Права учителя в школе: изучаем законы

Общее понятие

Под правовым статусом педагогических работников понимается сочетание всего спектра возможных свобод и прав, которые гарантируются им со стороны государства. Кроме этого, в понятие правового статуса включаются также и социальные гарантии, дополнительные возможности, особенные виды ответственности, отраженные в законодательной базе РФ.

Правовой статус педагогического работника — это совокупность особенных гарантий, которая представляет возможным осуществление данными лицами своей профессиональной деятельности в обществе. Государство предоставляет все возможности, необходимые для того, чтобы поддерживать и развивать уровень каждого сотрудника в сфере образования. Кроме этого, в стране регулярно проводятся мероприятия, направленные на поддержание и повышение социальной значимости работников данной сферы.

Что запрещается сотрудникам сферы образования

Все педагогические работники имеют право на ведение обучающей деятельности и преподавать в образовательных учреждениях. Однако если данные действия проводятся на платной основе и такая деятельность ведется вразрез с интересами учебного заведения, то есть, не установлены его уставом или направленностью, то, в таком случае, к данному сотруднику могут быть применены соразмерные меры наказания.

Законодатель также запрещает всем преподавателям использовать свое положение для агитации. В том случае, если работник сферы образования принуждает учеников или студентов принять определенную веру или стать приверженцем определенной политической партии, он может быть подвержен наказанию, установленному законодательством. Кроме этого, преподавателям запрещено во время подачи учебных материалов предоставлять сведения, которые способны разжечь рознь по различным принципам: религиозным, расовым, половым и т. д. Побуждение учеников и студентов к тем действиям, которые запрещены законодательством, также наказываются мерами, определенными в статьях Уголовного и Административного кодексов.

Кто относится к педагогическим работникам

Все элементы, которые понимаются под правовым статусом педагогических работников, могут быть использованы только лицами, относящимися к данной категории. Итак, кого можно назвать педагогическим работником? Законодатель четко определяет круг лиц, которые могут так именоваться. В статье 46 Закона «Об образовании» говорится о том, что таковыми являются те лица, которые занимаются образовательной деятельностью, состоя в трудовых отношениях с соответствующими организациями, зарегистрированными в установленном порядке. Кроме этого, данный сотрудник должен заниматься деятельностью по организации учебного процесса, его ведению или осуществлять воспитательную работу. Работником образования может быть признано только физическое лицо.

В соответствии с понятием, которое приводится в данной статье, можно сделать вывод о том, что к категории работников образования относятся воспитатели дошкольных учреждений, преподаватели в школе, а также в высших учебных заведениях. К таковым относятся и педагоги, которые занимаются предоставлением дополнительного образования: учителя-логопеды, психологи, организаторы и т. д.

Условия для дополнительного профессионального образования педагогов:

-предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;

-направление работника на обучение за счет бюджетных ассигнований либо оплата обучения работника за счет средств организации.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ именно работодателю (вузу) предоставлено право определять необходимость ДПО работников для собственных нужд. Формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона «Об образовании» обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций осуществляется посредством доведения необходимых средств до соответствующих организаций в структуре нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.

Согласно ч. 14 и 15 ст. 76 Закона «Об образовании» освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Таким образом, стажировка педагога на производстве, в военные структуры, в учреждения органов власти, посещение им отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поскольку в названных организациях не имеется лицензий на ведение образовательной деятельности. Соответственно, сертификаты об участии в них или приказы о направлении на стажировку не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, установлен статьей 65 Трудового кодекса РФ, и ни в ней, ни в иных нормативных правовых актах РФ не содержится требование предоставлять документы о повышении квалификации при приеме его на работу.

Более того, законодательно запрещено требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Что касается педагогических работников вузов, то здесь имеются две особенности. Во-первых, замещение должностей профессорско-преподавательского состава вузов осуществляется по конкурсу (ч. 2 ст. 332 Трудового кодекса РФ, пп. «г» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы). Во-вторых, Квалификационные характеристики к их должностям утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1 н.

На что учитель имеет право?

