Гончаров, иван александрович
Содержание:
- Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов»в русской литературной критике
- Путешествие на фрегате «Паллада»
- Значение творчества Гончарова
- История создания
- Главные герои
- Образование
- Память
- Биография Гончарова И. А.
- Хронология создания романа
- Жизненный путь Гончарова
- Избранник Веры
- Роман «Обломов». Главная тема и идея. Образ главного героя
- Заключение
Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов»в русской литературной критике
Представления Обломова об идеальной жизни раскрываются в его сне. «Сон Обломова» — «образный и смысловой ключ» для понимания сути всего произведения и «обломовщины». Приснившаяся Обломовка олицетворяет собой патриархальный уклад русской барской усадьбы, опоэтизированную идиллию деревенской жизни без суеты и потрясений, наполненную покоем, негой, лаской и всеобщей любовью.
Картины детства в родительской дворянской усадьбе – это колыбель, в которой воспитаны его праздность, изнеженность, и были заложены жизненные принципы, ставшие причиной «обломовщины» в его дальнейшей судьбе.
Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина» показал разительное сходство Обломова с типажами «лишних людей»: Чацким, Онегиным, Печориным и др. Этих героев, страдающих от того, что «не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности», поглощает скука и апатия, они избегают общества, терпят крах в любви. «Обломовщина» присуща многим людям и «явлениям русской жизни».
Критик Писарев сказал, что Гончаров, благодаря силе психологического анализа выявил и назвал «болезнь, развитию которой способствует славянская природа и жизнь общества».
Понятие «обломовщина» — это социальный диагноз, характеризующийся отсутствием мотивации к жизни, подменой созидательного труда мечтами; покоя, ленью, праздностью, иллюзией счастья. Слово «обломовщина», придуманное Гончаровым, обрело нарицательное значение и вошло в толковые и энциклопедические словари русского языка. В словаре Даля оно означает «вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам».
Путешествие на фрегате «Паллада»
В середине XIX века начинается соперничество за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе Российской империи и Соединённых Штатов Америки (которые в ту пору принято было называть в России Северо-Американскими Соединёнными Штатами, сокращённо — САСШ). Главным объектом русско-американского соперничества стала Япония, которая с 1639 года была закрыта для иностранцев. Прибытие иностранца на японскую землю каралось смертной казнью, и лишь для китайских и голландских кораблей с 1641 года было сделано небольшое исключение — им разрешалось заходить для торговли в порт Нагасаки. И России, и Америке очень хотелось заполучить Японию в качестве рынка сбыта для своих товаров, и они почти одновременно направили в Японию свои военно-морские эскадры, чтобы заставить японцев открыть страну для захода соответственно российских и американских торговых кораблей. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, американской — коммодор Мэтью Перри. Русская экспедиция была снаряжена не только для установления политических и торговых отношений с Японией, но и для инспекции русских владений в Северной Америке — на Аляске.
Обе экспедиции увенчались успехом — японцы подписали и с Соединёнными Штатами (1854 год), и с Россией (1855 год) торговые договоры, но достигнуто это было разными средствами. Коммодор Перри, прибывший в Японию в 1853 году со своей эскадрой, запугал японцев, угрожая расстрелять из пушек их столицу — город Эдо (Токио). Адмирал Путятин 10 августа 1853 года прибыл в порт Нагасаки для проведения мирных переговоров, а в 1855 году закрепил налаженные отношения в договоре.
В октябре 1852 года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина. Перед отправкой Гончарова по Петербургу прошёл слух: «Принц де Лень отправляется в плавание». Так называли Гончарова. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Высадившись в 1854 году на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года.
Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (—) — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.
Ю. М. Лотман в одной из последних своих статей, обращаясь к этому произведению, писал:
Значение творчества Гончарова
Иван Александрович Гончаров оставил в русской реалистической литературе значительный след своими тремя романами, чье истинное значение призналось лишь по прошествии значительного времени.
Его произведения отличаются эпической широтой, глубоким психологизмом, тонким юмором, живописными «говорящими» деталями в повествовании, музыкальностью и удивительно выразительным языком. Сам Гончаров считал, что романы должны быть «школой жизни». Роман «Обломов» стал такой своеобразной «школой», которая учит аналитическому отношению к жизни и сложным взаимоотношениям между людьми. Оттого интерес к этому произведению не пропадает и в наше время.
Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ЕГЭ
Словарь
1. Фельетон – короткое сочинение сатирического характера.
2. Жеманство – поведение, лишенное искренности и простоты.
3. Рационализм — чрезмерно рассудительное отношение к жизни.
4. Прагматизм – деловой подход и практическое отношение, поиски выгоды для себя.
5. Нега – состояние блаженства, без нужды и забот.
6. Разительный – производящий сильное впечатление.
7. Эпический – грандиозный,характеризующийся широтой повествовательных возможностей.
История создания
Роман Ивана Гончарова «Обрыв», краткое содержание которого вы можете найти в этой статье, дался автору невероятно тяжело. Работа над ним была долгой, упорной и кропотливой.
Если говорить кратко, история создания романа «Обрыв» такова. Замысел начал формироваться еще в 1849 году, когда писатель находился в Симбирске. Это родина Гончарова, которую он посетил после длительного перерыва. Тогда у него и родилась идея воссоздать атмосферу российской провинции, в которой оказывается герой, много лет проживший в столичном Петербурге.
Интересна творческая история романа «Обрыв». Рабочее название романа менялось несколько раз. Среди вариантов были «Вера», «Художник Райский», «Художник», «Райский». Работал Гончаров медленно, параллельно написав «Обломова» и съездив в кругосветное плавание на фрегате «Паллада».
Главные герои
Обломов Илья Ильич – дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все свое время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь.
Захар Трофимович – верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью.
Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова, его ровесник. Практичный, рациональный и деятельный мужчина, который знает чего хочет и постоянно развивается.
Ильинская Ольга Сергеевна – возлюбленная Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем стала женой Штольца.
Пшеницына Агафья Матвеевна – хозяйка квартиры, в которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне любила Обломова, стала впоследствии его женой.
Образование
По другую сторону Волги находилось имение княгини Хованской, там проживал просвещённый и образованный священник, который воспитывался в Казанской духовной академии. Его женою была немка и вместе они открыли частный пансион, который пользовался заслуженным успехом среди местных дворян.
Сюда на учёбу отдали восьмилетнего Гончарова. Воспитывал своих учеников священник очень тщательно
Он уделял внимание не только тому, как дети учатся, но и пристально следил за тем, что они читают. Допускались книги поучительные и солидные, даже «Бригадир» Фонвизина Д
И. не входил в список разрешённой литературы, потому что юношеские умы пытались всячески оградить от легкомыслия и фривольности.
Но в домашней обстановке Иван зачитывался сентиментальными романами, а также произведениями, полными привидений и мистических мудрствований. Он читал книги:
- французской писательницы Стефани Жанлис;
- немецкого философа и писателя Карла Эккартсгаузена;
- английской писательницы Анны Радклиф.
Но большее предпочтение отдавал всё же серьёзной и деловой литературе. К двенадцати годам он перечитал:
- русских поэтов Хераскова М. М. и Державина Г. Р.;
- немецкого учёного-энциклопедиста Петера Симона Палласа;
- русского путешественника Крашенникова С. П.;
- русского поэта и драматурга Озерова В. А.;
- шотландского исследователя Мунго Парка;
- французского историка Шарля Роллена;
- русского историка Голикова И. И.
Особенно увлекали юного Гончарова путешествия, что и повлияло впоследствии на его решение ехать вокруг света.
В десятилетнем возрасте Ивана отправили в Москву на учёбу в коммерческое училище, где уже обучался его старший брат Николай. Мать хотела, чтобы сыновья продолжили заниматься торговым делом. Основные предметы, которые там проходили, были направлены на изучение коммерческой деятельности, и Гончарову казались скучными. Несмотря на это, учился он прилежно, неоднократно его имя появлялось на «красной почётной доске», один раз юношу даже наградили памятной книгой.
Но, проучившись в училище восемь лет, Иван понял, что ему совсем не хочется заниматься торговлей. Его страстный интерес к гуманитарным наукам, художественной словесности и сочинительству пересилили. Гончаров решил продолжить учёбу в Московском университете на словесном факультете. Он хотел сдавать вступительные экзамены в 1830 году, но в Москве разразилась холера, и поступление пришлось отложить.
Летом 1831 года он успешно сдал экзамены и был зачислен в университет. Вместе с ним учились такие великие деятели словесности, которые потом оставили весомый след в русской и мировой литературе, как К. С. Аксаков, Е. Е. Барышев, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, Н. П. Огарёв. Социально-философские студенческие кружки с их революционными идеями мало привлекали Гончарова, он в них не участвовал, всё время уделял исключительно учёбе.
В 1834 году Иван окончил университет, почувствовал себя свободным и по собственному признанию понял, что ему открылись все пути и дороги.
Память
Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова. 2 рубля, серебро, 2012 год
И. Н. Крамской. Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова, 1874 г. Марка России 2012 г. к 200-летию со дня рождения писателя (1812—1891)
Памятники:
- В Ульяновске (Симбирск)
- В Димитровграде (Мелекесс)
- мемориальная доска в городе Марианске-Лазне (Чехия), повествующая, что в этом городе русский романист написал свой роман «Обломов»
Улицы, носящие имя И. Гончарова в городах России: Ульяновск, Димитровград, Брянск, Иркутск, Калининград, Магнитогорск, Москва, Майкоп, Новороссийск, Пенза, Саранск, Уфа, Тула, Чебоксары, Симферополь, Советская Гавань, Йошкар-Ола, Бугульма.
Памятник в Ульяновске
- Ульяновский областной краеведческий музей имени Гончарова.
- Ульяновский областной драматический театр имени Гончарова.
- Сквер имени Гончарова (Ульяновск).
- Историко-литературный музей писателя (Ульяновск).
- Центральная городская библиотека имени Гончарова (Ульяновск).
- Литературная премия имени Гончарова.
- Ежегодный Всероссийский Гончаровский праздник (Ульяновск).
- 2 июля 2012 года Банк России выпустил в обращение посвященную 200-летию со дня рождения писателя памятную монету номиналом 2 рубля с изображением И. А. Гончарова в серии «Выдающиеся личности России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 5000 экземпляров и весом 17 граммов.
Биография Гончарова И. А.
Родился Гончаров в семье купцов. Его отец достаточно рано умер и в основном его воспитанием занимался крестный отец – отставной морячек. По настоянию матери в 10 лет мальчик был отдан на обучение в коммерческое училище. Здесь Иван провел восемь лет свой жизни, много читая и с восторгом вспоминая свое первое знакомство с произведением «Евгений Онегин». Но обучение ему давалось сложно, и он упросил мать написать прошение об исключении из училища.
Но юному Гончарову требовалось образование и исходя из своей любви к сочинительству в 19 лет он поступает на словесный факультет Московского университета. Здесь ему довелось учиться с Лермонтовым, Тургеневым и многими другими в будущем знаменитыми личностями. После окончания университета он возвращается на родину и становится секретарем губернатора. Но такая работа претит ему, поэтому он отправляется в Петербург.
Здесь то и появляется первый роман Гончарова. Он называется «Обыкновенная история» и получает массу восторженных отзывов от критиков. В дальнейшем как представитель департамента финансов на фрегате «Паллада» он отправляется в Японию для налаживания торговых связей. Это путешествие легло в основу произведения «Фрегат Паллада». После возвращения из путешествия Гончарову предложили должность цензора, которая была достаточно хлопотной, но позволило написать роман «Обломов». Роман Гончарова «Обломов» был настолько благосклонно воспринят читателями, что в обиход даже вошло слово «обломовщина».
Практически всю оставшуюся жизнь Гончаров работал над романом «Обрыв», который стал его последним произведением. На его написание ушло около 20 лет и по словам самого автора «куча исписанной бумаги». Тем не менее, после себя автор оставил значимый след в истории, а его произведения актуальны и в нынешнее время.
Хронология создания романа
Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.
Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».
В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.
Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».
Жизненный путь Гончарова
Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в зажиточной купеческой семье. Обучался сначала в пансионе, в 10-летнем возрасте его отправляют в Москву в коммерческое училище, которое он спустя 8 лет бросает и поступает в 1831 г. в Московский университет.
После окончания университета, прослужив непродолжительное время секретарем у губернатора Симбирска, переезжает в Петербург, поступает в Департамент внешней торговли в качестве переводчика. Гончаров свободно владел французским, немецким и английским языками. В 1852 г. был назначен секретарем адмирала Путятина и совершил кругосветную экспедицию на военном паруснике «Паллада», на котором пересек Атлантический, Индийский и Тихий океаны. За 2,5 года посетил Англию, Южную Африку, Индонезию, Китай, Японию, Филиппины, побывал на многочисленных островах и архипелагах. Подав в отставку, сходит с корабля на берег Охотского моря и, возвращаясь в Петербург, проезжает через всю Россию. Колоссальный багаж его впечатлений отражен в серии путевых очерков, названных «Фрегат Паллада» (1858 г.).
В последние годы работает цензором в Министерстве просвещения, затем редактором в Главном управлении по делам печати. В 1858 г. дополнительно был назначен преподавателем русской словесности у наследника престола Николая Александровича, но через полтора года от этой должности отказывается.
Всю жизнь Гончаров находился на государственной службе, дослужился до действительногостатского советника, что соответствует чину генерала. После отставки часто путешествует по Европе. Личная жизнь Гончарова не сложилась, он не создал семьи, все свободное время посвящал творчеству. В 1891 г. сжег весь свой литературный архив. 27 сентября 1891 г. скончался, захоронен на Волковом кладбище Петербурга.
Гончаров – первый в русской литературе писатель из разночинцев, а не из дворянской среды. Иван Александрович всю жизнь занимался литературой, писал и переводил с 14 лет, анонимно печатал в журналах свои статьи и фельетоны. Творчеством мог заниматься только на досуге, в свободное от службы время. За 25 лет творческой деятельности (с 1944г. по 1869г.) было написано всего три романа, ставших шедеврами мировой литературы. Современники называли Гончарова одним из гениальнейших литературных лентяев.
Все написанные романы Гончаров считал единым произведением: образы героев и основные мотивы перекликаются между собой. Это единство подчеркнуто еще тремя «О», названия романов начинаются с этой буквы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Трилогия отражает две основные стороны жизни русского общества: патриархальный уклад провинциальной, деревенской помещичьей жизни и буржуазный городской, столичный образ жизни предпринимателей того времени.
В 1847 г. в нескольких номерах журнала «Современник» печатается роман «Обыкновенная история», который принес успех. В 1849 г. в том же журнале издает очерк «Сон Обломова», который станет впоследствии главой романа «Обломов», появившегося только через 10 лет в «Отечественных записках». Этот роман вызвал множество вопросов и споров. В 1869 г. печатается роман «Обрыв» в журнале «Вестник Европы», который не поняли и не приняли. После неудачи с «Обрывом» в литературе работает только как критик.
Избранник Веры
Избранником же Веры оказывается Марк Волохов. Она является к нему на свидание в тот самый обрыв, где находится могила ревнивого самоубийцы. Вера мечтает сделать Марка своим мужем и переделать в соответствии со своими представлениями. Но молодых людей разделяет слишком многое. Их отношения напоминают поединок двух противоположных убеждений и правд, в котором все отчетливее проявляются их характеры. Тем временем Райский еще не подозревает, кто стал избранником его кузины. Он все пытается разгадать эту загадку.
Покой же маленького городка нарушает внезапный побег Ульяны с учителем мсье Шарлем. Козлов остается один. Леонтий в совершенном отчаянии, Райский вместе с Марком пытаются привести его в чувства.
При этом жизнь продолжает кипеть вокруг Бориса. Все, как он когда-то мечтал. Из Петербурга приходит письмо от Аянова, в котором тот рассказывает о романе между Софьей и графом Милари. В действительности их отношения сложно было назвать романом, но общество расценило их как компрометирующие девушку, в результате дом Пахотиных разорвал всякие отношения с графом.
Удивительно, но это письмо, которое еще совсем недавно поразило бы Бориса, теперь не произвело на него практически никакого впечатления. Все его мысли полностью заняты образом Веры. Автор романа «Обрыв» Гончаров описывает вечер накануне помолвки Марфы. Именно тогда Веры вновь отправляется к обрыву. Райский уже поджидает ее на самом краю. Он осознает, куда и к кому она направляется. В окно девушки Борис бросает померанцевый букет, который был специально заказан к торжеству Марфы. Вера, увидев этот подарок, падает без чувств.
На следующий же день она тяжело заболевает. Самым жутким для нее становится то, что необходимо рассказать бабушке о своем падении, но она не в силах этого сделать. Тем более сейчас, когда в доме полно гостей. Они приехали поздравить Марфу и проводить в дом Викентьевых. Вера открывается Райскому и Тушину, только так хоть немного успокаивается. Она просит Бориса Павловича рассказать о произошедшем Татьяне Марковне.
Бабушка начинает сутками выхаживать свою беду. Она без остановки ходит по всему большому дому, окрестным полям, никто не в силах ее остановить. После непрерывного многочасового бдения она приходит к Вере, которая лежит в горячке. Она выхаживает свою воспитанницу, снова поставив на ноги.
После этого Татьяна Марковна понимает, что им обеим необходимо выговориться и снять груз с души. Тогда она признается Вере, что сама страшно согрешила много лет назад. В далекой юности к ней сватался к ней нелюбимый человек, который застал ее вместе с Титом Никоновичем в оранжерее. Ей пришлось дать ему клятву, что они никогда не выйдет замуж.
Роман «Обломов». Главная тема и идея. Образ главного героя
О своей работе над «Обломовым» Гончаров в переписке с друзьями отмечал, что пишет сказки. Главный герой похож на сказочного Илью Муромца, который до свершения своих подвигов лежал на печи 33 года. Фольклорный персонаж помогал создавать национальный характер. Так и в воспитании Илюши Обломова сказки, предания, былины и легенды, рассказанные ему няней в детстве, сыграли немаловажную роль. Вера в волшебство, чудеса порождают мечтательность, оторванность от реальности.
В романе не происходит ничего особенного, драматического, он кажется «растянутым». Критик Добролюбов писал, что в сюжете нет «никаких внешних событий, препятствий, посторонних обстоятельств», ничегонеделание Обломова – «единственная пружина действия». Гончаров создал намеренно «скучную» книгу, уводя от внешних интриг и конфликтов к размышлениям и суждениям героев. Интересны не столько их поступки, сколько диалоги и монологи, раскрывающие суть происходящего и внутренний мир героев.
У романа своеобразная композиция. Экспозиция, включающая в себя всю первую часть и две главы второй, рассказывает об условиях воспитания и формирования личности Обломова. Это его жизнь со слугой Захаром на Гороховой улице в Петербурге, общение со знакомыми, сны и мечты об Обломовке. Во второй части происходит завязка событий: встреча с другом детства Штольцем и знакомство с Ольгой Ильинской, к которой у него вспыхивает любовь. С переездом на дачу происходит развитие действия: чувство Обломова становится крепче, но его терзают сомнения. Кульминацией становится объяснение в любви к Ольге и последующее отдаление от нее. Развязка наступает в третьей части: Обломов вынужден переехать в квартиру на Выборгской стороне, становится жертвой Тарантьева и Мухоярова, проявляет свою полную несостоятельность, в отношениях с Ольгой наступает полный разрыв. В четвертой части происходит постепенное угасание и окончательное крушение духовной жизни Обломова в обретении «тихого счастья» с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая обустроила его быт, окружила заботой и родила сына Андрюшу. В эпилоге повествуется о смерти Обломова и судьбе знавших его людей. В конце Штольц рассказывает приятелю литератору историю жизни своего друга, которого погубила «обломовщина», то есть то, что мы узнали из романа.
Основная тема романа «Обломов» – судьба потерянного поколения дворян, не нашедших своего места в обществе. Писатель поднял много вопросов в романе: это поиски счастья, любви, своего предназначения. Но исследование причин деградации героя, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем» и «детской, светлой» душой, определяют основную идею романа.
Немногочисленные события в романе связаны с главным героем Ильей Ильичом Обломовым. У него приятная, немного полноватая наружность, для мужчины кажущаяся слишком изнеженной. Он потомственный дворянин 32-33 лет, окончил университет, больше 10 лет назад он оставил службу, отслужив всего 2 года. Обломов мечтает о семейном счастье и деревенской жизни. Но имением, доставшемся после родителей, не занимается, из писем старосты, который его обворовывает, узнает, что хозяйство в Обломовке пришло в упадок.
В обществе бывает редко, сторонится новых знакомств, живет уединенно. Он неглупый и начитанный человек, когда-то занимался переводами, теперь же 2-3 книги лежат, раскрытые так долго на одной странице, что заплесневели, а газет вовсе не читает.
Квартира, которую Обломов снимает в Петербурге в огромном доходном доме с населением целого уездного города, убирается слугой Захаром только к большим праздникам, всюду пыль и паутина. Домосед Обломов в быту ценит за комфорт немногие вещи – это диван, халат и домашние туфли. Без помощи своего слуги Захара не может ни одеться, ни причесаться, ни поесть.
Обломов – человек мягкого характера, мечтатель и созерцатель. У него богатый внутренний мир и собственная точка зрения, он самодостаточен, никогда не станет поступать так, как все. Он предельно честен с другими и с самим собой, сам является палачом своих пороков, болезненно осознавая, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало».Часто спрашивает себя: «Отчего я…такой?», но не может найти ответа.
Жизнь Обломова прошла как во сне и умер он, словно уснул, как будто «забыли завести остановившиеся часы».
Эффективно подготовиться к ЕГЭ по литературе помогут тщательно продуманные онлайн-курсы
Заключение
Роман Гончарова «Обломов» является одним из самых подробных и точных исследований такого русского феномена как «обломовщина» – национальной черты, характеризующейся леностью, боязнью перемен и мечтательностью, заменяющей реальную деятельность. Автор глубоко анализирует причины «обломовщины», видя их в чистой, нежной, нерасчетливой душе героя, ищущей спокойствия и тихого однообразного счастья, граничащего с деградацией и застоем. Конечно, краткий пересказ «Обломова» не может раскрыть перед читателем все вопросы, рассмотренные автором, поэтому настоятельно рекомендуем оценить шедевр литературы 19 века полностью.