О создании штаба по делам гражданской обороны центрального аппарата федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Содержание:
- Основные задачи
- Классификация по гражданской обороне
- Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны
- Основные положения
- Обзор документа
- Суть гражданской обороны
- Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- Обучения персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Чему учили в СССР на уроках гражданской обороны
- Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
- Общие сведения
- Организационная работа Роспатента в области защиты от ЧС
- Как уточнить статус ГО
- Принятые меры по обеспечению безопасности персонала и объектов
- Обязанности категорированных МЧС юрлиц
- Обязанности работодателя по организации ГО
- Основные задачи
- Какие действия предпринять работодателю
- Силы и средства для решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Основные задачи
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Классификация по гражданской обороне
В соответствии с правилами правительства РФ (постановление № 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории организаций по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:
особой важности;
первая категория;
вторая категория.
Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:
- показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
- наличие мобилизационного заказа (задания);
- степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- местоположение предприятия;
- наличие уникальных историко-культурных объектов.
Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится:
- федеральными органами исполнительной власти;
- государственными корпорациями;
- государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ (п. 4 постановления № 804). Статус присваивается по наивысшему показателю организации и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).
ВАЖНО!
МЧС самостоятельно сообщает предприятиям о внесении их в перечень и какова категория объекта по гражданской обороне. Информация поступает в течение месяца со дня обновления.
Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны
Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.
Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.
Основные положения
Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:
- организовывать и вести работу по гражданской обороне;
- быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.
Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:
- сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
- умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
- обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
- ограничение масштабов бедствия или катастрофы.
Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:
- планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
- готовиться к работе в военное время;
- обучать работников.
ВАЖНО!
Дополнительные обязанности накладывает отнесение организаций к категориям по гражданской обороне. В том числе и финансовые — мероприятия по ГО и ЧС такие юрлица проводят за свой счет (п
4 ст. 18 ФЗ № 28).
Обзор документа
Установлены основные задачи, полномочия, организация и порядок работы штаба гражданской обороны, эвакуационной комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования Минсельхоза России.
Так, штаб гражданской обороны возглавляется одним из заместителей Министра и комплектуется работниками центрального аппарата Министерства. Он разрабатывает план гражданской обороны Министерства, оказывает методическую помощь и контролирует проведение мероприятий гражданской обороны. Решения Штаба обязательны для структурных подразделений Министерства.
Комиссия по повышению устойчивости функционирования Минсельхоза России находится под общим руководством начальника Штаба. Повседневной деятельностью руководит председатель Комиссии. Ее основные задачи — оценка уязвимости Министерства от аварий, катастроф, стихийных бедствий; повышение устойчивости работы Министерства в чрезвычайных условиях мирного и военного времени и др.
Эвакуационная комиссия возглавляется одним из заместителей начальника Штаба и комплектуется работниками центрального аппарата. Она подготавливает и обеспечивает эвакуационные мероприятия. Отдельно установлены задачи Комиссии в мирное время и при переходе на военное время, а также при получении разрешения на проведение эвакуации.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Суть гражданской обороны
Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.
Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.
Штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- начальник штаба по делам ГОиЧС – Гордиенко Владимир Иванович
- штаб по делам ГОиЧС размещается по адресу: ул. Правды, д. 20, корпус А, кабинет № 201-1
- график работы: понедельник – пятница с 9.00 до 17.30, выходные – суббота, воскресенье
- справочный телефон/факс – 315-01-36
- адрес электронной почты – e-mail: gogukitru
Положение о штабе по делам ГОиЧС института
1. Штаб по делам ГОиЧС института (далее штаб ГОиЧС) является основным постоянно действующим органом управления в института. Штаб организует, осуществляет и контролирует все мероприятия по ГОиЧС и обеспечивает постоянное руководство их проведением в степени готовности и при переводе института с мирного на военное время.
Штаб ГОиЧС в своей деятельности руководствуется федеральными законами от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и другими нормативными правовыми актами Правительства РФ, МЧС РФ, Губернатора Санкт-Петербурга в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Начальник штаба по делам ГОиЧС является заместителем ректора – руководителя гражданской защиты университета и непосредственно подчиняется ему.
2. Основные функции штаба ГОиЧС:
- разработка и своевременная корректировка планов при чрезвычайных ситуациях и Гражданской обороны в мирное и военное время;
- приведение в готовность штаба ГОиЧС, органов управления, комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, дежурных служб и систем оповещения структурных подразделений университета;
- организация и поддержание связи со структурными подразделениями, а также с взаимодействующими органами исполнительной власти, уполномоченными на решение задач ГОиЧС;
- организация обеспечения проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов университета в экстремальных условиях мирного времени и при ведении военных действий;
- сбор, анализ и оценка данных о радиационной, химической и иной обстановке, подготовка расчётов и предложений, необходимых для принятия решения руководителем ГО;
- приведение в готовность эвакуационных органов, оперативных групп и комиссий, нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ), структурных подразделений университета, контроль состояния их укомплектованности, оснащённости и готовности к действиям по предназначению;
- сбор, изучение, оценка данных и контроль за обеспечением университета, накоплением, хранением и содержанием в исправном состоянии средств индивидуальной защиты, приборов РХР, имущества и средств ГО и резерва материально-технических и финансовых средств;
- координация деятельности служб системы гражданской обороны университета; материально-технического обеспечения противохимической, противопожарной и инженерной защиты, оповещения и связи, энергетики и светомаскировки, аварийно-технической, охраны общественного порядка, медицинской, дежурно-диспетчерской;
- организация обучения должностных лиц и персонала университета по программам обучения по ГОиЧС;
- доведение до исполнителей задачи по гражданской защите и контроль их выполнения.
3. Решение штаба по делам ГОиЧС в пределах его компетенции являются обязательными для всех сотрудников и обучающихся.
Обучения персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях
Подготовка персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется по 14-часовой программе.
Штабом по делам ГО и ЧС ФИПС с 2000-2003 гг. разработаны, тиражированы и выданы в подразделения ФИПС, а также в остальные организации Роспатента учебные пособия по темам:
- «Состояние экологии в г. Москве. Возможные чрезвычайные ситуации, их характер и масштабы»;
- «Правовые основы деятельности руководителя в области ГО и защиты от ЧС»;
- «Аварийно химически опасные вещества. Поражающие свойства. Средства и способы защиты»;
- «Ионизирующее излучение. Его воздействие на растительный и животный мир. Средства и способы защиты»;
- «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сущность и содержание)»;
- «Безопасность при выборе продуктов питания»;
- «Психологическая подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях»;
- «Действия населения при угрозе и совершении террористических и диверсионных актов»;
- «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях»;
- «Действия населения в чрезвычайных ситуациях»;
- «Бытовые дозиметрические приборы и правила пользования ими».
Чему учили в СССР на уроках гражданской обороны
В России, как и в Европе, обучение населения основам гражданской обороны началось во время Первой Мировой войны: тогда появились оповещения о бомбардировках, о правилах поведения во время химических атак, инструкции по оказанию медицинской помощи. В 1930-х для граждан стали проводиться регулярные мероприятия по информированию жителей о способах защиты от разного рода угроз.
А окончательно система гражданской обороны СССР сложилась в 1960-х, во времена «Холодной войны», когда в каждом населенном пункте и на каждом более-менее крупном предприятии появились штабы гражданской обороны.
От младенцев до пенсионеров
Лекции по гражданской обороне и практические тренировки в СССР были обязательными с 8 лет и шли на протяжении всей жизни. задача таких занятий состояла в обучении жителей защите от воздействий ядерного, химического и бактериологического оружия.
Вводные уроки начинались со второго класса школы.
Для разных возрастов были свои программы, однако уже младшеклассники умели шить себе простейшие маски из марли и ваты и эвакуироваться, услышав определенные сигналы.
Уже в начальной школе рассказывали про оружие массового поражения. Школьники знали, что от ударной волны ядерного взрыва нужно прятаться в лесных массивах и оврагах, а от радиации – в подземных убежищах.
В пионерских лагерях дети не просто отдыхали на природе, у них были командные игры вроде «Зарницы», в которых подростки тренировались ориентироваться на местности и оказывать первую медицинскую помощь.
В средних и высших учебных заведениях и на предприятиях учения по гражданской обороне проходили с учетом выбранной специальности.
Для пенсионеров лекции проводили во дворах и парках местные органы ГО, причем вне зависимости от возраста гражданина, особое внимание уделялось морально-психологической подготовке. В любой ситуации нужно сохранять спокойствие и действовать по инструкции
Вспышка слева, вспышка справа!
Помимо лекций, советские граждане должны были выполнить определенные нормативы.
К примеру, на скорость выбрать противогаз: по команде нужно было подойти к столу, измерить свою голову, найти противогаз необходимого размера,привинтить фильтр-коробку к маске, надеть и проверить герметичность.
Отличным считался результат в одну минуту, плохим – в две. По другому нормативу, нужно было надевать собственный противогаз на скорость: отличным считался результат в 10 секунд, неудовлетворительным – больше 12.
При команде «Вспышка слева (справа)» нужно лечь на землю, желательно найдя укрытие от ядерного взрыва. На это дается три секунды. Оценка снижается, если экзаменуемый неверно оценил защитные свойства местности или не спрятал кисти рук и голову. И подобные нормативы были по оказанию медицинской помощи, строительству укреплений, скорости заполнения убежища и так далее.
Также для широкого круга читателей выпускалась брошюра под названием “Это должен знать и уметь каждый”.
Начиналась она с утверждения, что “империалистический лагерь готовит самое страшное преступление против человечества — мировую термоядерную войну, которая может причинить невиданные разрушения”, а потому долг каждого советского гражданина – “еще в мирное время изучить средства и способы защиты от оружия массового поражения и уметь применять их на практике”, чтобы защитить свою семью.
В ней было подробно описано, какие меры должны предприниматься при той или иной угрозе.
Членам семьи и контактировавшим с больным гражданам выдают средства экстренной профилактики и защиты и устанавливают за ними постоянное медицинское наблюдение. После этого проводится дезинфекция помещений, а также санитарная обработка формирований.
А что сегодня?
Хотя многие относились к подобным учениям не самым серьезным образом, в СССР во многих семьях были противогазы, а подростки умели шить маски из подручных материалов и знали, где находится ближайшее бомбоубежище.
После распада СССР гражданскую оборону отдали в ведение МЧС, а на предприятиях и в учебных заведениях теперь проводятся просто учения по противопожарной безопасности, то есть эвакуация по сигналу тревоги.
Уроки по гражданской обороне проводятся и сегодня, но не в таком масштабе. Бывшие убежища превратились в места паломничества диггеров, в музейные объекты или оказались законсервированы.
Тем не менее, старшее поколение до сих пор помнит, что нужно делать при угрозе применения оружия массового поражения.
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
2. укрытие населения в защитных сооружениях;
3. использование средств индивидуальной защиты;
4. эвакуация, рассредоточение, а также населения в безопасные районы;
5. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
6. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
7. защита населения на всей территории страны;
8. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
9. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
10. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
Общие сведения
1.1. Роспатент и подведомственные ему организации не имеют потенциально опасных объектов, не связаны с промышленным производством, а также с созданием, накоплением, использованием и хранением радиоактивных и аварийно химически опасных веществ (АОХВ).
1.2. Роспатент не входит в функциональную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и не имеет ведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям.
1.3. На основании Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст.13) Роспатент осуществляет следующие функции в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
- разрабатывает и осуществляет организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования Роспатента и подведомственных организаций в чрезвычайных ситуациях;
- осуществляет методическое руководство при решении вопросов защиты работников Центрального аппарата Роспатента и подведомственных организаций от чрезвычайных ситуаций;
- разрабатывает и доводит до сведения организаций нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организационная работа Роспатента в области защиты от ЧС
В Роспатенте уделяется внимание вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций. С сентября 2000 г
по декабрь 2002 г. вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций обсуждались на коллегии Роспатента 4 раза.
С января 2000 г. по февраль 2003 г. издано 6 приказов Роспатента по вопросам ГО и защиты от ЧС. За упущения к ряду руководителей организаций принимаются меры.
И.о. начальника штаба по делам ГО и ЧС ежегодно дважды (весной и осенью) работает в организациях, подведомственных Роспатенту с целью контроля и оказания помощи, а также проведения занятий с руководящим составом организаций.
В 2000 г. и 2003 г. под руководством генерального директора проведены двухстепенные (центральный аппарат — подведомственные организации) комплексные учения по теме «Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий террористических фактов».
В 2003 году для ФИПС комплексное учение было показным, на котором присутствовало 58 человек (начальники отделов ГОЧС районов и начальники штабов ГОЧС потенциально опасных объектов, а также представители телевидения и прессы) Западного административного округа г. Москвы.
Командно штабные учения проводятся ежегодно, штабные тренировки — два раза в год.
Как уточнить статус ГО
Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:
- перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
- список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
- МЧС координирует и проводит категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
- министерства и ведомства после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.
Вот несколько шагов, как определить категории по гражданской обороне организаций:
Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.
Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.
Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.
Принятые меры по обеспечению безопасности персонала и объектов
2.1. Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям созданы и функционируют в следующих организациях:
- Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС);
- Информационно-издательский центр (ИНИЦ);
- Домодедовский производственный комплекс (ДПК).
Не имеют комиссий по чрезвычайным ситуациям:
- Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС);
- ГУП «Радомир».
В ФИПС также создана и функционирует комиссия по обеспечению устойчивости функционирования.
2.2 Для повседневного управления силами и средствами гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций имеются:
- в масштабе Роспатента — лицо, специально уполномоченное на решение задач в области ГО и ЧС (по совместительству);
- в ФИПС: структурное подразделение — сектор ГО и ЧС (в составе трех человек);
- в ИНИЦ, ДПК И РГИИС — лица, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС (освобожденные);
- в ГУП «Радомир» — лицо, специально уполномоченное на решение задач в области ГО и ЧС (по совместительству).
Обязанности категорированных МЧС юрлиц
От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:
- нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
- внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
- локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
- запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).
Такие организации имеют специальный штат работников:
Численность работающих | Количество освобожденных работников ГО, человек |
До 1000 человек | 1 |
От 1000 до 5000 человек | Не менее 2 |
От 5000 и более человек | Не менее 4 |
ВАЖНО!
Руководитель и сотрудники, ответственные за ГО, проходят дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО один раз в пять лет. Организации, не отнесенные к категориям по ГО, имеют меньше требований к работе служб ГО и ЧС на своей территории
По мере развития предприятия этот статус корректируется.
Обязанности работодателя по организации ГО
Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:
- планирование и организацию штатных действий по ГО;
- составление программы образования сотрудников в области ГО;
- обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
- разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
- установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
- наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).
К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Какие действия предпринять работодателю
Чтобы быть готовым к действиям в случае наступления ЧС и подготовить работников, каждому работодателю следует:
- Изучить изменения законодательства.
- Откорректировать имеющиеся локальные документы в области ГО и ЧС.
- Пересмотреть программу проведения вводного инструктажа по ГО.
- Предусмотреть подготовку персонала в области ГО и ЧС, используя различные методы обучения, в том числе дистанционные.
- Проводить тренировки в области защиты от ЧС.
Важный этап знакомства с системой ГО в организации — вводный инструктаж по ГО при приеме на работу.
Скачайте документ: Образец Приказа об организации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Что включить в программу вводного инструктажа по ГО?
Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, автор экспресс-курса «Гражданская оборона. Как организовать работу в организации»:
«При разработке программы вводного инструктажа учитывайте, что программа:
1) разрабатывается работодателем с учетом специфики и места расположения организации и утверждается приказом руководителя организации;
2) содержит требования территориальных органов МЧС России;
3) содержит тематический план и цели проведения инструктажа;
4) включает характеристику источников опасностей природного и техногенного характера, которая указывается по месту расположения организации и ее филиалов (при наличии).
1. Знать:
- потенциальные источники опасностей, которые могут привести к ЧС в организации (на территории организации), виды ЧС, характерные для территории расположения организации, опасности, которые могут возникнуть при военных конфликтах;
- способы оповещения при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов;
- способы защиты от опасностей, возникающих при указанных ЧС и возможных военных конфликтах, правила действий при угрозе и возникновении данных опасностей;
- места хранения средств индивидуальной защиты и расположения средств коллективной защиты (при наличии их в организации);
- место сборного эвакуационного пункта.
2. Уметь:
- действовать по сигналам оповещения;
- действовать при объявлении эвакуации;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Скачайте документ: Примерная программа вводного инструктажа по ГО.
Вводный инструктаж показывает будущему работнику отношение к вопросам безопасности в организации. От того, насколько ответственно мы подойдем к этому вопросу, будет зависеть лояльность работников к правилам и нормам в области ГО и ЧС. Каждый новый сотрудник — часть коллектива. И каждый несет ответственность не только за себя, но и за находящихся рядом коллег.
Узнайте, как планировать и организовывать мероприятия по ГО, подготовить работников в области ГО, составлять программы вводного инструктажа, проводить курсовое обучение, учения и тренировки для работников по ГО на экспресс-курсе «Гражданская оборона. Как организовать работу в организации».
Силы и средства для решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций
3.1. Материально-техническое снабжение, хозяйственное обслуживание и гражданскую защиту Центрального аппарата Роспатента осуществляет ФИПС.
3.2. В подведомственных организациях имеется:
— в ФИПС:
служба главного инженера (8 участков, всего 109 человек); дежурная смена — 12 человек;отдел обеспечения внутренней безопасности — 58 человек); дежурная смена — 16 человек;отдел транспортного обслуживания — 12 человек, 4 микроавтобуса, 4 легковых автомобиля;отдел материально-технического снабжения и хозяйственного обслуживания — 16 человек.
Кроме того, охрану в ФИПС осуществляет подразделение ЧОП «ПРИМАВЕРА» в количестве 21 человека (дежурная смена — 8 человек);
— в РГИИС — эксплуатационно-технический отдел — 23 человека, подразделение ЧОП в составе 6 человек;
— в ИНИЦ — подразделения жизнеобеспечения: станция пожаротушения (2 чел.), сантехники, электрики — 5 чел. (по договору);
— в ДПК — (освобожденный) — службы жизнеобеспечения — охрана (8 чел.), сантехники — 2 чел., электрики — 2 чел., лифтер — 1 чел.
3.3. Силы и средства для проведения аварийно-спасательных работ
Организации Роспатента не имеют штатных аварийно-спасательных, аварийно-технических и медицинских подразделений, а также средств механизации аварийно-спасательных работ.
Ввиду этого система защиты Роспатента от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера готова к решению ограниченных задач (к выполнению работ ручного характера).
3.4. Противопожарная защита
Противопожарная сигнализация во всех зданиях всех организаций автоматическая, обновлена в 2000-2002 г.
Системы пожаротушения.
В ФИПС. В книгохранилищах: зданиях №30, №24 стр 1а — первичные средства, в ВПТБ и отделении по выпуску официальных изданий, в убежище на 1500 мест — автоматическая.Все серверные комнаты имеют автоматическую систему пожаротушения.Во всех зданиях института имеется водяное пожаротушение (ПК) и ручные огнетушители.
В РГИИС и ДПК — первичные средства пожаротушения.
В ИНИЦ — автоматизированная система, и первичные средства пожаротушения.