Закон о контрактной системе

Муниципальные заказчики: виды

Муниципальные заказчики выступают от имени отдельных муниципалитетов. Они могут иметь форму муниципального казенного учреждения или органа муниципальной власти. На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ к муниципальным можно отнести такие типы заказчиков, как:

  1. Муниципальные органы власти (например, органы МСУ Московской области).
  2. Муниципальное казенное учреждение (например, Централизованная бухгалтерия по Муниципальным образовательным учреждениям города Тулы).
  3. Муниципальные унитарное предприятие (например, во многих городах есть МУП «Водоканал»).

Муниципальные организации можно классифицировать по их полномочиям в сфере жизнедеятельности населения, куда распространяется их юрисдикция. Такие полномочия представляют собой перечень обязанностей, которые установлены для реализации функций, регулируемых уставом. Это могут быть муниципальные заказчики, задействованные в правоохранительной сфере, в вопросах местного значения (в части содержания автодорог, благоустройства города), в сфере ЖКХ (обеспечение населения коммунальными ресурсами: водой, газом и теплом, электричеством и пр.).

Документ, предоставляющий статус муниципального заказчика

Для того чтобы понять, относится ли учреждение к муниципальным заказчикам, нужно обратиться к документации. Такие документы обычно именуют учредительными. Это устав организации, где должны быть прописаны источники финансирования (то, на какие средства существует учреждение), либо Приказ руководства муниципального образования о выделении финансирования данной организации или юрлицу из местного бюджета.

К оформлению подобной документации нет строгих правил. Она оформляется в соответствии с установленными правилами документооборота в организации. Но для того чтобы отнести организацию к муниципальной, в документах должно обязательно содержаться указание на финансирование из средств местного бюджета. Пример Устава муниципального учреждения можно посмотреть здесь.

Таким образом, юрлицо, которое наделено полномочиями по осуществлению закупок и действующее от лица муниципалитета, именуется муниципальным заказчиком. Такие учреждения, в отличие от государственных заказчиков, финансируются из местного бюджета.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Варианты участия в госзакупках жилья

Вариант 1 — Участие от лица собственника

Это не самый распространенный вариант, т.к. не все собственники об этом знают или соглашаются участвовать в госзакупках. А вот те собственники, которые на это соглашаются, продают свое жилье при помощи посредников (представителей). Посредник помогает собственнику получить электронную подпись, пройти регистрацию в ЕИС, открыть спецсчет, внести на него обеспечение заявки, принять участие в торгах и заключить договор с Заказчиком. То есть участие в торгах ведется от лица собственника, но под чутким руководством посредника.

Вариант 2 — Участие от лица посредника (представителя)

Этот вариант отлично подойдет для риэлторов и специалистов по тендерным продажам. Ваша задача найти тендер, подобрать под него подходящую квартиру, договориться с собственником (Примечание: самым сложным на данном этапе является объяснить всю схему взаимодействия собственнику), заключить с ним агентский договор и получить доверенность на предоставление интересов собственника (заверяется нотариально). В данном варианте вы выступаете в роли представителя. После победы в тендере оформляется дополнительное соглашение, где собственник указывается в качестве участника правоотношений. После того, как собственник получит деньги, он переводит вам вашу комиссию.

Представьте себе такую ситуацию. Начальная (максимальная) цена контракта — 2 000 000 рублей. Стоимость квартиры собственника — 1 500 000 рублей. Вы подаете заявку и оказываетесь единственным участником. То есть контракт будет заключен по начальной цене. Собственник получает по контракту 2 000 000 рублей и должен вам перечислить вашу комиссию в размере 500 000 рублей. Если вы заранее не предупредите собственника и не зафиксируете все обязательства в договоре, то можете столкнуться с тем, что собственник не захочет отдавать вам всю сумму.

Поэтому прописывайте в агентском договоре все необходимые условия: стоимость собственника, комиссия агента и т.д.

Вариант 3 — Выкуп квартиры под выигранную закупку

Этот вариант очень похож на вариант №2, описанный выше. Единственное отличие заключается в том, что после победы в закупке квартира у собственника выкупается, договор купли-продажи регистрируется в Росреестре, а затем квартира перепродается Заказчику. Этот вариант подойдет для тех, у кого есть достаточное количество свободных средств для выкупа жилья у собственника.

Есть в этом варианте и свои минусы. Если Заказчик не примет квартиру, то вы останетесь с этой квартирой и затем уже вам нужно будет искать для нее покупателей. Хорошо, если вам удастся быстро ее продать, а если нет, то заморозите свои деньги на неопределенный срок. 

ЗАКУПКИ ДЛЯ НУЖД СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

И.В. Артемова,главный бухгалтер, консультант

     Закупки для нужд сельских поселений имеют свои особенности. В частности, органы местного самоуправления вправе приобретать для сельских нужд товары, работы и услуги у единственного поставщика более свободно, чем остальные заказчики, так как на них не распространяются некоторые суммовые ограничения по таким закупкам. Пользуясь данной возможностью, администрации сельских поселений могут более оперативно решать часть проблем, в том числе стоящих перед сельскими учреждениями. 

Особенности закупок для нужд сельских поселений

     Закупочная деятельность государственных (муниципальных) заказчиков регламентируется в том числе Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон № 44-ФЗ). Его положения распространяются в том числе и на закупки органов власти (пункты , ст. 3 Закона № 44-ФЗ).    Законом № 44-ФЗ предусматривается, что закупки должны осуществляться, как правило, с проведением конкурсных процедур. Закупки у единственного заказчика являются исключением из правил, и для них предусмотрены определенные ограничения, в том числе по сумме контракта. Так, согласно ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн рублей.    Наличие ограничений в виде процентного лимита требует от заказчиков ведения учета средств, на которые были осуществлены и планируются в течение года закупки у единственного поставщика. Это значительно усложняет процедуру планирования закупочной деятельности, увеличивает количество согласований и сроки процедур.    Однако, согласно тому же ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, указанные в нем ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.    Другими словами, если закупка производится для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений, то не действуют такие ограничения, как предельные 2 млн рублей в год или предельные 5% от суммы плана-графика закупок, но не более 50 млн рублей в год. Тем не менее цена каждого контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основании ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должна превышать ста тысяч рублей.    Для того чтобы администрация сельского поселения могла осуществлять закупки на таких условиях, такие закупки должны соответствовать ее полномочиям. 

Права и обязанности

К правам муниципального заказчика можно отнести:

  • право на подписание муниципального контракта для удовлетворения своих потребностей в товарах, работах и услугах;
  • право на осуществление контроля за проведением закупок подведомственных юрлиц в пределах компетенции;
  • привлечение уполномоченных организаций для осуществления закупок.

Муниципальные заказчики по 44-ФЗ берут на себя все предусмотренные законом права и обязанности заказчика. В их полномочия входят:

  1. Планирование закупочной деятельности через подготовку плана-графика.
  2. Формирование и размещение в ЕИС закупочной документации и извещения о закупках. Эта обязанность не распространяется на закупки, которые являются закрытыми или содержат признаки государственной тайны.
  3. Следование установленным законом ограничениям в части минимального объема закупок среди СМП и СОНКО, использование национального режима в сфере закупок, применение преимуществ по ст. 28, 29 44-ФЗ, учет требований о нормировании.
  4. Добросовестное отношение к своим обязательствам в рамках муниципального контракта, исполнение его обязательных условий, своевременный прием и оплата результатов работ.
  5. Сдача всей необходимой отчетности, предусмотренной 44-ФЗ.

Так как бюджеты муниципальных заказчиков обычно невелики, то зона их ответственности меньше, чем у федеральных заказчиков.

Положительные и отрицательные стороны взаимодействия

Существующая система государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день предусматривает два основных звена, которые должны взаимодействовать друг с другом в рамках реализуемой закупочной системы. Такими основными звеньями являются заказчик и исполнитель по контракту или договору. Взаимодействие между такими участниками может быть достаточно сложным, так как может иметь место привлечение субподрядчиков или субисполнителей. Однако у него есть свои плюсы и минусы. Если говорить о плюсах такого взаимодействия, можно выделить следующие:

  • осуществление закупочной деятельности отличается стабильностью в финансовом плане, так как все финансирование заключаемых контрактов происходит за счет средств федеральных и региональных бюджетов, что позволяет исполнителям минимизировать риски потери денежных средств (то есть средства будут выплачены исполнителю в случае полного и добросовестного исполнения им своих обязательств по заключенному контракту или договору);
  • участие исполнителя одновременно в нескольких закупочных процессах, проводимых одним и тем же заказчиком либо у различных заказчиков при условии наличия достаточного количества средств в случае, если исполнение контрактов требует обязательного блокирования определенного объема средств в качестве обеспечения исполнения;
  • формирование положительной репутации участника рынка в том случае, если исполнитель грамотно выполняет все условия контракта или договора, не допуская просрочек в таком исполнении;
  • в случае постоянного участия в осуществлении государственных закупок, если такое участие со стороны исполнителя происходит без нарушения взятых на себя обязательств, такой исполнитель может рассчитывать на получение особых льгот и преференций, в том числе если происходит поставка специальных групп товаров, которые относятся к особо оцениваемым государством (ввиду включения их в специальные перечни Правительства Российской Федерации).

Несмотря на очевидные плюсы участия в государственных и муниципальных закупках для исполнителей, у участия в закупочной деятельности с позиции исполнения государственных и муниципальных контрактов для исполнителей есть и свои минусы:

  • на счетах юридического лица или индивидуального предпринимателя должны иметься денежные средства в достаточном объеме, так как они могут быть заблокированы в качестве обеспечения исполнения контракта на длительный период, то есть до момента полного исполнения взятых на себя обязательств (средства перечисляются либо банку, который будет выдавать банковскую гарантию, либо на специальный счет заказчика, предназначенный для получения таких гарантирующих платежей);
  • в случае существенного нарушения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом или договором, такой исполнитель может быть включен в Реестр недобросовестных поставщиков, что послужит в качестве причины ограничения возможностей участия на срок до двух лет в проводимых государственных и муниципальных закупках (лицам, включенным в данный реестр, запрещено принимать участие в проводимых закупочных мероприятиях для удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика);
  • в случае использования заказчиком с целью соблюдения законодательства о защите конкуренции различных антидемпинговых мер в отношении исполнителей по заключаемым контрактам и договорам такие меры могут стать причиной существенного финансового урона для участвующих в закупочных мероприятиях исполнителей;
  • невозможность принять участие в тех процедурах, которые предусмотрены заказчиком для ограниченного круга лиц, если потенциальный исполнитель не относится к такому ограниченному кругу лиц (например, если закупка проводится среди организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, то организации, не обладающие таким статусом либо не подтвердившие этот статус, не имеют права принимать участие в таких закупочных процессах).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Понятие

Малыми признаются госзакупки, осуществляемые в большинстве случаев у поставщика-монополиста в объёме, не свыше 5% от затрат бюджета государства и на сумму от 100.000 до 400.000 рублей.

Основное преимущество заключается в том, что заказчик может приобретать товары и услуги в любом необходимом объёме. Кроме того, это является отличным способом стимуляции и поддержки местных производителей. К недостаткам можно отнести повышенный риск коррупции. Некоторые недобросовестные заказчики дробят контракты на несколько мелких, с целью избежать торгов и передать контракт определённой фирме.

Виды закупок

Под закупкой понимается форма размещения заказа на поставку товаров, работ и услуг.

Для проведения закупки неконкурентным способом у заказчика должны быть на это веские основания.

Конкурентные

К конкурентным закупкам по 44-ФЗ относят:

  1. Конкурс. Различают такие виды конкурса, как открытый, конкурс в электронной форме, закрытый, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.
  2. Аукцион. Открытый аукцион сегодня проводится исключительно в электронной форме, при закрытом же конкурсе возможно проведение аукциона в бумажном и электронном форматах.
  3. Запрос котировок, а также электронный запрос котировок.
  4. Запрос предложений и электронный запрос предложений.

Заказчик размещает закупки различными способами в зависимости от критерия отбора поставщика. Так, если единственным значимым критерием для отбора поставщика является цена, то обычно заказчики делают выбор в пользу закупки в форме аукциона. Также Правительством утвержден определенный перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики могут закупать исключительно через аукцион. Если, помимо цены, для заказчика имеют значение иные характеристики поставщика, то он выбирает закупку в виде конкурса.

Конкурс с ограниченным участием практикуется при заказах сложных и инновационных товаров, работ и услуг. В рамках этой процедуры участники первоначально проходят предквалификационный отбор, требования ко всем поставщикам едины. В рамках двухэтапного конкурса могут предъявляться дополнительные требования к участникам, а первый этап нередко используется для уточнения технического задания заказчиком. Он проводится, например, при закупках научных изысканий и экспериментов и пр.

С 2019 года заказчик обязан проводить открытый конкурс в электронном виде. Бумажные версии закупок сохранены только для ограниченного круга закупок.

Запрос котировок применяется при условии НМЦК в пределах 500 тыс. р. В закупке побеждает участник, который предложил самую низкую цену. Проводится в электронной версии или путем передачи бумажных конвертов заказчику. Годовой объем закупок через запрос котировок не должен превышать 10% от СГОЗ.

Оптимальные процедуры для новичков

Оптимальными формами закупки для новичка являются электронный запрос котировок и аукцион.

Стоит учесть, что в рамках 44-ФЗ проводятся специальные закупки исключительно среди субъектов малого бизнеса. Такие закупки позволяют заказчику уложиться в лимит в 15% по доле СМП в общем объеме закупок.

Закупки среди СМП проводятся на льготных основаниях: так, для них снижен размер обеспечения, и гарантирован более оперативный порядок оплаты оказанных услуг.

Закупка у единственного поставщика, как неконкурентное закупочное мероприятие

Неконкурентной закупкой является закупка у единственного поставщика. Она проводится только в ограниченных случаях, которые перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это, например, признание конкурса или аукциона несостоявшимся; проведение закупки на сумму до 300 тыс. р.; закупки у естественных монополий; закупки в условиях ЧС и направленные на ликвидацию аварий и пр.

Закрытый формат

Закупки по 44-ФЗ также могут проводиться в закрытом формате. Такие закупки отличаются тем, что предложения направляются ограниченному кругу субъектов, а сведения о закупках не размещаются в ЕИС. Данный способ практикуется при наличии государственной тайны или при поиске водителей для судей или приставов.

Особенности по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ более свободен в выборе способа закупок. Он обязан прописать в Положении о закупке 4 конкурентных способа закупки: конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, а также один неконкурентный. Остальные закупки заказчик включает в Положение по своему усмотрению.

Закупки среди СМП по 223-ФЗ проводятся заказчиками только в электронном виде.

Принципы контрактной системы

44-й Федеральный закон стал, по своей сути, новым этапом в реализации программы обеспечения прозрачности государственных закупок для того, чтобы в максимальном объеме сделать проводимые процедуры прозрачными. Именно по этой причине в законе отражены основные принципы, которые должны быть реализованы в созданной на основании данного закона контрактной системе, а именно:

  • принцип открытости всей представленной информации о проводимых закупках, а также прозрачности этой информации. Это означает, что на сегодняшний день все сведения, которые касаются проведения закупок на основании использования положений данного закона, должны быть в полной мере доступны всем желающим ознакомиться с ними и принять участие в различных процедурах определения поставщика или исполнителя по контракту;
  • принцип, согласно которому при проведении государственных закупок в полном объеме должны соблюдаться правила обеспечения конкуренции. Это означает, что при осуществлении той или иной процедуры определения исполнителя по контракту все участники должны соблюдать правила добросовестной ценовой и качественной конкуренции, а на заказчика в случае нарушения данного правила может быть наложен серьезный штраф;
  • принцип профессионализма, который должен демонстрировать заказчик в лице его контрактной службы или контрактного управляющего, означает, что в контрактной службе обязаны работать только те лица, которые прошли обучение и обладают должным уровнем квалификации. В противном случае допуска к осуществлению закупок такие лица иметь не должны;
  • принцип стимулирования инновационной деятельности также является одним из основных, которые провозглашает действующий закон, а реализация этого принципа заключается в том, чтобы все государственные и муниципальные заказчики, которые осуществляют закупки для обеспечения своих интересов, отдавали предпочтение инновационным товарам и разработкам;
  • единство контрактной системы в сфере закупок представляет собой также один из принципов, который должен быть реализован в полной мере, что означает необходимость строгого соблюдения всех правил, установленных в действующем законе, что позволит привести контрактную систему, действующую во всех органах государства, в единый вид и облегчит понимание основных принципов работы. Кроме того, по итогам приведения контрактной системы в единый вид можно говорить о том, что вся система госзакупок станет максимально прозрачной;
  • 44-й Федеральный закон говорит о том, что осуществление всех проводимых в соответствии с его положениями закупок должно быть максимально прозрачным, а в случае несоблюдения данного правила и, как результат, неэффективного осуществления закупок и нерезультативного обеспечения государственных нужд, а также нужд муниципалитетов, на нарушившего такие правила заказчика должна быть наложена специальная ответственность. Этому правилу и посвящен очередной принцип контрактной системы, который закреплен в действующем законе.

Таким образом, реализация данных принципов, в первую очередь, возложена на самого государственного заказчика, который является неотъемлемым механизмом контрактной системы в целом.

Порядок проведения

Процедура осуществления малых торгов урегулирована Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Порядок проведения по 223-ФЗ:

  1. Государственное или муниципальное учреждение, либо организация выставляют лот на покупку, где содержится информация о необходимом объёме товаров или услуг к приобретению.
  2. Поставщик создаёт заявку с указанием своей цены и срока выполнения заказа. Так как малые торги проходят в закрытом режиме (т. е. в них участвует только одна компания), он автоматически признаётся победителем. По каждому лоту составляется отдельный контракт с поставщиком.

Малая закупка по 223-ФЗ должна осуществляться заказчиком в соответствии с возложенными на него ограничениями. Процент публичной от общих должен соответствовать определённым в законе нормам (2 млн. руб. или 5%).

При совершении притворной сделки, по которой заказчик намеренно разделяет крупный контракт на несколько мелких с целью передачи их единственному исполнителю, он подлежит ответственности в соответствии с ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Кроме того, лицо, умышленно превышающее объёмы малых закупок, в соответствии с 223-ФЗ должно быть внесено в реестр недобросовестных заказчиков или исполнителей.

Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой ссылке.

Понятие и типы

Законодательство о контрактной системе указывает на три термина, применяющиеся в отношении лиц, которые используют 44-ФЗ в процессе закупок: это государственные заказчики, муниципальные заказчики или заказчики (согласно пояснениям в п. 7 ч. 1 ст. 3 заказчики – это государственные и муниципальные заказчики).

Государственные и муниципальные заказчики занимаются расходованием бюджетных средств для закупок товаров, работ и услуг. Но государственные заказчики используют в данных целях средства федерального бюджета, муниципальные – средства местного бюджета. Также они могут закупаться на внебюджетные источники финансирования. Органы местного самоуправления (МСУ) закупают товары, работы и услуги для исполнения обязательств и отдельных поручений и полномочий, переданных им законодательными актами.

Муниципальные контракты в конечном итоге оплачиваются из средств муниципального района, городского округа или городского образования в зависимости от разновидности заказчика.

В остальном порядок подписания государственного и муниципального контракта ничем не отличается. Оба они опираются на одни и те же положения 44-ФЗ.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимается орган или муниципальное учреждение, осуществляющие закупки, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные брать на себя бюджетные обязательства по БК РФ.

В настоящее время численность муниципальных заказчиков возрастает, так как органы МСУ получают все более детализированную структуру.

Документация

Для того чтобы провести конкурентную закупку, заказчик обязан разработать и разместить в ЕИС документацию о закупке (кроме тех случаев, когда проводится запрос котировок в электронном виде).

Стоит отметить, что закупки до 100 тыс. р. (или до 500 тыс. р. для крупных заказчиков) не подлежат размещению на ЕИС. Но данные о предстоящих закупках на небольшую сумму чаще всего размещаются на сайте заказчика.

Требования к документации содержатся в ст. 4 ФЗ-223. В частности, в ЕИС размещается извещение о закупке. В документации о конкурентной закупке по ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 должны быть указаны:

  1. Требования к безопасности, качеству товаров, их техническим и функциональным характеристикам и пр. важные параметры, которые относятся к предмету закупки.
  2. Требования к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
  3. Требования к описанию участниками поставляемого товара, который является предметом закупки.
  4. Место, условия и сроки поставки товаров или выполнения работ.
  5. Сведения о цене договора (лота) или формула цены, которая устанавливает порядок расчета суммы, подлежащей к уплате заказчиком.
  6. Форма, сроки и порядок оплаты товара и услуги.
  7. Порядок формирования цены договора с учетом расходов на транспортировку, страховку, уплату налогов и пр.
  8. Порядок начала и окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.
  9. Требования к участникам, субподрядчикам, соисполнителям и пр.
  10. Формы и порядок предоставления разъяснений о положениях закупки.
  11. Критерии для оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.
  12. Описание предмета закупки.
  13. Иные сведения, которые определены Положением о закупке.

В извещении по проводимой конкурентной закупке, которая также размещается в ЕИС прописываются:

  1. Способы осуществления закупок.
  2. Наименование, местонахождение, контактные сведения заказчика.
  3. Предмет предполагаемого к заключению контракта: объема товара, выполняемых работ и оказываемых услуг, описание предмета закупки.
  4. Место поставки товара, выполнения работы и оказания услуги.
  5. Сведения о цене договора.
  6. Сроки, место и порядок предоставления документации о закупке, а также размер и порядок внесения платы за передачу такой документации (если такие условия утверждены заказчиком).
  7. Сроки подачи заявок на участие в закупках.
  8. Адрес площадки в сети Интернет.
  9. Иные сведения.

Протокол осуществления конкурентной закупки должен содержать такие сведения, как:

  1. Дата подписания протокола.
  2. Количество поданных на участие в конкурсе заявок.
  3. Дата и время регистрации заявок.
  4. Результаты рассмотрения заявок на участие в закупках.
  5. Результаты их оценки.
  6. Прочие сведения.

По результатам закупки составляется итоговый протокол. Итоговый протокол по результатам закупочных мероприятий содержит указание на дату подписания протокола, количество поступивших заявок, порядковые номера заявок для участия в закупках, результаты рассмотрения и оценки поступивших заявок на участие в закупке, причины признания закупки несостоявшейся и иные сведения.

Несмотря на главенствующее место Положения о закупках, порядок проведения конкурентной закупки, регламентированный заказчиком, не должен противоречить 223-ФЗ.

Так, например, 223-ФЗ четко указывает на сроки проведения конкурентной закупки: с момента публикации сведений о ней на сайте заказчика до окончания подачи заявок должно пройти как минимум 20 дней.

Срок размещения извещений для конкурса или аукциона составляет не менее 15 дней до окончания подачи заявок, запроса котировок – не менее 5 рабочих дней, запроса предложений – не менее 7 рабочих дней.

Организация имеет возможность отменить проведение конкурентной закупки до окончания срока подачи заявок. Такое решение подлежит размещению в ЕИС непосредственно в день принятия.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ, заказчик должен провести закупку исключительно в электронной форме на одной из площадок, если в ней будут участвовать субъекты малого бизнеса. По результатам закупок заключается договор на основании размещенного проекта договора (по ч. 29 ст. 3.4 223-ФЗ).

Законодательство допускает возможность внесения изменений в закупочную документацию по ч. 11 ст. 3 223-ФЗ. Так, изменения в извещение должны быть опубликованы в ЕИС в течение 3 дней после их принятия. Также заказчику следует учесть, что при внесении изменений в закупочную документацию необходимо, чтобы на участие в такой закупке оставалось не менее половины от срока подачи заявок.

Участники имеют право запрашивать разъяснения по конкурсной документации. В обязанности заказчика входит передача разъяснений по поступившим запросам в течение трех дней.

Протоколы по конкурентной закупке и прочие документы по проведенным торгам должны храниться не менее 3 лет.

Стоимость топлива в закупках

Начиная с апреля 2018 года в процесс подготовки закупочной документации и заключения договора с победителем закупки теперь обязательно включаются условия о максимальной цене контракта на поставку бензина. Также теперь в обязательном порядке нужно применять формулу цены госконтракта на поставку бензина.

Ранее в процессе заказа топлива по ОКПД2 19.20.21 нужно было указать, что цена контракта является твердой и не подлежит изменениям при исполнении договора. Теперь сведения о цене контракта прописываются с учетом ч. 2 ст. 34 44-ФЗ. Здесь прописываются реквизиты итогового протокола электронного аукциона, цена товара, сумма НДС, формула цены контракта. Оплата по госконтракту осуществляется через перечисление денег на расчетный счет поставщика на основании выставленных им счетов или счетов-фактур, а также по товарной накладной, которая была подписана сторонами.

В случае если перечисленные выше условия не были включены в закупочную документацию и сам госконтракт, то правоотношения считаются незаключенными по п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса.

Самая распространенная формула цены на бензин предполагает, что цена топлива, которая оплачивается заказчиком за определенный период времени, рассчитывается через суммирование произведений цен на единицу (литр) и объема поставки за отдельный период. Данную формулу предпочтительно применять, если предельная величина стоимости литра бензина выступает фиксированной.

В случае использования указанной формулы в аукционную документацию нужно включить данные о том, что цена за единицу ГСМ не должна превышать цену, определенную по итогам аукционных закупочных процедур. Таким образом, в тексте госконтракта должна быть указана цена контракта и формула для ее расчета, а также максимальная цена литра ГСМ.

Заказчику более не нужно прописывать условие о неизменной цене контракта. Поэтому при выявлении расхождения между стоимостью и максимальной ценой контракта договорные отношения допускается не расторгать. Такие правила были внедрены по Постановлению Правительства №19 от 2018 года.  В список товаров, которые допускается закупать без указания твердой цены, включили моторное топливо, автомобильный и авиационный бензин. Ранее в данном документе были указаны агентские услуги, страховые и кредитные услуги, а также некоторые другие.

Стоит учитывать, что по новым правилам заказчик вправе использовать любую удобную ценовую формулу топлива. На это указал в своих разъяснениях Минфин по письму №24-03-08/31865 от 2018 года.

Но скоро должно начать действовать Постановление Правительства №1074 от 2018 года, с помощью которого ФАС утвердит официальную формулу для расчета бензина. Но на текущий момент единая формула отсутствует, и заказчик вправе использовать наиболее удобную для себя формулу.

Максимальная цена контракта устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ (с июля 2018 года) – на уровне предложения победителя закупки, с которым предстоит подписание контракта. При планировании закупки ГСМ НМЦК определяется по общим правилам для всех закупок: на основании ст. 22 44-ФЗ, а также Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 2013 года №567. Основным методом в данном случае будет метод сопоставимых рыночных цен.

В договоре указывается, что цена контракта не может превышать максимального значения, которое прописано в госконтракте, и уточняется, что данная максимальная стоимость включает все расходы поставщика, в частности, на поставку товара, изготовление топливных карт, уплату налогов и сборов.

Специальные порталы

Для упрощения процедуры осуществления закупок в малом объёме существуют специальные электронные площадки, позволяющие автоматизировать процесс. Исполнители размещают свои цены, а заказчики — лоты на покупку определённых товаров или услуг, что значительно упрощает их взаимодействие.

Для поставщиков преимущества использования электронных региональных площадок заключаются в следующем:

  • возможность получения информации о закупках небольшого объёма региональных заказчиков;
  • поиск заказчиков по определённым категориям, их учёт;
  • бесплатные рассылки по интересующим видам закупок;
  • размещение своих предложений в удобной форме;
  • подача заявок на участие в отборе;
  • бесплатное пользование всеми возможностями площадки.

Площадки для осуществления закупок в малом объёме позволяют снизить затраты и оптимизировать процесс размещения и принятия к исполнению соответствующих заказов. Пользование такими порталами существенно упрощает взаимодействие сторон, в том числе позволяя заказчику ознакомиться со всеми возможными исполнителями и выбрать лучшего. Кроме того, при данном способе закупок возможно использование электронного документооборота, что тоже существенно экономит время и силы.

Помимо региональных площадок, с 1 марта 2019 запущен единый агрегатор закупок малого объёма «Берёзка». Федеральные и казённые заказчики осуществляют закупки вне данной системы только в тех случаях, когда необходимая продукция отсутствует в каталоге. Росгвардия и ФСО вправе проводить закупки, не превышающие 20% объёма от всех годовых закупок вне данной системы в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Поставщикам, начинающим свой путь в данной сфере, стоит обратить внимание на возможность осуществления данного вида торгов, так как со временем именно от небольшого количества поставок будет проще расширить своё производство и перейти к крупным заказам. https://www.youtube.com/embed/CxNck_GXkmc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector