«большая перемена» 2020. всё, что нужно знать о конкурсе!
Содержание:
- Этапы конкурса «Большая перемена»
- «Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов
- «Доживем до понедельника» (1968), режиссер Станислав Ростоцкий
- Сроки, место и порядок проведения «Большой перемены» в 2020 году
- Как можно распорядиться призовыми средствами
- «Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта
- Кто может участвовать в конкурсе «Большая перемена»
- Миссия, цели и задачи
- «Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев
- Призы и награды
- «Вам и не снилось…» (1980), режиссер Илья Фрэз
Этапы конкурса «Большая перемена»
Большая Перемена будет проводиться в шесть основных этапов. Рассмотрим каждый из них.
Начало пути
Это дистанционный этап Тестирование. Проводится он с 31 марта по 22 июня.
Чтобы успешно пройти этот этап, нужно ответить на три блока вопросов:
- определение типа личности;
- оценка интеллектуальных показателей;
- профориентационное тестирование «Примерочная профессий».
После того, как участник прошел все тесты, он получит рекомендации по выбору одного из 9 направлений. Выбрать направление нужно один раз. Все следующие испытания конкурса будут проводиться внутри выбранного направления.
По итогам этого этапа вы получите статус Следопыт.
Представь себя
Третий этап будет проводиться дистанционно с 15 апреля по 22 июня.
Каждый подросток должен представить себя и показать собственный потенциал. Для этого он выполняет следующие задания:
- Эссе в текстовом формате, в форме видео или аудио. Также допустим скетч и другие форматы. В этом эссе участник должен охарактеризовать себя, рассказать о своих мотивах, талантах и качествах лидера, показать уже достигнутые им результаты.
- Дополнительные задания, характерные для разных направлений: тесты, конкурсы, программы и партнерские задания.
После прохождения этого этапа участники получают статус Профи.
Командное состязание
Четвертый этап проводится с 23 июня по 6 июля в дистанционном формате.
Участники получают проектные практические задачи, которые нужно выполнить в рамках направления, в котором они движутся. Для этого подростки должны привлечь единомышленников и своего любимого учителя для образования команды.
Те, кто успешно пройдут этап, получат статус Капитан.
Большая игра
Очный полуфинал будет проводиться с 1 августа по 30 сентября. Это очень ответственный этап конкурса!
До него могут быть допущены до 5400 победителей дистанционных этапов. 2700 участников из числа учеников 8-9 классов. И 2700 участников из числа учащихся 10 классов.
Полуфиналы будут проходить по следующему порядку:
- 8 субъектов Российской федерации;
- утвержденный Оргкомитетом график (размещен на официальном сайте);
- в форме решения кейсовых заданий, позволяющих выявить лидерские качества;
- участник должен пригласить одного педагога из своей школы;
- победители выбираются в каждом из полуфиналов, основываясь на показателях индивидуального рейтинга.
Все, кто прошел этот этап, получают статус Герой.
Финальный ход
Финал проводится с 1 по 31 октября в очном режиме в городе Москва.
- 1200 победителей полуфинала: 600 учеников 8-9 классов, 600 учеников 10 класса;
- 1200 педагогов;
- кейсовые групповые задания позволяют выявить личностные и профессиональные качества участников;
- каждый педагог формирует личный рейтинг активности;
- результаты участников суммируются с результатами педагогов и образуют общий рейтинг представляемой школы;
- личный рейтинг участника определяет результат прохождения оценки;
- победителями объявляются те ребята, которые набрали наивысшие показатели рейтинга после выполнения всех заданий Конкурса «Большая перемена».
Все, кто успешно завершит этот этап, получат статус Звезда.
«Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов
Сценарий драмы из жизни старшеклассников, написанный Семеном Лунгиным, несколько лет пылился в архиве «Мосфильма». Его посчитали неинтересным и бесперспективным. Браться за съемки заведомо провальной картины не хотел никто. Никто, кроме будущего лауреата «Оскара», а на тот момент — выпускника аспирантуры ВГИКа Владимира Меньшова. За его плечами была всего одна короткометражка, но режиссер решил рискнуть и забрал неугодный корифеям сценарий. Результат превзошел все ожидания.
В 1977 году «Розыгрыш» занял 10-е место в советском прокате — фильм посмотрели почти 34 миллиона зрителей. Лента была удостоена приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм для детей и юношества. Всесоюзный кинофестиваль в Риге отметил картину премиями за лучшую женскую роль (Евгения Ханаева) и сценарий (Семен Лунгин).
Действие фильма разворачивается в обычной советской школе. Лидер 9 «Б» класса Олег Комаровский (Андрей Гусев) подговорил одноклассников соврать учительнице математики Марии Васильевне (Евгения Ханаева): якобы она не предупреждала о контрольной работе. Обман раскрыт, все причастные получили по единице, в классе назревает конфликт. Против Комаровского выступает новый ученик Игорь Грушко (дебют Дмитрия Харатьяна).
В «Розыгрыше» сыграли свои первые заметные роли актрисы Наталья Вавилова и Евдокия Германова. Второстепенные роли одноклассников главных персонажей сыграли не актеры, а обычные старшеклассники из московских школ.
Роли учителей и родителей исполнили звезды — Зиновий Гердт, Олег Табаков, Наталья Фатеева, Евгения Ханаева. Владимир Меньшов тоже появляется на экране — в роли физрука.
Сразу четырех актеров из «Розыгрыша» — Наталью Вавилову, Олега Табакова, Евгению Ханаеву и Гарри Бардина — режиссер взял в свой следующий фильм «Москва слезам не верит», получивший в 1989 году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Розыгрыш» можно смотреть как гид по московским достопримечательностям: в нем можно увидеть и знаменитый бассейн «Чайка», и Большой Москворецкий мост, и великолепный дом с кошками в Подсосенском переулке. Основные съемки проходили в московской школе № 59 имени Н.В. Гоголя (бывшая Медведниковская гимназия) в Староконюшенном переулке. Еще в начале прошлого века Медведниковская гимназия считалась одной из лучших в Москве. Здание для нее построили в 1904 году по проекту Ивана Кузнецова — участок и капитал для этого пожертвовала купчиха Александра Медведникова. Сейчас здание закрыто на капитальный ремонт, школа переехала. Тем, кто не бывал внутри, узнать здание непросто: вход в школу снимали совсем в другом месте — у первого корпуса Московского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас — МГУПС).
Фильм запомнился зрителям еще и прозвучавшими в нем песнями на музыку Александра Флярковского. Одна из них — «Школьный вальс» — сразу же после выхода фильма на экраны получила сумасшедшую популярность. Она и сегодня, сорок с лишним лет спустя, часто звучит в школах на выпускных:
«Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь — назад, и вновь ему с утра —
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдем со школьного двора».
«Доживем до понедельника» (1968), режиссер Станислав Ростоцкий
Картина, перевернувшая представление о школьном кино в СССР, вышла на экраны 28 октября 1968 года. Чуть раньше, до начала учебного года, ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя, воздавая должное смелому дуэту режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского. Они показали настоящую школьную жизнь, без прикрас и деления на черное и белое, с конфликтами и сложным выбором. Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР.
В основу фильма легла одноименная ранняя повесть Георгия Полонского, переработанная им в сценарий во время учебы на Высших курсах сценаристов. Дипломная работа 28-летнего Полонского впечатлила не только комиссию, но и Станислава Ростоцкого.
Кандидатуры на главные роли утверждали вместе. Полонский поначалу был категорически против суперзвезды Вячеслава Тихонова в главной роли. Учителя истории Мельникова он задумывал как фронтовика, надломленного и не слишком красивого человека. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим. Тихонов же сниматься не хотел — в тот период актер переживал кризис, собирался уходить из кино. Мельников тоже находился на перепутье, решая, продолжать ли ему преподавать. Эту параллель, видимо, и усмотрел режиссер. Выбора Тихонову он не оставил, категорически заявив: «Если ты мне друг, ты должен играть».
На роль молодой учительницы английского языка режиссер выбрал Ирину Печерникову. У актрисы тоже были сомнения — сперва ей показалось, что это будет шаблонный фильм-агитка про школу. Но прочитав сценарий, она загорелась работой. В роли сухой и строгой учительницы русского языка и литературы Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову. Кстати, «Доживем до понедельника» стал их единственной совместной работой. От актеров, сыгравших учителей, не отставали и «ученики» — Валерий Зубарев, Игорь Старыгин, Юрий Чернов, Ольга Остроумова (роль Риты Черкасовой стала ее дебютом).
Когда встал вопрос о месте съемок фильма о жизни современной советской школы, Ростоцкий остановил свой выбор на развивающемся районе Москвы — Северном Медведкове. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью впустил киногруппу — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.
Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для школы № 234 эти слова стали девизом. Ее можно увидеть в музее, посвященном фильму. На большом экране здесь часто показывают «Доживем до понедельника», в музейном уголке рядом можно рассмотреть старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х. Стены украшают цитаты и кадры из фильма и снимки современных учеников.
Сроки, место и порядок проведения «Большой перемены» в 2020 году
Место
Большинство мероприятий проводятся в дистанционном формате на всей территории России. Затем Очные Полуфиналы будут организованы в каждом Федеральном округе. А Финал будет организован в городе Москва.
Направления или «тематики»
Участники могут выбрать для себя одно из 9 направлений по темам:
- Твори! Ребята могут продемонстрировать таланты и способности в любом виде искусства. Они попробуют найти ответ на вопрос: «Как сегодня развивается искусство?».
- Сохраняй природу! Ребята могут продемонстрировать, насколько хорошо понимают современную экологическую ситуацию. Они могут предложить собственные решения по сохранению планеты для будущих поколений.
- Меняй мир вокруг! Ребята могут предложить собственные решения на тему smart city, экологических поселений, инновационных ландшафтных и архитектурных решений. Они должны будут поделиться своими мыслями о том, как развивать современные деревни, города и мегаполисы, как интегрировать в них разные инфраструктуры и помочь людям жить в более комфортных и безопасных с экологической точки зрения условиях.
- Будь здоров! Участники смогут показать, насколько хорошо разбираются в современных технологиях в области медицины. Они поделятся собственными мыслями о том, как развивать здоровый образ жизни и обеспечить доступ всех граждан к медицине будущего.
- Создавай будущее! Ребята покажут свои знания в области инженерии и науки. Они поделятся своим видением по следующим вопросам: «Как правильно создавать и интегрировать инновации в современную промышленность?», «Каковы особенности современного производства, заводов и производственных линий?», «Как привести производство в соответствие с современными вызовами и запросами?».
- Расскажи о главном! Ребята поделятся тем, какими должны стать новые средства массовой информации и как должны выглядеть современные медиа-системы.
- Делай добро! Дети покажут, как можно создавать и воплощать в жизнь полезные для общества инициативы, творить добро для разных социальных групп по всей территории страны.
- Познавай Россию! Дети будут предлагать свои идеи о том, какими должны быть современные туристические проекты и что должно измениться в туристической области в ближайшем будущем, какую инфраструктуру нужно развивать, чтобы в нашу страну приезжали потоки туристов.
- Помни! Дети поделятся своим пониманием патриатизма, расскажут о практиках и формах, которые помогут объединить общество и напомнить ему о Победе в ВОВ.
Как можно распорядиться призовыми средствами
Для победителей «Большой Перемены» будет открыт накопительный или страховой счет. Для этого счета будет создан договор, в котором будет оговариваться то, на что назначаются выплаты. В последующем все платежи будут проверяться на соответствие этому договору.
На что можно потратить 1 миллион потратить:
- для обучения в бакалавриате;
- если победитель поступил на бюджетное отделение, то на ипотеку, на стартап, на следующее высшее образование и магистратуру;
- для оплаты проезда на место учебы;
- на повышенную стипендию.
На что можно потратить 200 тысяч рублей:
- на дополнительное, среднее профессиональное или дистанционное образование в России;
- на более глубокую подготовку по некоторым предметам;
- на дополнительное образование;
- на будущее обучение в высшем учебном заведении;
- на гаджет в образовательных целях: компьютер, планшет, микроскоп или камеру.
На что можно потратить школе 2 миллиона рублей:
- на улучшение транспортной инфраструктуры (автобус, например);
- на оборудование для научно-исследовательской деятельности;
- на улучшение спортивной инфраструктуры;
- на улучшение творческой инфраструктуры;
- на создание компьютерного класса и его оснащение;
- на создание или улучшение рекреационной инфраструктуры;
- для финансового обеспечения собственных идей по улучшению общей инфраструктуры школы.
«Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта
Самый известный фильм о школе Александра Митты — итог первых десяти лет творческой биографии режиссера, посвященных исследованию темы взросления. От темы борьбы душевных троечников с учительницей-формалисткой («Друг мой, Колька!»), искушения советских подростков внезапно свалившимися на них деньгами («Без страха и упрека») и горького любовного разочарования пятиклассницы («Звонят, откройте дверь!») он перешел к проблеме маленького человека и требований, которые к нему предъявляет общество.
Главный герой — типичный троечник восьмиклассник Леша Жильцов (Сергей Данченко). На фоне одаренных одноклассников, каждый из которых стремится быть личностью, он теряется, а школьная программа кажется ему слишком сложной. Все меняется, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (Ольга Рыжникова). С ее помощью Леша начинает работать над собой и очень быстро становится совершенно другим человеком.
Мать и отца Леши сыграли Юрий и Татьяна Никулины. Экранные отец и сын были настолько похожи друг на друга, что многие зрители посчитали юного актера настоящим сыном Никулина. Для Сергея Данченко фильм «Точка, точка, запятая…» стал первым и последним опытом работы в кино. Его судьба сложилась так, как должна была сложиться судьба его героя: он увлекся радиоэлектроникой, окончил Московский авиационный институт и работает по специальности.
Премьера фильма прошла 30 декабря 1972 года. Лента собрала массу наград, среди которых серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главная премия на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премия Ленинского комсомола.
Натурные сцены снимали на западе Москвы, недалеко от Филевского парка. Основные съемки прошли в школе № 2101 (бывшая 98-я), расположенной на Малой Филевской улице.
Кто может участвовать в конкурсе «Большая перемена»
Можно выделить две группы школьников, которые допускаются к участию в конкурсе. Все они должны быть гражданами Российской Федерации.
- Учащиеся 8 и 9 классов.
- Учащиеся 10 классов.
Для учеников 10 классов доступны особые условия и главные призы. Не переживайте, если вы еще не учитесь в 10 классе. В будущем вы тоже сможете стать одним из основных Участников проекта. Но сейчас у вас есть прекрасная возможность потренироваться, чтобы увеличить свои шансы для победы в будущем.
Поддержка
Каждый прошедший в полуфинал участник должен пригласить одного из учителей своей школы, чтобы вместе проходить испытания и участвовать в образовательных мероприятиях.
- Пригласить можно педагога, классного руководителя, психолога или другого педагогического работника, которые занимают активную профессиональную позицию и много работают с учащимися 8-10 классов.
- Если будут успешно пройдены все испытания полуфинала, ученик и педагог из его поддержки проходят в финал.
Замену педагога для участия в финале можно осуществить только в исключительном случае и лишь при согласовании с Оргкомитетом «Большой перемены».
Миссия, цели и задачи
Миссия
Главный герой конкурса — это ты, его участник. И твои способности — вот цель, ради которой в нем стоит участвовать.
Организаторы сделали все возможное, чтобы у старшеклассников были все условия для развития их способностей. Каждый может изменить мир! И «Большая перемена» поможет ученикам поверить в себя, найти в себе лучшие стороны и использовать их на благо себя, своей семьи и своего окружения.
Школа — это ключевая площадка, где дети проводят большую часть жизни. Здесь они создают свои первые проекты, приобретают друзей и соратников. В процессе Конкурса ученики объединят свои усилия друг с другом и с учителями для реализации совместных проектов.
Цель
Конкурс поможет выявить среди всех учащихся России тех ребят, которые:
- обладают активной жизненной позицией;
- являются лидерами мнений;
- не боятся себя проявить;
- готовы учиться новому;
- хотят изменить мир к лучшему.
Эти ребята получат поддержку для своего развития и дальнейшего образования.
Задачи
Чтобы миссия была осуществлена, а цель достигнута, будут решаться следующие задачи:
- Каждый участник пройдет тестирование, по результатам которого для него будут сформированы индивидуальные рекомендации в отношении выбора темы. Также «звездные» наставники обучат его того, как презентовать себя.
- Каждый школьник получит доступ к информационно-образовательной среде, которая поможет ему развивать личные компетенции по развитию себя и своего окружения. Таким образом, независимо от социального статуса и финансового обеспечения, для всех детей будут созданы равные стартовые возможности.
- Будет создано единое сообщество, объединяющее в себе всех школьников и педагогов, обладающих лидерской позицией и заинтересованных в том, чтобы менять мир к лучшему.
- Старшеклассники будут развивать лидерские качества, что поможет им в дальнейшем на протяжении всей жизни и карьеры.
Эксперты проекта
«Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев
Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.
Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.
В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.
В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.
На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.
Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.
Призы и награды
Теперь обсудим самое «вкусное» — это то, за что борются участники Большой Перемены.
Те, кто прошел хотя бы 1 этап, получат именованный сертификат Участника.
Участники финала:
- 600 учеников 10 класса: 5 баллов в портфолио и путевки в Артек;
- 600 учеников 8-9 классов: путевки в Артек;
- все участники: брендированная карта «МИР» от Сбербанка.
Победители финала:
- 300 учеников 10 класса: 1 миллион рублей;
- 300 учеников 8-9 классов: 200 тысяч рублей;
- 200 самых активных педагогов: право на участие в образовательной программе «Россия — страна возможностей»;
- все педагоги: удостоверения по повышении квалификации;
- 20 лучших школ, набравших наивысший рейтинг: 2 миллиона рублей.
«Вам и не снилось…» (1980), режиссер Илья Фрэз
Фильм «Вам и не снилось…» начался с повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька». Писательница отдала рукопись в редакцию журнала «Юность» и несколько месяцев ждала ответа. А когда не дождалась, то отправила историю на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов Сергею Герасимову. Запуску съемок способствовала жена Герасимова Тамара Макарова, которой повесть очень понравилась. Совсем скоро съемки стартовали, режиссером стал Илья Фрэз, а Галина Щербакова — соавтором сценария. В журнале произведение опубликовали в разгар съемок, когда автор изменила конец на более оптимистичный.
История о первой любви старшеклассников и препятствиях, которые чинят этому чувству непонимающие взрослые, конечно же, о современных Ромео и Джульетте. Поэтому героев повести Щербаковой зовут Рома и Юля. Но Госкино настоятельно попросило сценаристов «не мнить себя Шекспиром» — так вместо Юльки появилась Катя Шевченко. Ее сыграла выпускница ГИТИСа 23-летняя Татьяна Аксюта. Ее партнером по съемкам стал Никита Михайловский, который на тот момент еще учился в школе и был младше Аксюты на семь лет. Монструозную маму Ромы сыграла Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Соловей — учительницу литературы, которая не может разобраться в своей жизни, маму Кати сыграла Ирина Мирошниченко, а Альберт Филозов — папу Ромы, когда-то влюбленного в нее.
Для съемок фильма выбрали школу № 1103 (раньше — № 780) на Литовском бульваре в Ясеневе. Желание учеников попасть в кадр стало для съемочной группы настоящим бедствием. Узнав, где выставлена камера, они подбирались поближе, делая вид, что занимаются уборкой.
Дом, в который въезжают герои в начале фильма под песню «Последняя поэма» («Я уплываю, и время несет меня с края на край»), находится на Енисейской улице (дом 21). А дом бабушки Романа в Ленинграде — это знаменитый Толстовский дом на улице Рубинштейна. Сцену на балконе в подъезде дома учительницы литературы снимали в 16-этажке на улице 26 Бакинских Комиссаров, а сцену в кафе — на пересечении Малого Ржевского и Скатертного переулков.
Премьера в СССР прошла 23 марта 1981-го. В прокате картина заняла 12-е место — ее посмотрели более 26 миллионов зрителей. Также картина Ильи Фрэза стала лучшим фильмом 1981 года согласно опросу журнала «Советский экран». В марте 1982 года фильм увидели зрители в США — в американском прокате его назвали Love & Lies («Любовь и ложь»).