О государственной стратегии экономической безопасности российской федерации (основных положениях) (утратил силу на основании указа президента рф от 13.05.2017 n 208)
Содержание:
- другие новости
- Авторы
- Что это
- Раскол в украинском обществе
- Стратегия
- Новости партнеров
- Перспективы развития и повышения уровня безопасности
- Угрозы экономической безопасности
- Развитие
- Основные угрозы
- Внешняя политика
- Стратегия экономической безопасности РФ и государственная экономическая политика
- Мероприятия
- Ссылки
- О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ)
- Индекс и динамика
другие новости
21.08.2020 | 16:27
Владимирская область готовится противодействовать терроризму
21.08.2020 | 15:45
В УрФО улучшают покрытие сетей связи на автотрассах
21.08.2020 | 14:59
Развитие сети автодорог РФ на период до 2035 г. обсудили в Москве
21.08.2020 | 12:36
КПМИ: в аэропорту Соловки идет III этап реконструкции
21.08.2020 | 11:26
Введен в строй новый комплекс аэропорта «Петрозаводск»
21.08.2020 | 10:27
Требования по ОТБ на морском и речном транспорте могут измениться
20.08.2020 | 17:42
Санкт-Петербург и область создают единое пространство безопасности
20.08.2020 | 16:01
Минеральные Воды присоединяются к «умному городу»
20.08.2020 | 13:43
Все школы Астрахани оснащены камерами видеонаблюдения
20.08.2020 | 11:39
Прошла проверка Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы
20.08.2020 | 11:00
Дорожная инфраструктура на юго-востоке Москвы развивается
20.08.2020 | 10:33
«Умный город» повышает эффективность дорожной системы
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Серебренников Сергей Сергеевич | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | канд. экон. наук, декан факультета инженерного менеджмента | serzhesilver@gmail.com |
Моргунов Евгений Владимирович | Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук | канд. экон. наук, зав. лабораторией социально-экономических проблем человеческого развития | morgun1976@mai.ru |
Мамаев Сиражутдин Магомеддагирович | Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук | соискатель лаборатории социально-экономических проблем человеческого развития | cerjik777@mail.ru |
Шерварли Игорь Анатольевич | Институт проблем рынка РАН | соискатель | shervig@yandex.ru |
Всего: 4
Что это
Стратегия экономической безопасности России, разработанная до 2030 года, представляет собой документ, который включает в себя функции стратегического планирования. Он был специально сформирован для того, чтобы:
- Решать актуальные проблемы в сфере экономической безопасности.
- Минимизировать или полностью устранять внешние и внутренние основные и дополнительные угрозы для развития различных отраслей.
- Осуществлять главное управление бюджетообразующими сферами.
- Устанавливать необходимую взаимозависимость между некоторыми производствами, организациями и государственными департаментами для лучшей корреляции между ними и достижения поставленных целей.
- Проводить оценку уровня экономической безопасности и состояния внешнеэкономических показателей.
Данный документ был подписан президентом РФ в мае месяце 2018 года и с этого же момента вступил в свою законную силу. Ознакомиться с ним можно на официальных сайтах, размещающих у себя всю российскую документацию и принимаемые законы, а также на сайте правительства.
Раскол в украинском обществе
Поддержка США и ЕС госпереворота на Украине привела к расколу в украинском обществе.
«Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта», — говорится в документе, опубликованном сегодня на официальном интернет- портале правовой информации.
Отмечается, что позиция Запада по противодействию интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов.
«Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России… превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России», — подчеркивается в тексте.
Стратегия
Для того, чтобы полностью представлять себе стратегию, которую избрало государство для достижения состояния экономической безопасности России, необходимо ознакомиться с пунктами, прописанными в законе. Вот они:
- Принять все необходимые меры по укреплению экономической ситуации. Важный пункт в современных условиях, позволяющий одновременно обеспечить социальные гарантии государства и дальнейшее развитие различных отраслей, включая крупный и малый бизнес.
- Повысить сопротивляемость экономики различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам.
- Создать условия для роста экономики.
- Поддержать уровень научного, технологического и технического потенциала и добиться его дальнейшего развития.
- Реализовать меры по обеспечению достаточного уровня в оборонно-промышленном комплексе.
- Повысить качество жизни граждан.
Как видно, государственная стратегия экономической безопасности рассматривает, как все сферы жизнедеятельности населения, так и страны в целом.
Новости партнеров
21.08.2020 | 10:52
Х Международный форум «Безопасность на транспорте» состоится в ранее запланированные даты на новой площадке
Мероприятие пройдет 7-8 сентября 2020 года в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМ».
21.08.2020 | 10:06
Строительный форум и выставка в Екатеринбурге с участием Минстроя России пройдут в конце октября
Назначены новые даты проведения Международного строительного форума и выставки 100+TechnoBuild.
19.08.2020 | 13:32
Интеллектуальная безопасность на дорогах – Hikvision вышла на рынок автомобильных видеорегистраторов
Компания Hikvision открыла новое продуктовое направление – интеллектуальные автомобильные видеорегистраторы Hikvision DashCam.
14.08.2020 | 17:51
Система видеоидентификации «Визирь» от группы ЦРТ признана драйвером развития «сквозных» цифровых технологий
Оценку конкурентоспособности представленных решений в формате конкурса провел Аналитический центр при Правительстве РФ по заказу Минкомсвязи России.
Перспективы развития и повышения уровня безопасности
Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.
Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию
Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:
- конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
- формирование мощного НТК;
- диверсификация нац. хозяйства;
- развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.
Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных — процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.
Также интересно:
Независимость
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто есть ты
Инструменты инвестирования
Угрозы экономической безопасности
Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.
Внутренние
К внутренним угрозам относятся:
- интенсивное расслоение общества — превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
- криминализация — теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
- разрушение потенциала в сфере науки и техники — в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.
Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.
Внешние
Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:
- утечка интеллектуального потенциала — учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
- утечка капитала — средства нелегально утекают за границу;
- импортная зависимость — относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.
Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма — всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами — первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное — разработка стратегий в экономике.
Развитие
Комплекс мер, направленных на стабилизацию, развитие и усиление сфер экономики страны представлен следующими целями:
- Уменьшение интенсивности влияния внешних факторов.
- Повышение конкурентоспособности.
- Технологическое развитие все отраслей, независимо от форм собственности и массовости производства.
Как видно из статистических данных, представляемых Росстатом, сфера экономики России развивается неравномерно. Причем, это очень видно в сравнении с мировыми показателями.
Если оценивать в комплексе эти цифры, то становится очевидно, что:
- Общемировые показатели колеблются около 2-5 % по отношению к показателям предыдущего года.
- Если оценивать ситуацию в РФ, то сразу видно, что все существующие отрасли и жизнь в стране в целом зависит от показателей стоимости нефтепродуктов. Так, например, в 2009 году и сейчас, когда в 2020 году случилось рекордное падение цен на нефть, экономика продемонстрировала обвал.
Поэтому, государство должно сосредоточиться на устранении зависимости уровня жизни от показателей цен на энергоносители.
Основные угрозы
В процессе контроля экономической безопасности и постоянной оценки связанных с ней критериев, важно учитывать имеющиеся негативные влияния извне и те, которые формируются внутри, из-за определенной конъюнктуры или ситуации. Угрозы для экономической и национальной безопасности России заключаются в следующих основных пунктах:
Угрозы для экономической и национальной безопасности России заключаются в следующих основных пунктах:
Разрушающийся однополярный мир приводит к нестабильной ситуации и несбалансированному развитию мировой экономики.
Угрозы со стороны военных конфликтов, которые также влияют на экономическую составляющую безопасности страны, которая находится в структуре системы национальной безопасности России.
Постоянные изменения в климатических и экологических составляющих, что может вызвать дефицит продовольствия и водных ресурсов
Это тоже важно учитывать, чтобы вовремя, при необходимости, скорректировать показатели и пороговые значения индикаторов и нивелировать риски.
Неравномерность распределения высоких технологий создает риски в развитии практически всех предприятий. Они становятся неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке
А о выходе на международные не идет и речи.
Также важно обеспечение экономической безопасности в области энергетики, ТЭК, АПК и прочих отраслей. С целью этого созданы различные департаменты, основная работа которых – это контроль за индексами, индикаторами, показателями и проведение классификаций, мониторингов и регулирований в подведомственных сферах и отраслях.
Теневая экономика, которая наносит существенный ущерб ситуации в стране в целом и отдельным гражданам.
Внешняя политика
Развитие отношений со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией является ключевым направлением внешней политики РФ, говорится в тексте Стратегии.
«Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничество с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия является для Российской Федерации одним их ключевых направлений внешней политики», — сказано в документе.
В Стратегии подчеркнута важность развития отношений с Китаем, Индией, странами Латинской Америки и Африки отмечена. Отношения с КНР рассматриваются «как ключевой фактор поддержания глобальной и региональной стабильности»
Также Россия отводит «важную роль привилегированному сотрудничеству с Индией». Отмечено, что РФ развивает политическое, торговое и военно-техническое сотрудничество со странами Латинской Америки, Африки и региональными объединениями этих государств. С ними поддерживаются также гуманитарные и образовательные контакты.
Стратегия экономической безопасности РФ и государственная экономическая политика
На основе концептуальных положений разрабатывается стратегия, представляющая собой программу действий, набор экономических технологий, которые предназначены для осуществления провозглашенных идей, достижения поставленных целей.
Реализация программы действий с регламентацией организационных, процессуальных и временных актов является выражением проводимой экономической политики.
Формирование предложений по корректировке методов реализации экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов устранения или смягчения взаимодействий, подрывающих устойчивость хозяйственной деятельности, опирается на представления о путях, способах, методах обеспечения экономической безопасности.
Стратегия экономической безопасности РФ и государственная экономическая политика — категории и инструменты государственного регулирования экономики, должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии.
С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики, отражая ее стратегические целевые ориентиры, желаемого качества регулируемой макроэкономической системы.
С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны ухудшить (снизить) уровень экономической безопасности.
Государственная стратегия экономической безопасности РФ заключается в восстановлении в России экономического роста на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики, обеспечения гарантированной защиты национальных интересов, социальной направленности политики, достаточного оборонного потенциала даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Стратегической целью обеспечения экономической безопасности РФ является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, общества, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Основы стратегии безопасности России разрабатываются и реализуются аппаратом законодательной и исполнительной власти через систему нормативных актов:
– Президента РФ;
– Правительства РФ;
– палат Федерального собрания РФ.
В 1994 г. Правительство сделало важный шаг по защите экономических интересов страны.
Оно одобрило Основы стратегии экономической безопасности. Затем 29 апреля 1996 г. был подписан Указ Президента «О государственной стратегии экономической безопасности (Основных положениях)».
Экономическая безопасность в этом документе определяется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.
Мероприятия
VI Международный военно-технический форум «Армия-2020»
КВЦ ПАТРИОТ Московская область, г. Кубинка | 23-29 августа 2020 года
Форум является уникальной базовой платформой для демонстрации лучших достижений научно-технической мысли, воплощенных в современных и перспективных образцах интеллектуального оружия, военной техники и технологий, в проектах в области строительства и материально-технического обеспечения.
Х Международный форум «Безопасность на транспорте»
Санкт-Петербург, отель Hilton Saint Petersburg ExpoForum | 7-8 сентября 2020 г.
Двухдневная деловая программа форума включит 20 мероприятий и пройдет по двум основным направлениям. Неотъемлемой частью форума станет отраслевая выставка, на которой будут представлены новейшие образцы оборудования и технические средства обеспечения безопасности на объектах инфраструктуры и на транспортных средствах.
I Международная конференция «Мультимодальный транспорт – 2020»
Москва, Renaissance Moscow Monarch Center | 9 сентября 2020 года
«Мультимодальный транспорт – 2020» – новая международная деловая площадка, на которой будут обсуждаться все ключевые международные тренды в области мультимодального транспорта, перспективы развития и направления совершенствования нормативно-правового регулирования мультимодальных перевозок.
Ссылки
Моргунов Е.В., Жуковская Л.В. Рента как основа государственных финансов // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции (25 октября 2016 г., Москва) / АНО «Совет по вопросам управления и развития», ИСЭПН РАН ; отв. ред. В.В. Локосов. М. : Акварель, 2016. 120 с.
Моргунов Е.В., Мамаев С.М. Развитие городов через призму качества жизни населения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 38. С. 26-42.
Моргунов Е.В., Мигранова Л.А., Мамаев С.М. Уровень и качество жизни городского населения (итоговый отчет): Исследование развития городов через призму уровня и качества жизни населения. М. : ИСЭПН РАН, 2016. 30 с.
Моргунов Е.В., Томилина Е.Е. Фонд будущих поколений как правовой институт трансформации рентных доходов (на примере постоянного фонда Аляски) // Право и юридическая реализация / под ред. С.Г. Киселева. М. : МАКС Пресс, 2015. 332 с.
Моргунов Е.В., Чернявский С.В. Политика национального интереса как альтернатива либерализму // Управление. 2014. № 3. С. 57-61.
Народонаселение современной России: воспроизводство и развитие / под ред. проф. В.В. Локосова. М. : Экон-Информ, 2015. 411 с.
Чернявский С.В. Критика «сверхприбыльной концепции» природно-ресурсной ренты // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 18. С. 102-105.
Чернявский С.В. Недостатки использования НДПИ с плоской шкалой и направления его совершенствования // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 136-139.
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Доклад о человеческом развитии 2014. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ hdr14_a_full_rus_21-01-15_0.pdf, 2015.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ)
В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).
2. Правительству Российской Федерации разработать в 1996 году меры по реализации Государственной стратегии, названной в пункте 1 настоящего Указа, осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608
Индекс и динамика
Так, на сегодняшний день, оценивая уровень высоких технологий в разных сферах промышленности, Росстат приводит следующие цифры:
- В 2011 году доля такой продукции составляла 19,6%.
- В 2012 году достигла 20,2%.
- В 2013 – 21%.
- В 2014 году цифра составила 21,6%.
- В 2015 году 21,1%.
- В 2016 – 21,3%.
- В 2017 году достигла 21,8%.
- В 2018 году – 21,1%.
- В 2019 году составила 21,6%.
Эти цифры очень красноречиво отражают развитость различных сфер в промышленности. Ведь этот показатель у развитых стран составляет существенно большее значение. Это помогает им выйти на международный уровень и рынки:
Так, например, уровень инновационной активности организации промышленного производства в разных странах мира составляет соответственно:
- В Австрии – 52%.
- В Германии – 59%.
- В Дании – 36%.
- В Ирландии – 57%.
- В Исландии – 56%.
- А, например, в России – всего лишь 9,2%.
Это, соответственно, недостаточно для того, чтобы развиваться отрасли и поддерживать их конкурентоспособность. Поэтому нужно сделать все, чтобы в корне изменить ситуацию.