Амонашвили, шалва александрович
Содержание:
- Талисманы имени Шалва
- Педагогические идеи
- Слово в защиту гуманной педагогики
- Критика
- Биографическая справка
- ШАЛВА: число истинных особенностей «6»
- ШАЛВА: число взаимодействия с миром «8»
- Труды
- Библиография Амонашвили
- Педагогические идеи
- ШАЛВА: число душевных стремлений «2»
- Биография Шалвы Александровича Амонашвили
- Основы воспитания
- Алина Кабаева
Талисманы имени Шалва
Человек имеет неразрывную связь с природным миром. В эту связь верили наши предки, и она продолжает незримо сохраняться в наши дни. Так, талисманы Шалва помогают сберечь энергию, защищают от неприятностей, придают сил в решающие моменты. Тотем наделяет своего владельца конкретными качествами, помогает раскрывать ранее неизвестные таланты и энергетические способности. Неслучайно тотемы и талисманы Шалва настолько востребованы в современном мире: они делают своего владельца сильнее.
Счастливое время года: Осень
Счастливые дни недели: Вторник
Несчастливые дни недели: Понедельник и Пятница
Счастливый цвет: Розовый
Растение-талисман: Чертополох
Камни-талисманы имнени Шалва: Медь, Железо, Топаз, Магнит, Аквамарин, Рубин, Сердолик, Гематит, Гранат, Сапфир
Тотемное животное: Змея
Дерево: Тросник
Педагогические идеи
Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Основные установки
- Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, относиться с оптимизмом по отношению к ребёнку.
- Принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
- Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.
- Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
- Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»
Основные методические подходы
- Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
- Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
- Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
- Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.
Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Слово в защиту гуманной педагогики
Методика Амонашвили в настоящее время получила широкое распространение. Она близка многим учителям и родителям, потому что дает ответы на простые вопросы: «Как установить контакт с ребенком? Как правильно наказывать за проступки? Как прививать трудовые навыки? и т.п.». Взрослые имеют возможность увидеть суть проблемы.
Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.
Все больше родителей ищут школы или детсады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Амонашвили. Однако в последнее время появилось много публикаций с нападками на гуманную педагогику, которую приравнивают к оккультизму. Это в корне неверно, ибо в основе педагогики Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.
Гуманный педагог ведет ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Ш.А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Отрицание гуманной педагогики — это отрицание возможности оздоровления нашего общества, отрицание существования духовных ценностей.
Педагог свою систему основывал и на знаниях из Библии, на вере. Это многих настораживает. Но в основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям, независимо от веры. При этом Библия — это сокровенное знание и нельзя ее причислять к оккультизму. Такое знание для многих открывается по готовности сознания. А гуманная педагогика направлена именно на формирование нового сознания ребенка. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства.
Критика
Как уже отмечалось, не все специалисты одобряют предлагаемые автором принципы воспитания. Шалва Амонашвили не раз оказывался в центре скандалов. Порой его обвиняют в культе самого себя и даже в сектантстве.
Основные аргументы оппонентов ученого сводятся к его свободной интерпретации текстов «Евангелия» и «Жития святых», сопоставлении себя как учителя с Христом, который также наставлял своих учеников. В пример приводят слова Шалвы Александровича: «Я учитель. И Христос Учитель. В чем разница между мной и Христом?» При этом фразу «Я носитель света!», которую ученый советует троекратно произносить перед зеркалом для уверенности и собранности, оппоненты из церковных кругов трактуют не иначе как магическое заклинание. Между тем такие кодовые фразы являются типичными в психологии и повсеместно применяются, например, в аутотренинге.
Биографическая справка
Родился Амонашвили Шалва Александрович в столице Грузии, Тифлисе, 8 марта 1931 года. Отец, Александр Дмитриевич, погиб на фронте в 1942 году, поэтому вся тяжесть воспитания легла на плечи матери – Марии Ильиничны.
По окончании школы Шалва Александрович поступает на факультет востоковедения Тбилисского госуниверситета. Попав на 2 курсе вожатым в пионерлагерь, он понял, что его призвание – учить детей. В 1958 году Амонашвили заканчивает аспирантуру НИИ педагогики, а два года спустя защищает кандидатскую. В 1972-м становится дипломированным психологом, защитив докторскую диссертацию.
ШАЛВА: число истинных особенностей «6»
Когда на человека оказывает влияние шестерка, главной его целью в жизни становиться мир, покой и безмятежность. Причем для него важен не только покой душевный, личный. Для него имеет значение спокойствие близких людей, и даже порой совсем незнакомых. Такая потребность делает людей «шестерочников» очень ранимыми.
Ведь приходится переживать буквально за всех и вся. В отличие от большинства такие люди не стремятся разбогатеть, стать знаменитыми и успешными. Для них такие желанные для всех атрибуты счастливой жизни будут лишь источниками лишнего беспокойства и проблем.
Местожительство таких людей чаще всего небольшие уютные города, деревни и поселки. Жизнь в многомиллионном мегаполисе с толкотней и вечной спешкой не для них. Даже если они и будут жить в таком городе, комфортно им там не будет никогда. А вот неспешный уклад, с однообразными делами и заботами – то, что им нужно. Скучно им точно не будет.
Честолюбие и амбиции это не про людей под знаком шестерки. Главное для них это найти любимое дело, которое действительно приносит им удовлетворение. И вот тогда они реально могут добиться значительных успехов. Такие люди мечтатели, но при этом верят, что их мечты вполне можно претворить в жизнь. Поэтому даже неудачи не могут остудить их пыл. Пройдет время, и они снова попробуют осуществить свою мечту.
Иногда, такое упорство мешает в жизни. Ведь мимо них незамеченными могут пройти блестящие перспективы. Однако даже в этом случае «шестерочники» считают себя вполне любимчиками фортуны, и верят в лучшее. Даже сложная жизненная ситуация не заставит их растерять оптимизм и смотреть на мир через черные очки. Он убежден, что все плохое кончится, а награда за трудности не заставит себя ждать.
С человеком под знаком шестерки очень приятно общаться. В его доме всегда найдется место для гостей, в нем уютно и комфортно. Он отличный хозяин, но не делает из порядка и роскоши культа. Для него главное именно душевный комфорт, а вещи должны быть просты и удобны.
В заботе о своих родных такой человек иногда не знаете меры. И порой становится несколько назойлив. А вот о своих интересах он, к сожалению, иногда забывает.
ШАЛВА: число взаимодействия с миром «8»
Люди, находящиеся под влиянием числа восемь, отличаются характером беспокойным и целеустремленным. Они редко бывают довольны тем, что имеют, и стремятся максимально расширить границы своих возможностей. Потенциал «восьмерочников» очень велик, но и запросы маленькими не назовешь, поэтому чувство удовлетворения от проделанной работы или радость победы они испытывают редко. Люди восьмерки умеют строить планы и воплощать их в реальность, но вынуждены мириться с тем, что все получается немного (а то и вовсе) не так, как было задумано.
«Восьмерочники» мало чего боятся. Ответственность за других и руководство большими коллективами для них естественны, как и резкие перемены в жизни. Как правило, они хорошо ладят с окружающими, но стараются избегать слишком большой близости и предпочитают играть роль лидера в отношениях. Высоко ценя интеллект, моральные качества и чувство юмора, они не переносят лести и лжи, а также бывают очень чувствительны к проявлениям невежливости и бестактности.
Супружеские отношения «восьмерочников» складываются мирно, хотя не всегда в них присутствуют страсть или даже глубокая привязанность. Тем не менее, люди восьмерки почти всегда стремятся к устойчивым отношениям и браку – без постоянного спутника жизни они чувствуют себя дискомфортно. Избегать ссор в семье им помогает врожденный такт, а справляться с бытовыми проблемами – умение как действовать самостоятельно, так и распределять обязанности.
«Восьмерочники» любят принимать гостей и не упускают возможности похвастаться своим домом, как правило – большим и уютным. Собственное жилье – «пунктик» многих людей восьмерки; в съемных квартирах или родительском доме они обычно чувствуют себя не слишком уютно. При этом стяжателями, интересующимися только материальными благами, их назвать никак нельзя; многие «восьмерочники» щедро делятся всем, что зарабатывают, активное участие принимают в деятельности благотворительных организаций и помогают близким и дальним родственникам деньгами. Но главное, что дают люди восьмерки окружающим – это их любовь и искренняя заинтересованность.
«Восьмерочники» так заботятся о других, что порой им не хватает сил и энергии на то, чтобы обустроить собственную жизнь. Другой распространенной проблемой является стремление к недосягаемым целям и неспособность сохранять спокойствие и здравый смысл, если на пути появляются препятствия.
Труды
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. — М., 1987
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
- Амонашвили Ш. А. Песнь Великой Любви. Саломея. Воин света. — М.: Амрита-Русь 2017. ISBN 978-5-00053-952-1
- Амонашвили Ш. А. Песнь Великой Любви. Воин света. Тысячу лет спустя. — М.: Свет 2018. ISBN 978-5-413-01751-7
На иностранном языке
Ш. А. Амонашвили автор книг: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели»). М., 1983—1986; Переведена на многие языки. В 2003 году издана в трёх томах на китайском; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки; Школа Жизни. М., 1996. Переведена на югославский, эстонский языки;
Переводы на эстонский язык:
«Здравствуйте, дети!» — «Tere, lapsed: «, Tallin: Valgus, 1988
«Школа Жизни» — «Elu Kool» «, Tallinn: Ilo, 2005
Перевод на финский язык:
«Как любить детей (опыт самоанализа)» — «Miten rakastaa lapsia», Humaanin pedagogiikan yhdistys Suomessa ry, 2014
Библиография Амонашвили
Амонашвили написал много книг для учителей и детей, они издаются по всему миру. Сам педагог ныне является главой Издательского дома Амонашвили при рериховском центре в Москве (http://izdatamon.narod.ru/, Москва, М.Казенный пер., д.5Б, +7 (925) 206-28-00, izdatamon@mail.ru).
Ныне он издает с академиком Зуевым 100-томную «Антологию Гуманной Педагогики», начиная с античности.
Амонашвили Ш.А.:
Учебно-образовательные книги:
1. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. — Тб., 1970.
2. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.
3. Созидая человека. — М., 1982.
4. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984.
5. В школу — с шести лет. — М.: Педагогика, 1986.
6. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987.
7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетиздат, 1990.
8. Культура педагогического общения. — М., 1990.
9. Размышления о гуманной педагогике. — М.,1996, 2001
10. Тайна Альбрехта Дюрера. — М., 2000.
11. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
Философско-образовательные книги:
1. Исповедь отца сыну. — М., 1980, 2009
2. Школа Жизни. — М., 1996, 2000.
3. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2002, 2003.
4. Без сердца что поймем? — М., 2004, Артемовск, 2009.
5. Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М., 2003.
6. Спешите, дети, будем учиться летать! — М., 2005.
7. Истина Школы. — М., 2006.
8. Баллада о воспитании. — Донецк, 2008, М., 2009.
9. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.
10. Вера и любовь. — М., 2009.
11. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.
12. Письма к дочери. — М., 2010.
Художественные книги:
1. Вся Земля ждет нас. — М., 2010.
2. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2004, 2010.
3. Саломея. — М., 2010.
4. Рука водящая. — М., 2008, Артемовск, 2009.
5. Свет во тьме. — М., 2010.
Педагогическая симфония (трилогия):
1. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М., 1983, 2002.
2. Как живете, дети? — М., 1986, 2002.
3. Единство цели. — М.,1987, 2002.
Краткое содержание некоторых книг:
1. Вера и любовь.
Сборник притч, рассказов, сказок, педагогических эссе, молитв.
2. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света.
О пути учителя Света.
3. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры.
О раскрытии в ребенке его дара.
4. Баллада о воспитании.
Личные взгляды автора на протекание процесса воспитания.
5. «Улыбка моя, где ты?»
О взаимоотношении ученика и учителя.
6. Тайна Альбрехта Дюрера.
Об основном принципе гуманно-личностной педагогики: как развивать и воспитывать в ребенке жизнь.
7. «Спешите, дети, будем учиться летать!»
Книга для детей и взрослых — как дать детям крылья в жизни взлететь вместе с ними.
8. «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»
Книга для учителя — как не только воспитать героев духа, но и стать самому героем духа.
9. «Без сердца что поймем?»
О силе сердца для общества и образования.
10. Исповедь отца сыну.
Об исповеди автора своему 16-летнему сыну, которая может помочь в воспитании других детей.
11. Истина школы.
О новом взгляде на Ребенка, который поможет вырастить из него неповторимого человека.
12. Рука водящая.
О судьбе учителя поневоле…
13. Свет во тьме.
О воспитании автора его бабушкой, о том, как она мудростью и всезнанием развивала его сознание.
14. Амон-Ра.
О любви и сострадании, об истине и других вечных истинах, волнующих людей. Для взрослых и детей.
15. Как любить детей (Опыт самоанализа).
Личный опыт автора, о том, как любить детей с ответственностью за их будущее.
16. «Созидая, не разрушайте…»
Книга — итог новаторской педагогической деятельности автора, его достижениях и неудачах.
17. По ступенькам СКАЛЕ (3 части).
Книга для учителя с уроками для 1 – 4 класса, которые проводились в разных школах.
18. Пути выращивания письменно — речевой деятельности.
Книга для учителя (1 – 4 класс) о значении письменной речи в саморазвитии ребенка.
Фото: «MIBF 2011 Shalva Amonashvili 07» участника Photo: NVO — собственная работа. Под лицензией CC BY-SA 3.0 с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/
File:MIBF_2011_Shalva_Amonashvili_07.JPG#mediaviewer/
File:MIBF_2011_Shalva_Amonashvili_07.JPG
Презентация Ш.А. Амонашвили.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Педагогические идеи
Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Основные установки
- Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.
- Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
- Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.
- Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
- Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»
Основные методические подходы
- Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
- Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
- Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
- Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.
Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
ШАЛВА: число душевных стремлений «2»
Рожденные под влиянием двойки стремятся к равновесию и гармонии во всем. Именно эти люди мирят поругавшихся родственников, ищут разумный компромисс со второй половинкой, с готовностью жертвуют собственными интересами ради друзей. Впрочем, лелея мечту о мире во всем мире, двоечники делают только то, что считают нужным – попытки надавить на них закончатся полным фиаско.
Хитрить и плести интриги тоже не самая удачная идея, поскольку эти люди не только раскусят коварный замысел манипулятора, но и обязательно позаботятся о справедливом возмездии. Двоечники удивительно честны и искренни, иногда это даже доходит до абсурда. Они ждут подобного отношения и от окружающих и способны всерьез обидеться на лицемерие.
Люди, находящиеся под воздействием двойки, любят естественность и потому испытывают сильнейший дискомфорт, если приходится соблюдать правила, которые им непонятны. Как правило, они могут похвастаться врожденной грамотностью, а те, кого природа не наградила подобным талантом, попросту игнорируют орфографию.
Двоечники ничего не смыслят в технике и точных науках, но зато в сфере человеческих отношений просто незаменимы. Они дружелюбны, искренне интересуются окружающими, способны сопереживать. Человека двойки не заманишь пафосными лозунгами и велеречивыми словами, однако при виде чужого горя он всегда принесет себя в жертву, чтобы хоть как-то облегчить участь бедняги.
Наделенные ценным умением разбираться в людях, двоечники, тем не менее, с трудом ладят с теми, кого любят. Именно рожденные под влиянием двойки страдают от выпадов семейного тирана, бесконечно прощают измены и пагубные привычки своим партнерам, подолгу терпят детские капризы. Они прощают близким даже то, что нельзя прощать, а сами мучаются из-за несовпадения ожидания и реальности. Двоечник сможет стать по-настоящему счастливым рядом с человеком, который сумеет оценить глубину его переживаний, научится читать между строк, поймет его тонкую натуру.
Люди, находящиеся под влиянием двойки, обожают искусство и часто достигают выдающихся успехов в этой сфере. Еще одна область, вызывающая их неподдельный интерес, – это мистика. Однако оккультные науки могут оказаться не только заманчивыми, но и опасными, поскольку двоечники порой настолько погружаются в них, что забывают о реальности.
Биография Шалвы Александровича Амонашвили
Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.
С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.
В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.
Уже в 1961 г. началось экспериментальное внедрение его методик в тбилисской «Школе радости» с 6-летними детьми. Целью эксперимента было в воспитание гармоничных людей. С 1964 г. с Шалва стал участником, а затем руководителем эксперимента во многих грузинских школах по внедрению новой педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании».
В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.
С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).
В 1988 – 1989 гг. Шалва Александрович сотрудничает с Леонтьевым во ВНИК «Школа», а с 1993 г. он активно работает в проекте «Школа 2100». Здесь идет разработка и апробирование методологии его системы для внедрения в сфере образования. Вскоре ВНИК, закрыли, разработки остались не у дел, но основа будущих перемен в образовании была положена.
С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете. С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.
Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:
- д-р психологических наук (1973)
- профессор Московского педуниверситета (1980)
- ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
- д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
- п. ч. РАО (1993 – 2001)
- д. ч. РАО (2001)
- иностранный ч. АПН Украины (2006)
- почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
- награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).
Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.
Основы воспитания
По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.
Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:
-
Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?
-
Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.
-
Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.
-
Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.
-
Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».
Алина Кабаева
«Капитан Муселиани – возлюбленный Кабаевой!», «Спортсменка и милиционер» – пестрели заголовки газет. Слух об отношениях известной спортсменки и преуспевающего милиционера взорвали общественность.
Публика была поражена великолепным подарком, который молодой человек (якобы?) преподнёс Алине. Шикарный мерседес голубого цвета – подарок не из дешёвых. В органах тут же стали проверять, откуда же у капитана милиции столько денег. Как оказалось, мужчина был «чист».
Развод всё же случился. Жена Ольга не отрицала отношений мужа и юной спортсменки. Казалось бы, ничто уже не мешало счастью молодых, но тут в их жизнь ворвалась актриса Анна Горшкова. Кабаева решила, что не отдаст своего мужчину, и Горшкова стремительно исчезла с экранов телевизора и их жизни. Пять долгих лет пара не могла определиться со статусом своих отношений, но всё же решила расстаться.