Психология спорта
Содержание:
- Спортивные психологи в России
- Подбирайте слова и помните, что дети развиваются по-разному
- Что дает психологическая тренировка спортсмена
- Ниже приведены основные принципы для непрофессиональных спортсменов и фитнесистов.
- Детские спортивные психологи
- История возникновения
- Тренировки – это обязательно!
- Позиции деятельности психолога в спорте
- Популярные техники психологии спорта
- Задачи спортивной психологии
- Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена
- Психология командной игры
- О профессии Спортивного психолога, которую можно получить в Сыктывкаре
- Как проводится психологическая тренировка спортсмена
- Список литературы
Спортивные психологи в России
На Западе давно поняли важность работы с простыми спортсменами и чемпионами именно психологов, специализирующихся на спорте. И если посмотреть на выступления сборных Китая и Америки на Олимпийских играх последних лет, то именно благодаря десяткам таких специалистов олимпийцы выдали ошеломляющие результаты
В России работников подобного профиля долгое время обучал лишь Институт физкультуры и спорта в Санкт-Петербурге. Сегодня ситуация несколько поменялась. Профессия состоит из двух областей знаний — спорта и психологии. И выучиться на них можно в разных учебных заведениях.
Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.
В российском спорте наметилась положительная тенденция — спортивных психологов все чаще приглашают в командные и индивидуальные виды спорта, поскольку такие специалисты не только повышают боевой дух, но и помогают побеждать.
А что думаете вы? Нужны ли спортивные психологи?
Подбирайте слова и помните, что дети развиваются по-разному
Важно проявлять осторожность и подбирать слова, когда дело доходит до сравнения с другими детьми. Дети спортсмены и так сами подсознательно делают это на тренировках и участвуя в соревнованиях. Не стоит добавлять им стресса и подрывать их самооценку. Это приведет только к психологическим проблемам, замкнутости и нежеланию продолжать тренировки
Я думаю, вы и сами понимаете разницу между примерами: «Миша бегает быстрее, чем ты», и «посмотри, как Миша быстро бегает, он такой хороший спортсмен!»
Стоит ли уточнять, что лучше будет сказать второй вариант? Лучше обратить внимание на достоинства сверстников и мотивировать быть наравне с ними, чем «тыкать» своего ребенка спортсмена в недостатки и обвинять в неуклюжести, в том, что он не так хорош.
К сожалению, не во всех семьях родители ведут себя таким образом и могут подобрать правильные слова
Потому так важно уделять внимание вопросу поведения родителей спортсменов дома. Важно помнить, что каждый ребенок развивается по-разному и с разной скоростью. Не стоит ожидать одинакового прогресса и результатов.
Не стоит ожидать одинакового прогресса и результатов.
Успехи в настоящий момент безусловно окажут влияние на будущее. Но всегда можно стать лучше, никогда не поздно для совершенства. И то, что ребенок сейчас не в топ 10, не значит, что он не будет в числе лучших через несколько лет. Его текущая позиция в рейтинге не определяет его будущую позицию. Точно так же как и первое место в детской категории не дает абсолютных гарантий на успех в старшем возрасте.
Что дает психологическая тренировка спортсмена
В настоящее время под психологической тренировкой чаще всего понимается набор психологических методов и упражнений (техник). Благодаря их систематическому и длительному применению спортсмен учится контролю над своим поведением и эмоциями. Он повышает уровень многих психологических особенностей. Таких как, например, концентрация внимания. К тому же, повышается психологическая устойчивость для противостояния стрессу.
Психологическая тренировка оказывает влияние и непосредственно на физические характеристики спортсмена. Такие тренировки могут развить точность движений, оптимальное или экономное расходование энергии и способность быстро расслабляться.
Психологическая тренировка развивает спортсмена всесторонне. И помимо очевидных преимуществ для развития физических параметров и характера описанных выше, она развивает его личность
Психологическая тренировка может улучшить внимание, улучшить восприятие и психомоторную координацию. В результате у спортсмена повышается самооценкаи, уверенность в себе и своих способностях.
Ниже приведены основные принципы для непрофессиональных спортсменов и фитнесистов.
Научиться переживать неудачи: для
достижения целей очень важно воспринимать любые препятствия и неудачи, как
часть процесса движения к успеху.
Запас мотивации: у вас должна быть
убедительная причина придерживаться программы упражнений. Для серьезных
спортсменов мотивация- это олимпийское золото, с ним они связывают свои
ежедневные тренировки
Для простых людей причина- это обретение формы,
похудение и улучшение самочувствия. Когда вам не хочется тренироваться, сядьте,
расслабьтесь, подумайте, как хорошо вы себя почувствуете после тренировки.
Соревнование с самим собой: другая
важная часть мотивации- не нужно сравнивать себя с другими. Если вы регулярно
тренируетесь в тренажерном зале, направьте свое сравнение на собственный
прогресс, а не другого человека.
Проводить мысленные репетиции: если
вы пытаетесь овладеть сложным физическим упражнением (подача в теннисе, стойка
на доске для серфинга), ярко представьте, как вы делаете это. Вы должны видеть,
слышать и чувствовать свой образ
Концентрируйтесь на настоящих
событиях: Когда вы выполняете тренировку, внимание может легко рассеяться на
воспоминания, окружающую погоду, соперников, и др. вы должны упорно чувствовать
себя и выполнять задачу
Концентрируйтесь на дыхании, собственной технике и
прочем.
Пробивать плато: достижение такого
уровня физической подготовки, когда вы останавливаетесь в развитии-
естественная часть любой подготовки. Эта остановка может снизить ваш энтузиазм
и мотивацию. Консультация с другими людьми, которые достигли вашей цели,
поможет вам улучшить результаты, когда вы достигаете плато. Чтобы помочь себе
удерживать позитивный настрой, создайте ежедневный «журнал побед». Туда вы
записываете результаты своей тренировки и победы над собой, например, «Я
пробежал 5 миль, на 4 я хотел остановиться, но не сделал этого»
Детские спортивные психологи
Приведя ребенка в спортивный клуб или секцию, почти у каждого родителя есть надежда, что их сын или дочь станут чемпионами. Или, по крайней мере, титулованными спортсменами. Тут как раз необходима первая консультация психолога, который поможет выбрать спорт, исходя из темперамента малыша (см. статью «Темперамент ребенка и спорт»).
Допустим, спорт уже выбран, ребенок радостно им занимается и вдруг заявляет, что не пойдет больше туда ни за что. Это скучно, сложно. А денег вложено немало, сил и времени тоже, поэтому такое решение родители сразу воспринимают в штыки. Однако бывает достаточно нескольких бесед с психологом, чтобы преодолеть кризис или полностью поменять вид физической деятельности.
Другой случай — когда внешне спокойный и мотивированный ребенок перед соревнованиями закатывает истерики, плохо спит и быстро перевозбуждается (см. статью «Ребенок и его первые соревнования»). Психолог легко справится с этой задачей, если он специалист в области спорта.
Родителям необходимо знать, что конфликты, возникающие из-за спорта и не разрешенные еще в детстве при помощи квалифицированного спортивного психолога, могут «выстрелить» неприятным образом во взрослой жизни. А все потому что ребенок не научился правильно выходить из конфликта. Психологи изучают специальный предмет — конфликтологию, благодаря которому могут научить своих юных подопечных справляться с жизненными трудностями еще на этапе становления личности.
Но даже если все идет гладко, спортивного ребенка лучше все же показать психологу, который поможет:
правильно мотивировать маленького человека; научить его контролировать собственное психологическое состояние; научить малыша управлять своим вниманием; справляться со страхами перед соревнованиями; ставить четкие цели (близкие и долгосрочные). Не все становятся чемпионами, а из тех детей, кто к этому стремился с самого раннего возраста, поражение становится трагедией (см
статью «Что делать, если ребенок проиграл на соревнованиях»). Если это расстраивает и родителей, то в семье явно нездоровая атмосфера, и тут без спортивного психолога не обойтись
Не все становятся чемпионами, а из тех детей, кто к этому стремился с самого раннего возраста, поражение становится трагедией (см. статью «Что делать, если ребенок проиграл на соревнованиях»). Если это расстраивает и родителей, то в семье явно нездоровая атмосфера, и тут без спортивного психолога не обойтись.
Нельзя миновать и такую грустную тему как травмы в спорте. Порою карьера спортсмена обрывается внезапно именно из-за травмы, и для того, чтобы понять, что жизнь состоит не только из тренировок и соревнований, нужен опыт спортивного психолога, который обрисует перспективы других, возможно, околоспортивных профессий и вернет человеку веру в себя.
История возникновения
Психология спорта считается довольно молодой отраслью психологической науки. Упоминание о ней впервые появилось в статьях основателя Олимпийских игр Пьера де Кубертена в самом начале XX столетия. Годом же рождения этого направления в психологии можно считать 1913 год, когда по инициативе МОК был организован конгресс, посвященный именно вопросам психологии спорта.
В 1965 году в Риме было организовано Международное общество психологии спорта (сокращенно — ИССП), что стало свидетельством международного признания спортивной психологии как отдельного направления психологии. ИСПП с 1970 года начинает издавать «Международный журнал психологии спорта». В 1967 году появилось Североамериканские общество психологии спорта, а в 1969 году — Европейская ассоциация психологии спорта. Затем в разные годы аналогичные организации были открыты в Японии, Англии, ФРГ, Франции, Австралии, Бразилии и многих других странах.
По настоящему активно психология спорта, как отдельное направления психологии, стало развиваться с начала 1960-х годов. При этом в самом начале упор был сделан на так называемую дифференциальную психологию, то есть изучение различий спортсменов по индивидуальным характеристикам. Кроме того, изучались возможности и способности спортсмена действовать в условиях стресса и способы увеличения эффективности тренировок.
Чуть позже фронт изучаемых спортивной психологией вопросов заметно расширился. Стали разрабатываться программы, с учетом специфики не только индивидуальных способностей спортсменов, но и конкретного вида спорта. При этом использовались достижения общей, педагогической, социальной и возрастной психологии (индивидуальная работа со спортсменом, коллективные тренинги и т. д.). Шла разработка программ соответствующих тренировочных комплексов для повышения психической и физической тренированности спортсменов, их этической, эмоционально-волевой и коллективистской подготовленности
Особое внимание уделялось вопросам мотивации спортсменов, причем не только в период их участия на соревнованиях, но и по ходу тренировок. Довольно детально исследовались способы и пути формирования узкоспециализированных восприятий спортсменов — чувства дистанции, чувства времени, колебания скорости движущегося объекта, «чувство мяча», «чувство воды», предвосхищения развития событий (интуиция, антиципация)
Также значительное внимание уделялось развитию способов воображения, улучшения наблюдательности, тактического и стратегического мышления, качественного взаимодействия в группах.
Тренировки – это обязательно!
Могут быть периоды, когда интерес ребенка к спорту поколеблется. В большинстве случаев это происходит лишь потому, что он привык к тренировкам. Спортивная активность больше не вызывает таких ярких эмоций. Это происходит как с игрушками. Новая машинка всегда интересна, но через пару дней в ней уже нет ничего особенного.
А родители и не думают заставлять детей заниматься спортом. Им кажется, что нет ничего страшного в том, чтобы пропустить тренировку, если дети смотрят интересный фильм или веселятся и играют друг с другом. Но это не так
Важно научить ребенка преодолевать «не хочу» в настоящем, чтобы достичь «то, чего хочу» в будущем
Роль родителя в такое время как раз-таки заключается в поощрении и мобилизации. Тренировка требует пунктуальности, регулярности и ответственности — качеств, важных для спортсменов. Они пригодятся и во взрослой жизни, а они формируются на начальном этапе родителями. Поэтому не ленитесь отводить детей на тренировку и не приучайте их к лени и необязательности.
Другим важным аспектом в развития ребенка спортсмена, за который ответственны родители, является питание. Родители должны помнить, что их дети двигаются больше, чем их сверстники, поэтому важно, что и как они едят.
Питание ребенка спортсмена должно быть разнообразным, основанным на натуральных продуктах. Оно должно обеспечивать необходимым количеством энергии и питательных веществ. Не забывайте, что маленькому спортсмену необходимо пить много жидкости.
Позиции деятельности психолога в спорте
- «внешняя» (приглашенный специалист): возможность нейтрального подхода к решению многих задач, но одновременно — возникновение проблем при недостаточном знании реальных организационных ситуаций, невозможности за короткое время определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса.
- «внутренняя»: хорошее знание организационной и кадровой ситуации, возможность профилактики конфликтов; при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса обычного члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу.
Популярные техники психологии спорта
Спортивные психологи
учат спортсменов эффективным методам повышения мотивации, концентрации
внимания, повышения работоспособности. Следует отметить, что стратегии,
используемые в спорте, часто применимы к другим дисциплинам: медицина, политика,
бизнес, искусство, вооруженные силы. Общие методы, преподаваемые на занятиях
спортивной психологии, включают:
Постановку
целей: установление конкретных краткосрочных и долгосрочных целей, которые
измеримы, амбициозны и достижимы;
Регулировка
уровня возбуждения: увеличение или уменьшение физической и познавательной
активности человека для достижения максимального уровня работоспособности.
Возбуждение можно усилить, слушая вдохновляющую музыку, используя позитивные
для себя установки и визуализируя хорошие события
Возбуждение можно снизить,
выполняя дыхательные упражнения, медитацию или техники расслабления мышц.
Позитивные
установки: позитивные слова и идеи, которые спортсмен повторяет в попытке
усилить возбуждение и сосредоточить внимание на конкретной цели.
Моторные
образы: яркая мысленная репетиция или симуляция с участием множества чувств,
которые позволяют почувствовать человеку, каким будет предстоящее событие. Предварительный
настрой: физические и умственные действия, который спортсмен выполняет перед
выступлением
Этот метод может дать человеку чувства последовательности,
предсказуемости, расслабления и контроля. Во время этого процесса могут
использоваться другие методы, такие как, усиление возбуждения с помощью
моторных образов и позитивных установок.
Задачи спортивной психологии
Говоря о задачах, которые решает спортивная психология, нельзя не сказать о центральной фигуре данного направления в психологии — спортивный психолог. Именно спортивный психолог работает со спортсменом, позволяя ему решить следующие основные задачи:
- Повышение общей эффективности тренировочного процесса за счет выработки нужного уровня мотивации, четкой ориентацией на конкретную цель, а также формирования нужных двигательных умений и навыков.
- Создание необходимых психологических условий для достижения лучшей психологической выносливости, высоких показателей силы, ловкости, а также для развития специализированных видов восприятия.
- Грамотная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
- Психическая регуляция
- Формирование личности спортсмена для лучшего взаимодействия с тренером, а также другими спортсменами в команде.
- Повышение у спортсмена силы воли в ситуациях, когда этот показатель находится либо на недостаточном для успешных спортивных выступлений уровне, либо этот показатель слишком высок и есть риск того, что спортсмен может «перегореть» еще до старта соревнований.
- Оперативная помощь спортсмену. Подразумевает работу со спортсменом в самые напряженные для него моменты — от снятия предстартовых волнений и работы со стрессом до помощи в случае неудачных выступлений и связанных с ними переживаний.
Кроме того, в отдельное направление современная спортивная психология выделяет исследования, рассматривающие проблемы грамотного формирования команд, межличностные отношения в коллективе, способы и приемы повышения ценностно-ориентационного единства, с болельщиками, а также проблемы межгрупповых взаимоотношений и сплоченности спортивного коллектива.
Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена
Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.
Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной.
Психология командной игры
В психологии спортсменов важное значение имеет подготовка сплоченной команды. Игрок должен уметь ставить интересы команды выше собственных стремлений, уметь работать в связке с другими игроками, четко выполнять установки тренера
Воспитание командного духа требует:
- положительного воздействия на волевую направленность команды;
- оптимизации внутренних взаимоотношений между игроками;
- планомерной психологической подготовки перед началом соревнований.
Подготовка команды состоит из следующих методов:
- оценки психологического состояния спортсменов, отобранных в одну команду;
- психодиагностики отдельных особенностей личности новых игроков;
- составления прогноза вариантов поведения игроков в команде;
- ментальной тренировки, направленной на развитие чувства принадлежности к группе;
- мотивации на достижение общего результата;
- снятие возникающего напряжения в процессе совместной деятельности;
- психологической адаптации, до, во время и после проведения соревнований.
Психологическая подготовка команды реализуется посредством участия в воспитательной работе всех участников тренировочного процесса.
О профессии Спортивного психолога, которую можно получить в Сыктывкаре
Статьи о профессии2
Спортивный психолог – это специалист, изучающий закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательного обучения, спортивной тренировки, участия в специфичных командных взаимодействиях, в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях, а также участия в различных формах общественной жизни, связанных со спортом.
Данная профессия состоит из трех областей знаний – психологии, педагогики и спорта. Психология в спорте означает содействие в достижении
Спортивный психолог – это специалист, изучающий закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательного обучения, спортивной тренировки, участия в специфичных командных взаимодействиях, в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях, а также участия в различных формах общественной жизни, связанных со спортом.
Данная профессия состоит из трех областей знаний – психологии, педагогики и спорта. Психология в спорте означает содействие в достижении максимальных для конкретного спортсмена результатов и создании благоприятных условий для его профессионального и личностного развития, и осуществляться оно должно на всех этапах спортивной карьеры.
В зависимости от места работы, в задачи спортивного психолога может входить:
- Психологический отбор спортсменов в конкретных видах спорта;
- Спортивная профориентация;
- Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов;
- Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений;
- Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения;
- Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям;
- Постсоревновательная реабилитация;
- Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды);
- Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса;
- Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью;
- Разрешение и выход из кризисной психологической ситуации;
- Психологическая поддержка и адаптация спортсмена, получившего тяжелую травму;
- Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры).
На сегодняшний день спортивная психология является молодой, бурно развивающейся отраслью. Для многих тренеров и менеджеров понятие «спортивный психолог» новое. Они привыкли видеть в психологе человека, который либо проводит тестирование, либо занимается сугубо научной деятельностью. В свою очередь, спортивное консультирование представляет собой психолого-педагогическую работу со спортсменом с целью его психического развития, обучения двигательным навыкам и воспитания психических качеств, позволяющих достигать поставленных целей.
Как правило, данные специалисты работают в медико-социальных, спортивно-оздоровительных и реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах и обществах, научно-исследовательских институтах, высших и средних учебных заведениях.
РазвернутьСвернуть
Как проводится психологическая тренировка спортсмена
Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.
Способы
В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов. В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:
ежедневные психологические тренировки,
точное определение и постановка тренировочных целей,
умение фокусировать внимание на упражнениях,
способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам,
имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования.
Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.
Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.
Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.
Методы
Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.
В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.
В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.
Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:
Борьбу со стрессом.
Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям.
Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей.
Повышение концентрации и способности фокусировать внимание.
Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля.
Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.
Список литературы
- Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. — М.: Советский спорт, 2007
- Психология спорта: Психология спорта: Монография / Под ред. Ю. П. Зинченко, А. Г. Тоневицкого. М.: МГУ, 2011
- Психология спорта: Хрестоматия/ Сост.-ред. А. Е. Тарас/ — М: АСТ; Мн.: Харвест, 2007
- Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / Сост.и общ.ред. И. П. Волкова. — М.: Советский спорт, 2005
- Киселёв Ю. Я. «Победи» Размышления и советы спортивного психолога.-М.:ФиС, 2002
- Психология спорта. Монография/ под ред. Ю. П. Зинченко, А. Г. Тоневицкого, 2011
- Алексеев А. В. Преодолей себя! — Р-н-Д., 2006
- Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Уэйнберг Р.С, Гоулд Д. — Киев: Олимпийская литература, 2001
- Федак, Г. Б. Исследование состояния одиночества спортсменов-танцоров с позиций гендерной психологии / Федак Г. Б., Никитина Е. Д. // Всероссийский форум «Молодые ученые — 2009» : материалы. — М., 2009. — Т. 1. — С. 124—126.