Поиск материала «педагогическая психология, выготский л.с., 1991» для чтения, скачивания и покупки

Жизнь и творчество отечественного ученого

Биография этого знаменитого человека начинается в 1896 году – 17 ноября в одной из многодетных семей города Орша на свет появился мальчик, названный Львом Выготским. Спустя год семейство Выготских переезжает в Гомель, где отец мальчика (бывший банковский служащий) открывает библиотеку.

Будущий новатор в детстве овладевал науками на дому. Обучением Льва, как и его братьев и сестер, занимался Соломон Маркович Ашпиз, методы преподавания которого существенно отличались от традиционных. Практиковавший почти не использовавшиеся в программах обучения того времени сократические учения, он зарекомендовал себя как весьма примечательная личность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Результаты его исследований не заставили себя долго ждать. Уже в 1916 году Лев написал свое первое творение – анализ драмы «Гамлет» Вильяма Шекспира. Работу, которая занимала ровно 200 страниц рукописного текста, автор позже представил в качестве дипломной.

Рекомендуем: Педология — это

Как и все последующие труды отечественного мыслителя, новаторский двухсотстраничный анализ шекспировского Гамлета вызвал оживленный интерес у специалистов. И не удивительно, ведь в своей работе Лев Семенович использовал совершенно неожиданный прием, который изменил привычное понимание «трагической истории о датском принце».

Л.С. Выготский окончил обучение в университетах в 1917 году и после революции перебрался со своей семьей в Самару, а затем – в Киев. Но спустя какое-то время они все снова возвращаются в родной город, где молодой Выготский устраивается учителем.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В кратком изложении жизнь мыслителя по возвращении на родину может уложиться в несколько предложений (хотя Википедия предлагает куда более развернутую версию): он работает в школах, преподает в техникумах и даже читает лекции, пробует себя в роли редактора в местном издании. Одновременно он заведует театральным, а также художественным отделом образования.

Однако серьезная практическая работа молодого учителя в преподавательской и научной сферах началась примерно в 1923-1924 годах, когда на одном из своих выступлений он впервые заговорил о новом направлении в психологии.

Единая трудовая школа

Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.

Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

На базе школы проверялась педологическая теория:

  • работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
  • осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
  • создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.

Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.

Выготский и воспитание детей: основные постулаты

В основе педагогической психологии Выготского лежат принципы, необходимые для реализации процесса обучения:

  1. Двусторонний характер обучения. Учитель должен строить процесс обучения так, чтобы у учеников была возможность не только впитывать знания, но и высказываться по теме урока, развивать навыки самообразования.
  2. Совместная деятельность учителя и учеников. Учитель должен отслеживать прогресс учеников и соответствие программе обучения. Все объяснения должны быть наглядными, а практический опыт выполнения задачи — приобретаться только под контролем учителя.
  3. Руководство со стороны учителя. В процессе обучения ученики должны уважать авторитет учителя, признавать его главенство, стремиться к подражательству. Попустительство и безразличие со стороны учителя нарушает учебный процесс, обесценивает роль знаний в глазах учеников.
  4. Планомерная организация и управление. Процесс обучения должен быть продуманным и подчинятся строгому плану. В случае опережения учениками программы обучения или массового отставания от нее, план должен быть изменен.
  5. Целостность и единство. Процесс обучения не может быть хаотичным. Знания следует доносить до учеников последовательно и дозировано, закрепляя полученный результат.
  6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся. Учебный план должен базироваться на возрастных особенностях учеников и соответствовать зоне ближайшего развития.
  7. Управление развитием и воспитанием учащихся. Помимо непосредственной передачи знаний, учитель обязан следить за нравственным уровнем развития учеников, становлением их мировоззрения.

По теории Выготского, соблюдение этих принципов позволит развить умственные способности учеников, помочь усвоить необходимый объем знаний, сформировать мировоззрение и закрепить навыки самообразования.

Мышление и речь, Выготский Л.С.

Книги и учебники — Книги по психологии

Мышление и речь, Выготский Л.С. Перед вами работа, ставшая классикой отечественной психологии. Сам автор, основатель культурно-исторической теории Лев Семенович Выготский, охарактеризовал ее как «психологическое исследование одного из труднейших, запутаннейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии, — вопроса о связи мышления и речи». Он обосновал новизну и революционность своей работы в следующих моментах:— экспериментальное установление того факта, что значения слов развиваются в детском возрасте, и определение основных ступеней в их развитии; — раскрытие своеобразного пути развития научных понятий ребенка по сравнению с его спонтанными понятиями и выяснение основных законов этого развития; — раскрытие психологической природы письменной речи как самостоятельной функции речи и ее отношения к мышлению; — экспериментальное раскрытие психологической природы внутренней речи и ее отношения к мышлению. Книга, которую вы держите в руках, полностью воспроизводит последнее прижизненное издание Л.С. Выготского, опубликованное в 1934 году.Исследование является базовым для изучения студентами психологических факультетов и многих других гуманитарных направлений.

Биография Л.С. Выготского

Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).

Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.

В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.

В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.

Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.

В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.

В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.

В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.

Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги.  Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.

С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.

Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.

Альтернативное видение и критика идей

В СССР попытки критиковать учение Выготского начались еще в 60 года 20 века. При этом прямого запрета на публикацию критических работ не было: их выпускали, но в научных кругах не рассматривали. В атмосфере замалчивания и игнорирования альтернативных точек зрения Выготский оставался великим новатором, у которого было множество последователей, но не было ни конкурентов, ни соратников.

В 90-е критические статьи, пытающиеся развенчать миф об избранности Выготского, стали выходить отдельными сборниками. Постепенно сформировалось отдельное течение, противопоставленное выготсковедению. Его последователи пересматривали не только идеи ученого, но и пытались оспорить их авторство. По мнению некоторых исследователей, большая часть работ, изданных под именем Льва Выготского, на самом деле принадлежит другим людям. Переоценка вклада Выготского не только помогает восстановить мировую историческую справедливость, но и работает на развитие современной психологии, избавляя ее от навязанных постулатов и «инноваций», введенных ради поддержания заданного политического курса.

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
  • среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру

Е. В. Есина, Педагогическая психология: конспект лекций…

Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией
Л. С

Выготский ввел такое важное для педагогической психологии понятие…
www.litres.ruКупить

Выготский Л. С

Педагогическая психология. М., 1991.

(Из истории возрастной и педагогической психологии: 5–20.) Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991. (О педологическом анализе педагогического процесса: 430–449.)
www.litres.ruКупить

Наталья Геннадьевна Молодцова, Практикум по педагогической…

Место педагогической психологии в системе психологических, педагогических и социальных наук.
Рекомендуемая литература. 1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.
www.litres.ruКупить

Лев Выготский, Психология искусства – читать онлайн…

Психология искусства | Выготский Лев Семенович.
«Психология искусства» была написана Выготским сорок лет назад – в годы становления советской психологической науки.
www.litres.ruКупить

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Теги: педагогическая психология, педагогическое образование Редактировать.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991. (Биогенетический закон: 100–102.
www.litres.ruКупить

Психология развития. Избранные работы – Лев Выготский

Лев Выготский. Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии.
www.litres.ruКупить

Лекция 7 «О педологическом анализе педагогического процесса»…

Выготский работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены несчетными лекциями, клинической и лабораторной работой.
www.litres.ruКупить

А. В. Акрушенко, Психология развития и возрастная психология…

Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.
www.litres.ruКупить

Специальная психология – читать онлайн полностью – ЛитРес

Педагогическая психология помогает также подготавливать специалистов в области специальной
4. Лубовский, В.И. Л.С. Выготский и специальная психология / В.И. Лубовский…
www.litres.ruКупить

Все книги Льва Выготского | Читать онлайн лучшие книги автора…

На ЛитРес вы найдете все книги Льва Выготского. Скачивайте, читайте или оставляйте отзывы. Сортируйте книги по популярности, дате, сериям, алфавиту.
www.litres.ruКупить

Дата генерации страницы: среда, 19 августа 2020 г., 7:24:21 GMT

Практическая деятельность мыслителя и ученого

Заявив общественности о зарождении нового, самостоятельного научного направления, Выготский был замечен другими специалистами и приглашен на работу в Москву, в институт, где уже трудились выдающиеся умы того времени. Молодой педагог отлично вписался в их коллектив, став инициатором, а позже и идейным лидером в институте экспериментальной психологии.

Что же было такого в его деятельности и работах, благодаря чему всему миру известна фамилия Выготский? Психология развития и теории, которые создавал отечественный ученый, особое внимание уделяли осознанным процессам формирования личности. При этом Лев Семенович был первым, кто проводил свои исследования, не рассматривая развитие личности с точки зрения рефлексологии. В частности, Льва Семеновича интересовало взаимодействие факторов, предопределяющих формирование личности

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основные работы Выготского, которые детально отразили интересы литературоведа, мыслителя, психолога и педагога от Бога, таковы:

  • «Психология развития ребенка».
  • «Конкретная психология развития человека».
  • «Проблема культурного развития ребенка».
  • «Мышление и речь».
  • «Педагогическая психология» Выготский Л.С.

По мнению выдающегося мыслителя, нельзя рассматривать по отдельности психику и результаты ее функционирования. Так, например, сознание человека выступает самостоятельным элементом личности, и его составляющими являются язык и культура.

Именно они влияют на процесс формирования и становления самого сознания. Следовательно, личность развивается не в вакуумном пространстве, а в контексте определенных культурных ценностей и в языковых рамках, которые влияют непосредственно на психическое здоровье человека.

Основные направления исследований Выготского

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:

  • сравнение взрослых и детей;
  • сравнение современного человека и древнего;
  • сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой.  А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.

Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector