Какие предметы нужно сдавать на журналиста
Содержание:
- Внимательно изучить содержание «Творческого конкурса» в различных вузах
- Что нужно для успешной сдачи творческого экзамена
- Репортер – имя собственное
- Критерии оценивания творческого сочинения 2020
- Экзамены
- МИПК имени Ивана Федорова
- Учиться замечать и рассказывать истории
- С чего начать?
- Творчеством не занимаются – им живут!
- Положение о творческом конкурсе для абитуриентов, поступающих на очную и заочную форму обучения по направлению «Журналистика» кафедры «Журналистика и массовые коммуникации» факультета журналистики Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ»
- Новости университета
Внимательно изучить содержание «Творческого конкурса» в различных вузах
На целом ряде журфаков страны «Творческий конкурс» в качестве вступительного испытания был отменен — остался только ЕГЭ. Но не везде. Содержание «Творческого конкурса» в ряде вузов отличается. Более всего отличаются требования к творческому сочинению — где-то оно должно быть максимально приближенным к классическим жанрам журналистики, где-то — это эссе с опорой на реальные события. Соответственно, то содержание, которое будет признано «отличным» одной приемной комиссией, иная может счесть провальным
Поэтому обязательно обратите внимание на то, что представляет собой «Творческий конкурс», и каковы критерии оценки
Возможно, после того, как юнкор опубликует дюжину материалов СМИ, прочтёт столько же книг про современные медиа и особенности их работы, он поймёт, что журфак ему уже не так-то и нужен, а возможно, наоборот, это станет лишь началом долгого и успешного творческого пути — через факультет журналистики и дальше.
Что нужно для успешной сдачи творческого экзамена
Предполагается, что журналист – это не просто специальность, а состояние души. Значит, школьник вполне может пробовать себя на этой творческой стезе заранее.
Для успешной сдачи конкурса необходимо предоставить творческое досье, в которое могут входить:
- публикации в газетах и журналах, подписанные вашей фамилией;
- сценарии сюжетов и роликов, вышедших на телевидении или на радио, с подписью и печатью руководителя, подтверждающей ваше авторство;
- дипломы и грамоты конкурсов юных корреспондентов;
- свидетельство об окончании школы юных журналистов при школе, колледже или ВУЗе;
- авторские фотографии, стихи и иные разработки, опубликованные или подготовленные к публикации;
- характеристики или рекомендательные письма от Отделения союза журналистов РФ, или от редакции, с которой вы сотрудничали.
Творческое испытание проводится в виде собеседования. Экзаменаторам необходимо понять уровень развития абитуриента и ширину его кругозора.
Совет. Преодолеть испытания поможет грамотная речь и умение доказывать свою точку зрения.
Вопросы, которые могут задать на экзамене:
- Почему вы решили стать журналистом?
- С какими редакциями вы сотрудничали?
- Кого вы считаете самым талантливым журналистом современности?
- Какой телевизионный ведущий является для вас примером для подражания?
- Какие газеты вы читаете?
Адекватные и спокойные ответы приведут к высокому баллу за творческое испытание. А отличные результаты по ЕГЭ помогут пройти по конкурсу на бюджет, даже если проходной балл будет высоким.
Репортер – имя собственное
Мои глаза – объективы камер, мои уши – микрофоны. Я изливаю мысли на бумагу, и ровные строчки-события отражаются в изумленных глазах читателя. «Как? Неужели? А что дальше?» — спрашивает он завороженным шепотом, тут же получая ответы. Я – не вымысел фантастов, не новое детище кибернетики. Мое имя – Репортер…
Репортеры – «всевидящее око» любой редакции. Благодаря им каждый читатель, слушатель, зритель может побывать везде, поучаствовать во всех мыслимых и немыслимых событиях.
«…И вдруг сэр Джонс, тяжело вздохнув, привстал
Поднятием дрожащей руки он призывает внимание судьи. По залу волнами разошелся гул непонимания
— Хотите что-то добавить? – невозмутимо произнес сэр Велли.
Но что я слышу?!
Я – … Это сделал!
Сэм Джонс, главный свидетель обвинения, сознался в совершении зловещего преступления – убийства Пита Хенка!..»
Возможно, так выглядел отрывок одного из первых репортажей на заре XIX века. Сегодня репортеры вышли из зала суда, но все же не прекратили делиться с нами главной ценностью нового общества – Информацией. Снова и снова журналисты повторяют волшебную формулу репортера: «Друзья, нам посчастливилось побывать в центре урагана!»
«…В прямом эфире с места событий наш специальный корреспондент…»
Но нет, мне этого мало! Я хочу видеть и чувствовать все, что происходит; быть там и шаг за шагом следовать за героями репортажа, выхватывая броские детали и запоминая ускользающие подробности. Однако даст ли маэстро Гиляровский, король жанра, мне, семнадцатилетнему корру (иначе не скажешь), встать рядом с ним? Но… разве это не я, замирающий от ужаса, прислушивающийся к тревожной «песне подземелья»? «Репортер и читатель» – единое целое, гениальная система получения и потребления информации. Становясь частью этой цепочки, журналист впитывает в себя особенности жанра и с гордостью несет имя «Репортер», словно вечное знамя свободы. Свободы мнений, знаний и совести. Причем совесть подозрительно относится к мнениям, а мнения маскируются под знания, но часто бывают с ними полностью противоположными. Поэтому репортер дает читателю, слушателю, зрителю клятву, говоря: «Я – свидетель! Я подтверждаю!»
Для меня символом Репортерской чести навсегда останется рассказ «Репортаж до последней минуты». Это произведение о малоизвестном астронавте, памятник которому установлен на аллее космических героев. Он первым высадился на тело кометы и собрал образцы материи, необходимые для объяснения загадки возникновения жизни на Земле. Но в последнюю минуту «хрупкая твердыня» не выдержала и раскололась, а Андрей Белых, так звали героя, полетел в сторону солнца
Несмотря на жар и страх, голос отважного космонавта затих только тогда, когда начала плавиться аппаратура. Огромные протуберанцы вырывались из огненного сердца галактики, солнечный ветер обжигал скафандр, но репортаж не был прерван ни на минуту!
Таков он – «герой моего рассказа». Репортер, сумевший простыми словами передать чувства падающей звезды.
Критерии оценивания творческого сочинения 2020
№ | Критерии оценивания | Баллы |
---|---|---|
1 | Актуальность темы | Максимальное количество баллов – 14 |
а) Автор раскрывает актуальность темы и предлагает пути решения проблемы | 10 – 14 | |
б) Автор не в полном объеме раскрывает актуальность темы и не предлагает вариантов решения проблемы | 5 – 9 | |
в) Работа не раскрывает актуальности темы | 0 – 4 | |
2 | Оригинальность подхода к теме и полнота ее раскрытия | Максимальное количество баллов – 14 |
а) Автор использует оригинальный подход к теме, полностью ее раскрывает | 10 – 14 | |
б) Оригинальный подход к теме, но неполное ее раскрытие Нет оригинального авторского подхода, но полностью раскрыта тема |
5 – 9 | |
в) Автор не использует оригинального подхода к теме, практически не раскрывает ее | 0 – 4 | |
3 | Характер выражения и аргументации авторской позиции | Максимальное количество баллов – 14 |
а) Автор находит убедительные аргументы в обосновании своей позиции, сопоставляет и анализирует различные факты и точки зрения | 10 – 14 | |
б) Слабо выражена авторская позиция и/или недостаточно аргументирована | 5 – 9 | |
в) Авторская позиция практически не выражена и/или не аргументирована | 0 – 4 | |
4 | Уровень эрудиции и умение ее проявить | Максимальное количество баллов – 14 |
а) Автор приводит интересные факты, цитаты, мнения, способствующие наиболее полному раскрытию темы | 10 – 14 | |
б) В работе приведены некоторые факты, мнения и цитаты | 5 – 9 | |
в) Автор практически не приводит никаких фактов, цитат и суждений | 0 – 4 | |
5 | Индивидуальный стиль автора | Максимальное количество баллов – 14 |
а) Автор демонстрирует оригинальную манеру письма, богатство словаря | 10 – 14 | |
б) Автор использует отдельные выразительные средства, в работе есть штампы | 5 – 9 | |
в) Работа имеет шаблонный характер, отличается бедностью словаря | 0 – 4 |
Экзамены
Одно из главных требований к будущим профи – умение грамотно владеть языком. Поэтому при поступлении на журналиста важны итоги ЕГЭ по русскому и литературе (РУДН). Третьим экзаменом может быть иностранный (МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ), вместо него некоторые вузы учитывают баллы по истории или обществознанию (МФЮА). В общем, готовясь к поступлению на журналиста в вуз, нужно заранее узнать, какие комбинации предметов ЕГЭ учитываются в конкретном университете.
Чтобы поступить на журналиста плюс к ЕГЭ надо обязательно сдать творческий экзамен, программу которого вуз разрабатывает самостоятельно. Обычно он состоит из двух частей:
- письменной творческой работы на заданную тему, которую нужно выполнить в одном из жанров журналистики;
- собеседования, цель которого – выяснить, насколько широк кругозор будущего журналиста.
Баллы ЕГЭ суммируются с результатами этого дополнительного вступительного испытания, причем, несмотря на, казалось бы, факультативный характер, оно играет решающую роль – приемные комиссии в первую очередь обращают внимание именно на его результаты. Если абитуриенты наберут одинаковое количество итоговых конкурсных баллов, предпочтение при зачислении отдадут кандидату, более успешно справившемуся с ДВИ
В большинстве вузов на собеседование рекомендуется приносить портфолио. Оно может включать: заверенные публикации в электронных или печатных СМИ; теле- и аудиосюжеты; дипломы за победы на вузовских олимпиадах по профильным предметам. Все эти творческие работы могут дать дополнительные баллы за индивидуальные достижения.
При поступлении в колледж после 9 класса учитывается средний балл аттестата. В спорных ситуациях, когда абитуриенты набирают равную сумму, учитываются оценки за ОГЭ по обязательным дисциплинам – русскому и математике, а также двум предметам на выбор. Чаще это иностранный язык и литература.
В общем, чтобы поступить на журналиста, нужно заранее готовить почву – участвовать в творческих конкурсах и олимпиадах, заниматься в школах юных, кружках допобразования и, конечно же, готовиться к ЕГЭ по литературе и русскому языку: эти предметы – профилирующие при поступлении на журналистику.
МИПК имени Ивана Федорова
В Московском издательско-полиграфическом колледже имени Ивана Федорова тоже готовят издателей, редакторов и специалистов в медиа-сфере. Данное учебное заведение входит в топ-100 лучших по РФ и является одним из старейших в своем сегменте. С 2012 года учредителем МИПК им. И. Федорова стал Департамент образования города Москвы, и этот факт делает заведение очень надежным: его вряд ли закроют во время Вашего обучения, что нередко случается с частными образовательными компаниями. Обучение длится 3 г. 10 мес., всего насчитывается 50 мест. Документы необходимо принести в приемную комиссию: копии и оригинал паспорта, аттестат, 4 фото, медицинскую справку 086.
Цена | Бюджетные места | Диплом о среднем образовании гос. образца | Направления подготовки |
30.000 в год | Есть | Есть |
|
Учиться замечать и рассказывать истории
Журналистика — это умение подмечать то, что никто другой не заметил, и рассказывать об этом так, чтобы заметили все. Юнкору следует больше интересоваться тем, что происходит вокруг — интересными историями людей, яркими сюжетами, которые могли бы стать поводами для публикаций в СМИ. Настоящее репортерское мастерство — в умении видеть новости в обыденном, но отнюдь не пересказывать сообщения федеральных и международных СМИ. В конечном счете, несмотря на все изменения в профессии, ключевой в работе медийщиков (не только журналистов, но и PR-специалистов) остаётся задача рассказывать истории.
С чего начать?
Решив стать журналистом, вы переводите свое существование в область словесности навсегда. На любой журналистской работе придется много писать. Это умение следует тщательно оттачивать, писать постоянно, на любые темы, легко и грамотно. Также журналист напрямую связан с обществом, поэтому должен знать немного из экономики, права, социологии и так далее. Немаловажным является знание иностранных языков. Без них успешную карьеру не построить и на мировой (а часто и федеральный) уровень не выйти.
Переживать, если вы чего-то из этого не знаете, не стоит. Во-первых, в университете этому тоже будут учить. Во-вторых, самообразование еще никто не отменял. Работа над собой помогает преодолеть все преграды.
Список предметов на ЕГЭ
Как понятно из написанного выше, в любом случае для поступления необходимы высокие баллы ЕГЭ по русскому и литературе. Также могут потребоваться обществознание и английский язык, в зависимости от ВУЗа.
Олимпиады и конкурсы
Участие в различных олимпиадах и конкурсах может существенно облегчить поступление, дать дополнительные баллы.
- Во-первых, можно участвовать во Всероссийской олимпиаде. Она начинается со
школьного этапа, далее идет городской, региональный, иногда окружной и российский уровень. Призерам олимпиады на уровне страны и дают дополнительные баллы. Даже если так далеко вы не пройдете, пытаться стоит, потому что участие в подобных конкурсах приучит к стрессовым учебным ситуациям, и ЕГЭ не покажется столь страшным. - Также каждый крупный ВУЗ проводит собственную олимпиаду, призеры которой получают привилегии при поступлении (например, олимпиада Ломоносова в МГУ). Чаще всего первый этап проходит дистанционно, далее лучшие участники едут на очный этап. Подробности стоит уточнять на сайте своего будущего учебного заведения.
Творчеством не занимаются – им живут!
Сегодня до того свободное время, что в какую сторону голову ни поверни – всюду творческие люди. Вон их как много! Море, почти океан. Включишь телевизор, а там… творческая личность на личности сидит. Эстрада: все «поют» (вы понимаете, о чём я), пляшут… Творчество!.. Распиаренные телешоу: опять же «поют», развивают вокальные данные, любовь строят. А как же? Тут без творческого подхода – ни-ни.
Творчество. Творчество! Творчество? Творчество!! Уже практически невозможно за всей этой пылью, грязью (а там ведь микробы! Осторожней…) разглядеть истинных творцов. Они не заявляют на каждом шагу каждому репортёру или интервьюеру, что являются творческими людьми. Им не нужно и тех «отведённых», «отмеренных» пятнадцати минут славы. Они просто занимаются тем, к чему лежит душа, что доставляет удовольствие им и окружающим, пусть даже эти окружающие – лишь родственники и близкие друзья. В этом их отличие от псевдотворцов, которые в очередной раз «набросили маски», и которые пытаются перекричать своих «сородичей», возглашая «Я творческий…» Но так и не могут переорать друг друга. Дай-то Бог, чтобы это поскорее произошло. Надоест играть в «творческий – нетворческий», найдут другую модную забаву. Прошли же времена «креативных», «одиозных» и их антиподов, потихоньку сходит на нет деление на атеистов и верующих.
Я убеждён, что каждый человек наделён творческими способностями. Кто-то больше, кто-то меньше. Просто одни реализуют свои возможности по максимуму, а другие – как придётся. Безусловен тот факт, что, так или иначе, а человек в своей деятельности использует индивидуальные качества, то есть проявляет творчество. Но это ещё не значит, что каждый индивид может называться творческим индивидом, и уж тем более – личностью. Творческий человек – тот, чья жизнь направлена на созидание, в этом он видит смысл жизни. Не так давно прошла телепередача о родовых проклятиях. В одном сюжете рассказывалось о том, как выпускники одного вуза во время пикника дали клятву не заниматься никакими видами деятельности, кроме искусства. И один человек от себя добавил: «Пусть умрёт тот, кто отступится от этой клятвы». Шутки шутками, а пророчество стало сбываться. Те люди, которые прекращали жить искусством, уйдя в бизнес или другую сферу, в скором времени погибали: автокатастрофа, не раскрылся парашют, несчастный случай… Из тридцати выпускников в живых осталось чуть больше половины.
Как-то, когда я был ещё совсем маленьким, мы с отцом поехали на охоту в Топчихинский район. Ночевали у знакомых. Меня поразило, что на стенах висели картины с загадочными изображениями русалок. Они были тёмно-зелёного, болотного цвета, с белокурыми волосами, как и положено, с плавниками. Автор этих картин – дочь хозяина. Своим детским чутьём я понял, что это добрый человек с собственным миром, населяют который прекрасные русалки, и сразу же проникся к ней доверием. К сожалению, будучи уже пятнадцатилетним юношей, я узнал от родителей не совсем приятные вещи об «авторе русалок».
Или такой интересный народ, как бразильцы. Они творят в футболе. Мальчишки готовы сутками напролёт гонять на улице мяч. И когда вырастают, эта любовь к футболу никуда не пропадает. Футбол у бразильцев в крови, они этим живут. Творчество? Творчество. Даром, что числятся пентакампионами, то есть пятикратными чемпионами мира.
Не нужно стремиться быть творческим человеком, «жизнь положить» за футбо
Положение о творческом конкурсе для абитуриентов, поступающих на очную и заочную форму обучения по направлению «Журналистика» кафедры «Журналистика и массовые коммуникации» факультета журналистики Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ»
В целях отбора для профессионального обучения хорошо подготовленных и творчески одаренных абитуриентов на кафедре «Журналистика и массовые коммуникации» факультета журналистики Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ проводится конкурс по направлению «Журналистика». Цели и задачи – выявление творческих способностей и социального темперамента абитуриентов, как необходимых качеств, составляющих суть профессии журналиста. Кроме того, в ходе конкурса должны проявиться эрудиция, круг интересов и представление будущих студентов о профессии журналиста. Творческий конкурс проводится в три этапа.
Творческий конкурс проводится в три этапа:
I Этап. «Письменная работа»
Письменная работа (эссе) – написание авторского текста в жанре информационного сюжета в течение 45 минут объемом 1 страница формата А4 – тема по выбору в конверте
Письменная работа выполняется от руки на специальном экзаменационном бланке.
Оцениваются:
1. Актуальность поставленной проблемы (1-7 баллов)
2. Структура текста (1-7 баллов)
3. Информационная насыщенность (1-7 баллов)
4. Стилистика изложения и грамотность (1- 7 баллов)
5. Наличие авторского вывода (1-7 баллов)
Максимальный балл по итогам письменной работы – 35 баллов.
II Этап. Творческое задание
По выбору:
1. Телевидение «Работа в кадре»,
2. Радиовещание «Вы у микрофона»,
3. Интернет-журналистика «Социальные сети».
Творческое задание направлено на выявление индивидуальных творческих возможностей и способностей абитуриента. В телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» перед телевизионной камерой или у радиомикрофона абитуриент должен произнести предложенный информационный текст. В 360-градусном мультимедийном ньюсруме абитуриенту предлагается написать и разместить заметку на актуальную тему в социальной сети «В Контакте» в аккаунте «Абитуриент журфака ЮУрГУ».
Телевидение «Работа в кадре» или Радиовещание «Вы у микрофона»
Оцениваются:
1. Телегеничность или «радийность» абитуриента (1-7 баллов)
2. Коммуникабельность и тактичность (1-7 баллов)
3.Умение логично и аргументированно выстраивать свою речь (1-7 баллов)
4. Свободное владение речью и артикуляцией (1-7 баллов)
5. Способность оперативно реагировать на внешние вызовы в условиях эфира (1-7 баллов)
Максимальный балл по итогам работы в кадре – 35 баллов.
Максимальный балл по итогам работы у микрофона – 35 баллов.
Интернет-журналистика «Социальные сети»
Оцениваются:
1. Умение сформулировать тему и заголовок (1-7 баллов)
2. Способность логически выстроить материал (1-7 баллов)
3. Стилистика изложения и грамотность (1-7 баллов)
4. Творческий подход (1-7 баллов)
5. Знание и навыки использования компьютерных программ (1-7 баллов)
III Этап. «Собеседование» или «Творческое портфолио»
На этом этапе творческого конкурса абитуриент может по собственному желанию пройти устное собеседование или предоставить комиссии портфолио для ознакомления.
Собеседование проводят преподаватели кафедры «Журналистика и массовые коммуникации» по вопросам, связанным с мотивацией абитуриентов, выбирающих профессию журналиста. Оцениваются общий уровень гуманитарной подготовки, понимание миссии и нравственных ценностей современной журналистики, места и роли СМИ в обществе.
Творческое портфолио включает в себя резюме абитуриента (фамилия, имя, отчество, адрес, образование, дополнительное образование, работа в СМИ: количество, темы и названия публикаций, профессиональные навыки и умения, владение компьютером); 2 наиболее ярких социально значимых, опубликованных или вышедших в эфир текста журналистских произведений. Дипломы и другие награды абитуриентов за 2016, 2017, 2018, 2019 гг.
Максимальный балл оценки собеседования или портфолио – 30 баллов.
Максимальный общий балл по итогам творческого конкурса – 100 баллов.
Новости университета
Проекты обучающихся ТОГУ реализуются в рамках национального проекта «Образование»
21 августа, 2020
Эрнст Ри: «Важная задача кафедры «Литейное производство и технологии металлов» – вовлечение в научно-исследовательскую деятельность обучающихся всех уровней подготовки»
21 августа, 2020
В телепрограмме, посвященной Дню географа в России, выступил ученый-историк из ТОГУ
21 августа, 2020
На официальном портале ТОГУ размещены конкурсные списки абитуриентов 2020 года
20 августа, 2020
Мария Дьякова: «Мы даем возможность обучающимся уже с 1-2-го курсов выстраивать профессиональные ориентиры»
20 августа, 2020
ТОП-10 наиболее востребованных профессий, которым обучат в ТОГУ
20 августа, 2020
В ТОГУ начат прием научных работ для публикации в пятом выпуске «Вестника Центра изучения международных отношений в АТР»
19 августа, 2020
Денис Вегера: «Проектная деятельность помогает студентам расширять кругозор и эффективнее усваивать учебную программу»
19 августа, 2020
ТОГУ – проводник к мечте
19 августа, 2020