Начнём с того, что учитель может делать. Данная информация прописана в статье 47 “Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации”

Обучающиеся и их родители, читая закон, обращают внимание только на свои права и обязанности, чтобы их отстаивать. Они не задумываются, что учителя тоже люди, и у них есть права

Учитель имеет право на:

  • Защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. В интернете есть видео, как ученики издеваются над учителями: позволяют себе высказываться в их сторону любыми словами и понимают, что им за это ничего не будет. Ведь учитель же “не имеет права”. Однако учитель может и имеет право на высказывание в корректной форме претензий и замечаний к ученику. Да, нельзя выгонять ученика с урока или ставить двойку в журнал за поведение, но вы можете высказать ученику, что так делать нельзя, и никто вас за это не “засудит”.
  • Условия необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа обязана предоставить вам кабинет и все необходимые учебные материалы. Проблема в том, что не все классы достаточно хорошо оборудованы (сделан ремонт, есть все необходимые принадлежности и т.д.). Главное, чтобы это никак не угрожало здоровью ученика.
  • Возможность участвовать в управлении школой в соответствии с уставом школы. А также предлагать свою кандидатуру на любую должность в коллективе. Ваши идеи или предложения могут улучшить учебный процесс и атмосферу в школе. Не бойтесь что-то предлагать и высказываться.
  • Выбор учебных пособий, методик обучения и методов оценки знаний. Вы можете выбирать и готовить все необходимое, чтобы эффективно выполнять свою работу. Другой вопрос — сможет ли школа все это вам обеспечить? Не факт. Но творческая инициатива не будет наказуема. Главное, чтобы она не мешала процессу изучения того, что есть в учебном плане школы.
  • Обращение индивидуально или в коллективе с заявлениями, предложениями или жалобами. Мы знаем, что родители могут писать заявления или жалобы. Учителя тоже имеют на это право, но никто об этом не говорит.

Если ваши права нарушены вы может обращаться к директору школы и классному руководителю ученика.

Если у вас сложный случай: обычные замечания и вызов родителей в школу не дает никаких результатов, то вы можете написать в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Если у вас сложности с коллегами, то можете обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Да, у учителей не большой выбор для защиты прав, по сравнению с учениками и их родителями, но главное, делать хоть что-то для разрешения ситуации.

Невмешательство в профессиональную деятельность. А с чем мы сталкиваемся довольно часто в школах? Именно с этим. Родитель может высказать свое мнение об учебном процессе, поделиться своими целями и какой он хочет видеть результат. Но он не имеет права указывать, как вы должны делать свою работу. Вы можете в корректной форме объяснить родителям, что вы квалифицированный специалист, который знает свое дело. Старайтесь не доводить такие ситуации до конфликтов.

Предупреждение о замене уроков заранее, отгул после работы в праздничные и выходные дни и оплату в двойном объеме за работу в законные выходные

Здоровье учителя очень важно. Для того, чтобы оно было в норме, нужен отдых

Поэтому не стоит соглашаться работать все время, даже в праздничные дни. Также вы вправе отказаться от выполнения административной работы, которая не входит в ваши обязанности. Все прекрасно понимают, что учителей в школе немного, и мало кто хочет идти сейчас работать в школу. Но лучше откажитесь от работы, чем впоследствии по состоянию здоровья не работать вовсе. Берегите себя!

Два аспекта, на которых учитель может настаивать:

  • чтобы учащиеся соблюдали правила школы;
  • чтобы родители посещали собрания и создавали все условия для учебного процесса детей (обеспечивали необходимыми школьными принадлежностями, следили за режимом сна и т.д.)

Свободы

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность неких свобод, которые можно реализовать, только осуществляя свою профессиональную деятельность. Перечень таковых предлагается в законодательстве, данные свободы являются неотъемлемыми и присущи любому сотруднику в сфере образования.

Законодатель в своих актах предписывает то, что каждый работник сферы образования может свободно заниматься ведением своей преподавательской деятельности и выражать свое мнение, независимо от обстоятельств. Кроме этого, все педагоги защищаются государством от любого вмешательства в ведение их деятельности, связанной с исполнением профессиональных обязанностей.

В числе прав и свобод педагогических работников также определяется свобода их права выбора в использовании материалов, которые необходимы для передачи знаний ученикам и студентам. В рамках данной возможности он могут выбирать любые технологии преподавания, а также использовать свои лично разработанные методики.

Рейтинг авторов

  • Все авторы

Главная проблема жизни — счастье

Шаламова Елизавета
PR. Пишу о полезном для жизни

280667

21.08.2020
87

Систематизация воспитательной работы

Шаламова Елизавета
PR. Пишу о полезном для жизни

280667

21.08.2020
141

О том, как учиться эффективнее и получать от этого удовольствие

Шаламова Елизавета
PR. Пишу о полезном для жизни

280667

21.08.2020
91

18 сентября в Москве состоится Всероссийская онлайн-конференция «100 вопросов от родителей»

Новости России

461298

20.08.2020
185

В Боткинской больнице успешно выполнили 101 пересадку почки

Будеева Ирина
свободный журналист

484302

20.08.2020

152

Особенности перевода личных документов

Щербаков Алексей

5724358

20.08.2020
95

Владимир Верба: новый комплекс для мониторинга судоходства из космоса будет гораздо быстрее и эффективнее аналогов

Щербаков Алексей

5724358

20.08.2020
177

Церемония награждения молодых писателей конкурса «Новая фантастика 2020» прошла в здании эпохи модерна в Москве

Шаламова Елизавета
PR. Пишу о полезном для жизни

280667

19.08.2020
387

Трое россиян пройдут обучение по онлайн-программе CEGO

Каймин Михаил
Го-журналист

792515

18.08.2020
167

Гендиректор Концерна «Вега» Вячеслав Михеев открыл демоцентр инновационных решений для «умных» городов

Щербаков Алексей

5724358

18.08.2020
276

Фотография как язык общения

Шаламова Елизавета
PR. Пишу о полезном для жизни

280667

18.08.2020
256

День гуманитарной помощи – день человеколюбия

Шаламова Елизавета
PR. Пишу о полезном для жизни

280667

18.08.2020

793

В Москве пройдет грандиозный финал фестиваля-конкурса «МИССИС РОССИЯ 2020»

Новости России

461298

17.08.2020
343

Казакам рекомендовали воздержаться от вакцин против коронавируса

Розанов Валерий
доктор психологии, аналитик, эксперт

1537821

17.08.2020
425

«Самое дорогое – это здоровье наших детей»: Онищенко призвал любыми силами обеспечить школьников бесплатным питанием

Будеева Ирина
свободный журналист

484302

17.08.2020

299

Щербаков Алексей

9831920

Розанов Валерий
доктор психологии, аналитик, эксперт

2206795

Ульрих фон Лихтенштайн
Руководитель проекта

1549805

Каймин Михаил
Го-журналист

1486395

Токатлианн Света
ГлавныйРедактор

1149340

Садыкова Марьям
Эксперт страховой медицинской организации ВТБ МС

940830

Тайманова Анастасия
Юрист, эксперт Общественной Думы, методист

919545

Муратов Дмитрий

898370

Ярных Елена
фея

876645

Будеева Ирина
свободный журналист

750605

Цветкова Анастасия

747710

Никитина Ирина
Специалист по жкх и реновации

733310

Новости России

673820

Руденко Яна
сценарист, автор

596980

Зосименко Михаил
Исполнительный директор издательства BITZOS

585605

Щербаков Алексей

9831920

Розанов Валерий
доктор психологии, аналитик, эксперт

2206795

Ульрих фон Лихтенштайн
Руководитель проекта

1549805

Каймин Михаил
Го-журналист

1486395

Токатлианн Света
ГлавныйРедактор

1149340

Садыкова Марьям
Эксперт страховой медицинской организации ВТБ МС

940830

Тайманова Анастасия
Юрист, эксперт Общественной Думы, методист

919545

Муратов Дмитрий

898370

Ярных Елена
фея

876645

Будеева Ирина
свободный журналист

750605

Цветкова Анастасия

747710

Никитина Ирина
Специалист по жкх и реновации

733310

Новости России

673820

Руденко Яна
сценарист, автор

596980

Зосименко Михаил
Исполнительный директор издательства BITZOS

585605

На что учитель не имеет права?

Стоит не забывать, что учителям делать нельзя, и за что их могут “засудить”. Полная информация в статье 34 “Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования”, в статье 21 ТК РФ и в СанПиН 2.4.2.2821-10

Учитель не имеет права:

  • Применять меры физического и психологического насилия;
  • Выгонять ученика с урока;
  • Выставлять в журнал ручкой оценку за плохое поведение ученика;
  • Ставить оценку не за его ответ, а за личные качества;
  • Задавать домашнее задание на каникулы, кроме чтения художественной литературы;
  • Отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков без согласия учеников. Правила “звонок для учителя” тут не работает;
  • Оставлять учеников в классе без присмотра.

Это основные правила, которые учителя в школах нарушают. Для чего? Чтобы улучшить дисциплину и выполнить другие правила закона “Об образовании”: поддерживать дисциплину в школе, обеспечить выполнение учебных программ, отвечать за жизнь и здоровье обучающихся.

Что вы можете сделать, чтобы повлиять на поведение учащегося, который срывает урок, не нарушая при этом его права:

  • корректно высказать мнение или замечание;
  • провести беседу один на один, без участия других учеников;
  • отвести ученика к директору;
  • вызвать родителей в школу;
  • написать заявление в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Директора и завучи не всегда становятся на сторону учителя в конфликтах, поэтому важно уметь защитить себя. Если правда на вашей стороне, не нужно терпеть хулиганов и некорректных родителей

Опираясь на знания законов, мягко, но твердо обозначьте свою позицию!

У вас есть права, а не только обязанности!Анастасия Пирогова

Санкции по данной статье:

для должностных лиц вуза – штраф от 15 до 25 тысяч рублей, для самого учебного заведения – штраф в размере от 100 до 150 тысяч руб-лей.

Здесь уместно воспроизвести слова знаменитого советского педагога В.А.Сухомлинского:

«Важнейшее условие духовного роста педагога – это, прежде всего, время – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам…»

Во-вторых, от государственных учебных заведений надзорные органы не должны требовать документов о переподготовке педагогов этих вузов, если само же государство ранее не финансировало такого рода расходы. Соответственно, не должно быть и привлечения к административной ответственности должностных лиц вузов и сам вуз за невыполнение указанной обязанности.

Права

Как уже указывалось выше, правовой статус педагогического работника — это совокупность не только его свобод, но и прав.

В соответствии с положениями законодательства об образовании, любой педагогический работник имеет право на творческую инициативу в процессе разработки различных обучающих программ и технологий. В данной сфере законодатель приветствует новаторство, за которое нередко сотрудники в сфере образования награждаются различными знаками отличия. Любой сотрудник данной сферы имеет право заниматься разработкой новых методик преподавания в своей отрасли, однако данные техники не должны противоречить закону. В процессе обучения они могут предлагать студентам и ученикам использовать книги определенных авторов и литературу, которая наиболее легкая к восприятию, по их мнению. Однако здесь законодатель также отмечает то, что их содержание должно соответствовать рекомендуемой программе и не противоречить закону.

Любой педагог имеет право вести собственную научную деятельность, а также занимать творчеством, а также созданием отдельных образовательных направлений и программ. Данная деятельность, при условии ее полезности для общества, также отмечается со стороны государства наградами разного типа. В процессе своего образования они имеют на бесплатной основе пользоваться библиотечными ресурсами, а также образовательными услугами, которые предлагает государство.

Сотрудник данной сферы имеет право на участие в управлении образовательными организациями. Однако, как показывает практика, на такие должности избираются исключительно выдающиеся работники, особенно, это касается высших учебных заведений. Занимая высокопоставленные должности, сотрудники учреждений имеют право участвовать в решении организационных вопросов, связанных с его деятельностью, а также обсуждать вопросы, связанные с образовательной деятельностью, участвуя в коллегиальных собраниях.

В профессиональные права педагогических работников входит возможность защиты профессиональной чести и достоинства. Они также имеют специальную возможность участвовать в разрешении споров, которые проводятся в специальной комиссии между участниками образовательных отношений, а также становиться их инициаторами.

Ответственность

В правовой статус педагогических работников также входит такой элемент как ответственность. Такое понятие подразумевает собой определенные последствия, которые наступают в результате совершения каких-либо неправомерных действий. Так, сотрудники системы образования несут ответственность, установленную законодательством, в полном размере, в том случае, если они совершают преступления или правонарушения в любых сферах общественной жизни. Кроме этого, такие работники, наряду со всеми, могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка, а также трудовой дисциплины.

Что касается проступков в профессиональной сфере, то все они учитываются в процессе прохождения работниками сферы образования аттестации. Именно в этот период производится анализ всех действий, связанных с неисполнением своих должностных обязанностей.

Трудовые права

Если говорить кратко о правовом статусе педагогических работников в трудовой сфере, то следует отметить увеличенную продолжительность отпуска для них. Кроме основного ежегодного отпуска, каждый преподаватель имеет право взять для отдыха годовой отпуск, причем, законодатель обязывает делать это не реже, чем раз в 10 лет. Что касается дополнительной продолжительности основного отпуска, то он составляет от 42 до 56 дней.

Кроме особенных условий для отпуска сотрудникам образовательных организаций представляется сокращенный рабочий день. В общей сложности, количество рабочих часов для такой категории работников составляет 36 в неделю. Если говорить о преподавателях музыкальных учреждений, то для них установлена общая продолжительность в 20 часов, а для воспитателей и лиц, осуществляющих присмотр за детьми — 25.

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 01.04.2012 N 27-ФЗ)

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

Права педагогических работников, находящихся на пенсии

Педагоги-пенсионеры имеют ряд прав. Те из них, кто продолжают трудиться имеют возможность использовать год отпуска без содержания. Имеющие педагогический стаж более 25 лет пенсионеры могут рассчитывать на пожизненные доплаты за выслугу лет, если их профессия входит в соответствующий список, определённый действующим законодательством. Для получения этого вида преференций при выходе на пенсию педагогические работники должны иметь в 2019 году ИПК равный 13,8 баллам.

Педагоги-пенсионеры вправе обращаться за предоставлением льгот по оплате:

  1. Центрального или автономного отопления. Льгота предоставляется при использовании для обогрева помещений и нагрева воды газом.
  2. Электроэнергии. Размер преференций определяется местными администрациями.

Находящийся на пенсии сельский учитель ежегодно получает уголь или дрова для отопления своего жилья. Денежные компенсации всем категориям льготников предоставляются после их фактической оплаты. Для совершения начисления выплат необходимо предоставить документы, подтверждающие факт оплаты .

Закон о педагогической деятельности по выслуге лет

Социальные гарантии

В чем особенности правового статуса педагогических работников? Прежде всего, он заключается в предоставлении особенных социальных гарантий, свойственных только для определенных категорий трудящихся.

В частности, для сотрудников в сфере образования предлагается досрочный выход на пенсию, в некоторых случаях, задолго до достижения установленного законодательством возраста. Данное право установлено Законом «О пенсионных выплатах», который является единым для всей РФ. Для назначения денежных выплат в рамках социального обеспечения необходимо наличие не менее 25 лет трудового стажа в области образования.

В ряде социальных гарантий для педагогических работников также предусматривается возможность внеочередного получения жилого помещения по договорам социального найма. В специализированных жилищных фондах для такой группы лиц также предоставляется жилье вне очереди. Кроме этого, все сотрудники сферы образования, которые проживают в отдаленных районах, но сами ведут трудовую деятельность в городе, имеют право на получение денежной компенсации расходов, связанных с арендой жилья недалеко от места работы. Кроме этого, государство обязано предоставить средства на оплату коммунальных услуг в данном жилище (вода, электроэнергия, а также расходы, связанные с отоплением помещения).

Федеральными законами отдельных территориальных единиц РФ также могут быть предписаны особенные социальные гарантии для работников в сфере образования. Сущность дополнительных возможностей не должна противоречить законодательству, которое действует в пределах России.

Огромный спектр социальных и других гарантий для работников сферы образования устанавливается государством не только для того, чтобы поддержать действующих работников и обеспечить для них нормальные условия для проживания. Кроме этого, одна из задач страны — привлечение новых кадров в структуру педагогических работников, которые будут хорошо образованы и смогут передать полученные знания другим поколениям. Будущих педагогических работников подготавливают в учебных заведениях высшего и среднего звена. Практически в каждом из них имеется весомая доля учебных мест, которые финансируются за счет средств, взятых из федерального или местных бюджетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector