Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы рф

Санкт-Петербург

В конце июля стало известно, что В Петербурге зафиксировали почти десятикратный рост внебольничных пневмоний. Наибольший рост их числа, по городской статистике, пришелся на май 2020 года.

В мае 2020 года в Петербурге было зафиксировано 9 560 случаев внебольничных пневмоний, что в 9,9 раз больше, чем за тот же период прошлого года. Такие данные содержатся в докладе Петростата «Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга в январе-июне 2020 года».

За первые пять месяцев 2020 года в Петербурге умерли 27 878 человек, что на 2 148 больше, чем за тот же период прошлого года. Из-за меньшего числа родившихся естественная убыль в городе составила в 2020 году 5 356 человек против 2 083 в прошлом.

Вчера, 5 августа, власти Санкт-Петербурга получили письмо от Роспотребнадзора, в котором главный санитарный врач Анна Попова предлагает ослабить в городе ряд ограничений по коронавирусу. Об этом сообщил вице-губернатор Олег Эргашев.

По словам чиновника, этому благоприятствуют как снижение коэффициента распространения COVID-19, так и уменьшение числа госпитализаций больных. Да и пациентов на реанимационных койках становится все меньше.

В городе уже приняты некоторые меры послабления, характерные для второго этапа снятия ограничений, в частности работают детские сады, магазины, ТЦ, бассейны, фитнес-центры, пусть и с некоторыми нюансами. Но Смольный наверняка добавит к этому новые послабления.

Казань

1 августа стало известно, что правительство Татарстана приняло решение об очередном смягчении ограничений, ранее введенных из-за пандемии новой коронавирусной инфекции. Там разрешили проводить досуговые, спортивные и зрелищные мероприятия на открытом воздухе с числом участников не более 50, соответствующее постановление опубликовано на сайте регионального правительства.

При этом обязательным условием проведения таких мероприятий является предварительное письменное уведомление управления Роспотребнадзора по Татарстану не менее чем за 7 дней.

Важно отметить, что среди других крупных городов в Казани самый низкий прирост заболевших

Местные жители отмечают, что в городе хорошо соблюдают меры предосторожности: продавцы, владельцы заведений следят за тем, чтобы клиенты не скапливались в одном месте и носили индивидуальные средства защиты

Бюрократизм в России, безусловно, является элементом коррупции

Бюрократизм имеет свою национально-государственную специфику, определяемую прежде всего общественно-экономическим строем, уровнем развития демократических традиций, культуры, образованности людей, нравственной зрелости общества.

Социологические опросы свидетельствуют, что только четверть россиян верит, что коррупцию можно победить. 6% россиян утверждают, что коррупции в стране сейчас нет, большинство же опрошенных социологами «Левада-Центра» в декабре 2009 г. граждан РФ уверены, что она поразила практически все структуры власти. Почти три четверти россиян (71%) считают наиболее коррумпированными чиновников федерального уровня. В том же грехе россияне уличают милиционеров и сотрудников ГИБДД (по 48%), местных чиновников (46%), также работников судов и прокуратуры (41%). От взяток, по утверждению опрошенных россиян, не отказываются врачи (20%), а также учителя и преподаватели вузов (18%).

По данным фонда «Общественное мнение», обнародованным в конце апреля 2008 г., большинство опрошенных социологами граждан страны — 67% — уверены, что искоренить коррупцию в России невозможно, а среди тех, кто когда-либо давал взятки, так думают еще больше — 71% .

Многие черты российского бюрократизма, к сожалению, воспроизводятся и в современной России. По данным социологических исследований, к таким чертам относят:

  1. оторванность от народа. Фактически отказ государственных структур от заботы о базовых социальных потребностях людей, опора властей не на широкие социальные слои, а на собственную бюрократию, силовые структуры и политическую демагогию. Именно поэтому аппарат управления теряет контроль над ситуацией. Подобное мнение складывается из следующих убеждений опрошенных:
  • аппарат не знает подлинных нужд населения, его трудностей, сами живут хорошо, занимаются бумаготворчеством и заседаниями;
  • чиновники пользуются льготами, привилегиями, хотя в свое время сами выступали против них;
  • руководители заняты не государственными делами, а борьбой за сохранение власти и себя в этой власти;
  • не советуются с народом;
  1. расхождение между словом и делом. «Размывание» в обществе вообще и в управленческих структурах в частности таких норм нравственности, как порядочность, честность, ответственность, исполнительность. Наиболее часто при этом вводятся следующие суждения:
  • придя к власти, многие поступают прямо противоположно тому, о чем говорили, к чему призывали раньше;
  • чиновники нередко скрывают правду или просто лгут;
  • власти не выполняют обещаний, которые дают народу;
  1. взяточничество и коррупция. За громкими заявлениями и оценками нередко просматривается личная выгода. Такое мнение прочно утвердилось среди разных социальных слоев населения. Отсюда и истоки того, что в самом обществе наметились быстро развивающийся процесс падения уважения к закону, установившимся порядкам, рост ориентации на силу и даже насилие.

Борьба с коррупцией

В глобализованном мире общество еще не нашло оптимальный метод борьбы с коррупцией, который бы раз и навсегда пресекал такую незаконную деятельность чиновников. Однако, постоянно идет разработка таких структур, признан даже Международный день борьбы с коррупцией, отмечаемый ежегодно 9 декабря.

В некоторых странах, таких как Сингапур, Португалия, Швеция и Гонконг были достигнуты определенные успехи в этом направлении. В этих государствах уровень коррупции предельно низок благодаря использованию комплекса мероприятий:

  1. Создание системы внутреннего контроля, при котором в самом госоргане работают внутренние механизмы и стимулы для честного функционирования.
  2. Успешного функционирования органов внешнего контроля: независимых судов, свободной работы СМИ и прочего.
  3. Демократическая система независимых выборов.
  4. Меры общего характера, такие как информационная информированность граждан, открытость действий госорганов и прочее.

Принципы противодействия коррупции

В каждом государстве противодействие коррупции строится на общепризнанных принципах:

  1. Признании, обеспечении и защите основных прав и свобод граждан демократического государства.
  2. Законности.
  3. Публичности и открытости функционирования госорганов.
  4. Неотвратимости административных, уголовных или дисциплинарных наказаний за взяточничество и иные аналогичные правонарушения.
  5. Комплексности использования всех имеющихся мер противодействия.
  6. Приоритетности применения мер по предупреждению подобных правонарушений.
  7. Сотрудничества государства и институтов гражданского общества.

Отдел по борьбе с коррупцией

Во многих государствах при министерстве внутренних дел функционирует специализированный орган или комитет по борьбе с коррупцией в рамках ратификации Конвенции ООН против коррупции. В России, например, этим занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России). К перечню полномочий такого органа можно отнести:

  1. Борьбу с преступлениями в сфере экономики и коррупции.
  2. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
  3. Документирование преступлений коррупционной и экономической направленности и прочее.

Методы борьбы с коррупцией

Среди эффективных методов того, как бороться с коррупцией, можно выделить следующие:

  1. Идеологическую пропаганду и информационную работу с населением, нацеленную на донесение информации о преступности коррупции и необходимости сообщения о выявленных фактах. Для этого должны быть организованы эффективные «горячие анонимные линии» при специализированных органах надзора.
  2. Тщательная многоступенчатая проверка кандидата при назначении на государственную должность.
  3. Повышение социальной защищенности госслужащих, и разработка мер социальной поддержки их семей.
  4. Разработка антикоррупционного законодательства с четко разработанной и действующей системой административных, дисциплинарных и уголовных наказаний.
  5. Формирование независимых СМИ.
  6. Лишение чиновников и их семей принципа неприкосновенности и введение презумпции виновности при подозрении на коррупционную деятельность.

Основные меры по борьбе с коррупцией. Необходимость разработки национального плана

В силу системности российской коррупции и сложности противодействия ее проявлениям программы и конкретные проекты преодоления коррупции как социального явления должны быть ориентированы на относительно длительные сроки действия. Если коррупционные связи и отношения в России формировались в течение столетий и уже стали неотъемлемым элементом государственного управления, ведения бизнеса и частной жизни граждан, то вряд ли можно рассчитывать на массовый переход к стереотипам управления, ведения бизнеса и частной жизни, резко ограничивающим или исключающим коррупционные проявления.

«Нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен национальный план противодействия коррупции, — сказал Дмитрий Медведев в ходе совещания по вопросам противодействия коррупции. — Он должен включать в себя минимум три раздела.

Первый — это сугубо юридическая часть. Мы должны будем вплотную заняться модернизацией законодательства. Есть проект Закона о противодействии коррупции, но пока еще существует набор вопросов по нему».

Второй раздел, по словам Д.А. Медведева, будет касаться профилактики коррупции. «По сути, нужно вести разговор о ликвидации условий для коррупции. Это самое сложное, что на самом деле нам предстоит: прозрачность государственных процедур, связанных с государственными подрядами, тендерами, административными регламентами, создание в целом более благоприятной деловой среды. Комплекс мер по вопросам антирейдерства, необходимо подумать о современной системе оценки деятельности и правоохранительных органов, и регионов в этой сфере».

Третий раздел будет посвящен правовому просвещению граждан. Без этого план реализовать не удастся. «По сути, речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет. Ведь в развитых странах, как мы обычно говорим, в странах с высокой правовой культурой взяток не берут не только потому, что боятся, но и в том числе потому, что это невыгодно, это разрушает карьеру до конца. И это, может быть, самый сильный стимул» .

Коррупционные явления полностью исключить невозможно никогда, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия им. Ситуация может быть описана как во многом аналогичная борьбе с преступностью: полностью ее изжить невозможно, но есть общества, где ее уровень настолько низок, что преступность не воспринимается как проблема, не создает существенных препятствий для развития общества, экономики, государства. Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение ее до такого уровня, который не будет препятствовать развитию страны, нашего общества, экономики, политики, государственного управления.

И если уж сам Д. Медведев, будучи Президентом России, возглавлял совет по борьбе с коррупцией, то, видимо, коррупция достигла своего наивысшего апогея. На состоявшемся 19 мая 2008 г. совещании по противодействию коррупции Медведев констатировал, что «уровень коррупции в стране остается крайне высоким» и «за 2007 год, только по официальной статистике, расследовано более 10,5 тысяч дел». «Это просто вершина айсберга, — добавил Д. Медведев. — Этот вид преступлений носит скрытый характер, как говорят юристы, латентный характер, преступников трудно найти, преступления трудно расследовать, трудно привлечь к ответственности» .

Процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности.

Успех борьбы с коррупцией во многом зависит от выявления и учета причин и условий, которые ее порождают. Данные причины состоят в неисполнении государственной властью законов, широком развитии теневой экономики, слабости гражданского общества.

ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Критерии типологии коррупции
                Виды коррупции              
Кто злоупотребляет служебнымположением                  
Государственная (коррупция госчиновников);  коммерческая (коррупция менеджеров фирм);   политическая (коррупция политических        деятелей).                                  
Кто является инициатором    коррупционных отношений     
Вымогательство взяток по инициативе         руководящего лица.                          Подкуп по инициативе просителя.             
Кто является взяткодателем  
Индивидуальная взятка (со стороны           гражданина);                                предпринимательская взятка (со стороны      легальной фирмы);                           криминальный подкуп (со стороны криминальныхпредпринимателей - например, наркомафии).   
Форма выгоды, получаемой    взяткополучателем от        коррупции                   
Денежные взятки;                            обмен услугами (патронаж, непотизм).        
Цели коррупции с точки      зрения взяткодателя         
Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку  быстрее делал то, что должен делать по долгуслужбы);                                    тормозящая взятка (чтобы получивший взятку  нарушил свои служебные обязанности); взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший     взятку не делал надуманных придирок к       взяткодателю).                              
Степень централизации       коррупционных отношений     
Децентрализованная коррупция (каждый        взяткодатель действует по собственной       инициативе);                                централизованная коррупция "снизу вверх"    (взятки, регулярно собираемые нижестоящими  чиновниками, делятся между ними и более     вышестоящими);                              централизованная коррупция "сверху вниз"    (взятки, регулярно собираемые высшими       чиновниками, частично передаются их         подчиненным).                               
Уровень распространения     коррупционных отношений     
Низовая коррупция (в нижнем и среднем       эшелонах власти);                           верхушечная коррупция (у высших чиновников иполитиков);                                 международная коррупция (в сфере            мирохозяйственных отношений).               
Степень регулярности        коррупционных связей        
Эпизодическая коррупция;                    систематическая (институциональная)         коррупция;                                  клептократия (коррупция как неотъемлемый    компонент властных отношений).              

На основе условного критерия коррупцию можно разделить на мелкую (низовую, повседневную, или, что будет точнее, бытовую коррупцию, с помощью которой граждане решают свои повседневные проблемы: выплаты гаишникам, оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т.д.) и крупную (вершинную, элитарную, деловую коррупцию, т.е. ту, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Первая, низовая, действуя на уровне повседневных потребностей предпринимателей и иных граждан, стала почти нормой и пронизывает самые различные слои общества. Основная масса коррупционных дел связана с разоблачениями именно на этом уровне.

Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций, например за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т.д.

Верхушечная коррупция характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения; изощренно-интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом; исключительной латентностью посягательств; снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников.

Если мелкая коррупция повседневно «высасывает» материальное благосостояние людей, то элитарная (верхушечная) коррупция поглощает огромные куски государственной и частной экономики.

С другой стороны, надо понимать, что мораль формируется, как правило, под влиянием авторитетов и внутреннего самоконтроля, а также права, закрепленного в законах. Право же, обладая нормативной определенностью, обеспечивается принудительной силой государства для соблюдения гражданами правил поведения.

Основные источники коррупции многообразны. Первый и самый безграничный — государственные финансовые и товарные потоки. Второй источник — карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

Причины коррупции.

Причин для существования и процветания коррупции существует огромное множество, и достаточно сложно привести абсолютно все аспекты возникновения данного явления. Тем не менее основные причины практически всегда находятся на поверхности.

Личная жадность. Жадность ведет к неограниченному желанию денег или власти, не обращая внимания на моральные принципы. По сути, это врожденный человеческий импульс – владеть наибольшим количеством благ.

Низкий уровень личной этической ответственности в следствии отсутствия должного образования и воспитания.

Отсутствие чувства долга служения, и единства с обществом, которому служит государственный служащий. В данном случаи, личный эгоизм превышает потребности большинства.

Заработная плата. Низкая заработная плата, которая довольно часто выплачивается большинству сотрудников в государственном секторе, толкает некоторых людей на коррупционные действия.

Низкие возможности самореализации. Из-за отсутствия возможностей для работы по желанию, многие люди сознательно идут работать в государственные структуры, чтобы зарабатывать на коррупционных схемах. Довольно часто эти люди дают взятки, для получения подобных «теплых» должностей.

Отсутствие строгих и быстрых наказаний. Это значит, что даже если кто-то признан виновным или даже пойман с поличным, судебная система затягивает процесс. В случаи, когда судебный процесс длится очень долго, напряжение в обществе спадает, и как правило дело спускается на тормозах. Еще одной проблемой являются слишком мягкие наказания. К примеру, коррупционера могут не посадить в тюрьму, а перевести на менее престижную должность. Что само собой способствует процветанию коррупции, так как отсутствует реальное наказание за преступление.

Отсутствие плохой репутации. Это значит, что, человек, который был замечен в коррупции должен приобретать «дурную славу», и уважающие себя люди должны избегать его и не вести с ним дел. Само собой, что такого человека не стоит подпускать к работе управленца.

Отсутствие единства в обществе. Данный фактор является очень важным, так как именно он влияет на ситуацию с коррупцией в целом. Общество должно быть единым в стремлении победить коррупцию. И не должно быть ситуаций, когда человек на публике открыто критикует коррупцию, а сам тайно относит взятки за ускорение каких-либо дел. Если общественность сплотится против коррупции таким образом, что никто не будет предлагать взятки, то у коррумпированных чиновников не будет другого выбора, кроме как работать честно.

Отсутствие прозрачности и доступа к информации. Плодородной почвой для коррупционных действий, является сокрытие информации о проведении сделок, тендеров и о собственности чиновников. Развиваются скрытые монополии.

Отсутствие независимого органа по борьбе с коррупцией с самыми широкими полномочиями.

Отсутствие компетентных и независимых судов.

Отсутствие отчетности в среде работы государственных чиновников. Это значит, что общество не знает, чем конкретно занят тот или иной работник государственной структуры. Общество не имеет доступа к информации о том, как он выполняет свою работу и насколько он с ней справляется. Из-за этого, нет возможности оценить тот факт, заслужено ли этот чиновник получает зарплату, премии, льготы и надбавки.

Виды и формы коррупции.

Так как, понятие коррупции весьма обширно и затрагивает множество областей жизнедеятельности человека, то ее принято делить на несколько видов или форм, которые в свою очередь зависят от степени влияния и объемов. Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

Это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция.

Маломасштабная, бюрократическая или мелкая коррупция — это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Мелкая коррупция — это взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Как правило, данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Политическая коррупция — это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Политическая коррупция часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня. Она отличающейся от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения. Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Коррупция – что это?

Считается, что этот термин мог произойти от двух латинских слов:

  1. Corrumpere, которое переводится как «растлевать».
  2. Corruptio, означает «подкуп, продажность, порчу, разложение или растление».

Понятие коррупции является очень многогранным, отчего существует и несколько определений термина. Самые популярные:

  1. В широком плане под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом, наделенным определенными полномочиями, своим положением против законных интересов общества с целью получения личной выгоды. Она может проявляться как в улучшении материального благосостояния, так и корпоративной монополии и прочем.
  2. Еще к понятию того, что такое коррупция, относится получение взятки, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растраты и другие формы экономической незаконной деятельности должностных лиц.

Такими должностными лицами могут быть:

  • чиновники всех уровней власти;
  • политические деятели;
  • сотрудники правоохранительных и надзорных органов;
  • медики и сотрудники образовательной сферы и другие.

Что в итоге?

Ситуация в крупных городах совершенно разная, одни смягчают меры, другие, наоборот, предположительно, готовятся их ужесточать. В условиях пандемии мы не можем сказать о второй волне для всей страны, ведь ситуация индивидуальная. Однако есть общие закономерности: в городах, где по каким-то причинам циркуляция местных жителей и гостей города не контролируется, происходят множественные вспышки, мы можем заметить это на примере курортного Сочи.

Однако неизвестно, что ждет нас в осенне-зимний период, мы можем руководствоваться опытом Австралии и рекомендациями по защите своего организма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector