Калифорния), в котором делался упор на медитацию, йогу, «осознание своего тела» и тому подобные техники. В этом контексте должен быть упомянут вклад американского психиатра Якоба Морено, особенно его изучение ролевых игр. Ролевая игра подразделяется на «психодраму», направленную на психотерапевтическую помощь индивиду, плохо адаптирующемуся к группе, и «социодраму», направленную на лучшее понимание установок индивидов и их внутригрупповых отношений. Как в том, так и в другом случае индивид принимает участие в драматической сценке, не репетируемой заранее и имеющей дело с реальными конфликтными ситуациями, в которые он включен, играя в этой сценке роль самого себя или кого-то другого.
Еще одним вкладом Морено в психологию является социометрия – техника определения предпочтения и отвержения членов какой-либо группы. Обследуемые называют имена людей, с которыми они хотели бы сидеть, говорить или отправиться в поход. Когда полученные отчеты сводятся в таблицы, оказывается, что некоторые имена часто повторяются, а каких-то людей вообще не выбирают (изолированные, или отвергаемые).
Предисловие
Педагогическая психология —
наука, предметным полем которой является
образование. Главной целью образования
в современных условиях становится
воспитание личности, способной к
самообразованию и саморазвитию, к
свободному и компетентному определению
себя в обществе, культуре, профессии.
Развивающее образование ставит на
первый план создание таких условий,
которые бы способствовали активизации
творческого потенциала всех сфер
личности учащегося (эмоциональной,
личностной, духовно-нравственной). В
образовании все активнее используется
практико-ориентированное обучение,
задачей которого является развитие
способностей учащихся получать знания
на основании собственного опыта
посредством рефлексии
Для психолога,
работающего в образовании, важно ответить
на вопрос: «Создает ли образование
условия для полноценного функционирования,
психического и физического здоровья,
личностного роста ребенка?». Любая акция
педагогического сообщества ценна только
при соблюдении Конвенции о защите прав
ребенка, принятой в 1989 г
Организацией
Объединенных Наций и ратифицированной
в 1990 г. в России (приложение 1).
Возможности педагогической
психологии как конструктивной,
практико-ориентированной науки,
выступающей фактором развития образования,
каждого из его субъектов — детей, родителей
и педагогов, — огромны. Современная
педагогическая психология строится на
принципе неразрывности субъекта и
объекта. Она превращает конструирование
жизни в исходный пункт своего исследования,
рассматривая в свою очередь само
исследование как проектирование
феноменов, формируя таким образом
сознание и психологов и педагогов.
Психолого-педагогические теории, данные
в учебнике, объясняют накопленную
информацию, делают более понятными
сложные явления, прогнозируют последствия
принимаемых решений и обнаруживают
новые факты. Но самое главное — они решают
одну из важнейших проблем., заключающуюся
в том, каким должен быть психолог,
работающий в образовании, какие принципы
должны определять его профессиональную
и личную позицию. И это во многом зависит
от знаний психолога, которые могут быть
получены из учебников. Однако в большей
степени эффективность работы психолога
определяется его личностными особенностями:
глубоким интересом к людям, эмоциональной
стабильностью, уважением прав другого
человека, осознанием профессионального
долга, способностью вызывать доверие,
высоким уровнем самопонимания. Этический
кодекс психолога в России еще не стал
регулятором его профессиональной
деятельности. Тем более важна
ответственность, которую он берет на
себя, осознанность каждого его действия,
понимание последствий принимаемых
решений.
Базовыми и
универсальными принципами работы
психолога в образовании являются:
— гуманность — уважение личности
и прав субъектов образовательного
процесса, признание их личностного
роста приоритетным направлением и
главной целью работы психолога;
— экологичность — отказ от любых
форм экспансии, ориентация на
неманипулятивные, ненасильственные
способы работы, обеспечивающие безопасную
атмосферу общения;
— демократичность — опора на
демократические принципы при осуществлении
работы в образовании; психолог стремится
занять позицию равноправного
сотрудничества, партнерства и соучастия
с родителями, детьми и педагогами;
— конструктивность — работа
психолога направлена не на выявление
ошибок, нарушений и т.п., а на поиск
ресурсов для развития и совершенствования
образовательного процесса;
– открытость – действия психолога
осуществляются гласно, открыто;
— понятность и приемлемость для
работников образования методов,
применяемых психологом;
— конфиденциальность — результаты
работы психолога не могут быть оглашены
без согласия того, кто взаимодействовал
с ним.
В учебник включены вопросы и
задания, над которыми студенты могут
подумать сами или обсудить вместе с
преподавателем и группой на семинаре,
предложены ситуации, которые могут быть
использованы при освоении нового
учебного материала, для систематизации
знаний по соответствующему разделу,
при контроле качества усвоения материала,
при проведении семинарских занятий.
Ситуации могут обсуждаться в группах
(по 3-4 человека), каждая из которых
обосновывает свой вариант решения и
определяет подходы к формированию
личности ребенка. Для преподавателей,
ведущих курс «Педагогическая психология»,
будут полезны темы семинаров, предложенные
после каждой главы.
Где можно получить профессию педагог-психолог?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Педагог-психолог, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.
Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.
Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:
- МГУ им. М. В. Ломоносова;
- РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
- НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
- Российский Государственный социальный университет (РГСУ).
Рост и развитие ребенка.
Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся. В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776–1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества. Такой подход неожиданно получил поддержку в теории «перехода от простого к сложному», которая вполне хорошо работала, когда касалась того, что вигвамы нужно изучать раньше, чем строительство домов, однако при обучении ребенка родному языку ее правота была уже не так очевидна, поскольку вряд ли стоит обучать умеющих разговаривать детей буквам и слогам, а не целым словам. Представление о том, что ребенок – это маленький взрослый, а не развивающийся организм, привело к революционным переменам, которые провозгласил Жан Жак Руссо в своем Эмиле (1762). За этим последовали проницательные наблюдения великих педагогов Иоганна Песталоцци (1746–1827) и Фридриха Фрёбеля (1782–1852).
Описание поведения ребенка в разных возрастных периодах на основе физиологических исследований, применение опросников и наблюдений, постепенно становилось все более точным. Искусно организованные опросы детей, осуществленные швейцарским психологом Жаном Пиаже, выявили данные, существенные для понимания процесса развития мышления ребенка. Все это имело не только теоретическое значение, но и приносило практическую пользу для учителей и родителей. Из наиболее известных работ по детскому развитию можно выделить труды Арнольда Гезелла из Йельского университета, Хэролда Джонса и Мэри Джонс из Калифорнийского университета, Уилларда Олсона и его сотрудников из Мичиганского университета.
Из этих исследований следовало, что ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна. Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, – самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т.е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя
Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Психология личности и группы».
- «Формирование педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое сопровождение педагогического процесса».
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
- Общая психология;
- Психология управления;
- Психодиагностика;
- Индивидуальная и социальная психология;
- Психологическое консультирование;
- Возрастная психология;
- Социальный и психологический тренинги;
- Социальная педагогика.
- Теория и методика обучения и воспитания;
- Психология в коммерции и образовании;
- Менеджмент организации;
- Управление персоналом;
- Конфликтология;
- Иностранный язык.
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
- Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
- Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под редакцией Н.В. КЛЮЕВОЙ
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
031000 «Педагогика
и психология»,
033400 «Педагогика»
Москва
ББК 88.8я73
П24
Авторы;
Клюева Н.В., Батракова С.Н.,
Варенова ЮЛ.,
Кабанова Т.Е., Кашапов М.М.,
Рожков М.И.,
Смирнов А.Л., Субботина Л.Ю.,
Третьякова Г..Ф.
Педагогическая
психология:
Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под
ред. Н.В. Клюевой. — М.: П24 Изд-во
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
ISBN
5-305-00083-1.
Учебник освещает
современные подходы к психологическим
проблемам воспитания и обучения,
выражающиеся прежде всего в характеристике
предмета, задач, принципов и методов
педагогической психологии науки и сферы
практической деятельности
Большое
внимание уделяется связи образования
и культуры, философско-психологическим
основам и принципам построения
образовательного процесса, роли
психолога, работающего с детьми,
педагогами, управленцами, родителями.
Для самостоятельной работы студентов
предложены вопросы с целью их обсуждения,
практические задания, способствующие
развитию исследовательских навыков.
Для преподавателей предназначены темы
семинарских занятий по основным изучаемым
вопросам
Адресовано студентам,
которые готовятся к работе в качестве
психолога в образовании, и будущим
педагогам; представляет интерес для
ученых и специалистов в области педагогики
и психологии, для учителей общеобразовательных
школ, колледжей, техникумов и
профессиональных учебных заведений.
ББК 88.8я73
ISBN
5-305-00083-1 Коллектив авторов, 2003
«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС»,
2003
Серийное оформление обложки.
«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС»,
2003
Кто такой педагог-психолог?
Педагог-психолог – это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог – от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог – от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно – оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.
Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам – главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:
- Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог — психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
- Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами – биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник – полноценный участник воспитательного процесса, и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
- Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.
Специалисты в области педагогики и психологии – востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.
Сегодня педагоги- психологи востребованы:
- в дошкольных и школьных учреждениях;
- в социальных службах и правоохранительных органах;
- в системе здравоохранения;
- на различных предприятиях, где работа связана с определенными психо-эмоциональными нагрузками, и сотрудникам необходима профессиональная помощь.
Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.