Авторские права: основные положения

Содержание произведения

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом. То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам. Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии. Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось). Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени». Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники). А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки. Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами. В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее. Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений. Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

Охрана программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта

Программы для ЭВМ и базы данных охраняются как произведения, но при этом выведены из такой категории объектов (). Согласно в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя

При этом важно понимать, что если в отношении этих объектов была осуществлена регистрация, то должны быть зарегистрированы и договоры об отчуждении соответствующего исключительного права

Программы для ЭВМ не могут рассматриваться в качестве изобретений (). Однако, как отметил Виталий Калятин, они могут быть частью технического решения, способного к патентной правовой охране. Он рассказал о том, что в зарубежной практике наличие вычислительного устройства в системе дает хорошие шансы на получение патента. В России же получение патентов на такие технические решения носит пока единичный характер. По мнению эксперта, легче всего запатентовать такое решение в рамках правил Европейского союза (в частности, по сравнению с английской и американской моделями патентования).

Виталий Калятин рассказал, что одной из особенностей исключительных прав на программы для ЭВМ является то, что нормы о прокате не применяются к программам, кроме случая, когда такая программа является основным объектом проката. Это значит, что если заключается договор проката автомобиля, то не требуется получения согласия правообладателя на прокат ПО, которое установлено в автомобиле. Однако, если речь идет о прокате компьютеров в интернет-кафе, то очевидно, что целью проката является предоставление арендатору в пользование программ, установленных на компьютерах, поэтому в таком случае необходимо получить согласие правообладателя программ на прокат (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «»).

Стоит подчеркнуть, что в России охраняются только электронные базы данных, как это следует из их понятия ()

Однако, например, в Европейском союзе могут охраняться любые базы данных (библиотечные, базы данных генетического материала и пр.), на что обратил внимание Виталий Калятин. Он отметил также, что при рассмотрении вопросов о признании материала базой данных, потребовавшей значительных материальных затрат на свое создание (), суды основываются на том, что нельзя считать за расходы на создание базы данных затраты компании, которые не были связаны непосредственно с созданием базы, а касаются основной деятельности лица

Например, не рассматриваются в качестве расходов на создание базы данных расходы телефонных компаний на хранение номеров, поскольку эти компании в любом случае вынуждены хранить эти данные. Расходы авиакомпаний на размещение табло с информацией о рейсах также не расцениваются как расходы на создание отдельной базы данных.

Говоря о продукции искусственного интеллекта, эксперт подчеркнул, что ключевым фактором для определения правообладателя такой продукции является степень контроля лица за таким искусственным интеллектом. При этом указанная продукция также не подлежит оценке по критериям качества, как упоминалось ранее в отношении иных объектов авторских прав. Даже если искусственный интеллект создает какие-либо примитивные объекты, они тоже будут охраняться законом.

Целью правовой охраны такой продукции является стимулирование творческой деятельности. Так как речь идет о стимулировании творчества человека, создающего соответствующие программы по контролю за искусственным интеллектом, то предоставлять авторскую правовую охрану искусственному интеллекту, по мнению эксперта, не нужно.

Переход от советского права

Основная статья: Авторское право в СССР

После распада СССР и появления пятнадцати независимых государств, Закон об авторском праве в СССР также утратил юридическую силу, каждое независимое государство стало строить собственную юрисдикцию, однако именно Российская Федерация стала правопреемницей Советского Союза. Все государства, образовавшиеся после распада, изначально взяли советский закон как основу для законотворчества.

На момент распада СССР авторское право в России регламентировалось Разделом IV Гражданского кодекса РСФСР 1964 года с поправками, внесёнными в 1973 году, когда СССР присоединился к Женевской конвенции. В 1964 году в РСФСР Гражданский кодекс были адаптирован к закону «Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» 1961 года. В 1973 происходят изменения, связанные с присоединением СССР к Всемирной конвенции об авторском праве, к 1 марта 1974 РСФСР вносит ряд поправок в IV раздел закона 1961 года, с целью приведение республиканского закона к минимальным требованиям ВКАП. Другие республики СССР сделали то же самое. С 1973 года СССР имел минимальный срок охраны авторских прав в 25 лет после смерти автора, в соответствии с требованиями ВКАП.

Незадолго до распада, Верховный совет СССР становится инициатором пересмотра IV раздела с целью адаптации его к рыночной экономике. Новый закон об авторских правах был принят в главе IV «Основы гражданского законодательства» 31 марта 1991 года и планировалось, что он вступит в силу 1 января 1992 года. Главным изменением в новых «Основах» стало то, что срок защиты авторского права был увеличен с 25 лет после смерти автора до 50 лет для всех видов работ. Но СССР перестал существовать как государственное образование, прежде чем новый Закон 1991 года смог вступить в силу.

Верховный совет России принял постановление, признающее «Основы гражданского законодательства» 1991 года действительными с 3 августа 1992 года, так как этот документ не противоречил Конституции России и другим законодательным актам, принятым после 12 июня 1990 года, и только до того момента, пока Россия не примет собственный Гражданский кодекс. Несмотря на это, оригинальный исполнительный указ СССР о принятии закона 1991 года, в котором были заложены переходные положения, не вступил в силу в России, где ещё имел юридическую силу Гражданский кодекс РСФСР, поскольку это не противоречило «Основам» 1991 года. Таким образом, раздел IV закона 1991 года действовал ещё ровно год, пока не был принят новый закон «Об авторском праве и смежных правах» 3 августа 1993 года.

Что такое специальные сроки для защиты отдельных групп объектов АП?

В статье 1281 ГК РФ указано, что в частных случаях вопрос охраны АП рассматривается несколько иначе. Рассмотрим подобные случаи:

  1. Когда объект охраны создавался в соавторстве, то срок действия АП будет отсчитываться, как 70 лет со дня смерти автора, умершего позднее другого. По закону, здесь не принимается в учет, раздельным было творчество или нет. Произведение оценивается в общем.
  2. Если произведение обнародовалось впервые после кончины автора, но не позднее установленного 70-летнего периода. Период охраны начинает действовать с момента представления произведения.
  3. Когда объект появился в 1941-45 годы, срок действия АП продляется на 4 года. Описанные порядок применяется для применения к трудам писателей, погибших военные годы, присутствующих на оккупированных участках и работающих воен.корром.

Общего срока охраны АП пока не существует. Срок определяется дифференцированно, с учетом категории, к которой относится конкретное произведение. К примеру, личные (неимущественные) полномочия подлежать охране без срока давности, а период ограждения исключительного АП ограничен 70-летним периодом и сроком жизни автора.

Комментарий к статье 1265 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье регламентированы такие личные неимущественные права автора, указанные в подп. 2 и 3 п. 2 ст. 1255 комментируемой главы, как право авторства и право автора на имя. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определения этих видов прав, тем самым воспроизводя с терминологическими изменениями положения п. 1 ст. 15 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, которыми предусматривалось, что автору в отношении его произведения принадлежат в том числе следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя). Общая норма, согласно которой в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя, от греч. «псевдо» — «ложный» и греч. «ним» — «имя»), закреплена в ч. 2 п. 1 ст. 19 части первой ГК РФ.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи право авторства и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы. Это правило в силу прямого указания в данном пункте действует в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Ранее подобные правила формулировались в общей норме п. 3 ст. 15 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах несколько иным образом: личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

В отличие от Закона 1993 г. об авторском и смежных правах в п. 1 комментируемой статьи соответственно общей норме ч. 2 п. 2 ст. 1228 комментируемой главы прямо указано, что отказ от права авторства и права автора на имя ничтожен. С учетом положений п. 1 ст. 166 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ) речь идет о том, что отказ от таких прав является недействительным независимо от признания его таковым судом. Основание недействительности такого отказа предусмотрено ст. 168 «Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта» данного Кодекса.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает выступление издателя в качестве представителя автора в случаях опубликования произведения анонимно или под псевдонимом. В данном пункте почти в точности воспроизведены положения п. 3 ст. 9 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, которыми предусматривалось следующее: при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с данным Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление; это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Новым в п. 2 комментируемой статьи является прямая отсылка в отношении понятия издателя к ст. 1287 комментируемой главы, определяющей особые условия издательского лицензионного договора. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах такого вида договора не предусматривал (см. комментарий к указанной статье).

Исходя из положений п. 3 ст. 9 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах в п. 11 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15 давались следующие разъяснения:

суд при подаче издателем заявления не вправе оставить его без движения по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора. При подаче заявления издателю достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование этого издателя;

подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности указываются в авторском договоре, которым определяются отношения между издателем и автором. Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства;

в случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

Что дальше?

К тому моменту, когда истекает срок использования авторских прав и нет прямых наследников автора, вся интеллектуальная собственность переходит в разряд общественного достояния. А это значит, что платить авторское вознаграждение за публикацию больше не нужно. И эти произведения могут спокойно использоваться и распространяться на территории России. Это же правило применимо и к произведениям, которые не охранялись государством.

Однако особое внимание стоит уделить переводам, потому что они как раз попадают под действие авторского права в России. Но, как и в любом законе, здесь есть свои лазейки

Правительство может устанавливать проценты за распространение и использование произведений, однако все вырученные средства будут идти учреждениям и фондам, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе. Комиссия за использование, как правило, составляет 1% от прибыли.

Источники

  •  (англ.). Femida Audit (1 декабря 2006). Дата обращения 14 января 2016.
  • Подшибихин, Л. И.; Леонтьев, К. Б. (2002). Дата обращения 14 января 2016.
  • Standler, R. B.  (англ.) (1998). Дата обращения 14 января 2016.
  •  (англ.). U.S. Trade Representative (10 ноября 2006). Дата обращения 14 января 2016.
  • WIPO.  (англ.) (13 декабря 1994). Дата обращения 14 января 2016.
  • WTO.  (англ.) (doc) (17 ноября 2011). Дата обращения 14 января 2016.
Правовые источники
  • Российская Федерация. Федеральный закон от 19.07.1995 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. — 1995. — № 143 (26 июля).
  • Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 29.05.1998 N 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» // Российская газета. — 1998. — № 112 (16 июня).
  • Российская Федерация. Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. — 2004. — № 159 (28 июля).
  • Российская Федерация. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Российская газета. — 2006. — № 289 (22 декабря).
  • Российская Федерация. Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 30.12.2015) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Российская газета. — 2006. — № 289 (22 декабря).

Источники

Правовые источники
  • Российская Федерация. Федеральный закон от 19.07.1995 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. — 1995. — № 143 (26 июля).
  • Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 29.05.1998 N 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» // Российская газета. — 1998. — № 112 (16 июня).
  • Российская Федерация. Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. — 2004. — № 159 (28 июля).
  • Российская Федерация. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Российская газета. — 2006. — № 289 (22 декабря).
  • Российская Федерация. Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 30.12.2015) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Российская газета. — 2006. — № 289 (22 декабря).

О некоторых нюансах договорной работы в сфере интеллектуальной собственности

Виталий Калятин дал конкретные рекомендации по составлению договоров в сфере интеллектуальной собственности. Так, не следует:

  • писать, что исключительное право на объект «возникает» (сразу) у заказчика (иного лица, например, работодателя). Такая формулировка является неверной, поскольку согласно исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Поэтому стоит указывать в договорах, что право сразу «передается» (а не «возникает») после создания объекта заказчику или работодателю, что будет грамотно с точки зрения закона;
  • указывать, что исключительное право на объект передается лицу с какими-либо исключениями. Исключительное право – это единое право; отчуждение права в принципе означает, что оно продается в полном объеме, и иных вариантов отчуждения быть не может. В случаях, когда существует необходимость сохранения за первоначальным правообладателем тех или иных правомочий, можно сначала заключить договор об отчуждении права, а затем уже по лицензионному договору предоставить первоначальному правообладателю необходимые права;
  • использовать понятие «эксклюзивные права» в договорах, так как такой термин российскому законодательству не известен.

Кроме того эксперт посоветовал:

  • четко разграничивать в договорах цены в отношении передаваемого материального носителя и исключительных прав на объект, поскольку ценность последних значительно выше;
  • указывать четко в лицензионных договорах все необходимые способы использования объекта;
  • заключать с работниками-авторами служебных произведений помимо трудового договора дополнительные соглашения о вознаграждении за произведения, созданные вне рамок выполнения установленных для работника трудовых обязанностей;
  • по возможности фиксировать в трудовом договоре запрет для работника на публикации по теме исследования, выполняемого в рамках трудовых обязанностей;
  • включать положения о передаче прав на служебные произведения или изобретения (полезные модели, промышленные образцы) работодателю не только в трудовые договоры с непосредственными авторами таких объектов (журналистами, инженерами), но и с руководящими сотрудниками – руководство, как правило, может быть вовлечено непосредственно в процесс создания указанных объектов. Так, это может помочь избежать конфликтных ситуаций, например, при использовании текстов речей бывших гендиректоров и т. д.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Объекты авторского права и Интернет

Виталий Калятин обозначил некоторые особенности использования объектов авторского права в цифровой форме:

  • возможность использования в равной мере любых объектов;
  • возможности глобального использования;
  • повышение риска изменения объектов;
  • сложность установления подлинности объектов;
  • оторванность от вещного объекта;
  • низкая ценность материального носителя;
  • отсутствие развитого международного правового регулирования;
  • отсутствие цифрового исчерпания права – имеется в виду нераспространение на цифровые объекты положений ст. 1272 ГК РФ, согласно которым распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, если они уже были правомерно введены в гражданский оборот. Принцип исчерпания исключительного права относится только к материальным носителям, в которых заключаются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Правило о таком свободном распространении не применяется к цифровым объектам.

Он также указал на особенности использования объектов авторского права в Интернете. Среди них он назвал проблемы определения юрисдикции и применимого права, пределов действия, необходимость аутентификации заинтересованных лиц, сложность пресечения правонарушений, скорость и масштабы распространения информации. Комментируя проблему определения юрисдикции и применимого права, эксперт сказал, что наиболее популярным подходом к ее разрешению является определение применимости права той или иной страны по направленности действий лица. Например, если автор размещает текст на русском языке на исключительно русскоязычном сайте, то в отношении текста считается применимым российское право об охране интеллектуальной собственности. Если же сайт имеет, например, и англоязычную версию, то правообладателям ресурса и (или) материалов необходимо изучать законодательство соответствующих стран. На сайте можно и напрямую сделать оговорку о целевой аудитории по признаку принадлежности к той или иной стране с целью упрощения установления применимого права при возникновении спорных ситуаций.

Интересно, что согласно праву Европейского союза пассивные продажи (то есть без целенаправленного, активного привлечения клиентов, покупателей) через сайт того или иного контента не приводят к попаданию «под юрисдикцию покупателя».

Кроме того, важно отметить, что с точки зрения гражданского законодательства использование объектов авторского права в Интернете отождествляется с доведением их до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (). Если же, например, речь идет об эфирном вещании через Интернет, то всемирная сеть в таком случае служит только способом передачи произведения, а не самим способом его использования, поскольку не предусматривается возможность выбора времени просмотра вещания

Если запись вещания, например, выкладывается на сайте и можно выбрать время ее просмотра или скачать ее, тогда речь идет уже о способе использования произведения – доведении до всеобщего сведения.

Виталий Калятин рассказал о подходах к пониманию того, чем является интернет-сайт (а если точнее – контент сайта) с точки зрения авторского права. Так, он выявил три таких подхода:

  • это составное произведение;
  • это база данных;
  • это специфический объект авторского права.

В настоящее время (с 1 октября 2014 года) ГК РФ относит интернет-сайты среди прочих объектов к составным произведениям (). При этом еще постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № 255/08 были отменены судебные акты нижестоящих инстанций, когда Президиум ВАС РФ указал на то, что суды не оценили сайт в целом как составное произведение, а фактически рассматривали лишь один из элементов контента сайта (тексты, размещенные на нем), признав их неохраноспособными. Таким образом, ВАС РФ косвенно согласился с истцом, который настаивал на охраноспособности сайта как своего составного произведения.

В то же время, по словам эксперта, сейчас ничего не мешает признанию того или иного сайта базой данных, особенно с учетом того, что базы данных также относятся к категории составных произведений. Однако, по его мнению, наиболее удобным и простым способом урегулирования правового статуса сайтов было бы их обособление в качестве специфических объектов авторского права на уровне закона. Эксперт не исключает возможности внесения соответствующих поправок в законодательство в скором времени.

Виды авторских прав.

Виды авторских прав наглядно представлены на схеме.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.В) Иные авторские права, к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения.

5. Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя.

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан – от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат – выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция – незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство — несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector